1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг





Скачать 202.9 Kb.
Название1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг
Дата публикации13.03.2015
Размер202.9 Kb.
ТипТематическое планирование
100-bal.ru > История > Тематическое планирование
В 2010 г. издательство "Норма" (Санкт-Петербург) выпустило серию книг (книг для учителя, учебных пособий для школьников и студентов) под рубрикой «Уроки 90-х», в том числе:

- книга для учителя А. Безбородова, Н.Елисеевой, В.Шестакова "Перестройка и крах в СССР"
С учетом содержания данной книги Е.Е.Вяземским совместно со Стреловой О.Ю. разработаны методические рекомендации, которые могут быть использованы при разработке программы элективного курса «Перестройка и крах СССР»
Задачи, стоявшие перед авторами книги:

- критическое переосмысление созданных в постсоветское время идеологических конструкций , в соответствии с которыми романтизируется история СССР, преувеличивается его военно-политический и социально-экономический потенциал;

- развенчиваются попытки доказать, что СССР распался вследствие "заговора империализма во главе с США" и "предательства клики М.С.Горбачева";

- критическое отношение к высказываниям о том, что новое руководство суверенной России "разграбило страну", "присвоило золото КПСС" и т.п.
Позиция авторов книги:

- Россия трансформируется в том же направлении, в каком уже давно двигаются многие страны (солидарны с позицией Е.Т.Гайдара, Е.Г.Ясина); поэтому этот подход можно назвать модернизационным: "исторический путь России не является исключением из общего правила";

- направленность трасформации страны определяется соотношением глобальных, цивилизационных и других факторов;

- многофакторный подход позволяет показать многомерность исторического процесса, раскрыть особенности участия граждан России в разных сферах общественной жизни, знакомить читателей с версиями и оценками исторических событий;

- книга помогает в формировании экспертно-аналитической компетенции, которая формируется на основе на основе работы с историческими источниками;

- книга может быть использована в качестве пособия для элективного курса по теме "Перестройка и крах СССР", при изучении истории на профильном уровне.
Тематическое планирование курса новейшей истории России конца ХХ века (1985-1993 гг.) на углубленном (профильном) уровне:
Раздел 1. Советский Союз в 1960-1980-е гг. Стагнация советской системы. (8-10 ч.)

Тема 1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг.

- причины и обстоятельства отставки Н.С.Хрущева в октябре 1964 г.

- преемники Н.С.Хрущева на партийном и государственном постах: Л.И.Брежнев и А.Н.Косыгин (образные характеристики - политические портреты).

- курс нового политического руководства страны на "дальнейшее развитие социалистической демократии" и способы его реализации;

- надежды значительной части общества на обновление в середине 1960-х гг. и нарастание консервативных тенденций в идеологии, внутриполитической жизни страны и в партии;

- трансформация правящей элиты и советской номенклатуры, "двойные стандарты" жизни;

- усиление противоречий и отставания советской системы от требований современной эпохи;

- застой или стагнация: дискуссии о сущности периода правления Л.И.Брежнева в постсоветской и современной российской историографии.
Познавательные задания:

1. На основе дополнительных источников опишите настроения, охватившие общество и высшие эшелоны власти после отставки Н.С. Хрущева.

2. Закончите предложение "Эпоха ХХ съезда КПСС - это ...". Что в политических портретах преемников "великого десятилетия" указывает на начало другого исторического времени? Используйте дополнительные источники, хрестоматии.

3. На основании дополнительных источников подготовьте психолого-политические портреты Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева. Сравните их по основным характеристикам. Сделайте вывод, почему политический класс (номенклатура) поддержал отставку Н.С.Хрущева, ответ обоснуйте.

4. Есть ли, по вашему мнению, связь между отсутствием "особого трудолюбия" у Л.И.Брежнева и падением дисциплины и морали на многих участках партийной, государственной и хозяйственной службы? Свой ответ объясните.

5. Используя основные и дополнительные источники, заполните сравнительно-обобщающую таблицу. Как вы думаете, почему новая власть еще некоторое время действовала по законам "эпохи ХХ съезда КПСС"? Почему произошел поворот к новой политике? В каких сферах общественной жизни новые тенденции активнее всего проявили себя?

Образец таблицы

Вопросы для сравнения


Продолжение курса ХХ съезда КПСС

Новые тенденции

1. Хронологические рамки







2. Мероприятия в сферах:







- экономики







- социальной политики







- науки и культуры







- идеологии и партийной жизни







- другое









6. Сформулируйте противоречия, которые свидетельствовали о нарастающем отставании советской системы в 1960-1970-е г. от требований времени и общества. Ответ обоснуйте.

7. Приведите примеры "двойных стандартов", которые сформировались в советском обществе в 1970-1980-е гг.

8. Согласны ли вы с тем, что "советская система оказалась объективно не готова к глобальным переменам в характере и тенденциях развития мировой экономики"? Или у СССР все же был шанс сохранить статус сверхдержавы?

9. Как вы думаете, почему советская система была эффективной до тех пор, пока внутренняя потребность в свободе не стала доминировать в сознании советских людей? Согласны ли вы с этим утверждением?

10. Сообщение (реферат) на тему ""Пражская весна" и процесс становления гражданского общества в СССР".

Тема 2. "Дети ХХ съезда": советское общество в 1960-1970- е гг.

- диссидентское и правозащитное движения в СССР ("Комитет прав человека в СССР"): предпосылки формирования, общественные идеалы, виды деятельности, яркие личности участников (А.Д.Сахаров, А.И. Солженицын, И.Р.Шафаревич, А.А.Галич), их книги и выступления;

- СССР и Запад: жизнь за "железным занавесом" (исследовательский проект).
Познавательные задания:

1. Сформулируйте предпосылки и причины развития диссидентского и правозащитного движений в 1970-е гг. В каком смысле участников этих движений называли "детьми ХХ съезда КПСС"?

2. В чем заключаются основные отличия оппозиционного движения 1970-х гг. от аналогичного движения в период "оттепели"?

3. Какую роль диссидентское и правозащитное движения сыграли в общественно-политической жизни СССР? Как к этому явлению относились в 1970-е и в 1990-е гг.? С чем, по вашему мнению, связаны различия в исторических оценках?

4. Составьте схему "Социальная структура советского общества в 1970-е гг." Какие процессы были в ней доминирующими: "социальный лифт", "колодец", стагнация?

5. Что способствовало тому, чтобы "советский правящий класс постепенно становился сплоченной социальной группой"?

6. Какую роль номенклатура сыграла в общественно-политической жизни страны? Как вы думаете, отличалось ли отношение к ней в советские и постсоветские годы?
Тема 3. "Развитой социализм"

- предпосылки экономических реформ и их альтернативные проекты в середине 1960-х гг.;

- сравнительный анализ экономических преобразований в годы правления Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, а также их результатов;

- предпосылки и изменения в политической системе СССР;

- Конституция 1977 г.: анализ документа в аспекте сопоставления реалий и прожектов "Развитого социалистического общества".
Познавательные задания:

1. Назовите причины необходимости экономических реформ в СССР в 1960-е гг.

2. Проведите обсуждение названных вами причин экономических реформ в СССР в 1960-е гг.

3. На основе разных источников сформулируйте причины низкой результативности экономической реформы 1965 г., сгруппируйте их по самостоятельно предложенным и обоснованным критериям.

4. Составьте развернутый план сообщения по теме "экономические реформы десятилетия Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева", заполните сравнительную таблицу и сделайте выводы о сходствах и различиях, а также о преемственности и эффективности этих реформ.

5. На основе разных источников составьте развернутый план по теме "Какие изменения в политической системе в СССР были необходимы для модернизации страны?" Определите, какой характер носили эти преобразования в 1960-е гг. Можно ли утверждать, что в эти годы наряду с экономической была осуществлена политическая реформа советской системы?

6. Как вы можете объяснить, почему курс на развернутое строительство коммунизма в 1970-е гг. был заменен на теорию "развитого социализма"? В чем общность и различия двух идеологических доктрин?

7. Сообщение (реферат) об участии СССР в региональных конфликтах второй половины 1960-х - начале 1980-х гг.
Тема 4. "Маятник внешнеполитического курса Брежнева"

- новые направления в международной политике КПСС во второй половине 1960-1970-х гг.;

- сложности в отношениях СССР со странами социализма;

- проблемы в советско-китайских отношениях в годы умеренной "десталинизации" СССР и "культурной революции" в Китае;

- "Пражская весна" и процесс становления элементов гражданского общества в СССР (Исследовательский проект);

- "Доктрина Брежнева" и факторы поворота к политике разрядки международных отношений между "восточным блоком" и Западом;

- влияние политики "разрядки" на двухсторонние отношения и сотрудничество СССР со странами Запада в экономике и культуре;

- причины обострения напряженности в международных отношениях в конце 1970-х гг.;

- участие советских войск в гражданской войне в Афганистане: его внутриполитические и внешнеполитические последствия;

- признаки кризиса "мировой системы социализма".
Познавательные задания:

1. Почему после преодоления Карибского кризиса руководство КПСС взяло курс не на политику разрядки международной напряженности, а на достижение военного паритета со странами Запада?

2. Разделите исторический период 1960-1980-х гг. на этапы в соответствии с ведущей целью внешней политики Л.И.Брежнева. Обобщите содержание последней графы и сделайте вывод о том, когда советская дипломатия оказалась самой результативной.

Образец таблицы № 1

Этапы внешней политики, их хронологические рамки


Главная цель внешнеполитического курса

Инициативы, конференции, договоры, участие в конфликтах и т.п.

Следствия международного и регионального характера, влияние на статус СССР в мире и на положение внутри страны






















































































3. Как вы поняли, почему внешнюю политику Л.И.Брежнева сравнивают с "маятником"? Почему она была противоречивой и непоследовательной? Для ответа на этот вопрос проанализируйте причины смены внешнеполитических приоритетов советского руководства в 1960-х - начале 1980-х гг. и переходов на новые модели отношений с Западом. Заполните таблицу № 2.
Образец таблицы № 2

Этапы внешней политики СССР (хронологические рамки, главная цель)


Причины смены курса





















4. Вспомните, что представляли собой Апрельская революция, НДПА, политический курс генерального секретаря ЦК НДПА Тараки, советско-афганский договор 1978 г.?

5. Проанализируйте ситуацию, развивавшуюся в Афганистане после переворота в сентябре 1979 г., и на основе документа определите, что в ней не устраивало ЦК КПСС. Назовите три и более положений.

6. Чем руководство СССР объясняет необходимость оказания Афганистану "дополнительной военной помощи"? Почему это решение принимается в условиях строжайшей секретности?

7. Какое влияние "афганская война" оказала на внутриполитическое и международное положение СССР в 1980-е гг.?

8. На тематической карте "Внешняя политика СССР в 1963-1983 гг." условными знаками отметьте: 1) страны, с которыми СССР урегулировал двухсторонние отношения; 2) государства, отношения с которыми в этот период ухудшились; 3) государства, которые Л.И.Брежнев посетил с официальными визитами; 4) страны, в которые советские войска вводились согласно принципу "социалистического интернационализма"; 5) очаги региональных и глобальных конфликтов с участием вооруженных сил СССР; 6) крупные международные встречи с участием СССР по вопросам мирного сосуществования и разрядки.

9. Как вы считаете, чего не поняла советская правящая верхушка в современной ей международной ситуации и какие стратегические ошибки она допустила в своей дипломатии?

10. Эссе на тему "Светлые и темные стороны брежневского периода". Почему сегодня одни россияне вспоминают о нем с грустью, а другие - с иронией и осуждением?

11. Сообщение по теме "М.С.Горбачев: политический портрет нового лидера старой системы".
Дискуссионные вопросы:

1. Сформулируйте суть политических и идеологических разногласий между Коммунистической партией Китая и КПСС, обострившихся в 1960-е гг. и приведших к "событиям на острове Даманском".

2. Как вы думаете, почему в официальных заявлениях обеих сторон по поводу событий на острове Даманском суть конфликта сводилась к территориальным претензиям и не касалась его политической подоплеки?

3. "Остров Даманский - крохотный клочок земли. Его трудно найти на географической карте. Но о нем тогда узнал весь мир..." Что обеспечило острову всемирную известность? Как сложилась его судьба после конфликта 1969 г.?
Ключевые вопросы:

1. В чем причина отставки Хрущева?

2. Какие надежды связывались с назначением Л.И.Брежнева высшим политическим руководителем страны?

3. Охарактеризуйте повседневную жизнь советского человека.

4. Дайте характеристику советскому обществу в годы застоя. (реферат на тему "Жизнь моей семьи в эпоху Л.И.Брежнева").

5. Раскройте содержание понятия "годы застоя". Какое научно-историческое понятие можно ему противопоставить?

6. Назовите основные черты советской экономической системы, дайте им характеристику.

7. Какие проблемы социально-политического и экономического характера обострились в СССР в конце 1970-х - начале 1980-х гг.? Какие причины вызвали это обострение? Ответ обоснуйте.

8. Каковы были общественные предпосылки масштабных перемен в жизни Советского Союза? Что подтолкнуло страну на поиск нового пути?
Раздел 2. Крах коммунистического режима в СССР (1985-1991 гг.) (5-10 часов)
Тема 5. "Истоки перестройки"

- открытый характер кризиса советской экономики в условиях "микроэлектронной революции";

- сравнительный анализ темпов и результатов экономического развития СССР и США в середине 1980- х гг.;

- причины непрерывного падения темпов развития советской экономики и их влияние на положение внутри страны и ее международный статус;

- дискуссии в обществе о природе кризисных явлений и способах реформирования советской системы;

- мероприятия власти для улучшения экономической и социальной ситуации в стране в 1983-1984 гг.;

- М.С.Горбачев. Политический портрет нового лидера старой системы;

- политика перестройки как модель реформирования советской социалистической системы;

- дискуссии о вариативных моделях реформирования социализма в руководстве и научных кругах СССР (исследовательский проект).
Тема 6. Реформы М.С.Горбачева.

- первый этап преобразований (1985-1988 гг.): основные задачи, направления реформаторской деятельности в экономике, отношение партийного и государственного аппарата к "ускорению" и "совершенствованию", показатели социально-экономического развития СССР во второй половине 1980-х гг.;

- программа перехода к "социалистическому рынку" (1987-1991 гг.) и основные компоненты новой экономической стратегии, процесс их реализации;

- итоги экономического реформирования на втором этапе перестройки;

- дискуссии о моделях экономической реформы 1989-1990 гг. (сравнительный анализ альтернативных программ и моделирование сценариев их реализации, исследовательский проект).
Тема 7. Демонтаж политической системы.

- "новое мышление" как курс на политическое реформирование советской системы: противоречия целей, ценностных ориентиров и способов реализации;

- этапы политической реформы, основные направления и итоги "революции сверху" (1985-1988 гг.) и революция "снизу" (1989-1991 гг.);

- XIX партконференция, первые съезды Советов народных депутатов, создание оппозиционных партий как признак демократизации государственной и общественной жизни СССР. Новые политические лидеры (Ю.Н.Афанасьев, Б.Н.Ельцин, А.Д.Сахаров и др.);

- морально-психологическое влияние политики гласности на общественное сознание и духовную жизнь СССР в конце 1980-х гг.;

- факторы политизации и ценностного раскола советского общества в годы перестройки;

- формирование открытой политической оппозиции советскому режиму;

- образование народных фронтов в союзных и автономных республиках (исследовательский проект на основе региональных источников);

- критическое переосмысление советской истории в литературе и публицистике, в кинематографе, в исторической науке (исследовательский проект).
Тема 8. Внешняя политика СССР в период перестройки.

- "Бархатные революции" в восточноевропейских странах и новые приоритеты советской внешней политики;

- идея "Общеевропейского дома" и отношение к инициативам М.С.Горбачева на Западе;

- нормализация отношений СССР с Китаем;

- международное положение СССР в результате внешнеполитического курса М.С.Горбачева;

- М.С.Горбачев - новый образ советского лидера на Западе (исследовательский проект с использованием материалы периодики, интернет-ресурсов).
Тема 9. Распад СССР.

- причины и характер забастовочного движения в СССР в конце 1980-х гг.;

- национал-патриотическое движение и вопрос о российской государственности;

- Б.Н.Ельцин и М.С.Горбачев: причины и формы политического противостояния;

- "Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации" (1990 г.): анализ документа;

- "Парад суверенитетов" как результат провалов в национальной политике руководства СССР;

- проекты новых союзных отношений в условиях обострения межнациональных конфликтов;

- роль событий августа 1991 г. и ГКЧП в ускоренном распаде СССР;

- Создание СНГ. Крах перестройки.
Дискуссионные вопросы:

1) политический курс и личность М.С.Горбачева как государственного деятеля;

2) исторические уроки перестройки для отечественной и мировой истории; ее оценка современниками;

3) неизбежность распада СССР и альтернативные сценарии союзных отношений в начале 1990-х гг.;

- окончание холодной войны в связи с распадом СССР или ее продолжение в современном мире.
Ключевые вопросы:

1. Каковы были мотивы у политических лидеров при выборе пути обновления, модернизации страны?

2. Раскройте содержание понятия "новое мышление".

3. Назовите основные этапы экономической реформы в СССР.

4. Определите понятие "концепция ускорения социально-экономического развития страны".

5. Определите сущность проектов новых экономических программ (программы С.С.Шаталина, Л.И.Абалкина, Г.А.Явлинского, А.Г.Аганбегяна).

6. Как вы понимаете сущность концепции "нового политического мышления".

7. В чем сущность политики гласности?

8. Назовите новые приоритеты внешней политики СССР.

9. Как новый политический курс советского руководства повлиял на систему международных отношений?

10. Как "новое политическое мышление" отразилось на внешней политике СССР?

11. Как менялось отношение населения СССР к реформам М.С.Горбачева? В чем причины этих перемен?

12. Как можно оценить национальную и федеративную политику СССР?

13. Чем объяснялась эскалация национализма и сепаратизма в союзных и автономных республиках в конце 1980-х гг.?

14. Какие причины стали основой для роста в СССР национальных движений и межнациональных конфликтов?

15. Почему руководство СССР не смогло найти эффективного ответа на вызовы сепаратизма?

16. Как и почему СССР от положения сверхдержавы, одного из мировых лидеров, дошел до распада государства?

17. Чем объяснялась и в чем проявилась слабость СССР?

18. Почему национальные и социальные проблемы в СССР не были своевременно решены и привели к кризису?

19. Был ли у руководства страны шанс сохранить СССР? Свою точку зрения обоснуйте. Приведите конкретные аргументы.
Раздел 3. Становление нового Российского государства (1991-1993 гг.) (8 часов)
Тема 10. Россия в 1991 г.: выбор пути развития.

- социально-экономическое и общественно-политическое положение страны в начале 1990-х гг.;

- ослабление и распад государственной власти СССР;

- системный кризис 1991 г.: причины, характер, последствия;

- результаты системного кризиса;

- необходимость укрепления российской государственности, определения задач внутренней и внешней политики, путей преодоления кризиса.
Причины системного кризиса в 1991 г.:

1) крайне низкая продуктивность советского колхозного сельского хозяйства, необходимость закупать продовольствие за рубежом;

2) низкое качество выпускаемой продукции, неконкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке;

3) сырьевой характер экспорта, зависимость страны от мировых цен на нефть и газ, падение цен на которые привело к валютному кризису;

3) непоследовательность реформ "перестроечных" лет, в ходе которых с государственных предприятий были фактически сняты ограничения на рост заработной платы без увеличения выпуска продукции;

4) неспособность государства собирать налоги в условиях всеобщего бартера;

5) стремление союзных и российских властей привлечь население на свою сторону путем увеличения различных социальных выплат;

6) стремление российского руководства перевести под республиканскую юрисдикцию предприятия союзного подчинения, для чего перешедшим существенно снижали налоговое бремя.
Результаты системного кризиса:

1) огромный дефицит бюджета;

2) расстройство финансов;

3) нарастание хаоса в экономике;

4) рост социального напряжения в обществе;

5) возможность экономической катастрофы.
Тема 11. Политический курс Б.Н.Ельцина. Начало реформ.

- политический портрет Ельцина и его команды;

- первый этап либеральных реформ в России (1991-1993 гг.);

- предпосылки радикальной экономической реформы и ее основные направления. Идеологи либерального экономического курса: Е.Т.Гайдар, А.Н.Шохин, А.Б.Чубайс;

- первый этап становления рыночной модели экономического развития страны;

- Гайдаровские экономические преобразования 1992 г. (введение свободного рынка, либерализация цен и торговли, приватизация государственной собственности, либерализация внешнего рынка, конвертация рубля);

- социально-экономические последствия первого этапа либеральных реформ в России. Дискуссии об экономической политике в России в 1992-1993 гг.
Тема 12. Становление новой политической системы.

- причины конституционного кризиса в России в 1992-1993 гг.;

- противоречивый характер конституционного устройства России, противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти в вопросах выбора стратегии реформирования политической и экономической сфер;

- двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и Верховным Советом (1992-1993 гг.);

- указы Б.Н.Ельцина "Об особом порядке управления страной до окончания кризиса власти"; "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации";

- референдум о доверии Президенту РФ и Верховному Совету РФ;

- постановление Верховного Совета РФ "О прекращении полномочий Президента РФ Ельцина Б.Н.";

- политический кризис осени 1993 г. События "черного октября" 1993 г.;

- причины победы Б.Н.Ельцина.
Тема 13. Новая Конституция России.

- выборы в Государственную Думу РФ в 1993 г.;

- особенности и значение выборов в Государственную Думу 12 декабря 1993 г.: анализ статистики;

- Конституция России (1993 г.): анализ документа в контексте проблем переходного периода и политического кризиса;

- значение принятия новой Конституции России. Достижение политической стабилизации в стране;

- Первый парламент России (1993-1995 гг.): обобщающая характеристика состава и деятельности;

- изменение политического ландшафта страны. Создание условий для формирования многопартийности в России.
Ключевые вопросы:
1. Считаете ли вы, что переход к рыночной экономике для нашей страны был единственной возможностью преодолеть системный кризис конца ХХ века?

2. Как происходило становление нового Российского государства и почему это развитие было столь трудным?

3. Какие проблемы пришлось решать руководству России в 1990-е гг. в сфере экономики?

4. Какие средства были для этого использованы властями? Насколько эффективными были эти средства?

5. Раскройте сущность явления, которое получило название "шоковая терапия".

6. Существовала ли в России альтернативная стратегия реформирования социально-экономической сферы?

7. Какие реформы в политической сфере были проведены руководством страны?

8. Насколько эффективными были предпринятые меры?

9. Существовала ли альтернативная программа политических преобразований?

10. В чем сущность политического кризиса в России в 1992-1993 гг.?

11. Назовите последствия политического кризиса в России в начале 1990-х гг.

12. Дайте экспертную оценку итогам выборов в Государственную Думу РФ в декабре 1993 г.

13. Подготовьте сообщение по теме "Б.Н.Ельцин: политический портрет лидера демократической России".

14. Определите основные тенденции эволюции российского общества в первой половине 1990-х гг. Ответ аргументируйте.

15. Согласны ли вы с тем, что политические события осени 1993 г. имеют нравственное значение для каждого гражданина России?

16. Как вы понимаете нравственные уроки политических событий в России, произошедших осенью 1993 г.?

17. В чем значимость Конституции РФ, принятой в 1993 г.?
Итоговое обобщение - 1 час

- основные итоги первого этапа становления новой российской государственности;

- роль первого президента суверенной России Б.Н.Ельцина в становлении новой российской государственности.
Ключевые вопросы:

1. Назовите основные достижения россиян в становлении новой российской государственности.

2. Какие проблемы страны не удалось решить по объективным и субъективным причинам?

3. В чем ценность опыта, накопленного в России в первой половине 1990-х гг.?

4. Определите политическое и нравственное значение событий сентября - начала октября 1993 г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг iconСша и Западная Европа в 1960-1980-е гг
Еаст). Концепция «Европы отечеств» Ш. Де Голля. Франция и планы расширения интеграции в политической и оборонной сфере («план Фуше»)....
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг iconСовременные тенденции развития системы специального образования
Современные тенденции развития системы специального образования: Материалы региональной научно-практической конференции. Н. Новгород:...
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг iconРеферат По литературе «Цинковые мальчики»
«Тенденции литературного развития 2й половины 1980-1990х и жанрообразовательные процессы в современной русской прозе». Мамедов Т....
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охарактеризуйте структуру системы образования РФ. Назовите основные тенденции развития образования в России. Опишите актуальные проблемы...
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг iconИтоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные...
Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную...
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг iconРабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный...
Вен. Ерофеева, А. Битова, С. Соколова, созданные в конце 1960-х-1970-х гг., но вошедшие в русскую литературу только в конце 1980-х...
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг iconС. Б. Подушка Практика интродукции оплодотворенной икры каспийских...
Список публикаций по вопросам, связанным с перевозкой оплодотворенной икры каспийских осетровых в азовский бассейн
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг iconКалендарно-тематическое планирование. 11 класс
Основные тенденции развития мировой литературы на рубеже 19-20 веков. Общественно историческая обстановка в мире. Новые эстетические...
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг icon1960 X. Петерсон подсчитал, что ежесуточно на Землю падают 38 тыс...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг iconТенденции развития современного русского языка
Задание № Напишите реферат на тему «Тенденции развития современного русского языка»
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг icon«утверждаю» Зав кафедрой упд
Сравнительный анализ системы Особенной части Уголовных кодексов 1960 и 1996 годов
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг iconИнформационные технологии в графической подготовке студентов. Интернет:...
Состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития...
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг iconПерестройка как попытка реформирования советской политической и экономической системы
Перестройка как попытка реформирования советской экономической и политической системы
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг icon«Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности....
Цель урока: дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений, проанализировать и дать оценку состояния совре­менной...
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг iconТенденции развития системы таможенных услуг и организационно-экономические...
...
1. Тенденции развития советской системы в 1960-1980-е гг iconСовершенствование системы ипотечного кредитования: международный...
Диссертационная работа выполнена в Южно-Российском институте-филиале фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск