Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 219.72 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.10.2013
Размер219.72 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Литература > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет –


Высшая школа экономики»

Факультет психологии






Программа дисциплины

Русский язык и риторика

направление 0302300.62 «Психология» подготовки бакалавра




Автор: Хамракулова Х. Д., к.ф.н., доцент,

 Рекомендовано секцией УМС


Секция «Журналистика»

Председатель

«__» Е.Н. Пенская 2010 г.

Одобрено на заседании


кафедры словесности

Зав. кафедрой

«__» Е.Н. Пенская 2010 г.

Утверждено УС факультета

Психологии

Ученый секретарь


_________________

«__» ____________ 2010 г.





Москва
1. Пояснительная записка

Основные цели курса состоят в повышении у слушателей культуры письменной и устной речи, а именно: в углублении имеющихся у них знаний о системе функциональных стилей современного русского литературного языка, литературных нормах и их отражении в словарях и справочниках, в ознакомлении студентов с важнейшими положениями науки о мастерстве ораторского искусства – риторики, а также в развитии умений оптимально использовать средства языка при построении как устных, так и письменных текстов, принадлежащих преимущественно тем стилям и жанрам, которые непосредственно связаны с будущей профессиональной деятельностью студентов, с учетом коммуникативной ситуации и особенностей адресата (аудитории).

В результате изучения курса студенты должны:

  • располагать знаниями о содержании понятия «современный русский литературный язык» и о важнейших свойствах и функциях литературного языка;

  • быть знакомыми с понятием «литературная норма», уметь ориентироваться в словарях и справочниках, отражающих нормы современного русского литературного языка, и оформлять тексты в соответствии с этими нормами;

  • иметь представление о системе функциональных стилей современного русского литературного языка и системе жанров русской речи, а также об основных особенностях этих стилей и жанров;

  • владеть профессионально значимыми жанрами официально-делового, научного и публицистического стилей русского языка, умея составлять различные типы официальных документов, а также профессионально значимые для студентов разновидности первичных и вторичных научных текстов;

  • иметь представление о важнейших этапах развития устной речевой культуры (риторики) и располагать знаниями об основных особенностях и видах политической, деловой, и академической публичной речи;

  • обладать навыками подготовки и проведения публичных выступлений, различных по тематике, целям и типам аудитории;

  • уметь анализировать содержание и форму своих и чужих публичных выступлений и вести работу по совершенствованию публичной речи.

Курс рассчитан на два модуля. Он строится в форме лекций, а также семинаров, посвященных основным проблемам устной и письменной речевой культуры. Выполняется система устных и письменных аудиторных упражнений и домашних заданий. Учебным планом предусмотрены две контрольные работы. Одна из них будет проведена в форме теста, другая – в форме аудиторного эссе. В практической части курса предусмотрены также выступления студентов с самостоятельно подготовленными речами и их участие в обсуждении содержания и формы произнесенных в аудитории речей.

Общий объем курса – 108 час., в том числе 24 ч. – лекции, 24 ч. – семинары. Завершается курс зачётом в конце второго модуля.

Тематический план учебной дисциплины


Название темы

Самостоя-тельная работа

Аудиторные

часы

Всего часов

Лекции

Сем. и практич. занятия

1

Предмет и задачи курса. Русский язык среди других языков мира. Русский язык как государственный язык РФ и как мировой язык.

Национальный русский язык и его разновидности.

Активные процессы

в современном русском языке.

6

2

-

8

2

Культура письменной речи. Языковая норма и ее роль в становлении и функционировании русского литературного языка. Типы норм. Отражение норм в словарях и справочниках.

8

4

2


14

3.

Лексические нормы. Фразеологические нормы. Грамматические нормы.

К/р на нормы речи.

10

6

4
2 (тест)


22

4.

Стилистические нормы. Система функциональных стилей современного русского языка. Научная и деловая речь.

Аудиторное эссе.

10

4


2


2



18

5

Устная и письменная речь – отличия. Риторика как практическая дисциплина. Роды и виды красноречия. Структура античной риторики.


12

2

-

14

6

Этапы подготовки к публичному выступлению.

4

1

-

5

7

Звучащая речь и её особенности.

4

2

-

6

8

Оратор и его аудитория. Культура спора. Активные формы обучения полемическому мастерству. Невербальные средства общения.

6

3

12

21



Всего часов

60

24

24

108


Формы рубежного контроля

Итоговая оценка складывается из следующих составляющих:

  • работа в аудитории - 20 %

  • посещаемость - 10 %

  • 1 -я контрольная работа - 10 %

  • 2-я контрольная работа - 30 %

  • устный ответ на зачете - 30 %


Положительную оценку получают студенты, набравшие от 4 до 10 баллов; студенты,

набравшие менее 4-х баллов, получают неудовлетворительную оценку.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Предмет и задачи курса «Русский язык и риторика». Русский язык среди других языков мира. Русский язык как государственный язык РФ и как мировой язык.

Национальный русский язык и его разновидности. Нелитературные варианты языка. Территориальные диалекты. Жаргоны. Просторечие. Активные процессы

в современном русском языке.
Основная литература

Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 11-е изд. Ростов-н/Дону: Феникс, 2010.

Введенская Л.А, Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Изд. 29-е. Ростов-н/Дону: Феникс, 2010.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998
Дополнительная литература:

Введенская Л.А, Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Изд. 29-е. Ростов-н/Дону: Феникс, 2010.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н\Д., 1995.

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М., 1997

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М. 1997

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1997 (и др. издания).

Кохтев М.Н., Голуб И.Б., Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка: Сборник упражнений. М., 1987

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Норма, 2001 (учебник и хрестоматия).

Русский язык и культура речи. Под ред. проф. В.Д. Черняк . – М., 2002.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык. Учебное пособие. Для студентов-нефилологов. - М.: Флинта, Наука. 2004.

Чуковский К.И. Живой как жизнь. - М., 1963.

Шкатова Л.А. Средства и приемы выразительности речи. - М., 1995.
2. Понятие культуры речи. Основные качества речи. Богатство и разнообразие словаря. Точность и чистота, ясность, понятность и правильность речи. Правильность – центральное понятие культуры речи.

Понятие литературного языка. Литературный язык – основа культуры речи. Культура письменной речи. Нормативность литературного языка. Языковая норма и ее роль в становлении и функционировании русского литературного языка. Типы норм. Динамика и вариативность норм. Императивная норма. Диспозитивная норма. Отражение норм в словарях и справочниках. Основные словари русского языка. Описание слова в словарях и справочниках.
Основная литература

Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 11-е изд. Ростов-н/Дону: Феникс, 2010.

Введенская Л.А, Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Изд. 29-е. Ростов-н/Дону: Феникс, 2010.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998
Дополнительная литература:

Введенская Л.А, Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Изд. 29-е. Ростов-н/Дону: Феникс, 2010.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н\Д., 1995.

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М., 1997

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М. 1997

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1997 (и др. издания).

Кохтев М.Н., Голуб И.Б., Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка: Сборник упражнений. М., 1987

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Норма, 2001 (учебник и хрестоматия).

Русский язык и культура речи. Под ред. проф. В.Д. Черняк . – М., 2002.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык. Учебное пособие. Для студентов-нефилологов. - М.: Флинта, Наука. 2004.

Чуковский К.И. Живой как жизнь. - М., 1963.

Шкатова Л.А. Средства и приемы выразительности речи. - М., 1995.


3. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Лексическое и грамматическое значение слова. Способы выражения грамматических значений в современном русском языке. Прямое и переносное значение слова. Слово как выразительное средство речи. Ошибки, связанные с нарушениями словоупотребления. Лексическая сочетаемость. Полисемия. Лексическая недостаточность. Лексическая избыточность (тавтология и плеоназм). Паронимы и парономазия. Употребление заимствованных слов.

Фразеологические нормы. Основные типы нарушения фразеологических норм.

Грамматические нормы. Типичные нарушения морфологических норм. Окончания родительного падежа множественного числа существительных мужского рода. Род несклоняемых существительных.

Синтаксические нормы. Типичные нарушения синтаксических норм. Ошибки в управлении. Ошибки в употреблении однородных членов предложения. Ошибки в употреблении причастных оборотов. Ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Ошибки при построении сложноподчиненных предложений.
Основная литература

Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 11-е изд. Ростов-н/Дону: Феникс, 2010.

Введенская Л.А, Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Изд. 29-е. Ростов-н/Дону: Феникс, 2010.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998
Дополнительная литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н\Д., 1995.

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М., 1997

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М. 1997

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1997 (и др. издания).

Кохтев М.Н., Голуб И.Б., Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка: Сборник упражнений. М., 1987

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Норма, 2001 (учебник и хрестоматия).

Русский язык и культура речи. Под ред. проф. В.Д. Черняк . – М., 2002.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык. Учебное пособие. Для студентов-нефилологов. - М.: Флинта, Наука. 2004.

Чуковский К.И. Живой как жизнь. - М., 1963.

Шкатова Л.А. Средства и приемы выразительности речи. - М., 1995.
4. Стилистические нормы. Экспрессивно-стилистическая и функционально-стилевая окраска слов. Система функциональных стилей современного русского языка. Разговорный стиль. Книжные стили. Научная и деловая речь. Публицистическая речь.

Ошибки при построении сложноподчиненных предложений.
Основная литература

Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 11-е изд. Ростов-н/Дону: Феникс, 2010.

Введенская Л.А, Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Изд. 29-е. Ростов-н/Дону: Феникс, 2010.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998
Дополнительная литература:

Акищина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. М., 1981 (и др. издания).

Веселов П.В. Аксиомы делового письма. М., 1993

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н\Д., 1995.

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М., 1997

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М. 1997

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1997 (и др. издания).

Костомаров В.Г. Наш язык в действии: очерки современной русской стилистики. М., 2005.

Кохтев М.Н., Голуб И.Б., Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка: Сборник упражнений. М., 1987

Культура русской речи: Учебник для вузов /Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Норма, 2001 (учебник и хрестоматия).

Культура устной и письменной речи делового человека. - М., 1997.

Русский язык и культура речи. Под ред. проф. В.Д. Черняк . – М., 2002.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. Учебное пособие для вузов. Айрис-пресс, 2005.

Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык. Учебное пособие. Для студентов-нефилологов. - М.: Флинта, Наука. 2004.

Чуковский К.И. Живой как жизнь. - М., 1963.

Шкатова Л.А. Средства и приемы выразительности речи. - М., 1995.
5. Устная и письменная речь – отличия. Риторика как практическая дисциплина (ораторское искусство). Что обусловило появление ораторского искусства. Из истории ораторского искусства. Античная риторика. Риторика Древней Греции. Риторика Древнего Рима. Выдающиеся ораторы древности. Роды и виды красноречия. Структура античной риторики. Инвенция. Диспозиция. Элокуция.
Основная литература

Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Ростов-н\Д., 1996.

Дополнительная литература:

Александров Д.Н. Риторика. М., 2000.

Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 11-е изд. Ростов-

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 2-е изд. – М., 1999.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. - М., 1993.

Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994.

Культура устной и письменной речи делового человека. - М., 1997.

Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. - М., 1994.

Минеева С.А. Полемика - диспут - дискуссия. - М., 1990.

Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996.

Ножин Г.А. Мастерство устного выступления. - М., 1989.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. -М., 1991.

Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. - Псков, 1994 или \\ Вопросы философии. 1990. № 3.

Сопер П. Основы искусства слова \ Пер. с англ. - М., 1992.

Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2005.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

Хазагеров Т.Г., Ширина Н.С. Общая риторика: Курс лекций. Словарь риторических фигур. - Ростов н\Д., 1994.

6. Этапы подготовки к публичному выступлению. Как готовиться к публичным выступлениям. Определение темы. Название темы. Формулировка цели. Подбор материалов. Отработка навыков. Изучение отобранной литературы. Осмысление прочитанного. Записи прочитанного. Выработка собственной позиции.

Виды подготовки. Писать или не писать текст речи. Овладение материалом выступления. Выступление с опорой на текст. Выступление без записей. Выступление экспромтом.

Как построить свою речь. Что такое композиция речи. План – основа композиции. Составные элементы композиции. Недостатки композиции.

Основная литература

Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Ростов-н\Д., 1996.

Дополнительная литература:

Александров Д.Н. Риторика. М., 2000.

Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 11-е изд. Ростов-

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989.

Далецкий Чеслав. Заговори, и я скажу, кто ты. М., 2004.

Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 2-е изд. – М., 1999.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично \Пер. с англ. - М., любое изд.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. - М., 1993.

Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994.

Крис Стюард, Майкл Уилкинсон. Ораторское искусство. Притворись его знатоком.

Культура устной и письменной речи делового человека. - М., 1997.

Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. - М., 1994.

Ментцель В. Риторика: Искусство говорить свободно и убедительно. Пер. с нем. М., 2011.

Минеева С.А. Полемика - диспут - дискуссия. - М., 1990.

Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996.

Ножин Г.А. Мастерство устного выступления. - М., 1989.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. -М., 1991.

Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. - Псков, 1994 или \\ Вопросы философии. 1990. № 3.

Русская риторика: Хрестоматия/Сост. Л.Г.Граудина. -М., 1996.

Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. – Тула, 1999.

Сопер П. Основы искусства слова \ Пер. с англ. - М., 1992.

Спенс Джерри. Как побеждать в споре: Самоучитель / Пер. с англ. – М., 2003.

Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2005.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Уч.пособ.- М., 2002.

Хазагеров Т.Г., Ширина Н.С. Общая риторика: Курс лекций. Словарь риторических фигур. - Ростов н\Д., 1994.

Ханин М.И. Как научиться красиво и правильно говорить. - СПб., 1997.
7. Звучащая речь и её особенности. Речевой аппарат. Дыхание и его тренировка. Голос и процесс его воспитания. Дикция. Интонационное оформление речи. Пауза.

Основная литература

Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Ростов-н\Д., 1996.

Дополнительная литература:

Александров Д.Н. Риторика. М., 2000.

Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 11-е изд. Ростов-

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989.

Далецкий Чеслав. Заговори, и я скажу, кто ты. М., 2004.

Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 2-е изд. – М., 1999.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично \Пер. с англ. - М., любое изд.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. - М., 1993.

Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 1994.

Крис Стюард, Майкл Уилкинсон. Ораторское искусство. Притворись его знатоком.

Культура устной и письменной речи делового человека. - М., 1997.

Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. - М., 1994.

Ментцель В. Риторика: Искусство говорить свободно и убедительно. Пер. с нем. М., 2011.

Минеева С.А. Полемика - диспут - дискуссия. - М., 1990.

Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996.

Ножин Г.А. Мастерство устного выступления. - М., 1989.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. -М., 1991.

Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. - Псков, 1994 или \\ Вопросы философии. 1990. № 3.

Русская риторика: Хрестоматия/Сост. Л.Г.Граудина. -М., 1996.

Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. – Тула, 1999.

Сопер П. Основы искусства слова \ Пер. с англ. - М., 1992.

Спенс Джерри. Как побеждать в споре: Самоучитель / Пер. с англ. – М., 2003.

Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2005.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Уч.пособ.- М., 2002.

Хазагеров Т.Г., Ширина Н.С. Общая риторика: Курс лекций. Словарь риторических фигур. - Ростов н\Д., 1994.

Ханин М.И. Как научиться красиво и правильно говорить. - СПб., 1997.
8. Оратор и его аудитория. О значении регламента выступления. Что такое контакт с аудиторией. Как определить, удалось ли установить контакт. Приемы поддержания контакта. Учет особенностей аудитории. Знание психологии слушателей. Форма преподнесения материала. Как влияет на поведение оратора наличие или отсутствие контакта. Культура спора. Классификация споров. Определенность позиций полемистов. Уважительное отношение к оппоненту. Выдержка и самообладание в споре. Как убедить оппонента.

Основные формально-логические законы. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.

Доказательство. Структура доказательства. Виды доказательства. Логические ошибки. Доказывание и убеждение. Доводы в споре. Полемические приемы. Опровержение ложного тезиса фактами. Критика доводов оппонента. Опровержение демонстрации. Юмор, ирония, сарказм. «Сведение к абсурду». Прием бумеранга. Атака вопросами. «Довод к человеку».

Искусство отвечать на вопросы. Классификация вопросов. Виды ответов. Нечестные приемы. Уловки в споре.

Активные формы обучения полемическому мастерству.

Невербальные средства общения.

Основная литература

Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи: Современная риторика. Ростов-н\Д., 1996.

Дополнительная литература:

Александров Д.Н. Риторика. М., 2000.

Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 11-е изд. Ростов-

Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989.

Далецкий Чеслав. Заговори, и я скажу, кто ты. М., 2004.

Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 2-е изд. – М., 1999.

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично \Пер. с англ. - М., любое изд.

Крис Стюард, Майкл Уилкинсон. Ораторское искусство. Притворись его знатоком.

Культура устной и письменной речи делового человека. - М., 1997.

Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. - М., 1994.

Ментцель В. Риторика: Искусство говорить свободно и убедительно. Пер. с нем. М., 2011.

Минеева С.А. Полемика - диспут - дискуссия. - М., 1990.

Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996.

Ножин Г.А. Мастерство устного выступления. - М., 1989.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. -М., 1991.

Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. - Псков, 1994 или \\ Вопросы философии. 1990. № 3.

Русская риторика: Хрестоматия/Сост. Л.Г.Граудина. -М., 1996.

Сергеич П. (Пороховщиков П.С.) Искусство речи на суде. – Тула, 1999.

Сопер П. Основы искусства слова \ Пер. с англ. - М., 1992.

Спенс Джерри. Как побеждать в споре: Самоучитель / Пер. с англ. – М., 2003.

Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2005.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989.

Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Уч.пособ.- М., 2002.

Хазагеров Т.Г., Ширина Н.С. Общая риторика: Курс лекций. Словарь риторических фигур. - Ростов н\Д., 1994.

Ханин М.И. Как научиться красиво и правильно говорить. - СПб., 1997.
Примерные темы контрольных работ и дискуссий на семинарах


  1. Назначение женщины – семья, а не карьера

  2. В современной России нет реального равноправия мужчин и женщин

  3. Институт семьи уходит в прошлое

  4. Ссоры неизбежны в семейной жизни

  5. Аборт – это узаконенное убийство

  6. Демографический кризис в России – следствие экономической и политической перестройки

  7. Женщина может управлять государством

  8. В своем развитии Россия должна идти не западным, а особым путем

  9. В современном обществе у человека нет свободы

  10. Оптимальная форма управления Россией – монархия

  11. В ХХI веке Россия опять станет могущественным государством

  12. Россия нуждается в идеологии национальной толерантности и согласия

  13. Реального равноправия граждан в России нет

  14. Торжество закона в России невозможно

  15. Для будущего России важно определить не «кто виноват», а «что делать»

  16. Общество должно контролировать средства массовой информации с точки зрения нравственности

  17. Отмена смертной казни в России преждевременна

  18. Суд присяжных – это наиболее справедливый суд

  19. Нацизм и Россия несовместимы

  20. Самоопределение - право Южной Осетии

  21. Расизм - реальность сегодняшнего дня

  22. Служба в российской армии – почетная обязанность

  23. Коррупция непобедима!

  24. Импортные товары губят отечественного производителя

  25. Образование должно быть бесплатным

  26. Школа не должна заниматься религиозным воспитанием

  27. Модульная система организации учебного процесса лучше семестровой

  28. Сферы образования и медицины не подвержены коррупции

  29. Электронные книги вытеснят печатные издания уже в текущем столетии

  30. Реклама выгодна населению

  31. Земля должна быть частной собственностью

  32. Победить терроризм невозможно

  33. Причины терроризма в неравномерности экономического развития народов

  34. Курение – личное дело каждого

  35. В толпе человек теряет волю

  36. Карьерист – герой нашего времени

  37. Для достижения цели хороши все средства

  38. Политика – занятие честных и совестливых людей

  39. Мир во всем мире невозможен

  40. «Страсть к власти идет не от силы, а от слабости» (Э. Фромм)

  41. «Судьба есть результат личных устремлений» (Авиценна)

  42. Демократия – худшая форма правления

  43. Власть губительна для личности

  44. Политика и нравственность несовместимы

  45. «Всё искусство управления состоит в искусстве быть честным» (Т. Джефферсон)

  46. Тюрьма может исправить преступника

  47. Диктатура – самая эффективная власть

  48. Необходимо разрешить продажу легких наркотиков

  49. Эвтаназия должна быть разрешена

  50. Бомжи – социальный недуг современного цивилизованного мира

  51. Мат – особенность сознания россиян

  52. Слово – это инструмент управления

  53. Фанатизм губителен для личности

  54. Жизнь в мегаполисе приводит к депрессии

  55. Творчество – плод дисгармонии с обществом

  56. Интернет опасен для человека

  57. Машины и искусственный интеллект будут править миром уже в ХХI веке

  58. Необходимо запретить усыновление российских детей иностранцами

  59. Холокост - национальная трагедия еврейского народа

  60. Война - это всегда геноцид

  61. Холокост - трагедия мировая.

  62. Память о Холокосте – забота о мире и свободе

  63. Современные СМИ – способ программирования сознания человека

  64. Низкая рождаемость – жгучая проблема России

  65. Чтобы стать мудрее, нужно совершать ошибки

  66. Современные СМИ – зеркало действительности

  67. Значение русского языка в современном мире растёт

  68. Российские СМИ портят русский язык

  69. Деньги – самое важное в жизни современного человека

  70. Телевидение – самый низкосортный продукт культуры

  71. Научить нельзя – можно научиться

  72. ЕГЭ – это объективная оценка знаний учащихся

  73. Народ не может процветать, не зная своей истории

  74. Российская молодежь безразлична к своему будущему

  75. История Великой Отечественной войны осквернена «переписчиками»

  76. Исторические и архитектурные памятники Москвы не следует разрушать

  77. При общении в сети искажается литературный язык

  78. Алкоголизм и наркомания погубят Россию

  79. Бизнес и этика несовместимы.



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. Язык как эффективное средство регуляции деятельности людей в различных сферах.

  2. Наиболее значимые черты русского языка конца ХХ – начала ХХ1 века. Языковая свобода и языковая ответственность.

  3. Русский язык среди других языков мира.

  4. Русский национальный язык и его разновидности (общая характеристика).

  5. Нелитературные варианты языка.

  6. Социальные (жаргоны, профессиональные языки) и территориальные диалекты.

  7. Просторечие как показатель низкой речевой и интеллектуальной культуры.

  8. Русский литературный язык (основные признаки).

  9. Нормы русского литературного языка и их отражение в словарях и справочниках.

  10. Нормы грамматические (морфологические, синтаксические) и речевые ошибки, связанные с их нарушением.

  11. Нормы лексические. Точность и богатство речи. Логические ошибки как следствие нарушения лексической нормы.

  12. Профессиональная и иноязычная лексика и их использование в речи.

  13. Использование в речи паронимов, многозначных слов.

  14. Многословие и его разновидности (плеоназм, тавтология).

  15. Нормы фразеологические и речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

  16. Понятие стилистической нормы. Система функциональных стилей современного русского литературного языка (общая характеристика).

  17. Книжные стили и разговорный стиль.

  18. Экстралингвистические и собственно языковые признаки функциональных стилей.

  19. Экспрессивно-стилистическая окраска слов.

  20. Особенности устной и письменной речи.

  21. Устная и письменная публицистическая речь.

  22. Устная и письменная научная речь.

  23. Устная и письменная деловая речь. Общие свойства официально-делового стиля и «канцелярит».

  24. Культура устной речи. Риторика как наука об искусстве убеждать.

  25. Роды и виды ораторской речи.

  26. Историческая обусловленность развития риторики в ХХ веке.

  27. Этапы подготовки ораторской речи. Виды подготовки.

  28. Приемы привлечения внимания аудитории.

  29. Оратор и аудитория.

  30. Доказательства и аргументация в споре.

  31. Невербальные средства общения.



Автор программы : к.ф.н. Хамракулова Х.Д.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск