Рабочая программа по байкаловедению Классы





Скачать 236.16 Kb.
НазваниеРабочая программа по байкаловедению Классы
Дата публикации14.11.2014
Размер236.16 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
МАОУ Центр образования № 47

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

по байкаловедению

Классы: 5 А, 5 Б, 5 В, 5 Г, 5 Д, 5 Е, 5Л


2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработанна на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с использованием авторской программы «Байкаловедение. Программа специального курса для учащихся 5, 6, 7 классов общеобразовательных учреждений». – Иркутск, 2011. Авторы Кузеванова Е. Н., Мотовилова Н. В.

Программа была рекомендована решением областного экспертного совета по инновационной и опытно-экспериментальной деятельности ГУО и ПО Иркутской области к использованию в практической деятельности образовательных учреждений в качестве авторской радикальной (протокол от 27.11.2006 г.). Программа составлена в соответствии с Региональным базисным учебным планом.

В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 г.) в содержании государственного образования России происходит ориентация на развитие регионального компонента экологического образования, на сохранение природы и улучшение качества окружающей среды и на устойчивое развитие регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.

Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет после окончания средней школы будет принимать участие в решениях, связанных с экономическим развитием государства.

В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах Иркутской области спецкурса «Байкаловедение» в качестве регионального компонента учебного плана.

Программа дает возможность в течение двух лет сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании Байкала и уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах величайшего озера Земли и о методах гармонизации отношений «человек-природа» на его берегах. Внимание школьников привлекается к географическим, геологическим и климатическим особенностям Байкала – объекта всемирного наследия, к чувствительности биологического разнообразия Байкала, Предбайкалья и Забайкалья к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Программа «Байкаловедение» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение.

Место предмета в базисном учебном плане.

Курс «Байкаловедение» входит в обязательный школьный компонент Учебного плана МАОУ Центр образования № 47 и Регионального базисного учебного плана.

Структура Программы

Программа курса «Байкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам «Природоведение», «Естествознание», «Биология», «География» с 1 по 6 класс. Значительное место в курсе отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.

Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из 2 разделов.

В пятом классе изучается 1 раздел программы «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней».

Цель Программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участка Всемирного наследия.

Задачи Программы:

  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды Предбайкалья, Забайкалья и озера Байкал;

  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;

  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;

  • воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.

Количество часов: всего 35 (1 ч. – резерв); 1 четверть – 9 час.

2 четверть – 7 час.

3 четверть – 10 час.

4 четверть – 9 час.
Практических работ 9; 1 четверть – 2;

2 четверть – 1;

3 четверть – 1;

4 четверть – 5.

Плановых тестов 2.
Используемый УМК:

  1. Е.Н.Кузеванова. В.Н.Сергеева. Байкаловедение. Байкал с древних времён

до наших дней– Иркутск, 2010


Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:

  • особенности озера Байкал как объекта всемирного природного наследия (перечислять, приводить примеры);

  • основные организации, изучающие Байкал, методы изучения Байкала (перечислять, приводить примеры);

  • основные этапы происхождения Байкала на уровне общих представлений (возраст, причины землетрясений, предрифтовый и рифтовый периоды, геологические особенности формирования озера, история развития растительного и животного мира на Байкале и его берегах – перечислять, кратко характеризовать);

  • особенности береговой линии Байкала (заливы, бухты, ссоры, острова, основные притоки озера (перечислять, кратко характеризовать, приводить примеры);

  • общие сведения о горных породах и минералах на берегах озера (перечислять, приводить примеры, указывать на карте места расположения, кратко характеризовать);

  • современное строение котловины озера Байкал (кратко характеризовать);

  • особенности климатических и погодных условий на озере, температурный режим, течения, ледовый режим (пояснять на уровне общих представлений, приводить примеры);

  • свойства байкальской воды (характеризовать на уровне общих представлений);


Учащиеся должны уметь:


  • выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;

  • показывать на карте место расположения озера Байкал;

  • указывать на карте Байкала его основные физические параметры – длину, ширину, максимальную глубину;

  • показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова, заливы, бухты, соры;

  • рисовать обобщенную схему озера Байкал с расположением крупных островов, главных притоков и истока Ангары, крупнейших заливов и мест расположения геологических достопримечательностей;

  • составлять схему геологического развития Байкала;

  • указывать на схеме Байкала расположение основных геологических достопримечательностей Байкала;

  • показывать направления основных течений на карте озера;

  • работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.


Критерии оценивания тестовых работ.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 20-25 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и работ по байкаловедению.

Отметка "5"

 Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося
Учебно-тематический план раздела I Программы

«Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней», 5 класс (35 часа)




Тема и

сроки

Корректировка

Содержание изучаемого материала

Цели урока

Форма контроля

Практическая часть урока

Домашнее

Задание

1 четверть (9 часов)

Введение 2 часа

1, 2

Введение.

2 часа.

02.и 09.09-а,г,е,л

04.и 11.09 –б,в

05. и 12.09 -д




Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Критерии включения в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дать общие представления об уникальности Байкала и о критериях его включения в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ПР№1

Работа со схемами, рисунками и фотографиями учебника..


Рисунок и описание любимого места на Байкале.

Кто и как изучает Байкал – 7 часов


3,

4


Кто изучает Байкал.

2 часа.

16.09 – а,г,е,л

18.и 25.09 - б,в

19. и 26.09 -д




Основные научные организации, изучающие озеро.

1. Познакомить учащихся с научными организациями, изучающими Байкал.

2. Заинтересовать современными методами изучения озера Байкал.

3. Познакомить с видами научно-исследовательских работ и их внедрением в практику экономики, экологии, образования.




Работа со схемами, рисунками, фотографиями и таблицами

учебника.


Описать наиболее интересные на взгляд учащегося открытия и изобретения, сделанные на

Байкале научными организациями.




5

Климат и геология Байкала.

1 час.

30. 09-а,г,е,л

02.10 –б,в

03.10 -д




Познакомить с методами изучения истории климата и геологии Байкала.

1. Заинтересовать методами изучения истории климата и геологии.

2. Пробудить интерес к геологии как комплексной науке, изучающей историю Земли и полезные ископаемые.







Сообщения о современных методах изучения климата и геологии.

6,

7

Методы изучения обитателей Байкала.

2 часа.

07.и 14 10-а,г,е,л

09. и 16.10-б,в

10. и 17.10-д




Изучение методов отлова и изучения мелких и крупных животных и растений Байкала.

1. Познакомить с методами отлова и изучения мелких и крупных обитателей озера.

2. Патриотическое воспитание.

ПР№2


Методы исследования Байкала

Сообщения о методах изучения водных обитателей озера.

8

Подводные исследования и дистанционные наблюдения.

1 час.

21.10 –а,г,е,л

23.10-б,в

24.10 -д




Классические и современные методы подводных исследований озера.

1.Познакомить учащихся с подводными методами изучения Байкала.

2. Заинтересовать романтикой подводных и дистанционных исследований.

3. Воспитание патриотических чувств.

Тестовая проверочная работа по изученным темам по Байкаловедению в первой четверти

Экскурсия в Байкальский музей.

Сочинение на тему: какие методы на мой взгляд самые привлекательные в изучении природы Байкала?

9

Обобщающий урок по теме «Кто и как изучает Байкал».

1 час.

28.10-а,г,е,л

30.10-б,в

31.10 -д




Кто и как изучает Байкал.

Закрепить знания раздела «Кто и как изучает Байкал».







Экскурсия на озеро. Летние задания.

2 четверть (7 часов)


Происхождение озера Байкал – 9часов

10

Как образовался Байкал.

1 час.

11.11.-а,г,е,л

13.11-б,в

14.11-д




Рифтовое происхождение озера Байкал.

Знакомство с терминологией. Рифтовое происхождение озера. Землетрясения. Шкалы землетрясений.

ПР№3

Экскурсия в Байкальский музей.


На основе материалов учебника составить схему развития Байкальского рифта.

11

Дорифтовый этап.

1 час.

18.11-а,г,е,л

20.11-б,в

21.11-д




Этапы геологической истории развития Земли на месте современного Байкала.

Терминология. Знакомство с этапами развития байкальской территории от 1 млрд лет назад до настоящего времени.




Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике.

Сделать аппликацию этапов формирования Байкала, подписать и кратко охар-ть каждый этап.

12.

Были ли динозавры на Байкале.

1 час.

25.11-а,г,е,л

27.11-б,в

28.11-д




Геология, растительный и животный мир на территории современного Байкала 250-70 млн лет назад.

Терминология. Оценка возможности обитания крупных пресмыкающихся на месте байкальской природной территории 250-75 млн лет назад.




Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике.

Сообщения учащихся

13

Предрифтовый этап.

1 час.

02.12-а,г,е,л

04.12-б,в

05.12 -д




Геология, растительный и животный мир на территории современного Байкала 70-30 млн лет назад.

Познакомить с основными хар-ками климата, геологии, флоры и фауны предрифтового этапа на байкальской территории.




Работа со схемами, рисунками, фото, таблицами в учебнике.

Сообщения учащихся

14

Рифтовый этап. Первая стадия (30-3 млн. лет назад).

1 час.

09.12-а,г,е,л

11.12-б,в

12.12-д




Геология, растительный и животный мир на территории современного Байкала в период 30 - 3 млн. лет назад.

Познакомить с основными характеристиками климата, геологии, флоры и фауны периода 30-3 млн лет назад на байкальской территории.




Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике.

Сообщения учащихся

15,16

Рифтовый этап. Вторая стадия (3 млн лет назад - настоящее время).

2 часа.

16.и 23.12-а,г,е,л

18.и 25.12-б,в

19.и 26.12 -д




Геология, растительный и животный мир на территории современного Байкала в период 3 млн. лет назад – настоящее время.

Познакомить с основными характеристиками климата, геологии, флоры и фауны периода 3 млн. лет назад -настоящее время на байкальской территории.




Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике.

Сообщения учащихся



3 четверть (10 часов)


17, 18

Что мы узнали о происхождении Байкала.

2 часа.

13.и 20.01-а,г,е,л

15.и 22.01-б,в

16.и 23 -д




Краткая история развития климата, геологии, растительного и животного мира с 1 млрд лет назад до настоящего времени.

Закрепить знания раздела 2 «Происхождение Байкала»




Экскурсия в Байкальский музей СО РАН.

Составить краткую схему истории развития озера Байкал.

Геологические особенности Байкала –10 часов

19

Береговая линия.

1 час.

27.01-а,г,е,л

29.01-б,в

30.01 -д





Мысы, заливы, бухты, соры.

1.Познакомить учащихся с особенностями береговой линии озера.

2. Развитие навыков работы с георгафической картой, картами-схемами учебника.

3. Воспитание культуры учебного труда.




Работа с картой, наглядными материалами учебника: схемами, фотографиями береговой линии.

Зарисовка схемы озера, с отметками наиболее крупных мысов, заливов, бухт, соров.

20

Рельеф дна.

1 час.

03.02.-а,г,е,л

05.02-б,в

06.02-д




Подводные склоны, каньоны. Котловины. Подводные хребты. Острова.

1. Ознакомление обучающихся с особенностями рельефа дна Байкала.

2. Развитие навыков работы с картами.

3. Воспитание любви к родному краю.




Работа с картами-схемами учебника.


Работа с дополнительной литературой – определение происхождения названий некоторых островов, заливов.

21

Общие сведения о горных породах и минералах.

1 час.

10.02-а,г,е,л

12.02-б,в

13.02-д




Наиболее распространенные минералы и горные породы на Байкале. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы.

  1. 1. Привязка знаний о горных породах и минералах из курса географии к региональной местности.

2. Воспитание интереса к геологическим особенностям родного края.

ПР№4

Работа с наглядными материалами учебника: фотографиями, заданиями.




22, 23

Горное обрамление Байкала.

2 часа.

17.и 24.02-а,г,е,л

19.и 26.02-б,в

20.и 27.02 -д




Горные хребты, окружающие Байкал. Возраст горных пород.

1. Познакомить учащихся с горным окружением озера.

2. Развивать навыки работы с физической картой и картами-схемами учебника.




ПР с физико-географической картой. Работа со схемой возрастного распределения горных пород, фотографиями учебника.

Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии ландшафтов горного окружения озера Байкал.

24, 25

Памятные геологические места на Байкале.

2 часа.

03.и10.03–а,г,е,л

05.и 12.03-б,в

06.и 13.03-д





Месторождения Слюдянского района. Юго-западный берег Байкала: осадочные породы.

Золотые россыпи притоков. Мыс Большой Кадильный. Мыс Малый Кадильный. Село Большое Голоустное.

Западный берег Байкала: Граниты-рапакиви. Тажеранский массив.

1. Познакомить обу- чающихся с месторождениями Слюдянского района, примечательными геологическими территориями части юго-западного берега Байкала.

2. Развивать навыки работы с физической картой и картами-схемами учебника.




Практическая работа с физико-географической картой, картами-схемами и фотографиями учебника.

Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии и описания минералов и горных пород изучаемой территории.

26

Памятные геологические места Среднего Байкала.

1 час.

17.03-а,г,е,л

19.03-б,в

20.03-д




Малое море.

Остров Ольхон. Ушканьи острова.

1. Познакомить обу- чающихся с геологическими достопримечательностями Малого моря, острова Ольхон, Ушканьих островов.

2. Развивать навыки работы с физ. картой и к/сх учебника.

Тест по итогам 3 четверти

Практическая работа с физико-географической картой, картами-схемами и фотографиями учебника.

Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии и описания минералов и горных пород изучаемой территории.


4 четверть (9 часов)


27

Обобщающий урок. Что мы узнали о геологических особенностях Байкала.

1 час.
02.04-б,в

03.04-д

07.04-а,г,е,л




Обобщение знаний раздела

3 «Геологические особенности Байкала».

Закрепить знания раздела 3 «Геологические особенности Байкала».




Экскурсия в Байкальский музей СО РАН.

Работа с обобщенной картой-схемой из учебника о памятных геологических местах Байкала.

Описать свои впечатления от экспозиции и связать знания из учебника по разделу 3 «Геологические особенности Байкала» с экспонатами экспозиции.

Климат и погода на Байкале

28

Климат и погода на Байкале.

1 час.

09.04-б,в

10.04-д

14.04-а,г,е,л




Особенности климата и погоды. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Облачность. Продолжительность солнечного сияния. Смена сезонов.

1. Познакомить учащихся с особенностями климатических условий, погоды на Байкале.

2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи).

ПР№5

Терминология. Работа со схемами, фотографиями и заданиями учебника.


Описать особенности погоды во время собственного путешествия или путешествия знакомых или родственников на Байкал, с использованием терминологии урока о климате и погоде

29

Ветры.

1 час

16.04-б,в

17.04-д

21.04-а,г,е,л




Главные ветры: верховик, култук, баргузин, горная, сарма, шелонник.

1. Познакомить обучающихся с ветрами Байкала.

2.Формирование навыков ориентации в экстремальных ситуациях.

3. Эстетическое воспитание.

ПР№6

Зарисовка карты-схемы озера и обозначение не ней основных ветров и их характеристик.

Найти легенды, сказки о Байкальских ветрах.

30

Течения и обмен воды.

1 час
23.04-б,в

24.04-д

28.04-а,г,е,л




Виды течений на Байкале. Отличия течений в Южной, Средней и Северной котловинах. Отличия вод притоков от байкальской воды. Приход, сток, обновление байкальской воды.

1.Познакомить обучающихся с особенностями течений на Байкале, формированием, расходом и обновлением байкальской воды.

2. Воспитание бережного отношения к важнейшему ресурсу всемирного уровня – байкальской воде.

ПР№7

Работа с картой течений Байкала в учебнике.

Зарисовать карту-схему Байкала и обозначить на ней основные течения.

31

Сезонные изменения температуры воды.

1 час.

30.05-б,в

05.05-а,г,е,л

08.05-д




Сезонные изменения температуры воды. Ледовый режим. Распределением температуры от поверхности до максимальных глубин. Влияние глобального потепления климата.


1.Познакомить обучающихся с особенностями сезонной динамики температуры воды в прибрежной и открытой части озера. Познакомить с сезонными распределением температуры от поверхности до дна.

2. Воспитание мер предосторожности при выезде на Байкал в зимнее время.

ПР№8

Работа с фотографиями, картами и схемами учебника.




32

Урок обобщения и систематизации. Что мы узнали о климате и погоде на Байкале.

1 час

07.05-б,в

12.05-а,г,е,л

15.-д




Краткое обобщение раздела 4 «Климат и погода на Байкале».

Особенности климата и погоды. Главные ветры Байкала. Течения и обмен воды. Сезонные изменения температуры воды.

1.Систематизировать знания по теме, заострив внимание на основных вопросах.

2. Развитие навыка выбора основной информации.

3. Воспитание интереса к курсу.




Работа с викториной, фотографиями, картами и схемами учебника.

Составить рассказ: «Путешествие на Байкал зимой». Использовать термины и знания, полученные при изучении раздела 4 «Климат и погода на Байкале».


Вода Байкала 3 часа

33

Вода Байкала.

1 час.

14.05-б,в

19.05-а,г,е,л

22.05-д





Вода Байкала – частично возобновимый природный ресурс.

1. Дать представление о формировании водного баланса.

2. Развитие логического мышления.




Работа с картами, рисунками и схемами в учебнике.




34

Свойства байкальской воды. Урок обобщения и систематизации знаний по разделу 5 «Вода Байкала».

1 час.

21.05-д

26.05-а,г,е,л

28.05-б,в




Минерализация. Прозрачность, насыщенность кислородом байкальской воды.

Фабрика чистой воды.

1. Дать представление об основных свойствах байкальской воды.

2. Развитие логического мышления.










35

Урок обобщения и систематизации знаний по разделу 5 «Вода Байкала».

1 час.

29.05-д




Закрепить знания по основным вопросам темы «Вода Байкала» :

Вода Байкала – частично возобновимый природный ресурс.

Минерализация. Прозрачность, насыщенность кислородом байкальской воды.

Фабрика чистой воды.

1. Систематизировать знания по теме.

2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи).

ПР№9

Работа с картами, рисунками и схемами в учебнике.






Учебно-методические средства.

I. Основная учебная литература.

1. Е. Н. Кузеванова. В. Н. Сергеева. Байкаловедение. Байкал с древних времён

до наших дней. – Иркутск, 2010.
II. Дополнительная учебная литература.
Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.

Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». – Новосибирск: Наука. – 118 с.

Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.

Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.

Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. - 142 с.

Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.

Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.

Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.

Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.

Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.

Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.

Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. – 272 с.

Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978. – 295 с.

Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.

Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.

Сутурин А.Н. Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.

Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.

Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по байкаловедению Классы iconПояснительная записка рабочая программа по математике для 5-9 классов составлена на основе
Бурмистрова. Издательство «Просвещение», 2009г. «Математика 5-6 классы» автора –составителя В. И. Жохова. «Программа. Планирование...
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство» 8 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Искусство» 8 класс разработана на основе программы «Искусство. 8-9 классы» Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е....
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconПримерные программы отдельных учебных предметов Часть 1: 5-6 классы Русский язык
В школьном курсе русского языка можно выделить несколько этапов: начальный период обучения (1-4 классы), переходный период (5-6 классы),...
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconРабочая программа по географии 10 класс
Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы. 10-11 классы. Линия «Полярная звезда». Москва. «Просвещение», 2010 год
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconРабочая программа по музыке 7класс Составитель
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка 5-7» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, «Программы...
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconРабочая программа по алгебре (120 часов) для учащихся 7 класса
А. Г. Мордковича по алгебре к учебнику «Алгебра 7 класс»: Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала...
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconРабочая учебная программа по предмету «Искусство»
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconРабочая программа педагога болдина Лидия Борисовна, 1 квалификационная категория
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconПояснительная записка Источник программы образовательных учреждений...
Рабочая учебная программа по искусству для 8-го класса разработана на основе учебной программы «Искусство 8-9 классы», авторов: Г....
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconРабочая учебная программа По учебному курсу «Мировая художественная культура» 8-9 класс
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconРабочая программа по информатике и икт 6,7,8,9 классы
«Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Бином. Лаборатория...
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconРабочая программа учебного предмета
География. 6—9 классы,10—11 классы,(базовый уровень), Авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липки на, В. В. Николина, линия Полярная звезда»,...
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconГрачев А. В., Погожев В. А., Селиверстов А. В. Физика: Программа 7-9 классы, 10-11 классы
Рабочая программа по физике составлена в соответствии с нормативными документами
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconРабочая программа по биологии 6 9 классы
Программа: Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconРабочая программа по истории составлена на основе авторской программы...
«Новая история. 7-8 классы» А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина (Программы общеобразовательных учреждений. История, обществознание. 5-11...
Рабочая программа по байкаловедению Классы iconРабочая программа по литературе 5-9 классы тематическое планирование;...
В издательстве «Русское слово» выходит учебно-методический комплекс «Литература. 5-9 класс» в составе учебников


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск