Скачать 256.28 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООЗРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ Учебно- методические пособие для самостоятельной работы студентов. КАЗАНЬ 2009 ББК УДК Печатается по решению Совета кафедр гуманитарных дисциплин Казанского государственного медицинского университета Составитель: Петрова Р.Г. к.и.н., доцент Рецензенты Гендерология и феминология. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов // Петрова Р.Г. – Казань, 2009 – 71 с. .Казанский государственный медицинский университет, 2009 Планы семинарских занятий Тема 1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа.
Темы рефератов
Тема 2. Мужчина и женщина как субъекты общества.
Темы рефератов 1. Мифологический образ античной женщины. 2. Женский образ в русских народных сказках.
Тема 3. Проблема пола и гендера в свете различных парадигм.
Темы рефератов
Тема 4. Компоненты половой идентичности.
Темы рефератов 1.Лесбигеевское движение и квир-теория как протест против андроцентризма и гетероцентризма. 2. Кто такие транссексуалы, гомосексуалы и трансвеститы. 3. Какие женские и мужские образы смотрят на нас с глянцевых журналов. Тема 5. Социализация и гендер.
Темы рефератов 1.Современная российская семья как институт гендерной социализации. 2.Общеобразовательные учреждения в Республике Татарстан как агенты гендерной социализации. 3. Роль средств массовой информации в формировании образов современного мужчины и женщины.
Тема 6. Стереотипы маскулинности и фемининности в обществе.
Темы рефератов
Тема 7. Женский вопрос и его эволюция.
Темы рефератов
Тема 8. История женского движения в России.
Темы рефератов 1.Женские общественные организации Республики Татарстан. 2. Женские общественные организации России. 3. А.Коллонтай – первый советский министр государственного призрения (социальной защиты). Тема 9. Гендерное неравенство и социальный статус женщин в обществе.
Темы рефератов
Тема 10. Гендерные аспекты социальной работы. Занятие 1. Социальная работа с женщинами. 1.Кодекс гендерно-чувствительной социальной работы с женщинами. 2.Особенности социальной работы с женщинами разного социального статуса, этничности, вероисповедания и т.д. 3. Женский трафик. Организация социальной работы с женщинами, подвергшимися насилию. Темы рефератов 1.Социальная работа с женщинами-мигрантами в России. 2.Социальная работа с женщинами-инвалидами в Республике Татарстан. 3. Социальная работа с мужчинами, попавшими в трудную жизненную ситуацию. 4. Проблемы женской безработицы и организация социальной поддержки. 5. Женщина – социальный работник как объект и субъект социальной работы. Занятие 2. Домашнее насилие.
Темы рефератов 1.Роль социального работника в защите интересов клиента: гендерный подход. 2. Формы социальной работы с лицами пострадавшими от домашнего насилия. 3. Конструирование проблемы домашнего насилия в общественном сознании - миссия социального работника. Занятие 3. Гендерный подход в здравоохранении.
Темы рефератов 1.«Родовые сертификаты» как символы в реализации Национального проекта «Здоровье». 2.Что такое «Материнский (семейный ) капитал? 3. ЗППП как угроза репродуктивному здоровью нации. 4. «Жизненные циклы» мужчины и женщины и организация информационно-просветительской социальной работы. Тема 11. Методы в гендерологии. Социокультурное конструирование гендера.
Тема 12. Социологические методы в гендерологии и феминологии.
Темы индивидуальных социологических исследований. 1. Биографическое интервью с женщиной (мужчиной)- работником учреждения социальной защиты населения. 2. Полуструктурированное интервью со студентом (ой) КГМУ, представителем другой страны, республики, региона о социальном статусе мужчин и женщин. 3. Статистический анализ пенсионного обеспечения в гендерном разрезе. 4. Контент-анализ периодической прессы (Интернет сайтов) по гендерным отношениям (возрастной статус). Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Основная литература.
Дополнительная литература.
Учебно-методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по отдельным темам семинарских занятий. Тема 4. Компоненты половой идентичности 1. Пол, гендер и биология. 2.Половая идентичность.
Студенту рекомендуется изучить категориальный аппарат и выучить значение терминов «гендер», «идентичность», «роль», «идеалы гендерные». Для этого мы рекомендуем прочесть словарь терминов. Чем понятие пола отличается от понятия гендер? Попытайтесь классифицировать, какие виды идентичности имеет личность. Например, по признаку этничности, по возрасту и даже профессиональной принадлежности. Ответьте на вопрос « Что такое половая идентичность?» Мы рекомендуем обратиться к учебнику Н.Смелзера «Социология» и внимательно изучить раздел «Сексуальные роли и неравенство». Как может женщина идентифицировать себя с другими женщинами и как может мужчина идентифицировать себя с другими мужчинами. Обратите внимание, что биологический пол не всегда совпадает с половой идентичностью. Ответьте на вопрос: «Что такое нарушение половой идентичности?» и как оно проявляется. Внимательно разберитесь с изучением вопроса о сексуальных ролях. Разберитесь, что гендерная роль и социальная роль обозначают поло ролевые отношения в обществе, определяют статус мужчин и женщин в обществе. Ответьте на вопрос «Чем гендерная роль отличается от сексуальной роли?» Всегда ли половая идентичность совпадает с сексуальной ролью. Для этого изучите «феномен Агнесс». Чтобы понять, как происходит конструирование гендерных идеалов, обратите внимание, как выглядят представители разных социальных групп. Чем отличаются например военные от представителей шоу бизнеса. Есть ли разница между создаваемым населением образом балерины и работницы завода. Студент может выполнить самостоятельную работу в виде написания эссе по одной из предложенных тем.
Эссе – это форма самостоятельной работы студента объемом 3-5 тетрадных страниц. Эссе отличается от школьного сочинения по литературе и от рефератов по другим дисциплинам. Эссе не является формой выражения личных впечатлений и эмоций. Эссе не является кратким изложением одной или нескольких публикаций (книг, журнальных статей) по определенной теме. Эссе – это обоснование тезиса. Это значит, что в эссе должно быть утверждение, в правильности которого вы постараетесь убедить читателя, а также аргументы (доводы) в пользу этого утверждения. Цель написания эссе – научиться формулировать свое мнение и уметь его обосновывать. Приступая к написанию эссе, необходимо изложить в одном предложении, что именно вы будете утверждать и доказывать (собственный тезис). Если вы не можете это сделать, то следует обратиться к преподавателю за помощью. Наиболее распространенная ошибка: студенты не формулируют тезис вообще или формулируют его так расплывчато, что читатель не может понять, что же утверждает автор. Следующая задача: вы должны определить, каким образом убедить читателя в правильности тезиса, какие следует привести аргументы в своем эссе. Студентам часто кажется, что поскольку им самим ясно, что тезис верен, то приведенных аргументов в пользу тезиса вполне достаточно. Поэтому следует заметить, что лучше исходить из того, что читатель (в данном случае преподаватель) хорошо знает предмет, о котором идет речь, и при этом может с вами не согласиться. Поэтому студент обязательно должен предусмотреть возможные возражения и подготовить возможные на них ответы. Наконец, очень важная задача – редактирование текста эссе. Обратите внимание, что преподаватель не может заглянуть в ваши мысли иначе как через то, что фактически написано. Читатель не может догадаться, что на самом деле имел в виду автор, поэтому мысли должны быть сформулированы четко и грамотно, однозначно, а не двусмысленно. Текст должен говорить сам за себя. Ответственность за точность передачи мысли лежит на авторе эссе. Кроме того, хорошее эссе несовместимо с грамматическими ошибками. Еще несколько типовых ошибок, которые допускают студенты:
Рекомендуемые критерии оценки эссе. 1. Тезис. - тезис оригинальный и сформулирован ясно – 30 баллов. - тезис неоригинальный, ясно сформулирован – 20 баллов. - тезис сформулирован расплывчато – 10 баллов 2. Обоснование. - обоснование всестороннее и глубокое – 40 баллов - обоснование есть, но не всестороннее – 30 баллов. - обоснование есть, но аргументы противоречат тезису – 20 баллов. - обоснование свидетельствует о неглубоком понимании автором проблемы – 10 баллов. 3. Использование литературы. - использована дополнительная литература и даны ссылки на нее – 20 баллов. - использованы первоисточники и даны ссылки – 10 баллов. 4. Оформление. - эссе написано аккуратно и разборчиво, грамматические ошибки отсутствуют – 10 баллов. Приемлемый срок для исполнения работы – неделя. Форма контроля: эссе. Литература:
Тема 10. Гендерные аспекты социальной работы. Насилие в семье.
Прежде чем приступить к просмотру фильма мы рекомендуем внимательно изучить соответствующий раздел учебного пособия. Просмотрите документальный фильм «Домашнее насилие». Проведите анализ просмотренного материала. Ответьте на следующие вопросы:
Форма контроля: коллоквиум. Литература:
Тема 11. Методы в гендерологии. Социокультурное конструирование гендера . Тема 12. Социологические методы в гендерологии и феминологии . Методические рекомендации к проведению пилотажного социологического исследования по гендерной проблематике. Формулировка и обоснование проблемы – исходный пункт любого исследования. Студент должен зафиксировать реально возникшее противоречие, как частного, так и общего характера. Желательно не выдвигать проблем широкого плана. Определение целей и задач исследования – то, ради чего проводится исследование, и что Вы хотите получить в результате. Студент должен решить, каков будет объект исследования, то есть какую группу населения он будет исследовать или какие документы анализировать. Объект должен содержать важные для исследования характеристики пола, возраста, и т.п. Уточнение основных понятий. Студент должен договориться с респондентом, что одни и те же понятия будут трактоваться и пониматься ими одинаково. Так, например, на вопрос «Удовлетворены ли Вы своей семейной жизнью?» один респондент будет отвечать, подразумевая материальное положение, другой – количество детей и взаимоотношения с ними, третий – взаимоотношения супругов. В результате студент может получить несопоставимые ответы. Необходимо продумать систему индикаторов, то есть показателей, которые позволят исследователю количественно представить важные для работы теоретические положения (например, понятию «брак» соответствуют следующие индикаторы – устойчивость, равность, удовлетворенность, семейные роли. Эти индикаторы в свою очередь можно представить в виде нескольких более мелких. Чем тщательнее вы распишете индикаторы, тем проще вам будет формулировать вопросы анкеты или интервью). Формулирование рабочих гипотез. Студент должен сформулировать предположения о причинной связи между двумя группами факторов (например, «чем ниже доход семьи, тем менее устойчива семья» или «тем сильнее женщина испытывает синдром двойной занятости» и т.п.). Напомним, что гипотезы должны быть просты и проверяемы. Даже в небольшом исследовании вы должны выдвинуть не менее пяти гипотез. По окончании исследования студент в выводах должен зафиксировать, подтвердились его гипотезы или нет. Определение выборочной совокупности. Выборка должна быть строго репрезентативной. Даже если исследование носит пилотажный характер, необходимо опросить не менее 50 человек (в случае использования метода стандартизированного опроса). Только при качественном исследовании, например, с использованием метода интервью, количество респондентов не регламентируется. В любом случае, студент обязан обосновать метод сбора и анализа информации, причины, по которым он выбрал тот или иной метод. Опыт показывает, что студенты чаще всего используют метод опроса и интервью, поэтому остановимся подробнее на деталях, связанных с организацией исследования этими методами. Если студент выбрал метод опроса или интервью, то особое внимание необходимо обратить на составление вопросов и конструкции вопросника. Анкета так же как гид интервью имеет определенную структуру. И в том и в другом случае необходимо расположить к себе респондента и убедить его в необходимости участия в опросе. Поэтому мы приводим несколько практических рекомендаций коммуникативного порядка:
При использовании метода опроса студент обязан:
Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследования. Обратите внимание, что вопросы должны быть: - понятны и четко сформулированы, - не иметь двусмысленного толкования, - терминологически адаптированы к образовательному и культурному уровню респондента, - студент не должен использовать жаргонный лексикон, даже если респондент говорит на «другом языке». Обращаем внимание на типичные ошибки в формулировании студентами вопросов анкеты: - большая вариативность возможных ответов – число вариантов должно быть максимум 7-9 с обязательным свободным вариантом, либо позицией «затрудняюсь ответить»; - отсутствие «проверочных» вопросов, неумение группировать их – назначение контрольных вопросов состоит в проверке логической непротиворечивости, достоверности, искренности ответов респондента. Это может достигаться путем иной формулировки одной и той же проблемы в разных вопросах; - непонятная формулировка вопроса – вопросы и ответы должны быть сформулированы так, чтобы опрашиваемый правильно их понял, выбрал адекватный, по своему мнению и степени своей информированности ответ, смог правильно выразить ответ в словах; - использование эмоционально окрашенных слов, поощряющих или негативных отзывов – исследователю важно обеспечить нейтральность предлагаемой анкеты, так как соответствующими формулировками можно подталкивать респондентов к желаемым ответам; - неуравновешенное соотношение положительных и отрицательных вариантов ответов на вопрос (количество тех и других) должно точно соответствовать друг другу – например, позиции ответа на вопрос «Насколько Вы удовлетворены браком?» могут быть следующими: - полностью удовлетворен, - частично удовлетворен, - частично неудовлетворен, - полностью не удовлетворен, - затрудняюсь ответить. «Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик респондента (пол, возраст, национальность) – всех тех, которые, по-вашему, необходимы для исследования. Как правило «паспортичка» помещается в конце анкеты и заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в совместной работе. Для того, чтобы полученная в ходе исследования информация начала активно служить, студент должен ее обработать и проанализировать. Представленное по результатам социологического исследования обобщение должно отвечать на следующие вопросы: - по каким признакам можно сгруппировать результаты, и какие социальные характеристики являются определяющими в Вашей группировке? - каковы наиболее интересные результаты исследования (для того, чтобы наилучшим образом представить результаты своей работы, студенты могут использовать схемы, графики и таблицы. Напомним, однако, что работа не должна быть перегружена ими. Решение включить таблицу или диаграмму подчеркивает особое значение заключенной в них информации) - какие гипотезы подтвердились, и в какой степени ( здесь следует привести примеры, некоторые результаты исследования) Обязательно обратите внимание на выработку практических рекомендаций по использованию полученных данных, и какие возможности вы видите для выхода из обозначенной проблемной ситуации. В случае выполнения интервью, студент должен провести транскрибирование, т.е. перенести на бумагоноситель аудио информацию. Типичные ошибки студента при транскрибировании интервью: - студент иногда корректирует текст, ссылаясь на нелогичность высказывания или спутанность мысли респондента. Необходимо обратить внимание, что текст интервью должен точно слово в слово передавать ход интервью - студент опускает из текста вздохи, длительные паузы, ссылаясь на то, что они не несут информации. Самостоятельная работа студента, связанная с выполнением социологического исследования оценивается по балльно-рейтинговой системе. Рекомендуемая система оценки для исследований, проведенных методом опроса или интервью:
- проблема сформулирована четко, выявлены причинно-следственные связи, присутствует доказательная база 10 баллов - проблема сформулирована не четко, нет доказательной базы 5 баллов - проблема формулируется декларативно, нет доказательной базы 0 баллов.
- правильно определен только объект исследования (или предмет) 5 баллов - объект и предмет исследования сформулированы не верно 0 баллов.
- цели и задачи соответствуют предмету исследования и правильно сформулированы 10 баллов - правильно сформулирована цель, но задачи не соответствуют цели исследования 5 баллов - цели и задачи сформулированы не верно 0 баллов.
- рабочие гипотезы корреспондируются с задачами исследования 10 баллов - не все рабочие гипотезы соответствуют выдвинутым задачам 5 баллов - рабочие гипотезы не соответствуют сформулированным задачам исследования 0 баллов.
- предложенный инструментарий исследования полностью соответствует целям и задачам исследования. Дается четкая операционализация понятий 10 баллов - предложенный инструментарий соответствует целям и задачам исследования. Операционализация понятий представлена не четко 5 баллов. - предложенный инструментарий не позволяет достигнуть поставленную цель исследования. Операционализация понятий не соответствует проблеме исследования 0 баллов.
- предложенный способ определения выборочной совокупности позволяет достигнуть репрезентативность исследования. В случае проведения интервью – составлен полный фамильный список респондентов – 10 баллов - выборочная совокупность определена не точно. В случае проведения интервью – представлен не полный список респондентов 5 баллов - способ определения выборочной совокупности не представлен. Нет списка респондентов для интервью 0 баллов.
- в анкете представлено разнообразие типологий вопросов, раскрывающих цель и задачи исследования 10 баллов - все вопросы носят односложный характер и не позволяют до конца достигнуть поставленные в исследовании задачи 5 баллов - вопросы анкеты или интервью не соответствуют задачам исследования 0 баллов
- анкеты пронумерованы, вопросы анкеты проверены и приведены в соответствие, позволяющее их статистический анализ. Приведен полный текст транскрибированного интервью. Сформулированы смысловые индикаторы для проведения анализа текста 10 баллов - первичная обработка результатов проведена неряшливо. Приведен не полный текст транскрибированного интервью. Смысловые индикаторы для проведения анализа текста отсутствуют 5 баллов - первичная обработка результатов не проведена. Приведены тезисы транскрибированного интервью. Смысловые индикаторы для проведения анализа текста отсутствуют 0 баллов.
- приведен полный статистический отчет по исследованию. Анализ полученных данных полностью раскрывают цель исследования 20 баллов - проведена частичная обработка результатов. Анализ носит описательный характер 10 баллов - результаты исследования не представлены. Анализ носит декларативный характер – 0 баллов Форма контроля: составление программы индивидуального исследования, инструментарий и отчет. Литература:
2. Социология / сост. Мухарямова Л.М., Петрова Р.Г..- Казань. 2003.С.88-98, с.104-108. |
Гендерология и феминология Гендерология и феминология: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 42 с | «Роль женщины в современном мире» Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования) | ||
2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы,... Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования | Методические указания по подготовке контрольных работ по дисциплине «гендерология и феминология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации для студента по дисциплине «Гендерология и феминология» Расскажите о возникновении и развитии гендерного подхода в исследованиях и практике социальной работы. Приведите определения основных... | Государственный академический университет гуманитарных наук ... | ||
Календарно-тематический план по дисциплине Анатомия № Введение в предмет. История развития анатомии как науки. Объект и методы анатомического исследовния. Плоскости, оси и основные ориентиры... | Лишние слова. Действительно ли они лишние в языке? Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования | ||
Конспект лекций по системному анализу Лекция: История, предмет, цели системного анализа 2 Рассматриваются история развития и предмет системного анализа, системные ресурсы общества, предметная область системного анализа,... | Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.... Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.... | ||
Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.... Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.... | Конкурс ученических рефератов «Кругозор» Секция "Французский язык" Объект исследования: французские куклы. Предмет исследования: история развития кукол. Для достижения цели были сформулированы следующие... | ||
Общая психология Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные... | Рабочая программа учебной дисциплины «Гендерология и феминология» Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | ||
Литература по курсу 12 Основная литература 12 Социальная работа как предмет социологического анализа с позиции (Ж. Тощенко, М. Н. Руткевич. А. О. Бароноева, В. Я. Ельмеева, В.... | Требования к автореферату при поступлении в аспирантуру В реферате необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы, привести имеющиеся точки зрения, а также обосновать собственный взгляд... |