Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования





Скачать 459.86 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования
страница1/3
Дата публикации14.03.2015
Размер459.86 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор (декан факультета)

___________________________

«____» _______________2011г..

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.Ф.06 История педагогики и образования

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1.Цель и задачи дисциплины
Цель: вооружение студентов знаниями об истории образования и педагогической мысли как отрасли современной педагогики, истории возникновения и развития института образования и педагогической науки, умением выявлять философско–педагогические основания целеполагания, формулировки принципов обучения и воспитания, конструирования содержания образования и образовательных технологий на различных этапах становления института образования.

Задачи:

  • сформировать у студентов представление о предмете и содержании истории образования и педагогической мысли как отрасли педагогической науки;

  • ознакомить студентов с историей возникновения и развития института образования и педагогической науки;

  • развить у студентов способность к осмыслению философско–педагогических оснований целеполагания, формулировки принципов обучения и воспитания, конструирования содержания образования и образовательных технологий на различных этапах становления института образования.


2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения учебной дисциплины студент должен

знать и понимать:

-Развитие истории педагогики и образования как область научного знания.

-Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе.

-Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций.

-Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.

-Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения.

-Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время.

-Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.
3.Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Всего часов

Семестр 4

Семестр 5


Общая трудоемкость дисциплины

200

100

100

Аудиторные занятия

90

45

45

Лекции

60

30

30

Практические занятия

30

15

15

Семинары

-

-

-

Лабораторные работы







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

110

55

55

Курсовая работа







Расчетно–графические работы







Рефераты

+

+

+

И (или) другие виды самостоятельной работы

+

+

+

Вид итогового контроля

Зачет 4сем

Экзамен 5 сем

Зачет


Экзамен


4.Содержание дисциплины
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий




Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

СРС

1.

Введение

2




4

2.

Воспитание и обучение в Древнем мире

14

4

26

3.

Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения.

14

10

26

4.

Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время.

14

8

28

5.

История новейшей школы и педагогики

16

8

26




Всего часов

60

30

110


4.2.Содержание разделов дисциплины
Введение

Лекции:

Тема 1 История образования педагогической мысли как области научного знания.

Цель, задачи, знания, умения и навыки, которым должен овладеть студент.

РАЗДЕЛ 1. Воспитание и обучение в Древнем мире

Лекции :

Тема 2. Зарождение воспитания и обучения в первобытном обществе.

Зарождение воспитания и педагогической мысли.

Тема 3. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и обучение на Древнем Востоке: Древняя Индия, древний Китай, Месопотамии, Древний Египет.

Тема 4. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.

Воспитание и школа в Античном мире.

Тема 5. Представление Восточных славян о воспитании.

Воспитание и обучение у древних славян. Поговорки, пословицы, сказки, игры, загадки.

Семинары:

Тема 1. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций.

Конфуций, Будда.

Тема 2. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.

Гераклит, Аристотель, Платон, Сократ, Демокрит, Эпикур, Стоики, Цицерон, Сенека, Плутарх, Квинтилиан, Иоанн Златоуст, Августин Блаженный Аврелий.

РАЗДЕЛ 2. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения.

Лекции :

Тема 6. Воспитание и школа в Византии

Воспитание и виды школ в Византии.

Тема 7. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на Средневековом Востоке.

Воспитание и обучение в средневековом Китае, Индии, Египте.

Тема 8. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего Средневековья.

Особенности рыцарского воспитания. Школы в странах Западной Европы раннего Средневековья.

Тема 9. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпохи Возрождения и Реформации.

Школа и воспитание в эпоху Возрождения, особенности школ в эпоху Реформации.

Тема 10. Воспитание и учение славянского мира.

Воспитание и школы у славян.

Семинары:

Тема 5. Воспитание и школа в Византии.

Авва Дорофей, Максим Проповедник, Иоанн Дамаскин, Симеон Новый Богослов, Ге­оргий Гемист Шифон, Фотий.

Тема 6. Педагогические идеалы, обучение и воспитание на Средневековом Востоке.

Аль Бируни, Авиценна, аль Газали, Абдуррахман ибн Халдун, Хань Юй, Чжу Си, Ванг Шу Ен.

Тема 7. Воспитание и школа в странах Западной Европы раннего Средневековья.

Боэций, Алкуин, Фома Аквинский, Абеляр, Гуго Сен-Викторский.

Тема 8. Школа и педагогическая мысль Западной Европы эпохи Возрождения и Реформации.

Мартин Лютер, Хосе Луис Вивес, Витторино де Фельтре, Томазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Томас Мор, Жан Кальвин, Томас Мюнцер, Филипп Меланхтон.

Тема 9. Воспитание и учение славянского мира.

Владимир Мономах, Домострой, Епифаний Савинецкий.
РАЗДЕЛ 3.Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое и Новейшее время.

Лекции:

Тема 11. Педагогика и школа в Западной Европе и Северной Америке начала Нового времени и Просвещения.

Особенности школ в Западной Европе и Северной Америке.

Тема 12. Педагогическая мысль и школьные реформы в России 18 век.

Школьные реформы Петра I и Екатерины II.

Тема 13. Педагогическая мысль и школьные реформы на Западе 19 век.

Школы разных стран 19 века.

Тема 14. Школа и педагогика России 19в (2 часа).

Семинары:

Тема 11. Педагогика и школа Западной Европе и Северной Америке начала Нового времени и Просвещения.

Вольфганг Ратке, Ян Амос Коменский, Френсис Бекон, Рене Декарт, Джон Беллерс, Джон Локк, Клод Гельвеций, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Жан Антуан Кондорсе,

Тема12. Педагогическая мысль и школьные реформы в России 18 век.

Иван Посошков, Федор Салтыков, Магницкий Л.Ф., Эрнст Глюк, Татищев В.Н., Ломоносов В.М., Бецкой И.И., Новиков Н.И., Радищев А.Н.

Тема 13. Педагогическая мысль и школьные реформы на Западе 19 век.

И. Кант, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, И.Б. Базедов, И.Г. Песталоцци, Г. Спенсер, Роберт Оуэн, К. Маркс.

Тема 14. Школа и педагогика России 19в.

А.Н. Голицын, А.С. Шишков, С.С. Уваров, К.Д. Ушинский, Л.Н. Модзалевский, Л.Н. Толстой.
РАЗДЕЛ 4. История новейшей школы и педагогики

Лекции :

Тема 15. Образование и педагогика за рубежом в первой половине 20 в.

Состояние образования и реформы начального, среднего и высшего образования за рубежом.

Тема 16. Современные школы и педагогика за рубежом.

Сравнительная характеристика современного состояния школ за рубежом.

Тема 17. Школа и педагогика России конца 19 начала 20в.

Состояние школ в России конца 19- начала 20вв. Реформы образования.

Тема 18. Отечественная школы и педагогика советского периода.

Реформы школы. Значение педологии. Возникновение воспитательных организаций. Школы во время великой отечественной войны.

Тема 19. Образование и педагогика в России на рубеже 20-21 в.в..

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Семинары :

Тема 15. Образование и педагогика за рубежом в первой половине 20 в.

М. Монтессори, Д. Дьюи, А. Бине, У. Килпатрик, Г. Кершенштейнер, П. Наторп, В.А. Лай, Р. Штайнер.

Тема 16. Современные школы и педагогика за рубежом.

Б.Ф. Скиннер, Д.С. Бруннер, Э. Фромм.

Тема 17. Школа и педагогика России конца 19 начала 20в.

К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, П.Ф. Лестгафт, Н.А. Бердяев.

Тема 18. Отечественная школы и педагогика советского периода.

А. В. Луначарский, В.Н. Сороко-Росинский, М.Н. Скаткин, М.А. Данилов, А.С. Макаренко, И.А. Ильин.
5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.
6.Учебно–методическое обеспечение дисциплины
6.1.Рекомендуемая литература
а) основная литература:


    1. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли / А. Н. Джуринский. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 400 с.

    2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века : Учебное пособие для пед. учебных заведений / Под. ред. А. И. Пискунова. – М. : Сфера, 2007. – 510 с.

    3. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. З.И. Васильевой. – 4-е изд, испр., «Академия», 2008. – с.197 - 208.

    4. Корнетов, Д. Б. Всемирная история педагогики : Учебное пособие / Д. Б. Корнетов. – М. : Издательство РОУ, 2006. – 138с .

    5. Попов, В. А. История педагогики и образования [Текст]:учебное пособие для вузов/В. А. Попов ; под ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2010.-200с.



б) дополнительная литература:

  1. Алексеев, В. М. В старом Китае / В. М. Алексеев. – М., 1998. – 106 с.

  2. Аллак, Ж.. Вклад В будущее: приоритет образования / Ж. Аллак. – Перевод с англ. – М., 1999. – 67 с.

  3. Вахитова Г.Х. Педагогика: история педагогики и образования: учебное пособие для студентов. – Томск: ТГПУ, 2008. – 124с.

  4. Йегер, В. Воспитание античного грека / В. Йегер. – М., 1999. – 203 с.

  5. Рахимов, С. Педагогические идеи Абу ибн-Сины / С. Рахимов. – М., 1998. – 113с.

  6. Руттенберг, В. А. Педагогические идеи Ж.Ж.Руссо / В. А. Руттенберг. – М., 2000. – 245 с.

  7. Фролов, А. А. Макаренко А. С.: основа педагогической системы / А. А. Фролов. – М., 1996. – 333с .

  8. Чистяков, Н. В. Толстой – литератор и педагог / Н. В. Чистяков. – М., 1998. – 145 с.

  9. Шаталов, А. А. Проблема народной школы в педагогике Толстого Л.Н. / А. А. Шаталов. – М., 1999. – 347 с.


6.2.Средства обеспечения освоения дисциплины
Рабочая программа по данному курсу, составленная преподавателями кафедры социальной педагогики ТГПУ.
7.Материально–техническое обеспечение дисциплины
Телевизор, видеомагнитофон, раздаточный материал (тесты, анкеты и т.п.).
8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1. Методические рекомендации преподавателю
Наиболее эффективной организации учебных занятий по дисциплине «История педагогики и образования» способствуют теоретические и практические занятия со студентами, использование в образовательном процессе видеоматериалов практических занятий, активное обсуждение, выполнение самостоятельных заданий, подготовка сообщений и рефератов. Деловые игры, мозговые штурмы, решение проблемных ситуаций, консультации, экзамен.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается...
Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе...
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии...
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран...
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconПояснительная записка Дисциплина «История педагогики и образования»
История педагогики и образования: тематический план, программа, методические материалы. Тюмень, 2008. – с
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconРабочая программа по дисциплине История педагогики и образования для подготовки аспирантов
«История педагогики и образования» сформировать и развить историко-педагогическое и мышление, а также умение видеть проблемы современного...
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconПояснительная записка: Курс «История педагогики и образования»
Курс «История педагогики и образования» является базовым в подготовке учителя-воспитателя
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconПрограмма дисциплины дпп. Дс. 02 История запада в гендерном измерении...
Цель дисциплины «История Запада в гендерном измерении» – дать студентам, специализирующимся по всеобщей истории, представление о...
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconРабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 06. Историография (дпп. Ф. 06. 2 Зарубежная...
Становление и эволюция направлений и школ в зарубежной историографии XX в. Творческое наследие крупнейших историков
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconПрограмма дисциплины дпп. 02. 1 Новая история стран востока цели...
Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить бакалавров с особенностями и основными тенденциями развития стран...
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconПрограмма по дисциплине «Зоология» разработана в соответствии с Государственным...
Программа по дисциплине «Зоология» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального...
Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф...
В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск