Пояснительная записка: Курс «Гидробиология»





Скачать 475.64 Kb.
НазваниеПояснительная записка: Курс «Гидробиология»
страница1/5
Дата публикации03.01.2015
Размер475.64 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


СД.В.1.1, СД.Ф.25, ДПП.04 ГИДРОБИОЛОГИЯ


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


050102 Биология

050102 Биология с дополнительной специальностью географией

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-экологического факультета

(протокол № 13 от 02 апреля 2008 г.)

Зав. кафедрой


__________________ Харламова М.Н.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.



    1. Автор программы: Луппова Е.Н., к.б.н., доцент кафедры биологии и химии.




    1. Рецензенты: Митина Е.Г., к.б.н., доцент, декан ЕГФ МГПУ;


Воскобойников Г.М., д.б.н., профессор, зав. лабораторией альгологии ММБИ КНЦ РАН


    1. Пояснительная записка:


Курс «Гидробиология» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Биология». Освоение данной дисциплины требует соответствующей подготовки по химии, микробиологии, ботанике, зоологии, экологии и ряду других дисциплин, поэтому курс целесообразно читать не ранее 3 года обучения.

Аудиторные занятия по курсу включают лекции и практические работы. 40 часов отводится на самостоятельную работу студентов. В теоретической части всесторонне рассматриваются особенности обитания в водной среде (гидросфере), много внимания уделяется изучению различных жизненных форм гидробионтов. Расположение материала по темам и их последовательность подчинены задаче создать у слушателей представление о гидробиологии как комплексной экологической дисциплине, всесторонне раскрывающей связи явлений и процессов, происходящих в водоемах. Знания, полученные в процессе изучения курса, несомненно, окажутся полезными как специалистам-биологам, так и учителям биологии средней школы, поскольку раскрывают принципы изучения экологических процессов в различных местообитаниях и значительно углубляют знания о населении водоемов. На практических занятиях студенты знакомятся со способами сбора и первичной обработки водных организмов, осваивают простейшие методы расчета продукции водных экосистем и оценки качества природных вод по биологическим показателям.

В результате освоения курса специалист должен:

  • владеть в необходимом объеме понятийным аппаратом современной гидробиологии;

  • уметь объяснять причины возникновения различных жизненных форм гидробионтов;

  • знать основные направления гидробиологии (продукционная, популяционная, санитарная и др.);

  • понимать законы функционирования водных экосистем и механизмы воздействия на них антропогенного фактора;

  • уметь организовывать простейшие гидробиологические исследования и осуществлять оценку качества природной воды по биологическим показателям.




    1. Дисциплина относится к региональному блоку дисциплин предметной подготовки, поэтому требований ГОС ВПО к ее содержанию нет. Однако, основные дидактические единицы, которые должны быть освоены студентами, определены:

Физико-химические свойства воды и грунта. Условия обитания в водоемах, действие основных абиотических факторов на гидробионтов. Основные жизненные формы гидробионтов. Особенности обитания в океане. Общая характеристика населения океана. Особенности обитания в пресных водах, характеристика населения озер, рек, болот и подземных водоемов. Оценка ресурсов гидросферы. Проблема чистой воды.


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:




№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

050102 Биология

4

7

80

32

20

12




48

зачет

2

050102 Биология с доп. спец. географией

3

6

80

30

18

12




50

зачет

3

050102 Биология ЗФО

4

-

70

10

8

2




60

зачет




    1. Содержание дисциплины.


1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб

1

Введение.

2

2







2

2

2







2

2

Тема 1. Условия сущест-вования в водной среде.

4

2

2




8

2

2







10

3

Тема 2. Гидросфера и ее население.

8

6

2




12

6

4

2




14

4
Тема 3. Основные про-
цессы жизнедеятельнос-
ти гидробионтов.

4

2

2




6

4

2

2




8

5

Тема 4. Популяции гидробионтов.

4

2

2




4

4

2

2




4

6

Тема 5. Гидробиоценозы.

4

2

2




6

4

2

2




4

7

Тема 6. Водные экосистемы.

4

2

2




6

4

2

2




6

8



Тема 7. Экологические аспекты проблемы чис-той воды и охраны гидросферы.

2

2







4

4

2

2




2

9

Всего

32

20

12




48

30

18

12




50


Примечание: Вариант 1 для специальности 050102 Биология

Вариант 2 для специальности 050102 Биология с дополнительной

специальностью географией


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Вариант 4

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб

1

Введение.













2
















2

Тема 1. Условия сущест-вования в водной среде.

1

1







8
















3

Тема 2. Гидросфера и ее население.

4

2

2




12
















4
Тема 3. Основные про-
цессы жизнедеятельнос-
ти гидробионтов.

1

1







8
















5

Тема 4. Популяции гидробионтов.

1

1







8
















6

Тема 5. Гидробиоценозы.

1

1







8
















7

Тема 6. Водные экосистемы.

1

1







8
















8



Тема 7. Экологические аспекты проблемы чис-той воды и охраны гидросферы.

1

1







6
















9

Всего

10

8

2




60
















Вариант 3 для специальности 050102 Биология ЗФО
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Введение. Предмет, задачи и методы гидробиологии. Общие принципы и понятия гидробиологии. Возникновение и развитие науки.

Тема 1. Условия существования в водной среде.

Особенности обитания в водной среде. Ведущие абиотические факторы в воде. Температура, свет, звук, электричество. Химический состав и строение воды и грунта. Плотность воды, термические особенности, вязкость. Движение воды. Понятие о водных массах.

Тема 2. Гидросфера и ее население.

Основные жизненные формы гиробионтов. Планктон и нектон. Плавучесть. Активное движение. Пассивное движение. Миграции. Бентос и перифитон. Удержание на твердом субстрате. Защита от засыпания взвесью. Движение. Миграции. Пелагобентос, нейстон и плейстон.

Мировой океан и его население. Общая характеристика населения. Население пелагиали. Население бентали. Население разных широт и разных глубин.

Континентальные водоемы и их население. Реки, озера, болота, искусственные водоемы.

Подземные воды и их население. Пещерные воды. Интерстициальные воды.
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности

гидробионтов.

Питание. Пища гидробионтов, обеспеченность пищей. Способы добывания пищи. Спектры питания и пищевая элективность. Интенсивность питания и усвоения пищи. Ритмы питания.

Водно-солевой обмен. Защита от обсыхания. Защита от осмотического обезвоживания и обводнения. Осмоизоляция и осморегуляция. Солевой обмен и выживаемость. Население вод разной солености.

Дыхание. Адаптации к газообмену. Адаптации к использованию растворенного и атмосферного кислорода. Интенсивность дыхания. Зависимость интенсивности газообмена от внешних условий. Устойчивость гидробионтов к дефициту кислорода и заморные явления в водоемах.

Размножение гидробионтов.

Тема 4. Популяции гидробионтов.

Величина и плотность популяций. Структура (хорологическая, возрастная, половая). Внутрипопуляционные отношения и группировки. Функциональные особенности популяций: увеличение численности, биологическая продукция, эффективность использования пищи, энергобаланс.

Динамические показатели популяций: рождаемость, смертность, рост популяций. Динамика численности и биомассы: суточная, сезонная, годовая. Непериодические изменения.

Тема 5. Гидробиоценозы.

Структура гидробиоценозов: трофическая, видовая, хорологическая, размерная. Межпопуляционные отношения в гидробиоценозах. Трансформация веществ и энергии. Основные биоценозы морей и континентальных водоемов.

Тема 6. Водные экосистемы.

Структурные и функциональные особенности водных экосистем. Взаимодействие живого и косного компонентов. Устойчивость экосистем. Круговорот основных биогенных элементов в водных экосистемах. Новообразование органического вещества: фотосинтез и хемосинтез. Динамика экосистем. Сукцессия. Флуктуация и трансформация экосистем.

Продуктивность экосистем. Первичная продукция: способы оценки и выражения. Величина первичной продукции в различных водоемах. Вторичная продукция. Методы расчета. Темпы и эффективность вторичного продуцирования в различных группах гетеротрофов.

Биологические ресурсы гидросферы, их освоение и воспроизводство. Мировой промысел гидробионтов. Охрана и повышение эффективности естественного воспроизводства промысловых видов. Акклиматизация гидробионтов. Аквакультура. Рыбоводство в пресноводных водоемах. Марикультура. Аквакультура беспозвоночных и водорослей.

Тема 7. Экологические аспекты проблемы чистой воды и

охраны гидросферы.

Загрязнение водоемов. Химическое загрязнение. Антропогенная эвтрофикация и термофикация водоемов. Биологическое самоочищение водоемов и формирование качества воды. Экологические основы очистки вод: очистка сточных водоемов. Экологические основы питьевого водоснабжения. Экологические основы охраны гидросферы. Биологическая индикация состояния воды. Токсикологический контроль. Гидробиологический мониторинг.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

2
3


4
5


6

7
8


Введение. История био-логических исследований в

Баренцевом море.

Условия существования в водной среде. Грануло-метрическая характеристика

осадков. Влияние магнетиз-ма, электричества и шума на

гидробионтов.

Гидросфера и ее населе-ние. Жизненные формы гидробионтов. Адаптации к местам обитания.
Основные процессы жизне- деятельности гидробион-тов. Способы питания: фильтрация, седиментация, собирательство, охота. Спо-собы защиты от хищников.

Популяции гидробионтов.

Структура и динамика чис-ленности популяций
Гидробиоценозы. Пищевые цепи и сети в водных био-ценозах, межвидовые отно-шения
Водные экосистемы. Ми-ровой промысел гидро-бионтов. Охрана промыс-ловых видов. Акклима-тизация гидробионтов. Ак-вакультура.

Экологические аспекты проблемы чистой воды и

охраны гидросферы. Очистка сточных вод. Пить-евое водоснабжение.

- самостоятельное изучение
- самостоятельное изучение

- подготовка рефератов, самостоятельное изуче-

ние
- самостоятельное изучение, подготовка сообщений на семинаре


- расчеты некоторых статических и динами-ческих показателей по-пуляции

- составление пастбищ-ных и детритных цепей питания, расчеты индек-

сов видового разнообра-зия

- самостоятельное изучение

- экскурсия на водо-очистные предприятия г. Мурманска

2

6
10


6
4


4

6
2

- семинар

- выполнение тестов

- защита рефератов


- выступление на семинарах
- выступление на семинарах
- выполнение конт-рольной работы

- выполнение конт-рольной работы


- выступление на семинарах

- выступление на семинарах; отчет об экскурсии




1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Тематическое планирование лекций
Лекция 1. Введение. Предмет, задачи и методы гидробиологии. Общие принципы и понятия гидробиологии. Возникновение и развитие науки.

Лекция 2. Особенности обитания в водной среде. Ведущие абиотические факторы в воде: температура, свет, звук, электричество и др. Понятие о водных массах.

Лекция 3. Основные жизненные формы гидробионтов. Планктон и нектон. Бентос и перифитон. Пелагобентос, нейстон и плейстон.

Лекция 4. Мировой океан и его население. Общая характеристика населения.

Лекция 5. Континентальные водоемы и их население. Подземные воды и их население. Пещерные воды. Интерстициальные воды.
Лекция 6. Основные процессы жизнедеятельности гидробионтов. Питание. Водно-
солевой обмен. Дыхание. Размножение.

Лекция 7. Структура популяций гидробионтов (хорологическая, возрастная, половая). Внутрипопуляционные отношения и группировки.

Лекция 8. Структура гидробиоценозов: трофическая, видовая, хорологическая,

размерная.

Лекция 9. Структурные и функциональные особенности водных экосистем. Динамика экосистем.

Лекция 10. Сукцессия. Флуктуация и трансформация экосистем. Продуктивность экосистем.

Лекция 11. Биологические ресурсы гидросферы, их освоение и воспроизводство.

Лекция 12. Экологические аспекты проблемы чистой воды и охраны гидросферы.
Разработки практических занятий
Занятие 1. Методы гидробиологических исследований.

Вопросы для обсуждения.

  1. Основные приборы и оборудование, используемое для определения абиотических факторов среды.

  2. Орудия лова планктонных и бентосных животных.

Задания.

  1. Зарисовать дночерпатель и его замыкающий механизм.

  2. Зарисовать планктонную сеть.

  3. Зарисовать водные термометры, батометры.

  4. Ознакомиться с методом Винклера для фиксации растворенного в воде кислорода.


Занятие 2. Основные жизненные формы планктонных животных.

Вопросы для обсуждения.

  1. Приспособления к обитанию в толще воды.

  2. Таксономическая принадлежность планктонных животных.

  3. Сезонные изменения формы и суточные миграции. Их биологическое значение.

Задания.

  1. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать представителей планктонных водорослей.

  2. Рассмотреть под микроскопом и зарисовать представителей меро- и голопланктона северных морей.


Занятие 3. Размерные категории планктонных животных.

Вопросы для обсуждения.

  1. Методы обработки планктонных проб.

  2. Качественные и количественные характеристики планктонных животных.

Задания.

  1. Составить таблицу с размерными характеристиками планктона. Записать примеры к каждому размеру.


Занятие 4. Приспособление животных к обитанию на дне водоемов.

Вопросы для обсуждения.

  1. Основные жизненные формы бентосных животных.

  2. Методы обработки проб бентоса.

Задания.

  1. Рассмотреть и зарисовать иглокожих, двустворчатых и брюхоногих моллюсков.

  2. Рассмотреть и зарисовать трубки полихет. Отметить материал, из которого они сделаны. Заполнить таблицу:




№ п/ п

Характер

трубки

Образ жизни

Примеры














Занятие 5. Основные процессы жизнедеятельности водных животных.

Вопросы для обсуждения.

  1. Типы питания и соответствующие им органы захвата пищи;

  2. Органы дыхания различных животных;

  3. Способы размножения;

  4. Типы развития, личинки гидробионтов.

Задания.

  1. Составить детритные пищевые цепи, включив в них гидробионтов с разными типами получения пищи. Нарисовать схему движения органического вещества по этим цепям.

  2. Нарисовать схемы размножения: гидроидных полипов, сцифомедуз, двустворчатых моллюсков, креветок.

  3. Отметить основные закономерности нереста рыб с пелагической и донной икрой.


Занятие 6. Защитные приспособления водных организмов.

Вопросы для обсуждения.

  1. Способы защиты от неблагоприятных факторов среды (осушения, перемены температуры, изменения солености).

  2. Способы защиты от хищников (окраска, форма, отпугивание и др.).

  3. Приспособления хищников для ловли добычи (подстерегание, приманивание и др.).

Задание.

  1. Подготовить презентацию об отношениях в системе «хищник-жертва» среди водных организмов.



Занятие 7. Изучение структуры популяций гидробионтов.

Вопросы для обсуждения.

  1. Возрастная структура популяций.

  2. Половая структура.

  3. Пространственная структура.

Задание.

  1. Построить размерно-частотную гистограмму популяции литоральных бокоплавов в разные сезоны года. Проанализировать ее, определить время появления разных генераций.

  2. Определение возраста животных. Подсчет возраста двустворчатых моллюсков по годовым кольцам. Определение возрастных групп.

  3. Расчет соотношения полов в популяциях разных гидробионтов.


Занятие 8. Методы определения продукции водных организмов. Методы оценки качества воды по биологическим показателям.

Вопросы для обсуждения.

  1. Понятие первичной продукции сообществ. Валовая и чистая продукция.

  2. Вторичная продукция.

  3. Скорость продуцирования в экосистемах.

  4. Понятие о сапробности.

Задание.

  1. Рассчитать продукцию популяции планктонных ракообразных по предложенным данным.

  2. Рассчитать продукцию литоральных ракообразных по предложенным данным.

  3. Определить сапробность водоемов г.Мурманска по предложенным данным.



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconПояснительная записка Курс «Окружающий мир»
Охватывают курс программы 1-2 классов
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconЭлективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка
Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного...
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconРабочая программа по географии 7 класс Пояснительная записка
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconПояснительная записка к планированию по географии для 7 класса
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconПояснительная записка Курс «История дизайна»
Курс «История дизайна» на художественно-графическом факультете является одним из факультативных дисциплин в системе художественно-педагогической...
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconПояснительная записка Курс «Историческое краеведение»
Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно...
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconПояснительная записка к программе География. Начальный курс. 6 класс
Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconПояснительная записка: Курс «Педагогика досуга»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» iconПояснительная записка: Курс «История педагогики и образования»
Курс «История педагогики и образования» является базовым в подготовке учителя-воспитателя


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск