Отдел образования администрации Невельского городского округа Сахалинской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска
Невельского городского округа Сахалинской области» РЕКОМЕНДОВАНА «УТВЕРЖДАЮ»
Школьным/Районным (нужное подчеркнуть) Директор МБОУ
Методическим объединение «СОШ с.Горнозаводска»
Учителей _______истории_____________ _______________ Ким Кен Сен
(цикловой предметной комиссией)
Протокол №_____ от «_________________200__г «____» ______________20__г
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА История 11 класс
____________________________________________________________________
Наименование учебного предмета /курса/
среднего (полного) общего образования
____________________________________________________________________
(уровень, ступень образования)
1 (один) год
____________________________________________________________________
(срок реализации программы) С о с т а в л е н а н а о с н о в е Ф е д е р а л ь н о й п р и м е р н о й п р о г р а м м ы
______ Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. Загладин Н.В., Загладина X. Т.___________ (наименование программы) (автор программы)
Козлова Надежда Андреевна
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Горнозаводск
2013 год
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по истории
конец XIX – начало XXI в. 11 класс. Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы
Согласно федеральному базисному учебному плану план для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение истории в 11 классе отводится 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
На Всеобщую историю отводится 24 часа из расчета 2 учебных часа в неделю.
На историю России отводиться 44 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
2 часа резервного времени. Цели курса: глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, влиянием мировой истории на историю России, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Задачи курса:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Срок реализации рабочей программы 2012 - 2013 учебный год. Материал курса истории сгруппирован в 9 разделов:
от Новой к Новейшей истории: поиск путей развития индустриального общества;
человечество на этапе перехода к информационному обществу;
Российская империя накануне Первой мировой войны;
Россия в годы революций и Гражданской войны;
Советское государство и общество в 1920 – 1930 гг.;
Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг.;
Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945 – 1964 гг.;
СССР в середине 1960 – начале 1980-х гг.;
Перестройка в СССР. Россия в начале XXI в.
Рабочая программа предусматривает: методы обучения:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
проблемный, частично-поисковый,
исследовательский;
формы обучения:
индивидуальную,
фронтальную,
групповую и комбинированную деятельность учащихся.
Кроме этого, данная рабочая программа содержит формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения, как:
устный опрос,
тестирование,
творческая работа (реферат, сообщение, доклад);
используемые технологии
лабораторно-практические,
групповые и индивидуальные работы,
полного усвоения,
проблемно-исследовательская.
Для изучения курса истории в 11 классе используется УМК, который включает в себя:
Учебник: Загладин Н. В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXI в.: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - 11-е изд. испр. и доп. – М. ООО "ТИД Русское слово - РС", 2009. - 416 с.
Учебник: Загладин Н. В., Козленко С. И., Минаков С. Т., Петров Ю. А.История России. XX – начало XXI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - 9-е изд. испр. и доп. – М. ООО "ТИД Русское слово - РС", 2009. – 480 с.
Всемирная история: XX в.: Материалы для учителя. Н. В. Загладин, И. А. Ермакова. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 2004. — 128 с.
Поурочное планирование к учебнику «Всеобщая история XХ век», Загладин Н.В.: Учебник для 11 класса средних общеобразоват. учреждений. - 9-е изд., М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2007.
История России, XX – начало XXI века. Книга для учителя. 11класс: пособие для общеобр. учреждений: профил. уровень / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. – М.: Просвещение, 2011. – 208 с.
История: Рабочая тетрадь: Тематические задания уровней 1 (А), 2 (В), 3(С) для подготовки к ЕГЭ. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 142 с.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Истории
конец XIX – начало XXI в.
11 класс
Раздел I. От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества 16 ч Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX – середине ХХ вв. Изменение социальной структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX–XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые». Молодежное, антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в ХХ в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути».
Дискуссия об исторической природе тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.
Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.
«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в последней трети XIX – середине ХХ вв. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».
Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира. Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве ХХ в. Феномен контркультуры. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании. Раздел II. Человечество на этапе перехода к информационному обществу. 8 ч Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.
Глобализация общественного развития на рубеже XX–XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».
Система международных отношений на рубеже XX–XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.
Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX–XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Раздел III. Российская империя накануне Первой мировой войны. 7 ч Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С. Ю. Витте. Аграрная реформа П. А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIX – XX веков. Революция 1905–1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма.
Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX–XX вв. Русско-японская война 1904–1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914–1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Духовная жизнь российского общества на рубеже XIX–XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Идейные искания российской интеллигенции. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса. Раздел IV. Россия в годы революций и Гражданской войны. 6 ч Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценках современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.
Экономическое и политическое положение Советской России после Гражданской войны. Переход к новой экономической политике. Раздел V. Советское государство и общество в 1920 – 1930 гг. 8 ч Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Мобилизационный характер советской экономики. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И. В. Сталина. Массовые репрессии.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920 – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования. Наука в СССР в 1920–1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939–1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза. Раздел VI. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. 6 ч Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.
Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира. Раздел VII. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945 – 1964 гг. 4 ч Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны.
Борьба за власть после смерти И. В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. СССР в глобальных и региональных конфликтах 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса. Раздел VIII. СССР в середине 1960 – начале 1980-х гг. 5 ч Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960 – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинкский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.
Советская культура середины 1960 – начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции. Раздел IX. Перестройка в СССР. Россия в начале XXI в. 8 ч Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.
Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября-октября 1993 г. Принятие Конституции РФ 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Чеченский конфликт.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности. , экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, занятие достойного для России места в мировом сообществе. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры. Резерв 2 ч Итого 70 ч
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 11 КЛАСС. В результате изучения истории на базовом уровне обучающийся должен знать и понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
Владеть компетенциями: коммуникативной, смыслопоисковой, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.
|