МАОУ Центр образования № 47
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по байкаловедению
Классы: 5 А, 5 Б, 5 В, 5 Г, 5 Д, 5 Е, 5Л
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработанна на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с использованием авторской программы «Байкаловедение. Программа специального курса для учащихся 5, 6, 7 классов общеобразовательных учреждений». – Иркутск, 2011. Авторы Кузеванова Е. Н., Мотовилова Н. В.
Программа была рекомендована решением областного экспертного совета по инновационной и опытно-экспериментальной деятельности ГУО и ПО Иркутской области к использованию в практической деятельности образовательных учреждений в качестве авторской радикальной (протокол от 27.11.2006 г.). Программа составлена в соответствии с Региональным базисным учебным планом.
В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 г.) в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.
Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет после окончания средней школы будет принимать участие в решениях, связанных с экономическим развитием государства.
В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах Иркутской области спецкурса «Байкаловедение» в качестве регионального компонента учебного плана.
Программа дает возможность в течение двух лет сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании Байкала и уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах величайшего озера Земли и о методах гармонизации отношений «человек-природа» на его берегах. Внимание школьников привлекается к географическим, геологическим и климатическим особенностям Байкала – объекта всемирного наследия, к чувствительности биологического разнообразия Байкала, Предбайкалья и Забайкалья к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Программа «Байкаловедение» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение.
Место предмета в базисном учебном плане.
Курс «Байкаловедение» входит в обязательный школьный компонент Учебного плана МАОУ Центр образования № 47 и Регионального базисного учебного плана.
Структура Программы
Программа курса «Байкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «География» с 1 по 6 класс. Значительное место в курсе отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.
Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из 2 разделов.
В пятом классе изучается 1 раздел программы «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней».
Цель Программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участка Всемирного наследия.
Задачи Программы:
формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Предбайкалья, Забайкалья и озера Байкал;
формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
Количество часов: всего 35 (1 ч. – резерв); 1 четверть – 9 час.
2 четверть – 7 час.
3 четверть – 10 час.
4 четверть – 9 час. Практических работ 9; 1 четверть – 2;
2 четверть – 1;
3 четверть – 1;
4 четверть – 5.
Плановых тестов 2. Используемый УМК:
Е.Н.Кузеванова. В.Н.Сергеева. Байкаловедение. Байкал с древних времён
до наших дней– Иркутск, 2010
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать:
особенности озера Байкал как объекта всемирного природного наследия (перечислять, приводить примеры);
основные организации, изучающие Байкал, методы изучения Байкала (перечислять, приводить примеры);
основные этапы происхождения Байкала на уровне общих представлений (возраст, причины землетрясений, предрифтовый и рифтовый периоды, геологические особенности формирования озера, история развития растительного и животного мира на Байкале и его берегах – перечислять, кратко характеризовать);
особенности береговой линии Байкала (заливы, бухты, ссоры, острова, основные притоки озера (перечислять, кратко характеризовать, приводить примеры);
общие сведения о горных породах и минералах на берегах озера (перечислять, приводить примеры, указывать на карте места расположения, кратко характеризовать);
современное строение котловины озера Байкал (кратко характеризовать);
особенности климатических и погодных условий на озере, температурный режим, течения, ледовый режим (пояснять на уровне общих представлений, приводить примеры);
свойства байкальской воды (характеризовать на уровне общих представлений);
Учащиеся должны уметь:
выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;
показывать на карте место расположения озера Байкал;
указывать на карте Байкала его основные физические параметры – длину, ширину, максимальную глубину;
показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова, заливы, бухты, соры;
рисовать обобщенную схему озера Байкал с расположением крупных островов, главных притоков и истока Ангары, крупнейших заливов и мест расположения геологических достопримечательностей;
составлять схему геологического развития Байкала;
указывать на схеме Байкала расположение основных геологических достопримечательностей Байкала;
показывать направления основных течений на карте озера;
работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.
Критерии оценивания тестовых работ.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 20-25 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения практических и работ по байкаловедению.
Отметка "5"
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося Учебно-тематический план раздела I Программы
«Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней», 5 класс (35 часа)
№
| Тема и
сроки
| Корректировка
| Содержание изучаемого материала
| Цели урока
| Форма контроля
| Практическая часть урока
| Домашнее
Задание
| 1 четверть (9 часов)
| Введение – 2 часа
| 1, 2
| Введение.
2 часа.
02.и 09.09-а,г,е,л
04.и 11.09 –б,в
05. и 12.09 -д
|
| Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Критерии включения в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
| Дать общие представления об уникальности Байкала и о критериях его включения в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
| ПР№1
| Работа со схемами, рисунками и фотографиями учебника..
| Рисунок и описание любимого места на Байкале.
| Кто и как изучает Байкал – 7 часов
|
3,
4
| Кто изучает Байкал.
2 часа.
16.09 – а,г,е,л
18.и 25.09 - б,в
19. и 26.09 -д
|
| Основные научные организации, изучающие озеро.
| 1. Познакомить учащихся с научными организациями, изучающими Байкал.
2. Заинтересовать современными методами изучения озера Байкал.
3. Познакомить с видами научно-исследовательских работ и их внедрением в практику экономики, экологии, образования.
|
| Работа со схемами, рисунками, фотографиями и таблицами
учебника.
| Описать наиболее интересные на взгляд учащегося открытия и изобретения, сделанные на
Байкале научными организациями.
|
5
| Климат и геология Байкала.
1 час.
30. 09-а,г,е,л
02.10 –б,в
03.10 -д
|
| Познакомить с методами изучения истории климата и геологии Байкала.
| 1. Заинтересовать методами изучения истории климата и геологии.
2. Пробудить интерес к геологии как комплексной науке, изучающей историю Земли и полезные ископаемые.
|
|
| Сообщения о современных методах изучения климата и геологии.
| 6,
7
| Методы изучения обитателей Байкала.
2 часа.
07.и 14 10-а,г,е,л
09. и 16.10-б,в
10. и 17.10-д
|
| Изучение методов отлова и изучения мелких и крупных животных и растений Байкала.
| 1. Познакомить с методами отлова и изучения мелких и крупных обитателей озера.
2. Патриотическое воспитание.
| ПР№2
|
Методы исследования Байкала
| Сообщения о методах изучения водных обитателей озера.
| 8
| Подводные исследования и дистанционные наблюдения.
1 час.
21.10 –а,г,е,л
23.10-б,в
24.10 -д
|
| Классические и современные методы подводных исследований озера.
| 1.Познакомить учащихся с подводными методами изучения Байкала.
2. Заинтересовать романтикой подводных и дистанционных исследований.
3. Воспитание патриотических чувств.
| Тестовая проверочная работа по изученным темам по Байкаловедению в первой четверти
| Экскурсия в Байкальский музей.
| Сочинение на тему: какие методы на мой взгляд самые привлекательные в изучении природы Байкала?
| 9
| Обобщающий урок по теме «Кто и как изучает Байкал».
1 час.
28.10-а,г,е,л
30.10-б,в
31.10 -д
|
| Кто и как изучает Байкал.
| Закрепить знания раздела «Кто и как изучает Байкал».
|
|
| Экскурсия на озеро. Летние задания.
| 2 четверть (7 часов)
| Происхождение озера Байкал – 9часов
| 10
| Как образовался Байкал.
1 час.
11.11.-а,г,е,л
13.11-б,в
14.11-д
|
| Рифтовое происхождение озера Байкал.
| Знакомство с терминологией. Рифтовое происхождение озера. Землетрясения. Шкалы землетрясений.
| ПР№3
| Экскурсия в Байкальский музей.
| На основе материалов учебника составить схему развития Байкальского рифта.
| 11
| Дорифтовый этап.
1 час.
18.11-а,г,е,л
20.11-б,в
21.11-д
|
| Этапы геологической истории развития Земли на месте современного Байкала.
| Терминология. Знакомство с этапами развития байкальской территории от 1 млрд лет назад до настоящего времени.
|
| Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике.
| Сделать аппликацию этапов формирования Байкала, подписать и кратко охар-ть каждый этап.
| 12.
| Были ли динозавры на Байкале.
1 час.
25.11-а,г,е,л
27.11-б,в
28.11-д
|
| Геология, растительный и животный мир на территории современного Байкала 250-70 млн лет назад.
| Терминология. Оценка возможности обитания крупных пресмыкающихся на месте байкальской природной территории 250-75 млн лет назад.
|
| Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике.
| Сообщения учащихся
| 13
| Предрифтовый этап.
1 час.
02.12-а,г,е,л
04.12-б,в
05.12 -д
|
| Геология, растительный и животный мир на территории современного Байкала 70-30 млн лет назад.
| Познакомить с основными хар-ками климата, геологии, флоры и фауны предрифтового этапа на байкальской территории.
|
| Работа со схемами, рисунками, фото, таблицами в учебнике.
| Сообщения учащихся
| 14
| Рифтовый этап. Первая стадия (30-3 млн. лет назад).
1 час.
09.12-а,г,е,л
11.12-б,в
12.12-д
|
| Геология, растительный и животный мир на территории современного Байкала в период 30 - 3 млн. лет назад.
| Познакомить с основными характеристиками климата, геологии, флоры и фауны периода 30-3 млн лет назад на байкальской территории.
|
| Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике.
| Сообщения учащихся
| 15,16
| Рифтовый этап. Вторая стадия (3 млн лет назад - настоящее время).
2 часа.
16.и 23.12-а,г,е,л
18.и 25.12-б,в
19.и 26.12 -д
|
| Геология, растительный и животный мир на территории современного Байкала в период 3 млн. лет назад – настоящее время.
| Познакомить с основными характеристиками климата, геологии, флоры и фауны периода 3 млн. лет назад -настоящее время на байкальской территории.
|
| Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике.
| Сообщения учащихся
|
3 четверть (10 часов)
| 17, 18
| Что мы узнали о происхождении Байкала.
2 часа.
13.и 20.01-а,г,е,л
15.и 22.01-б,в
16.и 23 -д
|
| Краткая история развития климата, геологии, растительного и животного мира с 1 млрд лет назад до настоящего времени.
| Закрепить знания раздела 2 «Происхождение Байкала»
|
| Экскурсия в Байкальский музей СО РАН.
| Составить краткую схему истории развития озера Байкал.
| Геологические особенности Байкала –10 часов
| 19
| Береговая линия.
1 час.
27.01-а,г,е,л
29.01-б,в
30.01 -д
|
| Мысы, заливы, бухты, соры.
| 1.Познакомить учащихся с особенностями береговой линии озера.
2. Развитие навыков работы с георгафической картой, картами-схемами учебника.
3. Воспитание культуры учебного труда.
|
| Работа с картой, наглядными материалами учебника: схемами, фотографиями береговой линии.
| Зарисовка схемы озера, с отметками наиболее крупных мысов, заливов, бухт, соров.
| 20
| Рельеф дна.
1 час.
03.02.-а,г,е,л
05.02-б,в
06.02-д
|
| Подводные склоны, каньоны. Котловины. Подводные хребты. Острова.
| 1. Ознакомление обучающихся с особенностями рельефа дна Байкала.
2. Развитие навыков работы с картами.
3. Воспитание любви к родному краю.
|
| Работа с картами-схемами учебника.
| Работа с дополнительной литературой – определение происхождения названий некоторых островов, заливов.
| 21
| Общие сведения о горных породах и минералах.
1 час.
10.02-а,г,е,л
12.02-б,в
13.02-д
|
| Наиболее распространенные минералы и горные породы на Байкале. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы.
| 1. Привязка знаний о горных породах и минералах из курса географии к региональной местности.
2. Воспитание интереса к геологическим особенностям родного края.
| ПР№4
| Работа с наглядными материалами учебника: фотографиями, заданиями.
|
| 22, 23
| Горное обрамление Байкала.
2 часа.
17.и 24.02-а,г,е,л
19.и 26.02-б,в
20.и 27.02 -д
|
| Горные хребты, окружающие Байкал. Возраст горных пород.
| 1. Познакомить учащихся с горным окружением озера.
2. Развивать навыки работы с физической картой и картами-схемами учебника.
|
| ПР с физико-географической картой. Работа со схемой возрастного распределения горных пород, фотографиями учебника.
| Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии ландшафтов горного окружения озера Байкал.
| 24, 25
| Памятные геологические места на Байкале.
2 часа.
03.и10.03–а,г,е,л
05.и 12.03-б,в
06.и 13.03-д
|
| Месторождения Слюдянского района. Юго-западный берег Байкала: осадочные породы.
Золотые россыпи притоков. Мыс Большой Кадильный. Мыс Малый Кадильный. Село Большое Голоустное.
Западный берег Байкала: Граниты-рапакиви. Тажеранский массив.
| 1. Познакомить обу- чающихся с месторождениями Слюдянского района, примечательными геологическими территориями части юго-западного берега Байкала.
2. Развивать навыки работы с физической картой и картами-схемами учебника.
|
| Практическая работа с физико-географической картой, картами-схемами и фотографиями учебника.
| Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии и описания минералов и горных пород изучаемой территории.
| 26
| Памятные геологические места Среднего Байкала.
1 час.
17.03-а,г,е,л
19.03-б,в
20.03-д
|
| Малое море.
Остров Ольхон. Ушканьи острова.
| 1. Познакомить обу- чающихся с геологическими достопримечательностями Малого моря, острова Ольхон, Ушканьих островов.
2. Развивать навыки работы с физ. картой и к/сх учебника.
| Тест по итогам 3 четверти
| Практическая работа с физико-географической картой, картами-схемами и фотографиями учебника.
| Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии и описания минералов и горных пород изучаемой территории.
|
4 четверть (9 часов)
| 27
| Обобщающий урок. Что мы узнали о геологических особенностях Байкала.
1 час. 02.04-б,в
03.04-д
07.04-а,г,е,л
|
| Обобщение знаний раздела
3 «Геологические особенности Байкала».
| Закрепить знания раздела 3 «Геологические особенности Байкала».
|
| Экскурсия в Байкальский музей СО РАН.
Работа с обобщенной картой-схемой из учебника о памятных геологических местах Байкала.
| Описать свои впечатления от экспозиции и связать знания из учебника по разделу 3 «Геологические особенности Байкала» с экспонатами экспозиции.
| Климат и погода на Байкале
| 28
| Климат и погода на Байкале.
1 час.
09.04-б,в
10.04-д
14.04-а,г,е,л
|
| Особенности климата и погоды. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Облачность. Продолжительность солнечного сияния. Смена сезонов.
| 1. Познакомить учащихся с особенностями климатических условий, погоды на Байкале.
2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи).
| ПР№5
| Терминология. Работа со схемами, фотографиями и заданиями учебника.
| Описать особенности погоды во время собственного путешествия или путешествия знакомых или родственников на Байкал, с использованием терминологии урока о климате и погоде
| 29
| Ветры.
1 час
16.04-б,в
17.04-д
21.04-а,г,е,л
|
| Главные ветры: верховик, култук, баргузин, горная, сарма, шелонник.
| 1. Познакомить обучающихся с ветрами Байкала.
2.Формирование навыков ориентации в экстремальных ситуациях.
3. Эстетическое воспитание.
| ПР№6
| Зарисовка карты-схемы озера и обозначение не ней основных ветров и их характеристик.
| Найти легенды, сказки о Байкальских ветрах.
| 30
| Течения и обмен воды.
1 час 23.04-б,в
24.04-д
28.04-а,г,е,л
|
| Виды течений на Байкале. Отличия течений в Южной, Средней и Северной котловинах. Отличия вод притоков от байкальской воды. Приход, сток, обновление байкальской воды.
| 1.Познакомить обучающихся с особенностями течений на Байкале, формированием, расходом и обновлением байкальской воды.
2. Воспитание бережного отношения к важнейшему ресурсу всемирного уровня – байкальской воде.
| ПР№7
| Работа с картой течений Байкала в учебнике.
| Зарисовать карту-схему Байкала и обозначить на ней основные течения.
| 31
| Сезонные изменения температуры воды.
1 час.
30.05-б,в
05.05-а,г,е,л
08.05-д
|
| Сезонные изменения температуры воды. Ледовый режим. Распределением температуры от поверхности до максимальных глубин. Влияние глобального потепления климата.
| 1.Познакомить обучающихся с особенностями сезонной динамики температуры воды в прибрежной и открытой части озера. Познакомить с сезонными распределением температуры от поверхности до дна.
2. Воспитание мер предосторожности при выезде на Байкал в зимнее время.
| ПР№8
| Работа с фотографиями, картами и схемами учебника.
|
| 32
| Урок обобщения и систематизации. Что мы узнали о климате и погоде на Байкале.
1 час
07.05-б,в
12.05-а,г,е,л
15.-д
|
| Краткое обобщение раздела 4 «Климат и погода на Байкале».
Особенности климата и погоды. Главные ветры Байкала. Течения и обмен воды. Сезонные изменения температуры воды.
| 1.Систематизировать знания по теме, заострив внимание на основных вопросах.
2. Развитие навыка выбора основной информации.
3. Воспитание интереса к курсу.
|
| Работа с викториной, фотографиями, картами и схемами учебника.
| Составить рассказ: «Путешествие на Байкал зимой». Использовать термины и знания, полученные при изучении раздела 4 «Климат и погода на Байкале».
| Вода Байкала 3 часа
| 33
| Вода Байкала.
1 час.
14.05-б,в
19.05-а,г,е,л
22.05-д
|
| Вода Байкала – частично возобновимый природный ресурс.
| 1. Дать представление о формировании водного баланса.
2. Развитие логического мышления.
|
| Работа с картами, рисунками и схемами в учебнике.
|
| 34
| Свойства байкальской воды. Урок обобщения и систематизации знаний по разделу 5 «Вода Байкала».
1 час.
21.05-д
26.05-а,г,е,л
28.05-б,в
|
| Минерализация. Прозрачность, насыщенность кислородом байкальской воды.
Фабрика чистой воды.
| 1. Дать представление об основных свойствах байкальской воды.
2. Развитие логического мышления.
|
|
|
| 35
| Урок обобщения и систематизации знаний по разделу 5 «Вода Байкала».
1 час.
29.05-д
|
| Закрепить знания по основным вопросам темы «Вода Байкала» :
Вода Байкала – частично возобновимый природный ресурс.
Минерализация. Прозрачность, насыщенность кислородом байкальской воды.
Фабрика чистой воды.
| 1. Систематизировать знания по теме.
2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи).
| ПР№9
| Работа с картами, рисунками и схемами в учебнике.
|
|
Учебно-методические средства.
I. Основная учебная литература.
1. Е. Н. Кузеванова. В. Н. Сергеева. Байкаловедение. Байкал с древних времён
до наших дней. – Иркутск, 2010. II. Дополнительная учебная литература. Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.
Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». – Новосибирск: Наука. – 118 с.
Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.
Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. - 142 с.
Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.
Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.
Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.
Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.
Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. – 272 с.
Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978. – 295 с.
Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.
Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.
Сутурин А.Н. Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.
Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.
Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с. |