Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов





Скачать 313.25 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов
страница1/3
Дата публикации29.10.2014
Размер313.25 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Школа №;1125
Рабочая программа

элективного курса

«Современный отечественный литературный процесс»

для 10 классов

1 час в неделю (всего 35 часов)

Составитель: Коробейщикова Л.Н.


2013-2014 уч.г.
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный отечественный литературный процесс» (хронологические границы изучаемой в рамках элективного курса литературы – 1985-2003 гг (включая произведения Вен.Ерофеева, А.Битова, С.Соколова, созданные в конце 1960-х-1970-х гг., но вошедшие в русскую литературу только в конце 1980-х гг.) // Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология» / Министерство образования РФ – М.: Вита-Пресс, 2004 – с.87-91
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Рабочая программа имеет цели обучения:

  • сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития русской литературы последних десятилетий в контексте современной культуры;

  • развить навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом;

  • научить школьника ориентироваться в постоянно меняющемся и противоречивом мире современной культуры и литературы, самостоятельно оценивать разнохарактерные литературные явления и уметь эту оценку адекватно обосновывать

Задачи обучения:

  • расширение и углубление знаний по истории русской литературы ХХ в., осмысление специфики современной русской литературы в контексте европейской и мировой литературы;

  • углубление знаний по теории литературы, овладение литературоведческими категориями, в которых осмысляется современная художественная литература (интертекст, деконструкция, пастиш, симулякр, гипертекст);

  • формирование начальных навыков литературно-критической работы (написание рецензий на изучаемые в рамках курса и самостоятельно прочитанные произведения, эссе на материале произведений современной литературы).

Освоение современной литературы связано с необходимостью формирования навыков/культуры информационного обеспечения учебной работы. Динамичность развития современной литературы и оперативность литературной критики требуют овладения приемами быстрого поиска информации, в том числе получения ее «online» из интернетовских литературных сайтов
Образовательные результаты программы:

  • понимание специфики развития, проблематики и поэтики современной литературы;

  • умение выбрать адекватный литературоведческий инструментарий для оценки литературного произведения;

  • умение самостоятельно формулировать собственное мнение о явлениях художественной культуры


Содержание курса

Литературная ситуация конца 1980 – 1990 гг. Место литературы в художественной культуре. Понятие о постмодернизме, постреализме, постпостмодернизме, неосентиментализме, неонатурализме.

Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Автор и герой; речевой портрет героя. Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме. Сюжет поэмы: ассоциативно-лирический способ связи фрагментов, значимость лейтмотивной организации повествования.

Саша Соколов. «Школа для дураков». Структура повествующего «я» в романе. Расщепленность сознания героя, двойственность отраженной в его сознании реальности. Пространственно-временная организация романа. Лирическая стихия повествования.

Андрей Битов. «Пушкинский дом». Роман-музей. «Пушкинский дом» как автометарефлексивный текст. Обнажение цитатной природы культуры: биография героя как вариации на тему классических сюжетов. Проблема внутренней свободы героя. «Подлинность» и «симулятивность» реальности в «Пушкинском доме».

Русский концептуализм. Культурно-философские основания концептуализма. Деконструкция идеологизированного образа реальности и «застывших», авторитетных структур сознания, закрепленных в языке. Понятие о симулякре. Деконструкция лирического «я». «Action» как форма существования концептуального текста. Дмитрий Александрович Пригов. Лев Рубинштейн.

Тимур Кибиров. Поэтика палимпсеста в поэзии Т.Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония.

Татьяна Толстая. «Факир». Амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметов мира. Контраст культурных миров героев. Эмпирический мир и мир творческого воображения в рассказе.

Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Психологический мир героев и «бытовой» фон. Экзистенциальная проблематика рассказа. Повествовательная перспектива. Трагедия как фарс в художественном мире Л.Петрушевской.

Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Антигероическое изображение войны в рассказе. Мотив красоты. Диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский).

Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление». Биография как литературный факт. Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С.Довлатова. Искусство Довлатова-рассказчика. Экзистенциальные аспекты проблематики рассказов.

Г.Владимов. «Генерал и его армия». Традиция классического эпического повествования (Л.Толстой. «Война и мир»). Особенности решения патриотической темы. Психологизм романного повествования.

Людмила Улицкая. «Перловый суп». Объективное и субъективное («персональное») время в рассказе. Предметный фон повествования и его значимость в раскрытии психологического облика персонажей. Двойственность повествовательной перстпективы рассказа, особенности художественного языка.

Иосиф Бродский. Пространство и время в художественном мире И.Бродского. Бытие человека как путь утрат, «реальность отсутствия». Концепция поэта как «инструмента языка»: жизнь человека и жизнь слова в поэзии И.Бродского.

Лев Лосев. Структура лирического «я» в стихотворениях Л.Лосева. Поэтика стилизации и стилевая индивидуальность. Поэтическая традиция Х1Х в. и ее преломление в творчестве Л.Лосева.

Борис Акунин. «Коронация». Исторический фон и условно-литературная реальность в романе. Трансформация сюжетной схемы детектива. Функции интертекстуальных отсылок (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев и т.д.).

Учебно-тематический план


урока


Тема


Количество часов

1

Литературная ситуация конца 1980-1990-х гг.

2

2

Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки»

3

3

Саша Соколов. «Школа для дураков»

3

4

Андрей Битов. «Пушкинский дом»

3

5

Русский концептуализм

3

6

Тимур Кибиров

1

7

Татьяна Толстая. «Факир»

2

8

Людмила Петрушевская. «Дама с собаками»

3

9

Владимир Маканин. «Кавказский пленный»

3

10

Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление»

3

11

Г.Владимов. «Генерал и его армия»

1

12

Людмила Улицкая. «Перловый суп»

1

13

Иосиф Бродский

2

14

Лев Лосев

2

15

Борис Акунин. «Коронация»

3




Итого:

35
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconПояснительная записка Курс «Современный литературный процесс»
Кислова Л. С. Современный литературный процесс. Умк для студентов 1 курса направления 080100. 62 «Экономика». Тюмень, 2009
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconПрограмма научно-исследовательского семинара «Современный литературный...
Программа предназначена для преподавателя, ведущего научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления...
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconРабочая программа Наименование дисциплины Современный литературный...

Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconУтвержден
Современный литературный процесс: временные рамки, общие тенденции и закономерности
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconСтилевой опыт Юрия Кузнецова и современный литературный процесс
Согласовано с выпускающей кафедрой Прикладной механики машиноведения и технологии
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconРабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира»
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных...
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литературный язык как высшая форма национального языка. Содержание и соотношение понятий «язык», «литературный язык», «современный...
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconПрограмма дисциплины «Современный литературный процесс в критическом осмыслении»
Программа предназначена для преподавателя, ведущего данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconПрограмма элективного курса «Энергия будущего»
Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих...
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconПрограмма элективного курса «основы цитологии»
Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих...
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов iconПриказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса...
Рабочая программа составлена на основе программы спецкурса «Байкаловедение» для обучающихся 6,7 классов, которая была рекомендована...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск