Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение»





Скачать 241.46 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение»
Дата публикации05.03.2015
Размер241.46 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > История > Образовательная программа
Образовательная программа дополнительного образования детей

«Историческое краеведение»
Возраст обучающихся - 12-17 лет

Срок реализации - 3 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – туристско-краеведческая.

Тип программы –примерная, разработана на основе программы «Юные экскурсоводы» (автор Н.В.Черных). Реализуется в ГБОУ ДЮЦ «Звезда» с 2013 года.

Данная программа имеет палеонтологическую направленность, её основные мысли выражены в «Гимне палеонтологов»(С. Демидов, выпускник факультета геологии и истории земли, МГУ им.Ломоносова)

В пыли тысячелетий мы ищем беспрестанно

Следы растений древних, следы животных странных.

И дивные картины слагаем по крупицам-

ЧуднОе древо Жизни, истории Земли.

Как части странной пьесы, как буквы древней книги,

Растения-гиганты и микроорганизмы…

Глазки и лофофоры, скульптуры, отпечатки-

Намёки на разгадки вопросов всех времён.

Они свои секреты сквозь бездну лет проносят.

Несут в себе ответы и… новые вопросы,

И чудные картины рисуют перед нами-

Следы животных дивных, следы растений странных…
Актуальность программы

«Можно заботиться об имидже своего родного города, чистить улицы, строить новые дома -всё это хорошо. Но самое дорогое, что есть у человечества- земля, оказывается в запустении, зарастая зарослями бурьяна и березняком- это результат великих потрясений России. И вспоминаются слова Столыпина: «Нам нужна великая Россия»-которые перефразировал Никита Михалков в последнем интервью: «Великие потрясения нужны тем, кому есть куда ехать. А великая Россия нужна тем, кто хочет здесь жить». Государственная программа по воспитанию молодого поколения включает в себя не столько самоопределение личности, формирование культуры чувств, бережного отношения к своим корням и памяти о своих предках, истории земли и родной страны. Практика взаимодействия между школьной программой и программами дополнительного образования должна быть направлена на формирование умения видеть, наблюдать, анализировать, обобщать, размышлять об увиденном, сравнивать ,фантазировать по поводу увиденного, переживать и сопереживать. Программа станет действенным инструментом в развитии визуальной, эмоциональной и общей культуры детей, их мышления, в стремлении постичь мир, соединяя смысловые понятия пространства и времени, тела и духа, интеллекта и эмоций, что поможет ему радоваться и мужественно переносить драматические моменты бытия, открывать и утверждать новые взгляды на устоявшиеся понятия. Актуальность программы обусловлена в первую очередь необходимостью выработки у учащихся навыков поисково–исследовательской работы, публичных выступлений, этике общения с людьми разных возрастных групп. Это особенно актуально для учащихся, ориентированных на получение
в будущем профессии творческого и исследовательского характера.

Для решения данной проблемы программа предлагает использовать особенности профессии геолога, палеонтолога, экскурсовода, требующие умений и навыков как в научно-исследовательской, так и просветительской деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих ,географических, геологических, палеонтологических тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики поисково-исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода.
Цель программы:

-Воспитание гармонично развитой творческой личности,

любви к Родине, внимания и трудолюбия.

-Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности.

-Сохранение природного наследия родного края.

-Привлечение внимания общественности к проблеме исчезновения памятника природы Серпуховского известнякового карьера «Заборье».
Задачи программы:

  • Реализация внутреннего, личностного потенциала детей;

  • Помощь ребёнку в выборе смысловых ориентиров и мотивов

в трудных жизненных ситуациях;

  • Развитие речи и приемов риторики;

  • Развитие творческих ,поисковых, научно-исследовательских способностей;

  • Приобретение воспитанниками знаний в историко-географическом, геологическом, палеонтологическом и искусствоведческом

культурном пространстве г. Москвы (Московской области);

Возраст детей. Программа «Историческое краеведение» предназначена для детей и подростков 12-17 лет.
Сроки реализации и режим занятий. Программа рассчитана на 3 года занятий из расчёта 216 часов в год, что составляет 6 часов в неделю. Занятия проводят с сентября по май месяцы. Программа предусматривает теоретические и практические групповые, а также индивидуальные занятия в области краеведения, геологии, палеонтологии и экскурсионного дела.
Основные формы и методы.

По мере реализации программы реализуется широкий спектр форм и методов, обеспечивающий максимальное усвоение материала. Работа по программе предусматривает чередование лекционных, экскурсионных и практических занятий, самостоятельную работу учащихся с научными, учебными источниками и музейными предметами, проведение круглых столов, практикумов, разработка и проведение экскурсий.

Образовательный процесс строится на основе дифференцированного обучения и учёта индивидуальных возможностей каждого обучающегося.

1 год занятий включает освоение общих сведений по природе, географии, началах геологии, истории Московской области и культуре, овладение навыками описания памятников природы и истории, основ палеонтологических исследований, а также навыков выразительной речи и составления небольших сообщений по краеведческой тематике.

Основным методом обучения 1 года является объяснительно-иллюстративный, который осуществляется педагогом во время экскурсий. Поисковый (составление небольших краеведческих сообщений) используется менее активно и призван на данном этапе лишь приучить подростков к более осмысленному и бережному отношению к памятникам материальной и палеонтологической культуры.

2 год занятий предусматривает расширение и углубление знаний по истории, географии, геологии, палеонтологии и культуре, знакомство с навыками подготовки и проведения экскурсий по школьному музею, подготовку к выездным экскурсионно-поисковым мероприятиям, к поисково-исследовательской деятельности, используя и дополняя своими личными находками подготовленный педагогом текстовой материал. На практических групповых и индивидуальных занятиях обучающиеся овладевают навыками работы с палеонтологическими предметами музейного значения, краеведческой и специальной научной литературой, справочниками , а также навыками экскурсионного рассказа и показа музейных предметов и экспонатов.

Основным методом 2 года занятий является репродуктивный. Он должен обеспечить качество обзорной экскурсии (четкость построения, речевую грамотность,свободу общения ).

Не менее важным для 2 года является также метод проблемного изложения (составление конспектов тезисов, планов) который позволяет познакомить учащихся с формами поисковой, научно- исследовательской и экскурсионной работы.

3 год занятий предполагает отработку и закрепление навыков проведения экскурсии для разных возрастных групп – самостоятельную работу по углубленному изучению определенной темы или отдельного объекта в рамках нового экскурсионного маршрута, поисково-исследовательской деятельности, глубокого научного исследования.

В течение учебного года обучающиеся самостоятельно разрабатывают и проводят экскурсии по экспозиции школьного Палеонтологического музея или на территории Серпуховского известнякового карьера(Заборье). В связи с этим увеличивается количество часов на групповые и индивидуальные занятия по особому плану, кроме того, учащиеся принимают участие в олимпиадах и научно-практических конференциях и конкурсах, с подготовленными проектами, презентациями и докладами.

Для реализации задач этого этапа обучения используется как метод проблемного изложения, так и частично поисково-исследовательский, который осуществляется в процессе индивидуальных и групповых занятий.
Ожидаемые результаты

  • Приобретение обучающимися знаний об истории, географии, природе, геологии, палеонтологии и культуре Московской области;

  • Овладение навыками поиска, исследования, изучения, описания памятников геологии и палеонтологии, истории и культуры, музейных предметов и экспонатов;

  • Приобретение навыков поисковой, исследовательской и экскурсионной работы.



Первый год обучения. В результате освоения программы, обучающиеся

будут знать:

  • Значение термина краеведение;

  • Знание терминов геология и палеонтология;

  • Нормативно -правовые основы экскурсионно-туристской деятельности в Российской Федерации.

  • Историю становления и развития краеведения в России;

  • Современные проблемы охраны окружающей среды, памятников истории и культуры;

  • Требования к экскурсоводу;

  • Периоды формирования слоёв земли, названия и расположение городов, рек, памятников природы на территории Московской области;

  • Требования к выступлениям

будут уметь:

  • Правильно проводить поисковую и исследовательскую работу;

  • Составить паспорт памятника природы как экскурсионного объекта,

  • Разделить поток речи на интонации, найти ударения, выразительно прочитать предложение,

  • Составлять паспорт экскурсионного объекта, памятника истории и культуры, схему расположения объекта.

  • Разрабатывать замысел, темы экскурсии;


Второй год обучения. В результате освоения программы, обучающиеся

будут знать:

  • Особенности профессии экскурсовода-краеведа-палеонтолога;

  • Правильное ударение и произношение слов, понятие о фондах музея, содержание экспозиции, текст экскурсии;

  • Историю разработок земельных ресурсов (Серпуховского известнякового карьера «Заборье») Московской обл.; историю залегания различных слоёв поверхности земли их расположение, сведения о них;

будут уметь:

  • Работать со словарем, научной, справочной литературой, составлять библиографию, использовать материалы для пополнения текста, сочетать рассказ с показом; провести экскурсию по школьному Палеонтологическому музею;

  • Составлять, конспекты, тезисы, исторические справки;

  • Отвечать на вопросы по теме экскурсии.


Третий год обучения. В результате освоения программы, обучающиеся

будут знать:

  • Психолого-возрастные особенности школьников;

  • Методику поисково- исследовательской деятельности;

  • Тематическое содержание экспозиции Палеонтологического музея;

  • Современные проблемы охраны окружающей среды, памятников природы ,истории и культуры.

будут уметь


  • Самостоятельно проводить экскурсии в школьном Палеонтологическом музее;

  • Самостоятельно проводить поисковую работу(сбор подъёмного материала)

  • Самостоятельно проводить исследовательскую работу(камеральную обработку объектов, использование научно-исследовательской литературы, справочников, сведений из ИНТЕРНЕТА)

  • Адаптировать текст;

  • Составлять библиографию, тезисы, аннотацию;

  • Составлять текст выступления;

  • Оформлять и представлять исследовательскую работу.


Подведение итогов реализации программы.

Мониторинг образовательной деятельности проводится по мере освоения обучающимися программы во время практических занятий, практикумов, круглых столов, презентационных выступлений, проведениях экскурсий. Преподаватель оценивает умение учащихся грамотно разработать структуру, план и содержание экскурсии. В течение года обучающиеся выбирают тему экскурсии, презентации-доклада самостоятельно разрабатывают её и в конце года проводят для своих товарищей, обучающихся в объединении; участвуют в Школьной Декаде наук, выступают на различных конкурсах, олимпиадах.

Учебно-тематический план 1 года обучения



№ п/п

Наименование

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

История административно-территориального деления родного края

4

4

-

3.

Географическое положение Москвы и области

4

4

-

4.

Памятники природы Москвы

5

2

3

5.

Этика поведения человека на природе

2

2

-

6.

Литература о природе родного края

5

2

3

7.

Московские исследователи о природе и палеонтологических изысканиях

4

-

4

8.

Экскурсии

90

-

90

9.

Речь экскурсовода

16

8

8

10.

Интонации и ритм

4

-

4

11.

Практикум по развитию речи. Защита палеонтологических проектов.

4

-

4

12.

Серпуховской карьер (Заборье)-палеонтологический памятник природы Подмосковья.

4

4

-

13.

Характеристика геохронологических подразделений разного ранга

6

6

-

14.

Описание и состояния памятника палеонтологической истории.

6

-

6

15.

Сбор материала и оформление проектов.

10

-

10

17.

Подготовка к защите проектов.

14

4

10

18.

Камеральная обработка подъёмного материала

10

-

10

19.

Подготовка и проведение экскурсий в Палеонтологическом музее школы с демонстрацией видеороликов.

20

8

12

20

Культурно-массовые мероприятия: праздники, вечера, игры и т.д.

6

-

6

ИТОГО:

216

46

170


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Краеведение как синтез наук о крае. История становления и развития краеведения в России.

История административно-территориального деления родного края. Возникновение и развитие Московского княжества, Российского государства. Возникновение Москвы, Московской области.

Географическое положение Москвы и области Физико-географическая характеристика края. Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, гидрографическая сеть, полезные ископаемые и их значение (местное, республиканское, союзное), развитие промышленности, сельское хозяйство, транспортная сеть.

Памятники природы Москвы Современные проблемы охраны окружающей среды.

Практическое занятие. Экскурсия к природным памятникам.

Этика поведения человека на природе. Правила охраны природы при проведении похода, экскурсии.

Литература о природе родного края. Отражение в литературе природы Москвы и Подмосковья.

Практическое занятие. Работа с литературными произведениями, в библиотеке.

Московские поэты о родной природе

Практическое занятие. Подбор в библиотеке стихотворений московских поэтов о родном крае. Конкурс «чтецов».

Экскурсии

Практическое занятие. Экскурсии по историческим, культурным и природным достопримечательностям родного города.

Речь экскурсовода. Значение культуры речи. Языковая норма. Требования к правильной речи.

Интонации и ритм. Русская интонация. Ударение и мелодика. Синтагма. Ритм публичной речи и стиха.

Практическое занятие. Работа над правильными ударениями и интонированием устной речи.

Практикум по развитию речи.

Поэтический вечер «Краски природы в стихах московских поэтов».

Памятник истории. Классификация. Информативность и социальные функции памятников истории и культуры. Система учёта. Категории охраны

«Свод летописных событий» (главные исторические события). Основные события истории родного края.

Древние русские поселения.

Практическое занятие. Посещение Музея Истории Москвы. Описание памятника истории.

Экскурсия по городу.

Подготовка и проведение конференции.

Культурно-массовые мероприятия: праздники, вечера, игры и т.д.

Учебно-тематический план 2 года обучения



№ п/п

Наименование

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

6

6

-

2.

Культура речи.

16

12

4

3.

Подготовка экскурсии по школьному музею

26

8

18

4.

Составление тезисов и научно-популярной статьи по теме: «История формирования внешнего облика города»

2

2

-

5.

Составление конспекта научно-популярной статьи по теме: «История планировки и застройки»

2

2

-

6.

Составление исторической справки по нескольким источникам: «История названий улиц»

10

3

7

7.

Составление хронологического конспекта

2

2

-

8.

Построение экскурсионного рассказа

2

2

-

9.

Методика подготовки и проведения экскурсий по микрорайону школы

50

20

30

10.

Методика проведения экскурсий по городу

20

15

5

11.

Участие в культурно-массовых мероприятиях центра

8

-

8




ИТОГО:

144

72

72


Учебно-тематический план 2 года обучения



№ п/п

Наименование

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

6

6

-

2.

Культура речи.

16

12

4

3.

Подготовка экскурсии по школьному музею

30

9

21

4.

Составление тезисов и научно-популярной статьи по теме: «История формирования внешнего облика города»

4

4

-

5.

Составление конспекта научно-популярной статьи по теме: «История планировки и застройки»

4

4

-

6.

Составление исторической справки по нескольким источникам: «История названий улиц»

12

3

9

7.

Составление хронологического конспекта

4

4

-

8.

Построение экскурсионного рассказа

4

4

-

9.

Методика подготовки и проведения экскурсий по микрорайону школы

60

20

40

10.

Методика проведения экскурсий по городу

30

15

15

11.

Участие в культурно-массовых мероприятиях центра

8

-

8

12

Итоговое занятие

2

2

-




ИТОГО:

180

83

97


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Организационное занятие. Понятие «экскурсия», классификация экскурсий, тематика. Профессия экскурсовода. Экскурсионное дело.

Культура речи. Нормы произношения. Понятие об орфоэпии. Стиль, произношение. Правила произношения. Нормы ударения. Особенности ударения в существительных, прилагательных и глаголах.

Практическое занятие. Работа со словарём. Виды словарей. Справочный аппарат.

Подготовка экскурсии по школьному музею. Понятие об экспозиции. Экспозиция школьного музея. Методика и принципы; разработки тематико-экспозиционного плана. Фонды музея. Исторические источники. Их виды. Исследовательская работа в музее. Планирование и организация исследовательской работы в музее. Использование справочной литературы. Экскурсионный текст. Методика работы с готовым текстом. Экскурсионный показ. Методика и приемы показа.

Практическое занятие. Отработка речи навыков показа и рассказа. Отработка навыков проведения и сдача экскурсии.

Методика изучения памятников истории и культуры родного города. Составление тезисов и научно-популярной статьи по теме: «История формирования внешнего облика города». Составление конспекта научно-популярной статьи по теме: «История планировки и застройки» Историческая справка по теме. Понятие об исторической справке. Последовательность составления по теме «История названия улиц».

Практическое занятие. Составление исторической справки по нескольким источникам: «История названий улиц».

Составление хронологического конспекта. Хронологический конспект. Хронологический принцип, его важность при уточнении фактов

Построение экскурсионного рассказа. Приёмы описания экскурсионного объекта, логические переходы вступление и заключение.

Методика подготовки и проведения экскурсии по микрорайону школы. Выявление памятников культуры и истории в микрорайоне. Составление экскурсионного маршрута, формулировка главной темы. Сбор дополнительных сведений по теме экскурсии. Портфель экскурсовода. Составление библиографии. Составление конспекта статей. Составление экскурсионного рассказа.

Практическое занятие. Составление схемы памятных мест. Составление экскурсионного маршрута Составление библиографии. Составление конспекта статей. Составление экскурсионного рассказа. Отработка общего текста экскурсии (вступление, заключение, логические переходы)

Методика проведения экскурсии по городу. Выявление мест осмотра экскурсионных объектов. Отработка рассказа и показа.

Практическое занятие. Пробные экскурсии с последующим обсуждением. Сдача экскурсии.

Участие в культурно-массовых мероприятиях Центра патриотического воспитания.

Итоговое занятие.


Учебно-тематический план 3 года обучения


№ п/п

Наименование

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Организация работы экскурсовода

34 (40)

10

24 (30)

3.

Экскурсионная практика

54 (64)

18

36 (46)

4.

Самостоятельная творческая работа экскурсовода

52 (70)

20

32 (50)

5.

Итоговое занятие

4

4

-




ИТОГО:

144 (180)

54

94 (130)


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Экскурсионное дело в России. Организация туристско-экскурсионной работы в нашей стране. Значение экскурсий.

Организация работы экскурсовода. Контакт с группой. Внешний вид экскурсовода. Приемы активизации внимания. Учет отвлекающих внимание объектов, отбор экскурсионного материала. Основы безопасности проведения экскурсий.

Практическое занятие. Проведение пробных самостоятельно разработанных экскурсий с последующим обсуждением.

Экскурсионная практика. Особенности работы с младшими школьниками. Конкретность мышления, неустойчивость внимания. Методические приёмы. Особенности работы со школьниками среднего и старшего возраста.

Практическое занятие. Проведение экскурсий с разными возрастными группами школьников с последующим обсуждением.

Самостоятельная творческая работа экскурсовода. Выбор темы для изучения. Конспектирование, выписки. Библиография. План научного исследования. Текст исследования. Текст выступления.

Практическое занятие. Написание и защита самостоятельной исследовательской работы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Все учащиеся детского объединения обеспечиваются:

  1. Перечень тем рефератов.

  2. Реферат по теме новой экскурсии, разрабатываемой творческим коллективом (методические указания) (приложение 1 к программе)

  3. Методические указания. Содержание паспорта на экскурсионный объект. (Приложение 2 к программе)

  4. Контрольный текст экскурсии.



Литература
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА


  1. Головин Б. H. Как говорить правильно. Горький, 1979.

  2. Голуб И. Б., Роэенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

  3. Дьякова Р. А., Емельянов Б. В. Пасечный П. С. Основы экскурсоведения. — М., 1985.

  4. Зеленин Д.К. Избранные труды; Статьи по духовной культуре. —

  5. М., 1994.

  6. Музееведение. Музеи исторического профиля /Под ред. проф. К. П. Левыкина и проф. В. Хербста. — М 1988.

  7. Черемисина И. В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь М., 1989.

  8. О.В. Лишин. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие для школьных психологов и педагогов. Под ред. Д.И. Фельдштейна. Издательство: Институт практической психологии, М., 1997.

  9. В.Г. Гуляев. Организация туристской деятельности. Учебное пособие. Издательство «НОЛИДЖ», М., 1996.

  10. Работа руководителя туристской группы на транспортных маршрутах. Методические рекомендации. Издательство «Центральное рекламно-информационное бюро «ТУРИСТ», М., 1990.

  11. В.А. Квартальнов, В.С. Сенин. Организация туристско-экскурсионного обслуживания. Учебное пособие. Издательство «Центральное информационно-рекламное бюро «ТУРИСТ», М., 1987.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


  1. Б.В. Емельянов. Основы экскурсоведения. Издательство «ВЦСПС», М., 1986.

  2. Все музеи Москвы и Подмосковья. Справочник. Составитель М.И. Крайман. М., 1993.

  3. Б. Александров. Москва заповедная. Издательство «Московская правда», 1991.

Приложение 1

Р Е Ф Е Р А Т

ПО ТЕМЕ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ,

РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ТВОРЧЕСКИМ

КОЛЛЕКТИВОМ

(методические указания)

Реферат содержит краткие сведения об исторически значимых или интересных событиях и фактах, которые могли бы быть использованными в контрольном тексте разрабатываемой экскурсии.

Материал реферата излагается литературным языком. Объём реферата не более 5 страниц, использованных для написания текста с одной стороны листа (размер бумаги: А4 - 210 х 297 мм).

Реферат состоит из следующих частей:

  1. Титульный лист (первая страница).

  2. Вступление.

  3. Основная часть.

  4. Заключение.

  5. Список использованнай литературы (автор, название, издательство,

  6. место издания, год издания, страницы).

  7. Дата написания реферата, фамилия, имя, отчество и подпись автора.


По подготовленному тексту реферата составляется доклад (регламент выступления 10 минут). Текст доклада сдаётся отдельно.

Приложение 2
Методические указания.

СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТА НА ЭКСКУРСИОННЫЙ ОБЪЕКТ
Из множества объектов и памятников, которые оказываются на предполагаемом пути следования экскурсионной группы по маршруту разрабатываемой экскурсии, следует тщательно выбрать те, которые включаются в экскурсию. При отборе объектов рассматриваются и сопоставляются следующие показатели: месторасположение объекта (возможность и удобство показа объекта и рассказа о нём), познавательная ценность и популярность объекта, а также его сохранность.

На каждый из выбранных экскурсионных объектов составляется Паспорт, в который вносятся следующие сведения:

  1. Наименование - первоначальное и современное.

  2. Историческое событие, с которым связан объект и дата события.

  3. Месторасположение объекта - почтовый адрес.

  4. Описание - автор, дата сооружения, материал, текст мемориальной доски.

  5. Источники сведений - точная ссылка.

  6. Сохранность объекта - дата последней реставрации.

  7. Охрана объекта - на кого возложена, каким решением.

  8. В каких экскурсиях используется в качестве объекта показа.

  9. Фотография объекта.

  10. Дата составления карточки. Фамилия, имя и отчество составителя.

  11. По результатам выбора экскурсионных объектов и составления паспортов для них разрабатывается и утверждается маршрут экскурсии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение»
Программа является комплексной в системе дополнительного образования Шарыповского района, образовательной программой комплексного...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconПояснительная записка Программа «Историческое краеведение»
Программа «Историческое краеведение» по изучению истории Санкт-Петербурга является модифицированной интегрированной дополнительной...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconПояснительная записка Курс «Историческое краеведение»
Курс «Историческое краеведение» в 9 классе обобщает учебный материал, который изучался в 6 8 классе в курсе «История России» на повторительно...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconПрограмма по курсу «Церковно-историческое краеведение»
«Церковно-историческое краеведение», который позволит прослеживать связующую нить преемственности поколений и осуществлять воспитание...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconСеминара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента...
Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б...
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconРабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана...
Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconСергеевна Программа «Краеведение»
Историческое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирования...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей...
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconЗаседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» iconОбразовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок...
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск