Скачать 59.23 Kb.
|
Тестовые технологии в обучении истории и обществознанию. Тестовые технологии активно внедряются в современное образование, в том числе и в обучении истории и обществознанию. Тесты хороши тем, что: - их возможно использовать на всех этапах обучения от первичного закрепления до итогового контроля и оценки знаний; - их возможно использовать в различных формах ученической работы: фронтальной, групповой, индивидуальной; - обеспечивают объективность контроля; - скорость проверки результатов (особенно при использовании компьютеров). Но есть и отрицательные стороны у тестирования, о которых не следует забывать: - затруднена глубинная проверка понимания материала, хотя и возможна; - невозможно проконтролировать случайные ошибки: невнимание учащегося, непонимание задания. Тест – стандартизированные задания, по результатам которых судят о знаниях, умениях, навыках испытуемого. Чаще всего тесты используются при проверке формализованных знаний. Но если главная задача современного образования – продуктивная деятельность школьника, то нужны ли тесты? Часть учителей относится к тестам «прохладно», считая, что подлинные знания и умения при помощи тестов не проверить. Тем не менее, тесты могут помочь в решении современных задач образования. Даже самый простой вид тестов, направленный на выявление знаний элементарной информации (терминов, фактов и т.п.), необходим, так как без этих знаний нельзя справиться с более сложными заданиями. Кроме того, существуют исторические факты и даты, которых не может не знать образованный человек. Можно говорить о различных группах и видах тестовых заданий. К первой группе тестов, названной «тесты специальных способностей и достижений», относятся: 1) задания с несколькими вариантами выбора ответа; 2) альтернативные задания; 3) задания на восстановление соответствия.
3) Задания на восстановление соответствия. Ученикам предлагается соотнести элементы двух списков, причём один должен быть длиннее другого, чтобы уменьшить вероятность угадывания. Подобные задания эффективны при первичном повторении и закреплении нового материала, при его систематизации и обобщении и при проверке знаний. Ко второй группе тестов – «тестов интеллекта» - относятся задания на группировку исторической информации, на аналогию, на определение последовательности и на «исключение лишнего». Здесь знания школьников – только обязательное условие выполнения ими задания. Подобные задания являются частью изучения нового материала, его систематизации и обобщения. 1) Задания на группировку исторической информации предлагают а) узнавание предлагаемой информации, б) её анализ по заданному критерию, в) её соотнесение с конкретными параметрами (периодами, событиями, понятиями, явлениями, процессами). 2) Задания на определение последовательности используются при изучении динамичных событий. Более сложный тип подобных заданий - проранжировать исторические факты, восстанавливая их причинно-следственные связи. Такие задания можно использовать при систематизации и обобщении большой темы, крупного периода. 3) Задания на исключение лишнего требуют от учащихся проявления аналитических способностей, ибо необходимо определить критерий составления ряда и объяснить свой выбор. Данный тип заданий наиболее удобен при переходе к изучению нового материала, он позволяет связывать различные темы между собой. Особую роль эти задания играют в качестве способа актуализации ранее изученного и подготовки учащихся к восприятию новой темы Третья группа тестов – тесты со свободными ответами. Они отличаются от рассмотренных выше тем, что не содержат информации в основной части задания. Ученики должны её воспроизвести самостоятельно либо на репродуктивном, либо на творческом уровне. 1) В заданиях с ограничениями на ответы предполагается только один возможный ответ. Этот вид теста эффективен в качестве контрольно-проверочного задания по уроку, по теме. 2) Задания со свободными ответами не имеют никаких ограничений. Форма и объём – произвольны. Но содержание должно быть связано с сутью задания. Данную группу заданий составляют характеристики, сравнения, доказательства, анализ, рассказ, описание и т.д. Такие тесты заставляют детей критически мыслить, активно высказывать собственное мнение. Используя данный тип заданий, мы предоставляем детям возможность проявлять творческие способности и знания, полученные при изучении других предметов (т.е. реализовать межпредметные связи). Как контрольно-оценочные задания со свободными ответами не эффективны. Но на уроках их можно использовать как проблемные задания, т.к. ответы на один и тот же тест у ребят часто индивидуальны, что может вызвать дискуссию, позволяющую формировать и развивать коммуникативные компетенции. Таким образом, арсенал тестовых заданий по истории и обществознанию большой и разнообразный. Использование в обучении только одного - двух видов заданий ведёт к однообразию учебной работы. Можно предложить таблицу, в которой соотнесены этапы урока с наиболее оптимальными видами тестов.
Кроме функции проверки и контроля знаний, тесты можно использовать для обучения. «Обучающий тест» - это определённая группа заданий в тестовой форме, объединённых принципом соответствия последовательности изложения материала в учебнике. Как правило, обучающий тест охватывает материал отдельного параграфа учебника. Обучающий тест может быть создан и по тематическому принципу (история культуры, войн, реформ). Учащиеся охотно сами составляют тестовые задания, можно это использовать как одну из форм домашнего задания. Таким образом, к традиционным функциям контроля и оценки добавляются аналитические и диагностирующие. Педагогические тесты позволяют измерить степень усвоения учебного материала, овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, уровень учебных достижений учащихся. С их помощью определяются чёткие требования к самостоятельным ученическим работам, выявляются конкретные недочёты в знаниях и умениях школьников, намечаются реальные задачи обучения. |
Использование модульной технологии на уроках истории и обществознания Благодаря использованию блочно-модульной технологии, вся система знаний по истории и обществознанию становится монолитной, системной,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Использование икт в обучении истории и обществознанию. Индивидуализация обучения как средство активизации мыслительной и познавательной... | ||
Разноуровневый контроль знаний по истории обществознанию тестовые... Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г | Создание интерактивных тестовых заданий по истории и обществознанию... Аверьянова Г. И. Обществознание. Тестовые задания к основным учебникам. 11 класс. М., 2008 | ||
План классификация современных средств обучения. Новые технологии в обучении иностранным языкам Тема: Мультимедийные средства и новые телекоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам | Тесты по обществознанию темы 5-7 Тема №5 Аверьянова Г. И. Обществознание. Тестовые задания к основным учебникам. 11 класс. М., 2008 | ||
Рабочая программа по обществознанию учителя истории и обществознания... Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | И. Ю. Алексашина Председатель секции по истории и обществознанию рэс России в формате егэ при реализации социально-гуманитарного профиля. Вместе с тем, данный элективный курс можно использовать при... | ||
Учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинета истории В сборник вошли программы по истории Древнего мира, Средних веков, по Новой и Новейшей истории зарубежных стран, по истории России... | Урока по обществознанию для 5 класса Нечаева Л. Г., учитель истории... Умк по обществознанию: Учебник «Обществознание. 5 класс» Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой – М.: Просвещение, 2012 | ||
Авторская программа по технологии для 5 11 классов общеобразовательных... Авторская программа по технологии для 5 – 11 классов общеобразовательных школ при совместном обучении мальчиков и девочек на уроках... | Рабочая программа по обществознанию 10 класс учителя истории и обществознания Рабочая программа по обществознанию составлена на основе: Перечень нормативных документов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В обучении как иностранному языку, так и истории широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения... | Рабочая программа по технологии Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания... | ||
Применение информационных технологий на уроках истории и обществоведения... Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории 17 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьное методическое объединение учителей истории, обществознания, права и истории, культуры Башкортостана работает над темой «Личностно-ориентированный... |