№
|
Дата
|
Тема урока
|
Тип урока
(форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)
|
ЦОРы
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
(результат)
|
Вид контроля
|
Задание на дом
|
1.
|
|
| Литература как искусство слова.
Национальная самобытность русской литературы.
Р/К1. Национальные ценности и традиции литературы народов Ставрополья.
| Урок усвоения новых знаний Лекция с элементами беседы
| Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
| Знать: теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, художественное отображение действительности, историко-литературный процесс.
Уметь: вступать
в речевое общение, использовать различные источники информации
| Записать основные положения лекции учителя. Обосновать собственное отношение к предмету литературы
| Лекция в тетради,
Термины
|
2.
|
|
| Древнерусская литература.
Истоки и начало древнерусской литературы.
Жанры ДРЛ (летопись, слово, житие, поучение).
| Урок усвоения новых знаний.
Эвристическая беседа
| Презентация
| Знать: в чем богатство и разнообразие жанров литературы Древней Руси.
Уметь: определять жанры литературы Древней Руси
| Прочитать
с. 4–8 учебника. Устно ответить на вопросы 1–4, с. 8. Составить подробный план статьи о древнерусской литературе, с. 4–8
| Лекция в тетради
Стр.4-29
Термины
|
3.
|
|
| «Слово о полку Игореве». Историческая основа, история открытия, сюжет, жанр и композиция памятника.
| Урок усвоения новых знаний.
Комбинированный
Лекция, беседа, работа с книгой
| Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
| Знать: содержание «Слова…», его историческую основу, основные версии авторства
| Фронтальная проверка домашнего задания. Подготовить сообщения из дополнительных источников о памятнике Древней Руси
| Стр.4-29,
Вопросы по теме в тетради
|
4.
|
|
| Вводная контрольная работа №1, 40 минут.
| Контрольный
|
| Показать знания, умения, навыки по программе 8 класса
| Контрольная работа с элементами тестирования
| Повторение темы №3
|
5.
|
|
| Ярославна как идеальный образ русской женщины. Значение «Слова…» для русской культуры.
| Лекция с элементами беседы
Объяснение нового материала. Анализ художественного произведения
| Диск БЭНП «Литература 5-11 класс».
Презентация
| Знать: определения теоретических понятий: лирическое отступление, образ автора, пейзаж.
Уметь: формулировать проблематику произведения, характеризовать роль изобразительно-выразительных средств языка в художественном произведении
| Тестирование по теме «Слово о полку Игореве». Устно подготовить информацию о жизни «Слова…»
в искусстве.
Выписать из текста «Слова…» изобразительно-выразительные средства языка, подтвердить цитатами из текста
| Стр.4-29
Вопросы по теме в тетради, наизусть «Плач Ярославны»
|
6.
|
|
| Литература ХVIII века.
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и сентиментализм как литературное направление.
| Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
| Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Презентация
| Знать: определения теоретических понятий; основные черты классицизма, сентиментализма как литературных направлений.
Уметь: производить сравнительный анализ стихотворных текстов
| Записи основных положений лекции. Создание устных высказываний
| Лекция в тетради
Термины
Стр.30-42
Вопросы стр.41-42
|
7.
|
|
| Эпоха классицизма в зарубежной литературе. Пьеса Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве»
| Комбинированный
| Презентация
| Знать: определения теоретических понятий; основные черты классицизма, сентиментализма как литературных направлений.
Уметь: анализировать классицистическое произведение, определять его жанр, тему, идею, композицию.
| Сообщения учащихся
по теме.
Создание устных высказываний
| Лекция в тетради
|
8.
|
|
| Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии
| Практикум
| Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
| Знать: определения теоретических понятий; основные черты классицизма, сентиментализма как литературных направлений.
Уметь: анализировать классицистическое произведение, определять его жанр, тему, идею, композицию.
| Сообщения учащихся
по теме.
Создание устных высказываний
| Индивидуальные сообщения уч-ся
|
9.
|
|
| Д.И. Фонвизин. Слово о писателе.
| Эвристическая беседа
| презентация
| Знать: биографию Д.И.Фонвизина
Уметь: анализировать классицистическое произведение, определять его жанр, тему, идею, композицию.
| Сообщения учащихся
по теме.
Создание устных высказываний
| Лекция в тетради
|
10.
|
|
| Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Основные каноны классицизма
| Лекция с элементами беседы
| Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
| Знать: сюжет произведения.
Уметь: составлять словесный портрет героя, давать речевую характеристику персонажу
| Конспект лекции
| Индивидуальные сообщения учащихся
по данным темам
Лекция в тетради
|
11.
|
|
| М.В. Ломоносов. Слово о поэте.
| Урок усвоения новых знаний.
Беседа, работа с книгой Комбинированный
| Диск БЭНП «Литература 5-11 класс».
Презентация
| Знать: биографию М. В. Ломоносова, теорию« трех штилей», теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь: анализировать классицистическое стихотворное произведение, определять его жанр, тему, идею, композицию. Находить изобразительно-выразительные средства языка, приводить примеры из текста произведения
| Сообщения учащихся
о М. В. Ломоносове.
Создание устных высказываний
| С.42-49
|
12.
|
|
| «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия…». Прославление Родины, мира, науки.
| Эвристическая беседа
| Презентация
| Сообщения учащихся
по теме.
Создание устных высказываний
| С.50-58
|
13.
|
|
| Р/К2. Тематика, проблематика и образный мир литературы народов Ставрополья.
| Лекция с элементами беседы
| Презентация
| Уметь: самостоятельно подбирать материал по заданной теме
| Сообщения учащихся
по теме.
Создание устных высказываний
| Индивидуальные сообщения учащихся
по данным темам
|
14.
|
|
| Г.Р.Державин. Стихотворения: «Фелица», «Памятник».
| Комбинированный
Урок усвоения новых знаний. Лекция, аналитическое чтение стихотворений, беседа
| Диск БЭНП «Литература 5-11 класс».
| Знать: в чем новаторство поэта, особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.
Уметь: анализировать стихотворное произведение
| Письменно ответить
на вопрос:
«В чем заслуга Державина
в развитии русской литературы?»
| Стр.43-48
Наизусть стр.46
|
15.
|
|
| Традиция и новаторство в поэзии Г.Р.Державина.
| Эвристическая беседа, аналитическое чтение стихотворений
| Презентация
| аналитическое чтение стихотворений
| Стр.43-48,
вопросы стр.48
|
16.
|
|
| А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, её гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма.
| Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы Комментированное чтение глав книги: «Посвящение» (А. М. К.), «Выезд», «Любани»
| Диск БЭНП «Литература 5-11 класс».
Презентация
| Знать: взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь: формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств языка, выявлять авторскую позицию
| Самостоятельное чтение стихотворения «Ты хочешь знать: кто я?..»
Устно ответить на вопросы, с. 74 учебника. Индивидуальное задание: прочитать главы «Медное», «Пешки». Письменно ответить на вопрос: «Что рассказал писатель о положении крепостного крестьянства в России?»
| Лекция в тетради
Стр.23-28
Вопросы стр.28
|
17.
|
|
| Н.М.Карамзин. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза»
| Урок усвоения новых знаний. Лекция, беседа, анализ отдельных эпизодов повести, выразительное чтение поэтического текста Комбинированный
| Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Презентация
| Знать: определения теоретико-литературных понятий, сюжет повести.
Уметь: писать отзыв о прочитанном произведении
| Самостоятельно написать отзыв о повести «Бедная Лиза» по плану:
I. Тезис.
II. Доказательства.
1. Аргументы.
2. …
III. Вывод. 1. Выделить черты сентиментализма
в повести «Бедная Лиза».
2. Написать сочинение-письмо одному из героев повести. вопросы с. 103–104
| Индивидуальные сообщения учащихся
по данным темам Вопросы по теме
в тетради
|
18.
|
|
| Литература ХIХ века. Новое понимание человека в его связи с национальной историей. Романтизм как литературное направление. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций, историзм и психологизм в литературе.
| Лекция с элементами беседы
Развитие речи
| Диск БЭНП «Литература 5-11 класс».
Презентация
| Уметь: составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, грамотно отбирать литературный материал, логически его выстраивать, чтобы получился связный текст, самостоятельно редактировать сочинение
| Создание письменных высказываний. Самостоятельная работа
| Лекция в тетради
Термины
Стр.23-28
|
19.
|
|
| В.А.Жуковский. «Море», «Невыразимое». Черты романтизма в лирике Жуковского.
| Урок усвоения новых знаний. Лекция, практикум Эвристическая беседа
| Диск «Литература 19 века».
| Знать: основные черты романтизма как литературного направления.
Уметь: отличать романтизм от других литературных направлений
| Самостоятельная работа
в группах.
Подготовить устные сообщения по вопросам
на с. 112
| Стр.29-48
|
20.
|
|
| Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.
| Урок усвоения новых знаний. Лекция. Аналитическая беседа. Практикум
| Презентация
| Знать: определения теоретико-литератур-ных понятий: элегия, баллада, лирический герой.
Уметь: анализировать поэтическое произведение, делать сравнительный анализ лирических произведений
| Произвести сопоставительный анализ стихотворений В. А. Жуковского «Эолова арфа» и «Лесной царь»
Подготовить сообщение на тему «Значение Жуковского в истории русской литературы». Прочитать о Жуковском в учебнике, с. 125–132
| Наизусть 1 из стихотворений,
Стр.29-48
|
21.
|
|
| А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество.
Р/К3. Грибоедов и Кавказ.
| Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
| Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Презентация
| Знать: основные черты реализма как литературного направления, основные этапы жизненного пути Грибоедова.
Уметь: создавать хронологическую канву лекции
| Письменный ответ на вопрос: «Что
в личности Грибоедова казалось Пушкину необыкновенным?» Перечитать комедию «Горе от ума». Написать сочинение-эссе «Грибоедов в моем восприятии». Прочитать с. 141–147 учебника, ч. I
| Лекция в тетради
Стр.64-69
Действие 1
|
22.
|
|
| Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии.
| Урок усвоения новых знаний. Комментированное чтение I действия пьесы, работа в группах. Чтение в лицах 7 явления I действия комедии Практикум
| Диск БЭНП «Литература 5-11 класс».
| Знать: определение теоретических понятий: экспозиция, завязка, конфликт.
Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя
| Составлять режиссерский комментарий к диалогу Чацкого и Софьи
| Стр.69-74
Действие 2
|
23.
|
|
| Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт).
| Урок усвоения новых знаний. Комментированное чтение и анализ II действия комедии. Выразительное чтение монологов Эвристическая беседа
| Презентация
| Знать: определение теоретических понятий: экспозиция, завязка, конфликт.
Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя
| Составлять режиссерский комментарий к диалогу Чацкого и Софьи
| Вопросы по теме в тетради, стр.74-75
Действие 3
|
24.
|
|
| Смысл названия и проблема ума в комедии.
| Комбинированный
| Диск БЭНП «Литература 5-11 класс».
| Знать: определение теоретических понятий: экспозиция, завязка, конфликт.
Уметь: выразительно читать в лицах, составлять портретную характеристику литературного героя
| Фронтальный опрос по заданиям предыдущего урока
| Наизусть 1 из отрывков
комедии, стр.75-76
|
25.
|
|
| Чацкий и фамусовская Москва.
| Урок усвоения новых знаний. Комментированное чтение и анализ III действия комедии. Выразительное чтение монологов Аналитический
| Презентация
| Знать: определения теоретических понятий: идейное содержание, система образов, проблематика, внутренний конфликт.
Уметь: определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт; составлять портретную и речевую характеристику персонажей пьесы
| Фронтальный опрос по заданиям предыдущего урока
| Стр.76-81
Действие 4
|
26.
|
|
| Мастерство драматурга в создании характеров.
| Комбинированный
Урок усвоения новых знаний. Комментированное чтение отрывков и анализ 4-5 действия комедии.
| Диск «Литература 19 века».
| Знать: сюжет произведения.
Уметь: составлять словесный портрет героя, давать речевую характеристику персонажу
| Построить связное устное высказывание на тему «Как я воспринимаю образ Чацкого?»
| Индивидуальные сообщения учащихся
по данным темам,
Действие 5
|
27.
|
|
| «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание.
| Урок усвоения новых знаний. Наблюдение над развитием личной драмы Чацкого. Ролевое чтение пьесы, работа в группах Эвристическая беседа
| Презентация
| Знать: сюжет пьесы.
Уметь: составлять портретную и речевую характеристику героев; выявлять авторскую позицию; строить связное устное высказывание
| Построить связное высказывание на тему «Всегда ли ровесники – единомышленники?»
| Стр.81-84,
Вопросы стр.84
|
28.
|
|
| Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность её языка.
| Практикум
Урок усвоения новых знаний. Обобщающая лекция с элементами беседы
| Диск БЭНП «Литература 5-11 класс».
| Уметь: строить связное устное высказывание на тему «В чем, на мой взгляд, тайна Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”?»
| Ответить устно на вопрос: «Почему Софья отвергла Чацкого и полюбила человека, не заметившего в ней “ничего завидного”?»
| Термины
Характеристика образов
Вопросы стр.84
|
29.
|
|
| Анализ комедии в критическом этюде И.А.Гончарова «Мильон терзаний».
| Аналитический Развитие речи. Аналитическая работа с критической статьёй
| Диск «Готовимся к экзаменам вместе. Сочинения. Ответы на билеты по литературе». Издательство «Учитель».
| Уметь: давать характеристику герою
(речевую), отбирать материал из критической статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний»
| Коллективная работа над статьёй по плану:
1. Значение комедии.
2. Образ Чацкого.
3. Фамусов
и люди его круга.
4. Молчалин.
5. Софья Составить словарь крылатых выражений
Прочитать статью
И. А. Гончарова «Мильон терзаний»
| Конспект статьи
Работа над сочинением по теме
|
30.
|
|
| |