Скачать 237.51 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Современный литературный процесс в критическом осмыслении» для направления 030600.62 «Журналистика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет медиакоммуникаций Отделение деловой и политической журналистики Программа дисциплины «Современный литературный процесс в критическом осмыслении» для направления 030600.62 «Журналистика» подготовки бакалавра Автор программы: Кучерская Майя Александровна, кандидат филологических наук, профессор mayakuch@gmail.com Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Рекомендована секцией УМС по «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета филологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает базовые требования к знаниям и умениям студента и определяет содержания и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателя, ведущего данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «Журналистика», обучающихся по бакалаврской программе. Программа разработана в соответствии с:
Предмет курса: история современной литературы и ее изучение. Целями освоения дисциплины «Современный литературный процесс в критическом осмыслении» являются: - формирование у студентов представления о современном литературном процессе (с 1990-х по сегодняшний день) как неотъемлемой части истории русской литературы; - ознакомление студентов с ключевыми направлениями литературы ХХ века и новейшей отечественной словесности; - формирование у студентов умения работать с текстами современных авторов; - выработка адекватного методологического подхода к современному художественному тексту; - освоение жанра литературной рецензии.
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина является факультативной. Для освоения данной учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин.
Критерии оценки письменных работ: - Соответствие жанру; - Наличие четкой структуры текста и логики изложения; - Доказательность аргументации; - Оригинальность (в случае эссе, рецензий, некоторых видов реферата); - Стилистическая выдержанность теста; - Соответствие правилам оформления; - Соответствие заданным параметрам объема текста; - Наличие или отсутствие грамматических ошибок. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Основная задача данного курса состоит в том, чтобы научить студентов видеть закономерности литературного процесса в тесной связи с социо-культурной ситуацией. В рамках курса обсуждаются основные вехи развития литературы ХХ-начала ХХ1 века, «рэперные» точки, которые и позволяют составить адекватное и непротиворечивое представление о динамике литературного процесса в ХХ-начале ХХI века. Тексты изучаются в хронологическом порядке, с тем чтобы дать студенту и общие историко-литературные представления о ХХ-начале ХХI века. Раздел 1 Тема 1 Введение. Классическая и современная литература: проблема фильтрации. Томас Элиот и его концепция классики. Canon Theory. Франк Кермоде и его ответ Элиоту: институциональная концепция классики. Джон Гиллори. Эстетическая концпция классики: Харольд Блум. Тема 2 Классика сегодня – ее функционирование и социальная роль в современном обществе. Влияние классики на новейшую литературу. Литература к разделу Основная: 1. T.S.Eliot. What is Classics? – cм. Eliot Thomas. On poetry and poets. London, Bostov, 1986 (русский перевод: Элиот Т. Что такое классик? http://noblit.ru/content/view/346/33/) 2. Frank Kermode. The classics: literary images of permanence and change. London, New York, 1975. 3. John Guillory. Cultural Capital: The Problem of Literary Canon Fomation. Chicago: The University of Chicago Press, 1993. 4. Harold Bloom. The Western Canon. N.Y.: Riverhead Books, 1995 5. М. Гронас. Диссенсус. Война за канон в американской академии 80-х-90-х годов. – Новое литературное обозрение. № 51 (№ 5), 2001. http://magazines.russ.ru/nlo/2001/51/gronas.html 6. Борис Дубин. Классика, вокруг и после. http://politconcept.sfedu.ru/2010.4/05.pdf Дополнительная: 1. Harold Bloom. The Anxiety of Influence: A Theory of Poetry. New York: Oxford University Press, 1973. 2. Frank Kermode. History and value: The Clarendon lectures and the Northclitte lectures. Oxford. Clarendon Press, 1988. Раздел 2 Тема 3 Основные литературные группы 1920-х годов. ЛЕФ. «Перевал». Серапионовы братья. «Кузница». Пролеткульт. РАПП. ОБЕРИУ. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», ликвидировавшее литературные группы и принявшее решение о создании единого Союза советских писателей. Тема 4 Первый съезд Союза писателей СССР и его функции в формировании литературного процесса. Выступления А.М.Горького, А.Жданова, Ю.Олеши, Б.Пастернака. Роль рабочих и крестьян на съезде. Значение создания Союза писателей для советской литературы. Тема 5 Формирование соцреалистического канона. «Заказчики» и «исполнители». Состав соцреалистического канона: монументализм, классицизм, народность, героизм, коцепт «большой семьи». Реализм и фантастика в рамках соцреалистического канона. Воспитательное значение литературы. Жанр романа-воспитания. Н.А.Островский. «Как закалялась сталь». Тема 6 Проза о войне как попытка освобождения от соцреалистического канона: Э.Казакевич «Звезда» и В.Некрасов. «В окопах Сталинграда». Лейтенантская проза. «Окопная» правда. Литература к разделу Основная: 1. Первый Всесоюзный съезд советских писателей, 1934. Стенографический отчет. М., 1990. 2. Евгений Добренко. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. СПб.: Академический проект, 1999. 3. Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000 (статьи:
4. Берг М. Литературократия: Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. - М., 2000. Дополнительная: 1. Кларк К. Советский роман: история как ритуал. Екатеринбург, 2002 2. Андрей Синявский. Что такое социалистический реализм? http://antology.igrunov.ru/authors/synyavsky/1059651903.html 3. Лев Анненский. Обрученный с идеей. ("Как закалялась сталь" Николая Островского)" (1971). Редакция 1990-х годов. http://knigosite.ru/library/read/2049 Источники: Островский Н.А. Как закалялась сталь. М.: АСТ, Астрель, 2011 (или любое другое изд.). Некрасов В. В окопах Сталинграда. М.: АСТ, Астрель, 2010. Казакевич Э. Звезда. Терра, 2005. Раздел 3 Тема 7 Эпоха оттепели в историческом контексте. «Оттепель» Ильи Эренбурга и соцреалистический канон. Поэтический бум и его причины. Исповедальная молодежная проза: Василий Аксенов «Звездный билет». «Звездный билет» и традиции соцреализма и романтизма. Образ эпохи в романе Аксенова. Тема 8 «Толстый» журнал и его влияние на литературный процесс. «Деревенская» проза и русская классическая традиция. Русская деревня в повести Василия Белова «Привычное дело» Тема 9 Неподцензурная русская литература. Повесть Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»: тема смерти и возрождения, ключевые мотивы, интертексты, функция цитат. Карнавальность, трансформация идей Михаила Бахтина. Тема 10 Семидесятники. Эпоха «застоя» в прозе Владимира Маканина. Обычные люди в обычных квартирах: «Отдушина»; «Человек свиты»; «Ключарев и Алимушкин» Тема 11 Литература эмиграции. Литературный авангард и «Школа для дураков» Саши Соколова. Техники письма. Литература к разделу Основная: 1. «Оттепель»: Страницы русской советской литературы.: В 3 т. Сост., автор вступ ст. и Хроники важнейших событий С.И.Чупринин - М.: Московский рабочий, 1989), То же. 1957—1959 (М.: Московский рабочий, 1889-1990. 2. Левин Ю. Комментарий к поэме «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева. Грац: Изд. Хайнриха Пфайдля, 1996 3. Гайсер-Шнитман, Светлана Венедикт Ерофеев "Москва - Петушки" или The rest is silence" : Berne, Peter Lang, 1989 4. Кто убил Веничку Ерофеева? – Липовецкий М. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. - М.: НЛО, 2008, с. 285-325. http://ec-dejavu.ru/e-2/Venedikt_Erofeyev-M.L.html 5.Левин Ю. Комментарий к поэме «Москва- Петушки» Венедикта Ерофеева. — Грац: Изд. Хайнриха Пфайдля,1996. 6. Семидесятые как предмет истории русской культуры – Под ред. К.Ю.Рогова. М., 1998. 7. Михаил Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура эпохи Средневековья и эпохи Ренессанса http://www.philosophy.ru/library/bahtin/rable.html Дополнительная: 1. Паперно И.А., Гаспаров Б.М. Встань и иди // Slavica Hierosolymitana. 1981. № 5/6. С. 389-400. 2. Власов Э. Бессмертная поэма Вен. Ерофеева «Москва- Петушки»: Спутник писателя. // Ерофеев Вен. Москва- Петушки. - М.: Вагриус, 2001 3. Бочаров А.Г., Белая Г.А., Воздвиженский В.Г. Современная русская литература: В 2 т. М., 1987. Источники: 1. Илья Эренбург. Оттепель -- «Оттепель»: Страницы русской советской литературы.: В 3 т. Сост., автор вступ ст. и Хроники важнейших событий С.И.Чупринин - М.: Московский рабочий, 1989), То же. 1957—1959 (М.: Московский рабочий, 1889-1990. 2. В.Ерофеев. Москва-Петушки. М.: Вагриус, 2001 (или любое другое издание). 3. Владимир Маканин. Отдушина. М.: Вагриус, 2003 (сборник) 4. Василий Белов. Привычное дело. М.: АСТ, 2007 (сборник). Раздел 4 Тема 12 Перелом начала 1990-х. Словесность и коммерция. Виктор Пелевин. Массовая литература конца 1990-х-начала 2000-х. Проект «Борис Акунин» и причины его успеха. Институт литературной премии и его трансформации. Тема 13 Михаил Шишкин. Взятие Измаила. Тип дискурса. Русские классические тексты в романе. Михаил Шишкин и Саша Соколов. Тема 14 Захар Прилепин «Ботинки, полные горячей водкой»: отказ от литературности. Автобиографичность как литературный прием. Технологии создания «звезды» в литературе. Литература к разделу Основная: 1. Гриц Т., Тренин В., Никитин М. Словесность и коммерция (Книжная лавка А. Ф. Смирдина). Под редакцией В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума. М.: «Аграф», 2001. 2. Феномен массовой литературы XX века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 3. Мережинская А. Ю. Художественная парадигма переходной культурной эпохи: Русская проза 80-90-х годов ХХ века. - Киев: Киевский университет, 2001. 4. Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х - начала 90-х годов ХХ века : Учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов. 5. English J.F. The Economy of Presige: Prizes, Awards, and the Circulation of Cultural Value. Cambridge, Mass. Harvard UP, 2005. Дополнительная: 1. Костина А. В. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С. 28-35. 2. Уэбстер Ричард. Как написать бестселлер? М., АСТ, 2005. Источники: Борис Акунин. Азазель. М.: Захаров, 2010 Виктор Пелевин. Generation «П». М.: Эксмо, 2010. Захар Прилепин. Ботинки, полные горячей водкой. М.: АСТ, 2008 Михаил Шишкин. Взятие Измаила. М.: АСТ, 2010
Семинарские занятия проводятся в форме дискуссий, подготовленных диспутов с распределением ролей, презентации. В рамках курса предполагаются встречи с практиками современного литературного процесса – писателями, поэтами, руководителями литературных журналов, социологами литературы, книгопродавцами.
Примерные домашние задания: 1. Прочитайте поэму Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». Самостоятельно найдите прямые и косвенные цитаты из русской классики. Прокомментируйте их. 2. Напишите инструкцию для начинающего автора: «Как написать бестселлер?» 3. Прочитайте роман Н.А.Островского «Как закалялась сталь» - и проанализуруйте его с точки зрения соцреалистического канона. Подготовьте ваши наблюдения и соображения для дискуссии в аудитории. Примерная тематика для подготовки реферата - Классика и современность: что становится классикой и почему? - Литература и власть в 1930-е годы - Н.А.Островский «Как закалялась сталь» как роман воспитания - Основные черты соцреалистического канона - Поэтический бум во времена хрущевской оттепели - Новая искренность: проза Василия Аксенова - Оттепель в литературе: основные этапы развития - «Пражская весна» в русской культуре - Самиздат как культурный феномен - «Москва-Петушки» В.Ерофеева в контексте русской литературной традиции - Деревенская проза и русская классика - Эмигрантская литература: основные этапы развития - «Школа для дураков» Саши Соколова: поэтика воспоминания - Институт литературной премии в 1990-е годы - Государственная литературная премия: история, основные этапы развития - Институт «толстого журнала» в советское и новейшее время - Поколение «рассерженных» в 2000-е годы: Роман Сенчин, Захар Прилепин, Сергей Шаргунов Примерные вопросы/задания для подготовки эссе (рецензии) Прочитать и написать эссе или рецензию на материале следующих произведений: 1. И.Эренбург. Оттепель 2. В.Аксенов. Звездный билет 3. В.Ерофеев «Москва-Петушки» 4. Р.Сенчин. Елтышевы 5. З.Прилепин. Рассказы из сборника «Ботинки, полные горячей водкой» 6. М.Шишкин. Взятие Измаила 7. Б.Акунин. Азазель. 8. В.Маканин. Отдушина. Ключарев и Алимушкин. 9. В.Пелевин. Generation П. 10. Л.Улицкая. Даниэль Штайн, переводчик Вопросы для оценки качества освоения дисциплины Примерный перечень вопросов к зачету (итоговый контроль, 3 модуль) 1. Основные концепции «канонического» текста. 2. Социальные и литературные функции классики в современной литературе 3. Основные литературные группы 1920-х-начала 1930-х годов: литературные задачи, поэтика 4. Первый съезд Союза писателей СССР и его основные задачи 5. Черты соцреалистического канона в романе Н.А. Островского «Как закалялась сталь». 6. «Звездный билет» Василия Аксенова и романтический канон 7. Оттепель как социо-культурный феномен 8. Круг идей в повести Ильи Эренбурга «Оттепель» 9. Карнавал в поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» 10. «Школа для дураков» Саши Соколова: поэтика памяти 11. Русская традиционная жизнь в повести «Привычное дело» В.Белова 12. Обыкновенный человек в прозе Владимира Маканина 13. Generation П Виктора Пелевина как памфлет. 14. Борис Акунин и русская классика. 15. Образ русской литературы Х1Х века в романе Шишкина «Взятие Измаила» 16. Лирический герой в прозе Захара Прилепина 17. Технология создания «звезды» в литературе
Оценка по дисциплине формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 24.06.2011 г. (протокол №26). Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях (активность, участие в дискуссиях, умение аргументировано излагать свою позицию). Оценки за работу преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов (правильность выполнения домашних работ, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления на занятии-дискуссии). Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа. Результирующая оценка за текущий контроль, формы которого (реферат и два эссе (рецензии)) включены в РУП, учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = n1 Ореф. + n2 Оэссе/рец + n3 Оэссе/рец. При этом удельный вес форм текущего контроля распределяется следующим образом: n1= 0,6 n2= 0,2 n3= 0,2 Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Осам. работа +k4·Оаудиторная При этом удельный вес форм контроля распределяется следующим образом: k1 = 0,4 k2 = 0,2 k3 = 0,2 k4 = 0,2 Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический.
Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий. Русская литература ХХ века (1950-1990-е годы). В 2 т. Т.2. 1968-1990: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2010.
Берг М. Литературократия: Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. - М., 2000. Дубин Б.В. Классика, после и рядом. М.: НЛО, 2010. Гриц Т., Тренин В., Никитин М. Словесность и коммерция (Книжная лавка А. Ф. Смирдина). Под редакцией В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума. М.: «Аграф», 2001 Гаспаров М. Л. Историзм, массовая культура и наш завтрашний день. Добренко Е. Формовка советского писателя. М.: Новое литературное обозрение, 2000. Липовецкий М.Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920–2000 годов. М., 2008. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» -Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. - М.: Классика-XXI, 2003. Тынянов Ю.Н. Журнал, критик, читатель и писатель / Ю.Н. Тынянов //Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977. Феномен массовой литературы XX века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. Эпштейн М.Н. Постмодерн в русской литературе. М., 2005.
Бочаров А.Г., Белая Г.А., Воздвиженский В.Г. Современная русская литература: В 2 т. М., 1987. Андрей Синявский. Что такое социалистический реализм? http://antology.igrunov.ru/authors/synyavsky/1059651903.html Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии ХIХ–ХХ веков. М., 1998.
Чупринин С. Русская литература сегодня. Большой путеводитель. Ч.1-2. М, Время, 2007. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 1999. - С. 155-159. Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века / Пер. с нем. - М. : РИК "Культура", 1996. Dictionary of Literary Biography. Vol.285. Russian Writers Since 1980 / Ed. by M. Balina and M. Lipovetsky. - N.Y.; London; a.o., 2004.
Для презентаций и демонстрации фильмов используется проектор. |
Пояснительная записка Курс «Современный литературный процесс» Кислова Л. С. Современный литературный процесс. Умк для студентов 1 курса направления 080100. 62 «Экономика». Тюмень, 2009 | Программа научно-исследовательского семинара «Современный литературный... Программа предназначена для преподавателя, ведущего научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления... | ||
Рабочая программа Наименование дисциплины Современный литературный... | Утвержден Современный литературный процесс: временные рамки, общие тенденции и закономерности | ||
Стилевой опыт Юрия Кузнецова и современный литературный процесс Согласовано с выпускающей кафедрой Прикладной механики машиноведения и технологии | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Литературный язык как высшая форма национального языка. Содержание и соотношение понятий «язык», «литературный язык», «современный... | ||
Рабочая программа элективного курса «Современный отечественный литературный... Вен. Ерофеева, А. Битова, С. Соколова, созданные в конце 1960-х-1970-х гг., но вошедшие в русскую литературу только в конце 1980-х... | Учебно-методический комплекс по дисциплине опубликован на сайте ТюмГУ:... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по направлению 031000. 62 бакалавриат. Филология. Умк соответствует... | ||
Тема: «Современный урок в свете требований фгос второго поколения» Цель: Организация обучения педагогов по подготовке к введению фгос ООО. Оказание помощи в теоретическом и практическом осмыслении... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «современный русский литературный язык» и о важнейших свойствах и функциях литературного языка | ||
Реферат Тема: «Современный русский литературный язык как основа культуры речи русского народа» Автор: ученица 9 «Б» класса моу оош №3 г. Камешково Владимирской области Иванова Серафима | Современный русский литературный язык: нормы, формы и стили Достоинства русского языка определяются его огромным словарным запасом, многозначностью слов, богатством синонимов, разнообразием... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вводный урок. Историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения | Рабочая программа дисциплины арбитражный процесс степень выпускника... Рабочая программа учебной дисциплины «Арбитражный процесс» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Рабочая программа учителя мбоу «Средняя общеобразовательная школа №30» Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать: теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, художественное отображение действительности,... |