Программа элективного курса по истории





Скачать 70.41 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по истории
Дата публикации13.03.2015
Размер70.41 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
МБОУ «Боголюбовская СОШ»

Программа элективного курса

по истории:

«Новейшая история в исторических портретах»
Составлено по авторской программе учителя истории ГОУ «СОШ №12» г. Набережные Челны

Гафурова М.Р.
Подготовил:

Учитель истории и обществознания

Самсонов А.А.

Боголюбово 2013

Пояснительная записка

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем или переоцениваем. Прежде всего, это относится к нашему прошлому, которое, к сожалению, мы знаем поверхностно.

Давно замечено, что история, как и любая другая наука, имеет свои особенности, развивается по определенным законам, которые учитывают все: от элемента случайности до причинно-следственной связи. Поэтому стремление познать прошлое, каким-либо образом попытаться спрогнозировать те или иные события, происходящие сегодня, но имевшие свои аналоги раньше, вызывает у ребят жажду поиска, неподдельный интерес и стремление применить полученные знания в наши, далеко не простые дни.

Место курса «Новейшая история в исторических портретах» в исторической науке. Данный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации исторического, политологического, экономического, культурологического, географического характера.

Значимость, роль и место данного курса определяется также необходимостью подготовки к выбору профессиональной деятельности. Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения учащихся, а, следовательно, сделать обучение более интересным для них и, соответственно, получить более высокие результаты.

Цели и задачи курса. Цели и задачи курса состоят в том, чтобы дать учащимся возможность:

  • ознакомиться с важнейшими характеристиками исторического познания, полнее осознать значение истории для личности и общества, закрепить интерес к гуманитарному и социальному знанию;

  • развивать умения самостоятельно работать с исторической и в более широком плане социальной информацией, решать творческие задачи;

  • совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям прошлого и настоящего, вести дискуссию;

  • сформировать и закрепить мотивацию выбора истории и других гуманитарных предметов для последующего изучения в профилированной старшей школе и высших учебных заведениях.

Категория учащихся. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили. Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся.

Актуальность программы. Определяется тем, что учащиеся должны понимать процессы, связанные с формированием исторической личности и ее деятельностью, оказавшей существенное влияние на мировой ход истории.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

  • системность

  • целостность

  • объективность

  • научность

  • доступность для учащихся основной школы

  • реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного материала содержания программы за 17 часов

Полнота содержания – программа содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

Инвариантность содержания – программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний, а также отбором материала в соответствии с задачами предпрофильного обучения.

Систематичность материала – обеспечивается логикой развертывания учебного содержания.

Методы преподавания. Методы преподавания определяются целями и задачами данного курса:

  • проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);

  • самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся (сообщение новых знаний не должно стать самодовлеющим, превратить занятия в сухой лекционный курс);

  • использование материалов, содержащих разные версии и интерпретации событий, проблем, дискуссионных вопросов.


Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

лекция

семинар

круглый стол

1

Введение. Человек в истории. Что такое историческая личность. Личность и эпоха.

2

2

-

-

2

Выдающиеся личности России XX века.

2

1

1

-

3

Вершители судеб Запада начала ХХ в.

4

2

2

-

4

Люди с «Большой буквы» ХХ в.

4

2

2

-

5

Личности в новейшее время на Востоке.

4

2

2

-

6

Итоговое обобщение. Лидеры и массы: роль в истории. Кто сегодня делает историю?

1

-

-

1

7

Всего

17

6

10

1

Содержание курса

Тема №1. Человек в истории. Что такое историческая личность. Личность и эпоха. Понятие исторической личности, ее роль в развитии исторического процесса.

Тема №2. Выдающиеся люди России ХХ века. Личности царской и советской России: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л. Д. Троцкий, Николай II, М.С. Горбачев, Б.Н. Ельцин и их роль в истории.

Семинар № 1 «Люди, изменившие древность». Учащиеся защищают заранее подготовленные ими работы (рефераты, доклады, сообщения) по данной теме.

Тема №3. Вершители судеб Запада начала ХХ века. Вершители судеб западных государств, а именно Г. Форд, Д. Карнеги, Рокфеллер, Вильсон, Б. Муссолини, А. Гитлер, и др.

Семинар № 2 «Люди, изменившие мир». Учащиеся защищают подготовленные ими работы по данной теме.

Тема №4. Люди с «Большой буквы» ХХ в. Личности, изменившие ход истории в ХХ веке: Ф. Рузвельт, У. Черчилль, М. Тэтчер, Д. Кеннеди, Р. Рейган, Ш. де Голль, Г. Трумэн, и др.

Семинар № 3-6 «Люди, с «Большой буквы» ХХ в.». Учащиеся защищают подготовленные ими работы по данной теме.

Тема №5. Личности в новейшее время на Востоке. Личности, внесшие в историю Востока ХХ века наибольший вклад – М. Дзедун, Ким Ир Сен, Махатма и Индира Ганди, Беназир Бхутто, Гамаль Абдель Насер, Жак Ширак, Голда Мейер, Джавахарлал Неру, Цыси, и др.

Семинар № 7-10 «Люди, изменившие современный Восток». Учащиеся защищают подготовленные ими работы по данной теме.

Тема №6. Итоговое обобщение. Лидеры и массы: роль в истории. Кто сегодня делает историю? Это последнее итоговое занятие, на котором подводятся итоги всех предыдущих тем. Проводится в форме дискуссии (круглый стол). Учащиеся, опираясь на полученные данные, пытаются сделать вывод о том, кто же все-таки является «локомотивом истории» - личность или массы.
Литература для учителя

1. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.: Лениздат, 1989.

2. Верт Н. История Советского государства. - 1900-1991г.г. М.,1992.

3. Всемирная история. М., 1957 Т. 1-5

4. Греков Б.А. Киевская Русь. - М.: Госполиздат, 1953.

5. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. - М.: Мысль, 1964.

6. Карамзин Н.М. История Государства российского в двенадцати томах. М., 1988-1989.

7. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. - М.: Мысль, 1987-1990.
Литература для детей

  1. История Европы с древнейших времен до наших дней. В 8 т. М., 1992.

  2. Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории: XVI-XVII в. М., 2002.

  3. Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории: XIХ в. - М., 2002 г.

  4. Яковер Л.Б. Занимательные истории из русской истории: XVIII в. - М., 2002.

Приложение №1.

Примерная тематика докладов учащихся:


  1. В.И. Ленин - борец за свободу или «злой гений» политики?

  2. Ф.Д. Рузвельт – «спаситель нации».

  3. Ш. де Голль – создатель современной Франции.

  4. Что дали России реформы Б.Н. Ельцина?

  5. В чем загадка В.В. Путина?

  6. Кто является «локомотивом истории» - личность или массы?

  7. Роль личности в историческом процессе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по истории iconПрограмма элективного курса по истории для 11 класса Составитель:...
Программа элективного курса «Современная Россия на рубеже XX – начала XXI века» предназначена для учащихся 11-х классов, стремящихся...
Программа элективного курса по истории iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного курса по истории iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная...
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Русская Православная Церковь в истории России». Автор-составитель...
Программа элективного курса по истории iconПрограмма элективного курса «Ключи к тайнам Клио». Разработана учителем...
Цель курса: повысить интерес учащихся к истории как науке, добиться более углубленного ее изучения
Программа элективного курса по истории iconЭлективный курс «Историческая личность» пояснительная записка программа...
Ловечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется...
Программа элективного курса по истории iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса по истории iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса по истории iconЭлективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного...
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....
Программа элективного курса по истории iconРабочая программа элективного курса по истории 9 класса «Личность в истории»
«Личность в истории», разработанного Сиденко Е. В., учителем истории моу «сош №15» с. Казинка Шпаковского района Ставропольского...
Программа элективного курса по истории iconПрограмма элективного курса «история вооруженных сил россии»
Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории Российской армии
Программа элективного курса по истории iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах»
Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина...
Программа элективного курса по истории iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Программа элективного курса по истории iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Программа элективного курса по истории iconРабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop»
Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6
Программа элективного курса по истории iconПрограмма элективного курса «Решение проблемных заданий по истории Отечества»
Пивоварова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории мкоу «Туринская средняя общеобразовательная...
Программа элективного курса по истории iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск