Скачать 313.25 Kb.
|
Школа №;1125 Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный процесс» для 10 классов 1 час в неделю (всего 35 часов) Составитель: Коробейщикова Л.Н. 2013-2014 уч.г. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.Г.Кучиной, канд. филол. наук, доцента, зав. кафедрой иностранных языков и литератур Ярославского ГПУ им. К.Д.Ушинского «Современный отечественный литературный процесс» (хронологические границы изучаемой в рамках элективного курса литературы – 1985-2003 гг (включая произведения Вен.Ерофеева, А.Битова, С.Соколова, созданные в конце 1960-х-1970-х гг., но вошедшие в русскую литературу только в конце 1980-х гг.) // Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология» / Министерство образования РФ – М.: Вита-Пресс, 2004 – с.87-91 Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Рабочая программа имеет цели обучения:
Задачи обучения:
Освоение современной литературы связано с необходимостью формирования навыков/культуры информационного обеспечения учебной работы. Динамичность развития современной литературы и оперативность литературной критики требуют овладения приемами быстрого поиска информации, в том числе получения ее «online» из интернетовских литературных сайтов Образовательные результаты программы:
Содержание курса Литературная ситуация конца 1980 – 1990 гг. Место литературы в художественной культуре. Понятие о постмодернизме, постреализме, постпостмодернизме, неосентиментализме, неонатурализме. Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки». Автор и герой; речевой портрет героя. Понятие интертекстуальности, основные источники реминисценций и аллюзий в поэме. Сюжет поэмы: ассоциативно-лирический способ связи фрагментов, значимость лейтмотивной организации повествования. Саша Соколов. «Школа для дураков». Структура повествующего «я» в романе. Расщепленность сознания героя, двойственность отраженной в его сознании реальности. Пространственно-временная организация романа. Лирическая стихия повествования. Андрей Битов. «Пушкинский дом». Роман-музей. «Пушкинский дом» как автометарефлексивный текст. Обнажение цитатной природы культуры: биография героя как вариации на тему классических сюжетов. Проблема внутренней свободы героя. «Подлинность» и «симулятивность» реальности в «Пушкинском доме». Русский концептуализм. Культурно-философские основания концептуализма. Деконструкция идеологизированного образа реальности и «застывших», авторитетных структур сознания, закрепленных в языке. Понятие о симулякре. Деконструкция лирического «я». «Action» как форма существования концептуального текста. Дмитрий Александрович Пригов. Лев Рубинштейн. Тимур Кибиров. Поэтика палимпсеста в поэзии Т.Кибирова. Цитатность как стилеобразующий фактор поэтики. «Сентиментальность» и ирония. Татьяна Толстая. «Факир». Амбивалентность хронотопа, цикличность времени, метафорическая насыщенность предметов мира. Контраст культурных миров героев. Эмпирический мир и мир творческого воображения в рассказе. Людмила Петрушевская. «Дама с собаками». Психологический мир героев и «бытовой» фон. Экзистенциальная проблематика рассказа. Повествовательная перспектива. Трагедия как фарс в художественном мире Л.Петрушевской. Владимир Маканин. «Кавказский пленный». Антигероическое изображение войны в рассказе. Мотив красоты. Диалог с классикой (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский). Сергей Довлатов. «Номенклатурные полуботинки», «Представление». Биография как литературный факт. Взаимообратимость литературы и реальности в творчестве С.Довлатова. Искусство Довлатова-рассказчика. Экзистенциальные аспекты проблематики рассказов. Г.Владимов. «Генерал и его армия». Традиция классического эпического повествования (Л.Толстой. «Война и мир»). Особенности решения патриотической темы. Психологизм романного повествования. Людмила Улицкая. «Перловый суп». Объективное и субъективное («персональное») время в рассказе. Предметный фон повествования и его значимость в раскрытии психологического облика персонажей. Двойственность повествовательной перстпективы рассказа, особенности художественного языка. Иосиф Бродский. Пространство и время в художественном мире И.Бродского. Бытие человека как путь утрат, «реальность отсутствия». Концепция поэта как «инструмента языка»: жизнь человека и жизнь слова в поэзии И.Бродского. Лев Лосев. Структура лирического «я» в стихотворениях Л.Лосева. Поэтика стилизации и стилевая индивидуальность. Поэтическая традиция Х1Х в. и ее преломление в творчестве Л.Лосева. Борис Акунин. «Коронация». Исторический фон и условно-литературная реальность в романе. Трансформация сюжетной схемы детектива. Функции интертекстуальных отсылок (Достоевский, Гоголь, Гончаров, Тургенев и т.д.). Учебно-тематический план
|
Пояснительная записка Курс «Современный литературный процесс» Кислова Л. С. Современный литературный процесс. Умк для студентов 1 курса направления 080100. 62 «Экономика». Тюмень, 2009 | Программа научно-исследовательского семинара «Современный литературный... Программа предназначена для преподавателя, ведущего научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления... | ||
Рабочая программа Наименование дисциплины Современный литературный... | Утвержден Современный литературный процесс: временные рамки, общие тенденции и закономерности | ||
Стилевой опыт Юрия Кузнецова и современный литературный процесс Согласовано с выпускающей кафедрой Прикладной механики машиноведения и технологии | Рабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира» Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литературный язык как высшая форма национального языка. Содержание и соотношение понятий «язык», «литературный язык», «современный... | Программа дисциплины «Современный литературный процесс в критическом осмыслении» Программа предназначена для преподавателя, ведущего данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Программа элективного курса «Энергия будущего» Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Программа элективного курса «основы цитологии» Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих... | ||
Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | ||
Программа элективного курса по биологии "Клетки и ткани" Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии.... | Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса... Рабочая программа составлена на основе программы спецкурса «Байкаловедение» для обучающихся 6,7 классов, которая была рекомендована... |