Скачать 198.95 Kb.
|
Муниципальное казенное учреждение «Атагайская средняя общеобразовательная школа» Утверждено: Директор школы ___________/М.В. Григоровская/ Приказ № 102 от 27.08. 2013г. Рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов Рассмотрено: Составлено: на МО «Естественник» учитель протокол № ___ от ____ 2013 __________Алефиренко Н.В. руководитель:________С.В.Затрутина Атагай 2013г Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы спецкурса «Байкаловедение» для обучающихся 6,7 классов, которая была рекомендована Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 18.04.2003г.) Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства. В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах Иркутской области спецкурса «Байкаловедение». Программа дает возможность в течение двух лет сформировать у обучающихся 6 и 7 классов комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озеро Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности обучающихся в сохранении уникальной природы родного края. Рабочая программа «Байкаловедение» позволит влиять на развитие гражданской позиции детей, ориентированной на природосберегающее поведение. Цель: подготовка детей к природоохранному ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия. Задачи:
Содержание тем учебного курса Рабочая программа «Бйкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «География» с 1 по 6 класс. Значительное место в рабочей программе отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания, наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений закономерностей живой природы. Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из 2 разделов: 1 раздел «Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала», 6 класс, 34 часа, предусмотрено формирование знаний, умений и навыков, использование знаний на практике по географии, гидрологии и методам исследования озера Байкал. Введение -1 час Предмет изучаемый в курсе. Его уникальность. География Байкала -11 часов Особенности географического положения озера Байкал. Водный бассейн Байкала. Притоки. Ангара. Заливы, бухты, соры. Названия островов, их расположение, особенности геологии. Ландшафтное разнообразие побережья Байкала. Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Ветры, шторма. Легенды и сказки о ветрах. Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления. Происхождение Байкала – 7 часов Возникновение и формирование Байкала. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Действия во время землетрясения. Современное геологическое строение Байкальской котловины. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Вертикальный разрез Байкала , Глубины, береговые склоны, подводные рельефы, каньоны, террасы. Рельеф дна. Связь с мантией Земли. Породная структура берегов и дна Байкала. Полезные ископаемые байкальского дна. Воды Байкала -9 часов Водный баланс и водообмен озера Байкал. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Уникальные химические характеристики байкальской воды. Температурный режим байкальских вод. Сезонная динамика температурных изменений. Вертикальный обмен тепла. Тепловой режим и жизнь в Байкале. Течения в Байкале. Поверхностные течения. Влияние крупных рек (Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара). Подледные течения. Присклоновые течения. Течения в придонном слое Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью в толще вод Байкала. Ледовый режим. Время замерзания, толщина льда, период таяния льда на Байкале. Ледовые явления – трещины (становые щели), торосы, полыньи, сокуи и др. Исследование озера Байкал – 6 часов История открытия озера Байкал. Современные исследователи и защитники. Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук, его вклад в изучение Байкала. Современные методы изучения Байкала. Методы наблюдения. Подводные методы исследования. Аппарат для глубоководного погружения. Методы изучения прошлого Байкала. 2 раздел «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале», 7 класс, 34 часа, обучающиеся познакомятся с биологическим разнообразием и условиями обитания растений и животных Байкала и Прибайкалья, приобретут знания о природоохранных проблемах озера Байкал и познакомятся с современными методами решения таких проблем. Введение -1 час Предмет изучаемый в курсе. Его уникальность. Биологическое разнообразие, проблемы загрязнения и охраны озера Байкал. Жизнь на байкальских берегах - 11 часов Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья. Высотная поясность. Альпийский пояс. Альпийские луга и горная тундра. Горные леса. Темнохвойная и светлохвойная тайга. Степи. Луга и болота растительный и животный мир. Особо охраняемые природные территории. Байкало-Ленский, Байкальский и Баргузинский заповедники. Памятники природы на побережье Байкала. Жизнь в озере Байкал – 14 часов Биологическое разнообразие озера. Эндемики Байкала. Растительный мир. Высшие водные растения, водоросли. Доминирующие виды. Эндемичные виды донной растительности. Фитопланктон. Видовое разнообразие. Доминирующие виды. Роль фитопланктона в пищевых отношениях. Бактерии. Роль бактерий в Байкале. Простейшие. Коловратки. Донные животные. Губки. Видовое разнообразие. Строение и питание. Моллюски Байкала. Видовое разнообразие. Гаммариды. Разнообразие. Представители. Байкальские черви. Турбеллярии, олигохеты, полихеты. Особенности их строения и жизнедеятельности. Планктоныые животные. Байкальская эпишура. Макрогектопус. Строение, питание. Водные насекомые. Хирономида, ручейники. Особенности строения и развития. Общая характеристика рыб. Омуль. Осетр. Особенности обитания, строения. Желтокрылка, длиннокрылка, голомянка. Особенности строения, питания, размножения. Нерпа. Биология развития. Особенности жизнедеятельности. Зоны жизни. Байкальские сообщества. Пищевые связи. Человек на Байкале – 8 часов Как люди появились на Байкале. Стоянки древнейших людей. Как люди заселяли Прибайкалье. Курыканы, монголы, буряты. Занятие охотой, рыболовством, сельским хозяйством. Русские землепроходцы. Развитие торговых отношений. Добыча полезных ископаемых. Туризм. Загрязнители. Загрязнение. Источники и виды загрязнений. Проблема хозяйственных и бытовых отходов. Правила поведения на природе. Влияние человека на озеро. Понятие биологического загрязнения. Элодея канадская, ротан-головешка. Влияние туристов и отдыхающих на озеро. Государственная система охраны озера. Что такое «устойчивое развитие». Что необходимо делать для устойчивого развития на Байкале. Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класс Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь
7 класс. Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
ЛИТЕРАТУРА
http://visibleearth.nasa.gov/cgi-bin/results?st=1&page=1&th=24&query=baikal http://visibleearth.nasa.gov/cgi-bin/results?st=1&page=2&th=24&query=baikal
Изд-во ИГУ, 2001. – 158 с.
молодых ученых. - Иркутск, 1965. - С. 153-154.
рова Святой Нос (Байкал) // Мезозойские и кайнозойские озера Си- бири. - М., 1968. - С. 89-97.
Ленский заповедник.
Перечень учебно-методического обеспечения
Календарно-тематический план 7 класс (34 часа)
Календарно-тематический план 6 класс (34часа)
Тематический план 6 класс
Тематический план 7 классы
|
Рабочая программа по русскому языку для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г | Рабочая программа по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г | ||
Рабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира» Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных... | Рабочая программа по байкаловедению Классы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с использованием авторской программы «Байкаловедение.... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Программа элективного курса «Энергия будущего» Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Программа элективного курса «основы цитологии» Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих... | ||
Пояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена... Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки | Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана... Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г | Рабочая программа по предмету,,Окружающий мир” составлена на основе... Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г | ||
Программа элективного курса по биологии "Клетки и ткани" Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии.... | Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных... Введение элективного курса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства | ||
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Программа элективного курса по истории для 11 класса Составитель:... Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся... |