1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа





Скачать 256.28 Kb.
Название1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа
Дата публикации15.03.2015
Размер256.28 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
100-bal.ru > История > Планы семинарских занятий
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООЗРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ, СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ

Учебно- методические пособие для

самостоятельной работы студентов.

КАЗАНЬ 2009
ББК

УДК

Печатается по решению Совета кафедр гуманитарных дисциплин Казанского государственного медицинского университета
Составитель: Петрова Р.Г. к.и.н., доцент
Рецензенты

Гендерология и феминология. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов // Петрова Р.Г. – Казань, 2009 – 71 с.


.Казанский государственный медицинский университет, 2009


Планы семинарских занятий
Тема 1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа.


  1. Понятие «пол» и «гендер».

  2. Структура гендерологии и феминологии.

  3. Методы исследования гендерных отношений в обществе.

  4. Мужчины и женщины как объект и субъект социальной работы.


Темы рефератов


  1. Женщина в меняющемся мире.

  2. Изменение поло-ролевых отношений в современной семье.

  3. Сексизм и антидискриминационная практика социальной работы.



Тема 2. Мужчина и женщина как субъекты общества.


  1. Мужские и женские образы в мифологии и истории.

  2. Проблемы пола в истории западной философии.

  3. Проблемы пола в истории российской философии.


Темы рефератов
1. Мифологический образ античной женщины.

2. Женский образ в русских народных сказках.

  1. Мужской образ в легендах и мифах древней Греции и Рима.

  2. Мужской образ в русских народных сказках.

  3. О.Вейнингер о природном предназначении женщины.

  4. Н.Чернышевский, «Что делать?», сны Веры Павловны.


Тема 3. Проблема пола и гендера в свете различных парадигм.


  1. Классические теории гендерных исследований (структурный функционализм, марксизм и неомарксизм, психоанализ, конфликтология).

  2. Современные направления развития гендерной теории (стратификационная теория гендера, теории гендерной системы).


Темы рефератов


  1. Женская сексуальность в свете традиционного психоанализа.

  2. Э. Гидденс о биологии пола и гендере.

  3. Н.Смелзер о природе гендерного неравенства.


Тема 4. Компоненты половой идентичности.


  1. Пол, гендер и биология.

  2. Половая идентичность.

  3. Гендерные идеалы.


Темы рефератов
1.Лесбигеевское движение и квир-теория как протест против андроцентризма и гетероцентризма.

2. Кто такие транссексуалы, гомосексуалы и трансвеститы.

3. Какие женские и мужские образы смотрят на нас с глянцевых журналов.
Тема 5. Социализация и гендер.


  1. Теории гендерной социализации (И.Кон, З.Фрейд и др.).

  2. Агенты и институты гендерной социализации. Скрытый учебный план (Э.Гидденс).


Темы рефератов
1.Современная российская семья как институт гендерной социализации.

2.Общеобразовательные учреждения в Республике Татарстан как агенты гендерной социализации.

3. Роль средств массовой информации в формировании образов современного мужчины и женщины.

  1. «Одинокое материнство как социальная роль.

  2. «Одинокое отцовство» как социальная роль.

  3. Несовершеннолетнее материнство, статус девочек в родительской семье.

  4. Социальная работа с несовершеннолетними матерями.



Тема 6. Стереотипы маскулинности и фемининности в обществе.


  1. Маскулинность и фемининность как категории гендерологии.

  2. Классификация гендерных стереотипов в обществе.

  3. Механизмы формирования и преодоления гендерных стереотипов. Роль социального работника в преодолении гендерных стереотипов и формировании личности.


Темы рефератов


  1. Гендерные стереотипы в России и их роль в организации общественной жизни.

  2. Мифы и предрассудки о российской женщине.

  3. Образ мужчины-домохозяина: ломка стереотипов?


Тема 7. Женский вопрос и его эволюция.


  1. Феминизм как общественно-политическое движение и идеология.

  2. История феминистского движения в Западной Европе.

  3. Суфражизм как общественно-политическое движение за избирательные права женщин.


Темы рефератов


  1. Феминизм как современная социально-политическая теория.

  2. Женские общественные организации в Европе и мире.

  3. Государства мира, где женщины лишены избирательных прав( Турция, ОАЭ и др).



Тема 8. История женского движения в России.


  1. Предпосылки возникновения женского движения в России.

  2. Направления женского движения в России в конце 19 в.- начале 20 в.

  3. Этапы женского движения в России.


Темы рефератов
1.Женские общественные организации Республики Татарстан.

2. Женские общественные организации России.

3. А.Коллонтай – первый советский министр государственного призрения (социальной защиты).
Тема 9. Гендерное неравенство и социальный статус женщин в обществе.


  1. Сравнительно-исторический анализ положения мужчин и женщин в истории европейских стран и в России.

  2. Сферы гендерного неравенства (публичная сфера и приватная сфера).


Темы рефератов

  1. Выдающиеся женщины - политики мира.

  2. Российская женщина в «большой политике».

  3. Феминизация в образовании: зло или благо.


Тема 10. Гендерные аспекты социальной работы.
Занятие 1. Социальная работа с женщинами.

1.Кодекс гендерно-чувствительной социальной работы с женщинами.

2.Особенности социальной работы с женщинами разного социального статуса, этничности, вероисповедания и т.д.

3. Женский трафик. Организация социальной работы с женщинами, подвергшимися насилию.
Темы рефератов
1.Социальная работа с женщинами-мигрантами в России.

2.Социальная работа с женщинами-инвалидами в Республике Татарстан.

3. Социальная работа с мужчинами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

4. Проблемы женской безработицы и организация социальной поддержки.

5. Женщина – социальный работник как объект и субъект социальной работы.
Занятие 2. Домашнее насилие.

  1. Определение домашнего насилия.

  2. Гендерно-ориентированная социальная работа с жертвами домашнего насилия.


Темы рефератов
1.Роль социального работника в защите интересов клиента: гендерный подход.

2. Формы социальной работы с лицами пострадавшими от домашнего насилия.

3. Конструирование проблемы домашнего насилия в общественном сознании - миссия социального работника.
Занятие 3. Гендерный подход в здравоохранении.


  1. Репродуктивность как тип социальной политики. Гендерный подход.

  2. Мужчины и женщины как объекты и субъекты оказания и потребления медицинских услуг.

  3. Социальная работа в учреждениях здравоохранения в гендерном измерении.


Темы рефератов
1.«Родовые сертификаты» как символы в реализации Национального проекта «Здоровье».

2.Что такое «Материнский (семейный ) капитал?

3. ЗППП как угроза репродуктивному здоровью нации.

4. «Жизненные циклы» мужчины и женщины и организация информационно-просветительской социальной работы.
Тема 11. Методы в гендерологии. Социокультурное конструирование гендера.


  1. Общефилософские методы в феминологии и гендерологии.

  2. Естественнонаучные подходы изучения мужчины и женщины.


Тема 12. Социологические методы в гендерологии и феминологии.


  1. Программа социологического исследования.

  2. Количественные и качественные методы в гендерологии и феминологии.


Темы индивидуальных социологических исследований.

1. Биографическое интервью с женщиной (мужчиной)- работником учреждения социальной защиты населения.

2. Полуструктурированное интервью со студентом (ой) КГМУ, представителем другой страны, республики, региона о социальном статусе мужчин и женщин.

3. Статистический анализ пенсионного обеспечения в гендерном разрезе.

4. Контент-анализ периодической прессы (Интернет сайтов) по гендерным отношениям (возрастной статус).
Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения.


  1. Женщина в меняющемся мире.

  2. Мужчины и женщины: взаимодополнение или противостояние

  1. Изменение поло-ролевых отношений в современной семье.

  2. Сексизм и антидискриминационная практика социальной работы.

  3. Мифологический образ античной женщины.

  4. Женский образ в русских народных сказках.

  5. Мужской образ в легендах и мифах древней Греции и Рима.

  6. Мужской образ в русских народных сказках.

  7. О.Вейнингер о природном предназначении женщины.

  8. Н.Чернышевский, «Что делать?», сны Веры Павловны.

  9. Женская сексуальность в свете традиционного психоанализа.

  10. Проституция: гендерный анализ.

  11. Гендерные стереотипы и их роль в организации общественной жизни.

  12. Мифы и предрассудки о женщине.

  13. Лесбигеевское движение и квир-теория как протест против андроцентризма и гетероцентризма.

  14. Нарушения половой идентичности: транссексуалы, гомосексуалы и трансвеститы.

  15. Семья как институт гендерной социализации.

  16. Общеобразовательные учреждения как агенты гендерной социализации.

  17. Роль средств массовой информации в формировании образов современного мужчины и женщины.

  18. Глянцевые журналы как репрезентации мужских и женских идеалов.

  19. Социальная работа с женщинами-мигрантами в России.

  20. Социальная работа с женщинами-инвалидами.

  21. Социальная работа с мужчинами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

  22. «Одинокое материнство как социальная роль.

  23. «Одинокое отцовство» как социальная роль.

  24. Несовершеннолетнее материнство, статус девочек в родительской семье.

  25. Социальная работа с несовершеннолетними матерями.

  26. «Родовые сертификаты» как символы в реализации Национального проекта «Здоровье».

  27. Что такое «Материнский (семейный ) капитал?

  28. Женщины в политике.

  29. Образ мужчины-домохозяина: ломка стереотипов?

  30. Феминизм как современная социально-политическая теория.

  31. Женские общественные организации Республики Татарстан.

  32. Женские общественные организации России.

  33. Женские общественные организации в Европе и мире.

  34. Образ мусульманской женщины Татарстана.

  35. Основные формы работы женских общественных организаций по повышению социального статуса женщин.

  36. Роль социального работника в защите интересов клиента: гендерный подход.

  37. История женского движения в России. Либерально-демократическое направление 19 века.

  38. История женского движения в России. Социал-демократическое направление 19 -20 века.

  39. Образ «тоталитарной» женщины.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Основная литература.

  1. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.- 271 с.

  2. Гидденс Э. Социология .- М.:Эдиториал УРСС. 1999.- 704 с.

  3. Смелзер Н. Социология.- М.:Феникс. 1998.- 688 с.

  4. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология и гендерная политика: Учебник.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-300 с.


Дополнительная литература.

  1. Ашвин С. Гендерная солидарность против экономических трудностей? Влияние советского наследия // Социс, 2006. №4.

  2. Балабанова Е.С. Экономическая зависимость женщин : сущность, причины и последствия // Социс, 2006. №4.

  3. Балабанов С.С., Наук Б., Саралиева З.Х.-М. Типология мотивов иметь или не иметь детей // Социс, 2009. №3.

  4. Багирова А.П., Илышев А.М. Факторы репродуктивного поведения населения (анализ межстрановых и межрегиональных различий) // Социс, 2009. №2.

  5. Браун Дж., Панова Л.В. Русинова Н.Л. Гендерные различия в здоровье // Социс, 2007. №6.

  6. Бежан-Волк Ю. Особенности сельских гендерных моделей // Социс, 2003. №8.

  7. Быстров А.А.Материнский капитал: стимулирование рождаемости // Социс, 2008.№12

  8. Вейнингер О. Пол и характер: принципиальное исследование //Пер. с нем. – М.: Терра, 1992. – С.322.




  1. Веэрманн Р. Гендерная сегрегация на рынке труда стран Балтии в период социальной трансформации // Социс, 2006. №10.

  2. Гендерно-ориентированная социальная работа с детьми. Методические материалы. Казань. 2004.- 78 с.

  3. Гладарев Б.С. Женщина, мужчина и мобильный телефон // Социс, 2006. №4.

  4. Гончарова Н.В. «Игры» для мальчиков (гендерные аспекты реализации карьерных притязаний) // Социс, 2003. №1.

  5. Грошев И.В. Гендерные особенности конфликтности на предприятиях и в организациях // Социс, 2007. №6.

  6. Гурко Т.А. Алименты: факторкачественного и количественного воспроизводства населения// Социс, 2008.№9.

  7. Женщины русской революции /Сост. Л. Стишова. – М.: Политиздат, 1982. – С.254.

  8. Закирова В.М. Башкирская «сваха» - опыт, результаты, проблемы // Социс, 2004. №9.

  9. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие для студентов средних проф. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия». 2004.- 224 с.

  10. История женщин России: женское движение и феминизм в 1850-1920 гг. СПб. 2003.

  11. Каримова З.Х. Жизненные ценности одиноких матерей // Социс, 2007. №6.

  12. Как провести социологическое исследование: В пом. идеол. активу /Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги.– М.: Политиздат, 1990. – С.288.

  13. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде //Сумерки богов. – М., 1989. – С. 398.

  14. Короленко У.П. Мифология пола. – Канн, 1994. – С.282.

  15. Кларисса Пинкола Эстес Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М.: ИД «София». 2004.- 496 с.

  16. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви/ И.С.Кон. 2-е изд., перераб. И доп. М.:Изд-во «Олимп»: Изд-во АСТ, 2003 с.203.

  17. Лыткина Т.С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье // Социс, 2004. №9.

  18. Лысова А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях// Социс,2008.№9

  19. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. М.: МЕДпресс, 2001.

  20. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной.- СПб: 2003.- 480 с.

  21. Панкратова Н.В. Социальный и биологический аспекты родительства // Социс, 2006. №10.

  22. Силласте Г.Г. Гендерная социология : состояние, противоречия, перспективы // Социс, 2004. №9.

  23. Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социс, 2003. №11.

  24. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм нигилизм и большевизм СПб.- 2004.

  25. Тартаковская И.Н. «Ну, вот, мораль поменялась…» : медийный гендерный дискурс глазами читателей // Социс, 2003. №2.

  26. Чернова Ж.В. «Корпоративный стандарт» современной мужественности // Социс, 2003. №2.

  27. Феминизм: Восток, Запад, Россия. //РАН, Ин-т философии. – М.: Наука, 1993. – С.250.

  28. Феминизм: перспективы социального знания //РАН, Ин-т философии. – М.: ИНИОН, 1992. – С.175.

  29. Шопенгауэр А. Избранные произведения / Сост., авт.вступит ст. и примеч. И.С.Нарский. М.: Просвещение. 1992. 384 с.

  30. Филлипова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие.- М.:Издательство института психотерапии. 2002.- 240 с.

  31. Хасбулатова О.А. Женское движение в России (XIX-XX вв.) Иваново.- 2003.

  32. Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе .- СПб.: Питер, 2002.- 480 c.

  33. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми : Учебное пособие.- 4-е изд.- М.:Издательская Торговая Корпорация «Дашков и К». 2007.- 348 с.

  34. Холостова Е.И. Социальная работа на селе. История и современность : Учебное пособие.- 4-е изд.- М.: Издательская Торговая Корпорация «Дашков и К». 2004.- 136 с.

  35. Хушкадамова Х.О. Самосожжение женщин как социальное явление//Социс, 2008, №5.

  36. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Антонова Е.П. Домашнее насилие над детьми. Стратегия объяснения и противодействия// Социс, 2008, №1.


Учебно-методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по отдельным темам семинарских занятий.

Тема 4. Компоненты половой идентичности
1. Пол, гендер и биология.

2.Половая идентичность.

  1. Гендерные идеалы.

Студенту рекомендуется изучить категориальный аппарат и выучить значение терминов «гендер», «идентичность», «роль», «идеалы гендерные». Для этого мы рекомендуем прочесть словарь терминов. Чем понятие пола отличается от понятия гендер?

Попытайтесь классифицировать, какие виды идентичности имеет личность. Например, по признаку этничности, по возрасту и даже профессиональной принадлежности. Ответьте на вопрос « Что такое половая идентичность?» Мы рекомендуем обратиться к учебнику Н.Смелзера «Социология» и внимательно изучить раздел «Сексуальные роли и неравенство». Как может женщина идентифицировать себя с другими женщинами и как может мужчина идентифицировать себя с другими мужчинами. Обратите внимание, что биологический пол не всегда совпадает с половой идентичностью. Ответьте на вопрос: «Что такое нарушение половой идентичности?» и как оно проявляется. Внимательно разберитесь с изучением вопроса о сексуальных ролях. Разберитесь, что гендерная роль и социальная роль обозначают поло ролевые отношения в обществе, определяют статус мужчин и женщин в обществе. Ответьте на вопрос «Чем гендерная роль отличается от сексуальной роли?» Всегда ли половая идентичность совпадает с сексуальной ролью. Для этого изучите «феномен Агнесс».

Чтобы понять, как происходит конструирование гендерных идеалов, обратите внимание, как выглядят представители разных социальных групп. Чем отличаются например военные от представителей шоу бизнеса. Есть ли разница между создаваемым населением образом балерины и работницы завода.

Студент может выполнить самостоятельную работу в виде написания эссе по одной из предложенных тем.

  1. В современном мире нет места человеку «нетипичной» сексуальной ориентации.

  2. Место человека в общественном пространстве предопределено его полом.

  3. В современной политике наиболее успешен мужской тип поведения.

Эссе – это форма самостоятельной работы студента объемом 3-5 тетрадных страниц. Эссе отличается от школьного сочинения по литературе и от рефератов по другим дисциплинам. Эссе не является формой выражения личных впечатлений и эмоций. Эссе не является кратким изложением одной или нескольких публикаций (книг, журнальных статей) по определенной теме. Эссе – это обоснование тезиса. Это значит, что в эссе должно быть утверждение, в правильности которого вы постараетесь убедить читателя, а также аргументы (доводы) в пользу этого утверждения.

Цель написания эссе – научиться формулировать свое мнение и уметь его обосновывать.

Приступая к написанию эссе, необходимо изложить в одном предложении, что именно вы будете утверждать и доказывать (собственный тезис). Если вы не можете это сделать, то следует обратиться к преподавателю за помощью.

Наиболее распространенная ошибка: студенты не формулируют тезис вообще или формулируют его так расплывчато, что читатель не может понять, что же утверждает автор.

Следующая задача: вы должны определить, каким образом убедить читателя в правильности тезиса, какие следует привести аргументы в своем эссе. Студентам часто кажется, что поскольку им самим ясно, что тезис верен, то приведенных аргументов в пользу тезиса вполне достаточно. Поэтому следует заметить, что лучше исходить из того, что читатель (в данном случае преподаватель) хорошо знает предмет, о котором идет речь, и при этом может с вами не согласиться. Поэтому студент обязательно должен предусмотреть возможные возражения и подготовить возможные на них ответы.

Наконец, очень важная задача – редактирование текста эссе. Обратите внимание, что преподаватель не может заглянуть в ваши мысли иначе как через то, что фактически написано. Читатель не может догадаться, что на самом деле имел в виду автор, поэтому мысли должны быть сформулированы четко и грамотно, однозначно, а не двусмысленно. Текст должен говорить сам за себя. Ответственность за точность передачи мысли лежит на авторе эссе. Кроме того, хорошее эссе несовместимо с грамматическими ошибками.

Еще несколько типовых ошибок, которые допускают студенты:

  1. Студенты любят делать длинные вступления, старайтесь избегать этого. Заметьте, что для информированного преподавателя не нужно длинное вступление, лучше сразу начать с обозначения собственного тезиса.

  2. Студенты, не умеющие работать с первоисточниками и литературой, приводят в тексте эссе слишком длинные цитаты или пересказы своими словами. Еще раз напомним, что педагога интересуют ваши собственные мысли.

  3. «И тот прав и этот прав». Часто студенты излагают разные позиции по той или иной проблеме, а в конце пишут, что и в той, и в другой позиции есть зерно истины. Обращаем ваше внимание, что преподаватель хочет услышать вашу собственную позицию.

  4. Наконец, одним из серьезных просчетов считается плагиат. Недопустимо выдавать чужие слова и идеи за свои собственные. Это грубое нарушение академической этики. Ваша работа только выиграет, если будет дана ссылка на источник. Правильное цитирование будет свидетельствовать о знакомстве и работе с литературой по предмету.

  5. Конформность. Студент часто хочет «угодить» преподавателю, полагая, что это позволит получить высокую оценку. Заметим, если даже преподаватель не согласится с вашим тезисом, то это не должно стать причиной низкой оценки.

Рекомендуемые критерии оценки эссе.

1. Тезис.

- тезис оригинальный и сформулирован ясно – 30 баллов.

- тезис неоригинальный, ясно сформулирован – 20 баллов.

- тезис сформулирован расплывчато – 10 баллов

2. Обоснование.

- обоснование всестороннее и глубокое – 40 баллов

- обоснование есть, но не всестороннее – 30 баллов.

- обоснование есть, но аргументы противоречат тезису – 20 баллов.

- обоснование свидетельствует о неглубоком понимании автором проблемы – 10 баллов.

3. Использование литературы.

- использована дополнительная литература и даны ссылки на нее – 20 баллов.

- использованы первоисточники и даны ссылки – 10 баллов.

4. Оформление.

- эссе написано аккуратно и разборчиво, грамматические ошибки отсутствуют – 10 баллов.

Приемлемый срок для исполнения работы – неделя.
Форма контроля: эссе.

Литература:

  1. Гидденс Э. Социология .- М.:Эдиториал УРСС. 1999.- 704 с.

  2. Смелзер Н. Социология.- М.:Феникс. 1998.- 688 с.

  3. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви/ И.С.Кон. 2-е изд., перераб. И доп. М.:Изд-во «Олимп»: Изд-во АСТ, 2003 с.203.

  4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. М.: МЕДпресс, 2001.


Тема 10. Гендерные аспекты социальной работы. Насилие в семье.


  1. Определение домашнего насилия.

  2. Гендерно-ориентированная социальная работа с жертвами домашнего насилия.

Прежде чем приступить к просмотру фильма мы рекомендуем внимательно изучить соответствующий раздел учебного пособия.

Просмотрите документальный фильм «Домашнее насилие». Проведите анализ просмотренного материала. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Кто является жертвой насилия в каждом из сюжетов фильма

  2. Кто является агрессором в каждом из сюжетов фильма

  3. В каком сюжете демонстрируется физическое насилие

  4. В каком сюжете демонстрируется сексуальное насилие

  5. В каком сюжете демонстрируется психологическое насилие

  6. В каком сюжете демонстрируется экономическое насилие

  7. Почему насилие над детьми является одним из самых тяжких видов преступления

  8. Как должен был поступить социальный работник в каждом конкретном случае

  9. Какие правовые и легитимные механизмы решения проблемы приведены в фильме

Форма контроля: коллоквиум.

Литература:

  1. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие.- М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.- 232 с.

  2. Лысова А.В. Физическое насилие над женами в российских семьях// Социс,2008.№9

  3. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Антонова Е.П. Домашнее насилие над детьми. Стратегия объяснения и противодействия// Социс, 2008, №1.


Тема 11. Методы в гендерологии. Социокультурное конструирование гендера .
Тема 12. Социологические методы в гендерологии и феминологии .

Методические рекомендации к проведению пилотажного социологического исследования по гендерной проблематике.
Формулировка и обоснование проблемы – исходный пункт любого исследования. Студент должен зафиксировать реально возникшее противоречие, как частного, так и общего характера. Желательно не выдвигать проблем широкого плана.

Определение целей и задач исследования – то, ради чего проводится исследование, и что Вы хотите получить в результате. Студент должен решить, каков будет объект исследования, то есть какую группу населения он будет исследовать или какие документы анализировать. Объект должен содержать важные для исследования характеристики пола, возраста, и т.п.

Уточнение основных понятий. Студент должен договориться с респондентом, что одни и те же понятия будут трактоваться и пониматься ими одинаково. Так, например, на вопрос «Удовлетворены ли Вы своей семейной жизнью?» один респондент будет отвечать, подразумевая материальное положение, другой – количество детей и взаимоотношения с ними, третий – взаимоотношения супругов. В результате студент может получить несопоставимые ответы.

Необходимо продумать систему индикаторов, то есть показателей, которые позволят исследователю количественно представить важные для работы теоретические положения (например, понятию «брак» соответствуют следующие индикаторы – устойчивость, равность, удовлетворенность, семейные роли. Эти индикаторы в свою очередь можно представить в виде нескольких более мелких. Чем тщательнее вы распишете индикаторы, тем проще вам будет формулировать вопросы анкеты или интервью).

Формулирование рабочих гипотез. Студент должен сформулировать предположения о причинной связи между двумя группами факторов (например, «чем ниже доход семьи, тем менее устойчива семья» или «тем сильнее женщина испытывает синдром двойной занятости» и т.п.). Напомним, что гипотезы должны быть просты и проверяемы. Даже в небольшом исследовании вы должны выдвинуть не менее пяти гипотез. По окончании исследования студент в выводах должен зафиксировать, подтвердились его гипотезы или нет.

Определение выборочной совокупности. Выборка должна быть строго репрезентативной. Даже если исследование носит пилотажный характер, необходимо опросить не менее 50 человек (в случае использования метода стандартизированного опроса). Только при качественном исследовании, например, с использованием метода интервью, количество респондентов не регламентируется. В любом случае, студент обязан обосновать метод сбора и анализа информации, причины, по которым он выбрал тот или иной метод.

Опыт показывает, что студенты чаще всего используют метод опроса и интервью, поэтому остановимся подробнее на деталях, связанных с организацией исследования этими методами. Если студент выбрал метод опроса или интервью, то особое внимание необходимо обратить на составление вопросов и конструкции вопросника. Анкета так же как гид интервью имеет определенную структуру. И в том и в другом случае необходимо расположить к себе респондента и убедить его в необходимости участия в опросе. Поэтому мы приводим несколько практических рекомендаций коммуникативного порядка:

  1. Если студент намерен брать интервью, то ему следует заранее договориться с респондентом о времени интервью.

  2. Поставить респондента в известность, сколько минут он предполагает вести беседу (не более 40 минут).

  3. Обязательно получить согласие на ведение записи на диктофон.

  4. В случае отказа со стороны респондента на ведение аудиозаписи, студенту не следует оказываться от встречи, но подготовить блокнот, несколько карандашей, чтобы вести подробную запись этой беседы.

При использовании метода опроса студент обязан:

  1. Предупредить респондента об анонимности и конфиденциальности опроса,

  2. объяснить цель проводимого опроса,

  3. дать разъяснения по заполнению анкеты,

  4. в том случае, когда респондент не может самостоятельно прочитать вопросы или сделать записи по открытым вопросам, студенту следует предложить свою помощь, но при этом не навязывать своего мнения.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, обусловленных целями и задачами исследования. Обратите внимание, что вопросы должны быть:

- понятны и четко сформулированы,

- не иметь двусмысленного толкования,

- терминологически адаптированы к образовательному и культурному уровню респондента,

- студент не должен использовать жаргонный лексикон, даже если респондент говорит на «другом языке».

Обращаем внимание на типичные ошибки в формулировании студентами вопросов анкеты:

- большая вариативность возможных ответов – число вариантов должно быть максимум 7-9 с обязательным свободным вариантом, либо позицией «затрудняюсь ответить»;

- отсутствие «проверочных» вопросов, неумение группировать их – назначение контрольных вопросов состоит в проверке логической непротиворечивости, достоверности, искренности ответов респондента. Это может достигаться путем иной формулировки одной и той же проблемы в разных вопросах;

- непонятная формулировка вопроса – вопросы и ответы должны быть сформулированы так, чтобы опрашиваемый правильно их понял, выбрал адекватный, по своему мнению и степени своей информированности ответ, смог правильно выразить ответ в словах;

- использование эмоционально окрашенных слов, поощряющих или негативных отзывов – исследователю важно обеспечить нейтральность предлагаемой анкеты, так как соответствующими формулировками можно подталкивать респондентов к желаемым ответам;

- неуравновешенное соотношение положительных и отрицательных вариантов ответов на вопрос (количество тех и других) должно точно соответствовать друг другу – например, позиции ответа на вопрос «Насколько Вы удовлетворены браком?» могут быть следующими: - полностью удовлетворен, - частично удовлетворен, - частично неудовлетворен, - полностью не удовлетворен, - затрудняюсь ответить.

«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик респондента (пол, возраст, национальность) – всех тех, которые, по-вашему, необходимы для исследования. Как правило «паспортичка» помещается в конце анкеты и заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в совместной работе.

Для того, чтобы полученная в ходе исследования информация начала активно служить, студент должен ее обработать и проанализировать. Представленное по результатам социологического исследования обобщение должно отвечать на следующие вопросы:

- по каким признакам можно сгруппировать результаты, и какие социальные характеристики являются определяющими в Вашей группировке?

- каковы наиболее интересные результаты исследования (для того, чтобы наилучшим образом представить результаты своей работы, студенты могут использовать схемы, графики и таблицы. Напомним, однако, что работа не должна быть перегружена ими. Решение включить таблицу или диаграмму подчеркивает особое значение заключенной в них информации)

- какие гипотезы подтвердились, и в какой степени ( здесь следует привести примеры, некоторые результаты исследования)

Обязательно обратите внимание на выработку практических рекомендаций по использованию полученных данных, и какие возможности вы видите для выхода из обозначенной проблемной ситуации.

В случае выполнения интервью, студент должен провести транскрибирование, т.е. перенести на бумагоноситель аудио информацию.

Типичные ошибки студента при транскрибировании интервью:

- студент иногда корректирует текст, ссылаясь на нелогичность высказывания или спутанность мысли респондента. Необходимо обратить внимание, что текст интервью должен точно слово в слово передавать ход интервью

- студент опускает из текста вздохи, длительные паузы, ссылаясь на то, что они не несут информации.

Самостоятельная работа студента, связанная с выполнением социологического исследования оценивается по балльно-рейтинговой системе.

Рекомендуемая система оценки для исследований, проведенных методом опроса или интервью:

  1. Формулировка и обоснование проблемы.

- проблема сформулирована четко, выявлены причинно-следственные связи, присутствует доказательная база 10 баллов

- проблема сформулирована не четко, нет доказательной базы 5 баллов

- проблема формулируется декларативно, нет доказательной базы 0 баллов.

  1. Правильное определение объекта и предмета исследования 10 баллов.

- правильно определен только объект исследования (или предмет) 5 баллов

- объект и предмет исследования сформулированы не верно 0 баллов.

  1. Формулировка целей и задач исследования.

- цели и задачи соответствуют предмету исследования и правильно сформулированы 10 баллов

- правильно сформулирована цель, но задачи не соответствуют цели исследования 5 баллов

- цели и задачи сформулированы не верно 0 баллов.

  1. Выдвижение рабочих гипотез и их обоснование.

- рабочие гипотезы корреспондируются с задачами исследования 10 баллов

- не все рабочие гипотезы соответствуют выдвинутым задачам 5 баллов

- рабочие гипотезы не соответствуют сформулированным задачам исследования 0 баллов.

  1. Описание инструментария, связанного с методом сбора информации.

- предложенный инструментарий исследования полностью соответствует целям и задачам исследования. Дается четкая операционализация понятий 10 баллов

- предложенный инструментарий соответствует целям и задачам исследования. Операционализация понятий представлена не четко 5 баллов.

- предложенный инструментарий не позволяет достигнуть поставленную цель исследования. Операционализация понятий не соответствует проблеме исследования 0 баллов.

  1. Определение выборочной совокупности.

- предложенный способ определения выборочной совокупности позволяет достигнуть репрезентативность исследования. В случае проведения интервью – составлен полный фамильный список респондентов – 10 баллов

- выборочная совокупность определена не точно. В случае проведения интервью – представлен не полный список респондентов 5 баллов

- способ определения выборочной совокупности не представлен. Нет списка респондентов для интервью 0 баллов.

  1. Качество анкеты, опросного листа, гида интервью.

- в анкете представлено разнообразие типологий вопросов, раскрывающих цель и задачи исследования 10 баллов

- все вопросы носят односложный характер и не позволяют до конца достигнуть поставленные в исследовании задачи 5 баллов

- вопросы анкеты или интервью не соответствуют задачам исследования 0 баллов


  1. Описание способа обработки полученной информации.

- анкеты пронумерованы, вопросы анкеты проверены и приведены в соответствие, позволяющее их статистический анализ. Приведен полный текст транскрибированного интервью. Сформулированы смысловые индикаторы для проведения анализа текста 10 баллов

- первичная обработка результатов проведена неряшливо. Приведен не полный текст транскрибированного интервью. Смысловые индикаторы для проведения анализа текста отсутствуют 5 баллов

- первичная обработка результатов не проведена. Приведены тезисы транскрибированного интервью. Смысловые индикаторы для проведения анализа текста отсутствуют 0 баллов.

  1. Вторичная обработка данных..

- приведен полный статистический отчет по исследованию. Анализ полученных данных полностью раскрывают цель исследования 20 баллов

- проведена частичная обработка результатов. Анализ носит описательный характер 10 баллов

- результаты исследования не представлены. Анализ носит декларативный характер – 0 баллов
Форма контроля: составление программы индивидуального исследования, инструментарий и отчет.

Литература:

  1. Как провести социологическое исследование /Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги.– М.: Политиздат, 1990. – С.288.

2. Социология / сост. Мухарямова Л.М., Петрова Р.Г..- Казань. 2003.С.88-98, с.104-108.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа iconГендерология и феминология
Гендерология и феминология: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Е. В. Жижко. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 42 с
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа icon«Роль женщины в современном мире»
Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования)
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа icon2. Определить сферы исследования (сформулировать основные вопросы,...
Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа iconМетодические указания по подготовке контрольных работ по дисциплине «гендерология и феминология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа iconМетодические рекомендации для студента по дисциплине «Гендерология и феминология»
Расскажите о возникновении и развитии гендерного подхода в исследованиях и практике социальной работы. Приведите определения основных...
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа iconГосударственный академический университет гуманитарных наук
...
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа iconКалендарно-тематический план по дисциплине Анатомия №
Введение в предмет. История развития анатомии как науки. Объект и методы анатомического исследовния. Плоскости, оси и основные ориентиры...
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа iconЛишние слова. Действительно ли они лишние в языке?
Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа iconКонспект лекций по системному анализу Лекция: История, предмет, цели системного анализа 2
Рассматриваются история развития и предмет системного анализа, системные ресурсы общества, предметная область системного анализа,...
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа iconПредмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук....
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного....
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа iconКонкурс ученических рефератов «Кругозор» Секция "Французский язык"
Объект исследования: французские куклы. Предмет исследования: история развития кукол. Для достижения цели были сформулированы следующие...
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа iconОбщая психология
Психология: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные...
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа iconРабочая программа учебной дисциплины «Гендерология и феминология»
Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа iconЛитература по курсу 12 Основная литература 12
Социальная работа как предмет социологического анализа с позиции (Ж. Тощенко, М. Н. Руткевич. А. О. Бароноева, В. Я. Ельмеева, В....
1. Гендерология и феминология. Объект, предмет исследования. Основные методы анализа iconТребования к автореферату при поступлении в аспирантуру
В реферате необходимо раскрыть суть исследуемой проблемы, привести имеющиеся точки зрения, а также обосновать собственный взгляд...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск