Скачать 475.64 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.В.1.1, СД.Ф.25, ДПП.04 ГИДРОБИОЛОГИЯ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050102 Биология 050102 Биология с дополнительной специальностью географией (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-экологического факультета (протокол № 13 от 02 апреля 2008 г.) Зав. кафедрой__________________ Харламова М.Н. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Воскобойников Г.М., д.б.н., профессор, зав. лабораторией альгологии ММБИ КНЦ РАН
Курс «Гидробиология» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Биология». Освоение данной дисциплины требует соответствующей подготовки по химии, микробиологии, ботанике, зоологии, экологии и ряду других дисциплин, поэтому курс целесообразно читать не ранее 3 года обучения. Аудиторные занятия по курсу включают лекции и практические работы. 40 часов отводится на самостоятельную работу студентов. В теоретической части всесторонне рассматриваются особенности обитания в водной среде (гидросфере), много внимания уделяется изучению различных жизненных форм гидробионтов. Расположение материала по темам и их последовательность подчинены задаче создать у слушателей представление о гидробиологии как комплексной экологической дисциплине, всесторонне раскрывающей связи явлений и процессов, происходящих в водоемах. Знания, полученные в процессе изучения курса, несомненно, окажутся полезными как специалистам-биологам, так и учителям биологии средней школы, поскольку раскрывают принципы изучения экологических процессов в различных местообитаниях и значительно углубляют знания о населении водоемов. На практических занятиях студенты знакомятся со способами сбора и первичной обработки водных организмов, осваивают простейшие методы расчета продукции водных экосистем и оценки качества природных вод по биологическим показателям. В результате освоения курса специалист должен:
Физико-химические свойства воды и грунта. Условия обитания в водоемах, действие основных абиотических факторов на гидробионтов. Основные жизненные формы гидробионтов. Особенности обитания в океане. Общая характеристика населения океана. Особенности обитания в пресных водах, характеристика населения озер, рек, болот и подземных водоемов. Оценка ресурсов гидросферы. Проблема чистой воды.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности 050102 Биология Вариант 2 для специальности 050102 Биология с дополнительной специальностью географией
Вариант 3 для специальности 050102 Биология ЗФО 1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Введение. Предмет, задачи и методы гидробиологии. Общие принципы и понятия гидробиологии. Возникновение и развитие науки. Тема 1. Условия существования в водной среде. Особенности обитания в водной среде. Ведущие абиотические факторы в воде. Температура, свет, звук, электричество. Химический состав и строение воды и грунта. Плотность воды, термические особенности, вязкость. Движение воды. Понятие о водных массах. Тема 2. Гидросфера и ее население. Основные жизненные формы гиробионтов. Планктон и нектон. Плавучесть. Активное движение. Пассивное движение. Миграции. Бентос и перифитон. Удержание на твердом субстрате. Защита от засыпания взвесью. Движение. Миграции. Пелагобентос, нейстон и плейстон. Мировой океан и его население. Общая характеристика населения. Население пелагиали. Население бентали. Население разных широт и разных глубин. Континентальные водоемы и их население. Реки, озера, болота, искусственные водоемы. Подземные воды и их население. Пещерные воды. Интерстициальные воды. Тема 3. Основные процессы жизнедеятельностигидробионтов. Питание. Пища гидробионтов, обеспеченность пищей. Способы добывания пищи. Спектры питания и пищевая элективность. Интенсивность питания и усвоения пищи. Ритмы питания. Водно-солевой обмен. Защита от обсыхания. Защита от осмотического обезвоживания и обводнения. Осмоизоляция и осморегуляция. Солевой обмен и выживаемость. Население вод разной солености. Дыхание. Адаптации к газообмену. Адаптации к использованию растворенного и атмосферного кислорода. Интенсивность дыхания. Зависимость интенсивности газообмена от внешних условий. Устойчивость гидробионтов к дефициту кислорода и заморные явления в водоемах. Размножение гидробионтов. Тема 4. Популяции гидробионтов. Величина и плотность популяций. Структура (хорологическая, возрастная, половая). Внутрипопуляционные отношения и группировки. Функциональные особенности популяций: увеличение численности, биологическая продукция, эффективность использования пищи, энергобаланс. Динамические показатели популяций: рождаемость, смертность, рост популяций. Динамика численности и биомассы: суточная, сезонная, годовая. Непериодические изменения. Тема 5. Гидробиоценозы. Структура гидробиоценозов: трофическая, видовая, хорологическая, размерная. Межпопуляционные отношения в гидробиоценозах. Трансформация веществ и энергии. Основные биоценозы морей и континентальных водоемов. Тема 6. Водные экосистемы. Структурные и функциональные особенности водных экосистем. Взаимодействие живого и косного компонентов. Устойчивость экосистем. Круговорот основных биогенных элементов в водных экосистемах. Новообразование органического вещества: фотосинтез и хемосинтез. Динамика экосистем. Сукцессия. Флуктуация и трансформация экосистем. Продуктивность экосистем. Первичная продукция: способы оценки и выражения. Величина первичной продукции в различных водоемах. Вторичная продукция. Методы расчета. Темпы и эффективность вторичного продуцирования в различных группах гетеротрофов. Биологические ресурсы гидросферы, их освоение и воспроизводство. Мировой промысел гидробионтов. Охрана и повышение эффективности естественного воспроизводства промысловых видов. Акклиматизация гидробионтов. Аквакультура. Рыбоводство в пресноводных водоемах. Марикультура. Аквакультура беспозвоночных и водорослей. Тема 7. Экологические аспекты проблемы чистой воды и охраны гидросферы. Загрязнение водоемов. Химическое загрязнение. Антропогенная эвтрофикация и термофикация водоемов. Биологическое самоочищение водоемов и формирование качества воды. Экологические основы очистки вод: очистка сточных водоемов. Экологические основы питьевого водоснабжения. Экологические основы охраны гидросферы. Биологическая индикация состояния воды. Токсикологический контроль. Гидробиологический мониторинг. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Тематическое планирование лекций Лекция 1. Введение. Предмет, задачи и методы гидробиологии. Общие принципы и понятия гидробиологии. Возникновение и развитие науки. Лекция 2. Особенности обитания в водной среде. Ведущие абиотические факторы в воде: температура, свет, звук, электричество и др. Понятие о водных массах. Лекция 3. Основные жизненные формы гидробионтов. Планктон и нектон. Бентос и перифитон. Пелагобентос, нейстон и плейстон. Лекция 4. Мировой океан и его население. Общая характеристика населения. Лекция 5. Континентальные водоемы и их население. Подземные воды и их население. Пещерные воды. Интерстициальные воды. Лекция 6. Основные процессы жизнедеятельности гидробионтов. Питание. Водно-солевой обмен. Дыхание. Размножение.Лекция 7. Структура популяций гидробионтов (хорологическая, возрастная, половая). Внутрипопуляционные отношения и группировки. Лекция 8. Структура гидробиоценозов: трофическая, видовая, хорологическая, размерная. Лекция 9. Структурные и функциональные особенности водных экосистем. Динамика экосистем. Лекция 10. Сукцессия. Флуктуация и трансформация экосистем. Продуктивность экосистем. Лекция 11. Биологические ресурсы гидросферы, их освоение и воспроизводство. Лекция 12. Экологические аспекты проблемы чистой воды и охраны гидросферы. Разработки практических занятий Занятие 1. Методы гидробиологических исследований. Вопросы для обсуждения.
Задания.
Занятие 2. Основные жизненные формы планктонных животных. Вопросы для обсуждения.
Задания.
Занятие 3. Размерные категории планктонных животных. Вопросы для обсуждения.
Задания.
Занятие 4. Приспособление животных к обитанию на дне водоемов. Вопросы для обсуждения.
Задания.
Занятие 5. Основные процессы жизнедеятельности водных животных. Вопросы для обсуждения.
Задания.
Занятие 6. Защитные приспособления водных организмов. Вопросы для обсуждения.
Задание.
Занятие 7. Изучение структуры популяций гидробионтов. Вопросы для обсуждения.
Задание.
Занятие 8. Методы определения продукции водных организмов. Методы оценки качества воды по биологическим показателям. Вопросы для обсуждения.
Задание.
|
Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | Пояснительная записка Курс «Окружающий мир» Охватывают курс программы 1-2 классов | ||
Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | Элективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного... | ||
Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему... | Рабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... | ||
Пояснительная записка к планированию по географии для 7 класса Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... | Пояснительная записка Курс «История дизайна» Курс «История дизайна» на художественно-графическом факультете является одним из факультативных дисциплин в системе художественно-педагогической... | ||
Пояснительная записка Курс «Историческое краеведение» Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно... | Пояснительная записка к программе География. Начальный курс. 6 класс Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс | ||
Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | Пояснительная записка: Курс «Педагогика досуга» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Пояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных... | Пояснительная записка: Курс «История педагогики и образования» Курс «История педагогики и образования» является базовым в подготовке учителя-воспитателя |