Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов





Скачать 198.95 Kb.
НазваниеПриказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов
Дата публикации14.11.2014
Размер198.95 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
Муниципальное казенное учреждение

«Атагайская средняя общеобразовательная школа»

Утверждено:

Директор школы

___________/М.В. Григоровская/

Приказ № 102 от 27.08. 2013г.

Рабочая программа
элективного курса
«Байкаловедение»
для 6,7 классов

Рассмотрено: Составлено:

на МО «Естественник» учитель

протокол № ___ от ____ 2013 __________Алефиренко Н.В. руководитель:________С.В.Затрутина


Атагай 2013г
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы спецкурса «Байкаловедение» для обучающихся 6,7 классов, которая была рекомендована Экспертным Советом ГУО и ПО Иркутской области (протокол от 18.04.2003г.)

Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет будет принимать решения, связанные с экономическим развитием государства.

В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах Иркутской области спецкурса «Байкаловедение».

Программа дает возможность в течение двух лет сформировать у обучающихся 6 и 7 классов комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек-природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия Прибайкалья и озеро Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности обучающихся в сохранении уникальной природы родного края. Рабочая программа «Байкаловедение» позволит влиять на развитие гражданской позиции детей, ориентированной на природосберегающее поведение.


Цель: подготовка детей к природоохранному ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как Участка всемирного природного наследия.

Задачи:

  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Прибайкалья, Забайкалья и озера Байкал;

  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;

  • формирований понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;

  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников;


Содержание тем учебного курса

Рабочая программа «Бйкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «География» с 1 по 6 класс. Значительное место в рабочей программе отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания, наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений закономерностей живой природы.

Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из 2 разделов:
1 раздел «Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала»,

6 класс, 34 часа, предусмотрено формирование знаний, умений и навыков, использование знаний на практике по географии, гидрологии и методам исследования озера Байкал.
Введение -1 час

Предмет изучаемый в курсе. Его уникальность.
География Байкала -11 часов

Особенности географического положения озера Байкал. Водный бассейн Байкала. Притоки. Ангара. Заливы, бухты, соры. Названия островов, их расположение, особенности геологии. Ландшафтное разнообразие побережья Байкала.

Климатические условия на Байкале. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Ветры, шторма. Легенды и сказки о ветрах.

Продолжительность сезонов года, их особенности. Ледовые явления.

Происхождение Байкала – 7 часов

Возникновение и формирование Байкала. Землетрясения и вулканы. Причины землетрясений, сейсмические зоны Байкала. Прогнозирование землетрясений. Действия во время землетрясения.

Современное геологическое строение Байкальской котловины. Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Вертикальный разрез Байкала , Глубины, береговые склоны, подводные рельефы, каньоны, террасы. Рельеф дна. Связь с мантией Земли. Породная структура берегов и дна Байкала. Полезные ископаемые байкальского дна.
Воды Байкала -9 часов

Водный баланс и водообмен озера Байкал. Физические свойства воды. Прозрачность воды. Связь прозрачности с внешними факторами среды. Уникальные химические характеристики байкальской воды.

Температурный режим байкальских вод. Сезонная динамика температурных изменений. Вертикальный обмен тепла. Тепловой режим и жизнь в Байкале.

Течения в Байкале. Поверхностные течения. Влияние крупных рек (Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара). Подледные течения. Присклоновые течения. Течения в придонном слое

Связь движения водных масс и пространственных изменений температуры с жизнью в толще вод Байкала.

Ледовый режим. Время замерзания, толщина льда, период таяния льда на Байкале. Ледовые явления – трещины (становые щели), торосы, полыньи, сокуи и др.
Исследование озера Байкал – 6 часов

История открытия озера Байкал. Современные исследователи и защитники.

Лимнологический институт Сибирского отделения Российской академии наук, его вклад в изучение Байкала.

Современные методы изучения Байкала. Методы наблюдения. Подводные методы исследования. Аппарат для глубоководного погружения. Методы изучения прошлого Байкала.


2 раздел «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале», 7 класс, 34 часа, обучающиеся познакомятся с биологическим разнообразием и условиями обитания растений и животных Байкала и Прибайкалья, приобретут знания о природоохранных проблемах озера Байкал и познакомятся с современными методами решения таких

проблем.
Введение -1 час

Предмет изучаемый в курсе. Его уникальность. Биологическое разнообразие, проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.
Жизнь на байкальских берегах - 11 часов

Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья. Высотная поясность. Альпийский пояс. Альпийские луга и горная тундра. Горные леса. Темнохвойная и светлохвойная тайга. Степи. Луга и болота растительный и животный мир.

Особо охраняемые природные территории. Байкало-Ленский, Байкальский и Баргузинский заповедники. Памятники природы на побережье Байкала.
Жизнь в озере Байкал – 14 часов

Биологическое разнообразие озера. Эндемики Байкала.

Растительный мир. Высшие водные растения, водоросли. Доминирующие виды. Эндемичные виды донной растительности.

Фитопланктон. Видовое разнообразие. Доминирующие виды. Роль фитопланктона в пищевых отношениях.

Бактерии. Роль бактерий в Байкале. Простейшие. Коловратки.

Донные животные. Губки. Видовое разнообразие. Строение и питание.

Моллюски Байкала. Видовое разнообразие.

Гаммариды. Разнообразие. Представители.

Байкальские черви. Турбеллярии, олигохеты, полихеты. Особенности их строения и жизнедеятельности.

Планктоныые животные. Байкальская эпишура. Макрогектопус. Строение, питание.

Водные насекомые. Хирономида, ручейники. Особенности строения и развития.

Общая характеристика рыб.

Омуль. Осетр. Особенности обитания, строения. Желтокрылка, длиннокрылка, голомянка. Особенности строения, питания, размножения.

Нерпа. Биология развития. Особенности жизнедеятельности.

Зоны жизни. Байкальские сообщества. Пищевые связи.
Человек на Байкале – 8 часов

Как люди появились на Байкале. Стоянки древнейших людей. Как люди заселяли Прибайкалье. Курыканы, монголы, буряты.

Занятие охотой, рыболовством, сельским хозяйством. Русские землепроходцы.

Развитие торговых отношений. Добыча полезных ископаемых. Туризм.

Загрязнители. Загрязнение. Источники и виды загрязнений.

Проблема хозяйственных и бытовых отходов. Правила поведения на природе.

Влияние человека на озеро.

Понятие биологического загрязнения. Элодея канадская, ротан-головешка.

Влияние туристов и отдыхающих на озеро.

Государственная система охраны озера.

Что такое «устойчивое развитие». Что необходимо делать для устойчивого развития на Байкале.
Требования к уровню подготовки обучающихся

6 класс

Обучающиеся должны знать:


  • особенности географического положения озера Байкал;

  • основные притоки озера;

  • острова;

  • особенности климатических и погодных условий;

  • возникновение и геологическое происхождение Байкала;

  • горные породы и минералы, полезные ископаемые;

  • водный баланс озера;

  • температурный режим, течения, ледовый режим;

  • история открытия озера.

  • современные методы изучения озера Байкал


Обучающиеся должны уметь

  • показывать на карте место расположения озера Байкал;

  • показывать на карте основные притоки озера, острова и заливы;

  • находить на карте максимальную глубину озера Байкал;

  • показывать направление основных течений;

  • работать с литературой и составлять небольшие рефераты по темам урока.


7 класс.

Обучающиеся должны знать:

  • разнообразие растительного мира и животного мира в Байкале и на его побережье;

  • основные высотные пояса в Прибайкалье и Забайкалье

  • основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье

  • основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал; особенности пищевых отношений;

  • как и когда человек появился на Байкале

  • изменение на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека;

  • виды загрязнений, источники загрязнений

  • законы об охране природы и озера Байкал

  • понятие об устойчивости развития;



Обучающиеся должны уметь:

  • выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в тетрадь;

  • пользоваться простейшими измерительными приборами лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопам)

  • рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;

  • показывать на карте Прибайкалья и Забайкалья основные высотные пояса;

  • составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;

  • составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессам и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы

ЛИТЕРАТУРА


  1. Озеро Байкал/Атлас. – Иркутск: ул. Рабочего Штаба 24, 1996. – 119с.

  2. Мини энциклопедия Вокруг Байкала. – Иркутск: Агентство «Рико», 2001. – 432с.

  3. Красник В. Удивительная земля. Туристкие путешествия по юго-западной части восточного Саяна. – Иркутск: ПТП БайкалСаянтур, 1992. – 150с.

  4. Брянский В.П. Желанный Яростный, Прекрасный. Путеводитель. – Иркутск: ОАО НПО «Облмашинформ», 2001. – 367с.

  5. Древности Байкала //Сборник научных трудов. – Иркутск: издательство ИГУ, 1992. – 250с.

  6. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. – 383с.

  7. Бухаров А.А. Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. – Новосибирск: Наука, 1996. – 117с.

  8. Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2002. – 154с.

  9. Иметхенов А.Б. Памятники природы Байкала. – Новосибирск: Наука Сибирское отделение, 1991. – 157с.

  10. Прибайкалье//Альбом карт. – Иркутск:475 ВКФ, 2001. – 76карт.

  11. Фотографии Байкала из Космоса. -

http://visibleearth.nasa.gov/cgi-bin/results?st=1&page=1&th=24&query=baikal

http://visibleearth.nasa.gov/cgi-bin/results?st=1&page=2&th=24&query=baikal

  1. Кузьмин М.И. Во льдах Байкала. – Новосибирск: СО РАН Филиал ГЕО, 2001. – 140с.

  2. Бухаров А.А. Байкал в цифрах. – Иркутск: АО «Радиан», 2001. – 72с.

  3. Сомов С. Любовь моя, Старая дорога. – Иркутск: Восточно-Сибирская Правда (14 ноября 1995 г.).

  4. Сомов С. Кому же ты нужна, Кругобайкалка? – Иркутск: Восточно-Сибирская Правда (5 января 1996 г.).

  5. Александров Н.А. Кругобайкальская железная дорога. Исторический очерк.//Железнодорожный транспорт, - №5 1996.

  6. Хобта А. О чем молчат тоннели. – Иркутск:

  7. Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. – Иркутск:

Изд-во ИГУ, 2001. – 158 с.

  1. Бурдуковский В.А. Карст Приольхонья. // Материалы конференции

молодых ученых. - Иркутск, 1965. - С. 153-154.

  1. Дмитриев Г.Л. История осадконакопления на перешейке полуост

рова Святой Нос (Байкал) // Мезозойские и кайнозойские озера Си-

бири. - М., 1968. - С. 89-97.

  1. Иметхенов А.Б., Долхонова Э.З., Елбаскин П.Н. Ольхон - край родной. - Улан-Удэ: Из-во Бурятского госуниверситета, 1997. - С.5- 21.

  2. Саркисян С.Г. Байкал. - М.: Гос. изд-во географической литературы.

    • 1955. - 80 с.

  3. Ламакин В. В. Ушканьи острова на Байкале //Природа. - 1955. - №9. - С. 96-99.

  4. Степанцова Н.В. Флора и растительный покров. Из статьи: Байкало-

Ленский заповедник.

  1. Байкал, атлас – М: Роскартография, 1993




Перечень учебно-методического обеспечения



  1. Байкал интерактивный, фотоальбом «Озеро Байкал»

  2. Байкал интерактивный, фотоальбом «У края чарующей бездны» архипелаг Ушканьи острова

  3. Озеро Байкал – Атлас

  4. Озеро Байкал – карта


Календарно-тематический план

7 класс (34 часа)




Кол-во часов

Раздел, тема.

Дата

1

1

Введение. Предмет изучаемый в курсе, его уникальность.










География Байкала 11 часов




2

1

Географическое положение озера




3

2

Береговая линия




4

3

Береговая линия




5

4

Острова




6

5

Горное окружение озера Байкал




7

6

Горное окружение озера Байкал




8

7

Особенности климата на Байкале




9

8

Ветры




10

9

Сезоны года




11

10

Обобщение «География Байкала»




12

11

Контроль знаний по теме «География Байкала»










Происхождение Байкала 7 часов




13

1

Геологическое происхождение Байкала




14

2

Геологическое происхождение Байкала




15

3

Землетрясения, вулканы




16

4

Полезн ые ископаемые




17

5

Современное геологическое строение Байкальской котловины




18

6

Обобщение по теме «Происхождение Байкала»




19

7

Контроль знаний по теме «Происхождение Байкала»










Воды Байкала 9 часов




20

1

Водный баланс Байкала




21

2

Свойство воды




22

3

Особенности Байкальской воды




23

4

Температурный режим Байкальских вод




24

5

Температурный режим Байкальских вод




25

6

Течения в Байкале




26

7

Ледовый режим




27

8

Обобщение по теме «Воды Байкала»




28

9

Контроль знаний по теме «Воды Байкала»










Исследование озера Байкал 6 часов




29

1

История открытия Байкала




30

2

Изучение Байкала в 19 в




31

3

Изучение Байкала в 20 веке




32

4

Методы изучения Байкала




33

5

Обобщение по теме «Исследование Байкала»




34

6

Урок обобщение. Итоги года.





Календарно-тематический план

6 класс (34часа)




Кол-во часов

Тема

Дата

1

1

Введение биологическое разнообразие. Проблемы загрязнения










Жизнь в озере Байкал 14 часов




2

1

Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья




3

2

Высотные пояса Прибайкалья и Забайкалья. Альпийский пояс.




4

3

Горные леса




5

4

Степь




6

5

Луга и болота




7

6

Особо охраняемые территории




8

7

Прибайкальский национальный парк (ПНП)




9

8

Забайкальский национальный парк (ЗНП)




10

9

Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники




11

10

Памятники Природы на побережье Байкала




12

11

Урок обобщения










Жизнь в озере Байкал 14 часов




13

1

Биоразнообразие озера




14

2

Высшие водные растения, донные водоросли и фитопланктон




15

3

Бактерии простейшие, коловратки




16

4

Губки




17

5

Моллюски




18

6

Гаммариды




19

7

Зоопланктон




20

8

Байкальские черви




21

9

Водные насекомые




22

10

Рыбы Байкала




23

11

Нерпа




24

12

Зоны жизни. Байкальские сообщества




25

13

Пищевые связи




26

14

Обобщение по теме «Жизнь в озере Байкал»










Человек на Байкале 8 часов




27

1

Появление человека и заселение Байкала




28

2

Загрязнители. Загрязнение.




29

3

Охрана окружающей среды




30

4

Влияние человека на озеро Байкал




31

5

Вселение чужеродных видов в озеро Байкал




32

6

Влияние туристов на озеро




33

7

Как мы охраняем озеро Байкал




34

8

Что такое «Устойчивое развитие»

















Тематический план

6 класс




Разделы

Кол-во часов

1

Введение

1 час

2

География Байкала

11 часов

3

Происхождение Байкала

7 часов

4

Воды Байкала

9 часов

5

Исследование озера Байкал

6 часов

Итого

34 часа


Тематический план

7 классы




Разделы

Кол-во часов

1

Введение

1час

2

Жизнь в озере Байкал

11часов

3

Жизнь в озере Байкал

14 часов

4

Человек на Байкале

8 часов

Итого

34 часа

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconРабочая программа по русскому языку для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconРабочая программа по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2013-2014 учебный год
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconРабочая программа элективного курса по географии «Роль географии в познании мира»
Рабочая программа элективного курса «Роль географии в познании мира» предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных...
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconРабочая программа по байкаловедению Классы
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с использованием авторской программы «Байкаловедение....
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconПрограмма элективного курса «Энергия будущего»
Программа элективного курса универсальна. Она предназначена для обучащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих...
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconПрограмма элективного курса «основы цитологии»
Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих...
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconПояснительная записка Программа элективного курса по биологии предназначена...
Программа элективного курса по биологии для10(11)класса в рамках профильной подготовки
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconРабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана...
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconРабочая программа по предмету,,Окружающий мир” составлена на основе...
Протокол заседания шмо №1 от «28» августа 2013г. «30» августа 2013г. Приказ №1/2 от «2» сентября 2013г
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconПрограмма элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных...
Введение элективного курса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconРабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания»
Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов
Приказ №102 от 27. 08. 2013г рабочая программа элективного курса «Байкаловедение» для 6,7 классов iconПрограмма элективного курса по истории для 11 класса Составитель:...
Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск