З.Н.Олейникова,
классный руководитель 8 «А» класса
МОУ СОШ № 8
Классный час – диспут
"Что значит быть патриотом сегодня?"
Цели:
выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;
определить роль патриотизма в жизни современного общества;
сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом;
развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, способность к определению собственной жизненной позиции.
Подготовка к дискуссии:
Составить вопросы для обсуждения.
Провести анкетирование.
Подобрать цитаты по теме.
Оборудование: компьютерная презентация, видеосюжеты, музыкальное оформление, фотовыставка, выставка работ историко-краеведческого кружка «Память» на военно-патриотическую тематику, путеводитель по школьному музею «Исток»
Участники: учащиеся 8 «А» класса, учителя, гости.
Ход занятия.
Вступительное слово.
- Уважаемые гости, дорогие ребята, уже стало традицией организация диспутов в нашем классе по актуальным вопросам современной жизни. Мы уважаем мнение любого выступающего, людей разных поколений.
Тема патриотизма – ныне жгучая и острая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Что значит быть патриотом сегодня?” Эпиграфом к диспуту взяты слова Розанова Василия Васильевича- русского религиозного философа, литературного критика и публициста.
Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.
Василий Розанов.
- Этот вопрос волновал разные периоды истории философов и историков, поэтов и писателей, политиков и военных.
(Рассуждение учеников по теме диспута с опорой на словари и афоризмы).
- Накануне мы с вами определили круг проблем к сегодняшней дискуссии.
Проводилось анкетирование по теме «Патриот. Какой он?».
Посмотрите, как вы проранжировали качества человека-патриота.
«Патриот. Какой он?».
|
| 1. Любит Родину.
| 19
| 2. Гордится Родиной, переживает за нее.
| 17
| 3. Готов встать на защиту Родины.
| 15
| 4. Предан Родине и отстаивает ее интересы.
| 22
| 5. Уважает людей всех национальностей.
| 3
| 6. Сострадает своему народу.
| 5
| 7. Защищает интересы только своего народа.
| 6
| Из ваших ответов понятно что:
Патриот – это человек,
который гордится Родиной,
переживает за нее; готов встать на защиту Родины;
предан Родине и отстаивает ее интересы;
любит Родину.
- Обратите внимание, что такое качество как «уважение людей всех национальностей» не вызывает у ребят патриотического настроения. Мы решили сегодня рассмотреть и этот вопрос. Надеемся, что в этом нам помогут наши гости: ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения Н.И. Бахматова, подполковник запаса, учитель ОБЖ, технологии Буторин Н.А.
- Итак, мы определили круг проблем к нашему диспуту.
"Что значит быть патриотом сегодня?" 1. Уважение к прошлому своей страны.
2. Служба в армии.
3. Толерантность в национальном вопросе.
4. Вера в возрождение России как сильной державы.
1. "Что значит быть патриотом сегодня?" - Переходим к обсуждению первой проблемы.
1. Уважение к прошлому своей страны.
Два чувства дивно близки к нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
- Кому не известны эти пушкинские строки? Но все ли задумываются над их смыслом? Поэт провозглашал любовь к прошлому Отечества, в котором – он это отлично знал – цвели не одни только розы. Провозглашал, ибо понимал, что уважение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являют для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны.
Кто-то из мудрых сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации".
Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее. Это ещё неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и которые, увы, невозможно исправить.
Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его? Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?
(Ответы учащихся)
Вывод: Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее.Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю.
- Ребята нашего класса вот уже 4 год являются членами историко-краеведческого кружка «Память» Именно им выпала честь открывать школьный музей «Исток», над созданием которого трудились несколько поколений Результатом проделанной работы стало создание трёх основных экспозиций музея: «Лушниковка - слобода», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Школа – наш родной дом». I. «Лушниковка - слобода».
Мир родной и мир прекрасный –
Связан с нашей он судьбой.
Мы зовём его по-свойски –
Лушниковой - слободой! Раздел «Лушниковка – слобода» создан благодаря участию жителей Лушниковки, активное участие приняли работники школы, ученики, бывшие школьники.
Ими были подарены музею предметы домашней утвари (плошки, глиняные горшки, прялки, гребни и др.), предметы домашнего быта, собраны монеты
В музее можно познакомиться с летописью микрорайона Лушниковка. Здесь все закаты и рассветы
Из самых ярких облаков
Недаром здесь живут поэты
Из Острогожских родников
Родная сердцу панорама,
Здесь дух ушедших земляков
И свет разрушенного храма
И тени будущих веков II. «Никто не забыт, ничто не забыто».
2 чтец:
МЫ УЗНАЛИ: о войне…
Скупые музейные строки…
Пожелтевшие фото в ряд…
Благодарному юному сердцу
Сокровенное говорят…
Вот истоки, музея начало…
Трудно. В жизни нет лёгких дорог!
Сколько сильных и твёрдых духом
Преступило чрез школьный порог!
В разделе «Никто не забыт, ничто не забыто» собраны материалы о Героях Советского Союза, которые учились в школе № 8. Это Николай Николаевич Клименко, Алексей Федорович Чернышов, Петр Иванович Шумейко.
Рядом с портретами героев– фотография юноши. Это летчик Дмитрий Гладенко. Он повторил подвиг Гастелло.И хотя он не увенчан золотой звездой , все ребята считают его героем.
Собран материал о воинах-острогожцах,
защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны. Составлена летопись.
На территории микрорайона Лушниковка есть памятные для каждого жителя мета: обелиск «Жертвам фашизма», памятный знак «Неизвестным летчикам, погибшим в 1942 году», памятный знак «Мир праху и вечная память».
В музее собран материал , связанный с событиями Великой Отечественной войны. Большая работа была проведена краеведами под руководством Губановой Зои Александровны.
Кроме того, здесь представлены экспонаты, найденные на местах сражения.
III. «Школа – наш родной дом».
Дни летят – за страницей страница.
Наши дни – верстовые столбы.
В нашем школьном музее хранятся
Фотографии нашей судьбы. В музее имеется летопись школы № 8. Первая летопись была составлена членами краеведческого кружка, под руководством Бахматовой Нины Ивановны, Губановой Зои Александровны. Она и сейчас хранится в музее. Из летописи школы можно много узнать интересного, увидеть какой была школа и ее ученики много лет назад.
Торжественное открытие музея состоялось накануне победы над фашистской Германией.
Школьный музей –
Он дорог нам всем.
В нем память о жизни, о главном хранится.
Школьный музей –
Он дорог нам тем,
Что никогда не даст нам забыться!
- Слово предоставляется Н.И. Бахматовой Н.И.
(Выставка работ, рефератов, фотовыставка, путеводитель по школьному музею «Исток»). Что значит быть патриотом сегодня?" 2. Служба в армии.
- Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?
(Ответы учеников)
- Интересуясь мнением родителей будущих призывников, социологи услышали весьма противоречивые аргументы «За» и «Против» службы в армии.
- Основными причинами нежелания отдавать своих детей в армию, по мнению опрошенных родителей являются: “Армия – это напрасная трата времени”.
“Страшно за жизнь детей” (“горячие точки”, травматизм в армии и т.д.).
“Не уверен, что от этого будет какая-то польза для сына и страны”.
“Все дело в нынешнем состоянии армии: когда пройдут реформы в ней, тогда и надо служить”.
Дедовщина в армии.
“Там один беспредел”.
“Я готов еще раз отслужить, лишь бы он не служил”.
- В то же время, сторонники прохождения службы своими детьми, мотивируют это следующим: “Армия поможет сделать из него настоящего мужчину”.
“Это долг каждого мужчины”.
“Армия учит жизни”.
“Ребята должны защищать Родину”.
“Армия дисциплинирует”.
“Армия делает человека сильным”.
“Парню стыдно не служить!”.
_ А какого мнения придерживаетесь вы? Должна ли служба в армии быть обязательной? Допускаете ли вы возможность альтернативной службы?
(Ответы учеников)
- Слово предоставляется подполковнику запаса, учителю ОБЖ, технологии Н.А. Буторину. Учитель:
- Замечательно, что наши потенциальные призывники готовы выполнить свой гражданский долг, несмотря на обилие негативной информации, присутствующей в средствах массовой информации. Сегодня в обществе обсуждаются вопросы реформирования Российской армии, ее модернизации и даже возможном включении девушек в состав призывников. Будем надеяться, что переход Вооруженных сил на альтернативную службу или службу на контрактной основе позволит решить множество проблем, накопившихся в современной армии, сделает ее более боеспособной и мобильной.
(Выставка солдатских альбомов).
"Что значит быть патриотом сегодня?" 3. Толерантность в национальном вопросе.
- Не всем, может быть, знакомо понятие «Толерантность», и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. - Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям
- Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
- 16 ноября Международный день толерантности.
- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
- Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
- Хорошо или плохо, что мы все разные?
- Как жить в мире, где столько разных людей?
(Ответы учеников) Учитель:
- Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Конституция РФ
Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
народы
| численность
| В тыс.человек
| В % ко всему населению
| Русские
| 111 016 896
| 82,61
| Татары
| 5 310 649
| 3,717%
| Украинцы
| 1 927 988
| 1,350%
| Чуваши
| 1 435 872
| 1,005%
| Народности Дагестана
| 1402
| 1,02
| Башкиры
| 1291
| 0,94
| Мордва
| 1111
| 0,81
| Белорусы
| 1052
| 0,77
| Немцы
| 791
| 0,58
| Чеченцы
| 712
| 0,52
| Евреи
| 701
| 0,51
| Удмурты
| 686
| 0,50
| Марийцы
| 600
| 0,44
| Казахи
| 518
| 0,38
| Коми и коми-пермяки
| 466
| 0,34
| Армяне
| 365
| 0,27
| Осетины
| 352
| 0,26
| Буряты
| 350
| 0,25
| Якуты
| 327
| 0,24
| Кабардинцы
| 319
| 0,23
| Другие
| 2487,6
| 1,81
| Всего
| 142 856 536
| 100,0
| Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. В формировании русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов. Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, наша страна имеет множество политических, социальных, экономических проблем. Естественно, напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д.
Давайте вспомним строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова.
А там вдали грядой нестройной, Но вечно гордой и спокойной, Тянулись горы - и Казбек Сверкал главой остроконечной. И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек. Чего он хочет!.. Небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он - зачем?
- Актуальны ли слова великого поэта сегодня? Да, несомненно, актуальны. Послушайте, что сказал по этому поводу президент России Д. Медведев: "Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране. Мы должны работать над тем, чтобы, в конечном счете, все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу",
- В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Что заставляет нас быть нетерпимыми друг к другу? Проявления нетерпимости: экстремизм, фанатизм, национализм, шовинизм.
Словарь.
Экстремизм – приверженность в политике к крайним взглядам и мерам.
Фанатизм – страстная преданность своей вере или идее, соединенная с крайней нетерпимостью к чужим убеждениям.
Национализм – идеология, психология и реальная политика, основанные на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими и стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп.
Шовинизм – комплекс национальных чувств, настроений, идей национальной исключительности, основанный прежде всего на военном превосходстве определенной нации.
- В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.
- В чем же еще проявляется нетерпимость к другим народам?
- В геноциде, терроризме, апартеиде.
Словарь.
Геноцид – организованные действия, направленные на уничтожение национальной, расовой или религиозной группы, в том числе с помощью создания жизненных условий, приводящих к полному или частичному вымиранию ее представителей.
Терроризм – использование в качестве главного средства достижения своих целей насилия и убийства.
Апартеид – политика расовой дискриминации в отношении коренного населения и смешанных расовых групп.
- Мы часто слышим утверждение: «Россия для русских. Верно ли оно?»
Подумай! В России проживает более 180 народов. К чему приведет нетерпимость среди сограждан?
(Ответы учеников)
- Нетерпимость приведет к гибели людей и развалу страны.
Проблемная ситуация:
- Победа российской команды в одном из мировых турниров, ликующая толпа болельщиков, раскрашенная обернутая в цвета российского флага громила улицы городов
- Это патриотизм?
- Гордясь своими русскими корнями, банда подростков убивает 8-летнюю девочку-таджичку. Это патриотизм?
(Обсуждение ситуации).
- Подводя итог, можно сказать - есть патриотизм истинный, а есть ложный, когда за патриотическими лозунгами скрываются аморальные поступки и даже преступления. Никакими высокими словами о величии нации нельзя оправдать бесчеловечность. Великая нация велика своей историей, культурой, достижениями во всех сферах общественной жизни, а не стремлением к унижению других народов.
- Как вы думаете, актуальна ли проблеме толерантности в нашей школе? Для ответа на этот вопрос ознакомьтесь с данной информацией.
В нашей школе обучаются дети представителей нескольких национальностей. Это украинцы, татары, казахи, греки, чеченцы и другие. Я думаю, что актуальна. - А сейчас давайте проведем анкетирование и узнаем, толерантная вы личность или нет.
Проявляешь ли ты толерантность (анкета)
|
Анкета «Проявляешь ли ты толерантность?»
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.
1. Для того, чтобы не было войны...
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
3. Ты противостоишь насилию...
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.
4. Один товарищ тебя предал...
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6. Ты не согласен с кем-то...
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
7. В классе ты уже ответил...
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.
|
Составить с учащимися правила толерантного общения
Уважай собеседника.
Старайся понять то, о чем говорят другие.
Отстаивай свое мнение тактично.
Ищи лучшие аргументы.
Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
Стремись учитывать интересы других.
- Принадлежность к своей стране, своему государству должна объединять людей. Власть должна немало сделать для того, чтобы в России окончательно сложилась новая политическая гражданская общность, объединяющая все народы страны. В истории России существует немало примеров беззаветной любви и преданности к ней со стороны представителей национальных меньшинств. Мы же не вспоминаем о национальной принадлежности тогда, когда речь заходит о разного рода достижениях: в спорте - Марат Сафин, Костя Дзю; в литературе – Чингиз Айтматов, Муса Джалиль; в медицине – Рошаль, Лео Бакерия; в науке – Гинзбург, Ландау.
(Ученики приводят примеры).
- Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.
Международные соглашения, в которых раскрываются основные понятия и принципы толерантности.
Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.
Всеобщая декларация прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах.
4. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Конвенция о предупреждении преступления геноцида наказании за него.
6. Конвенция о правах ребёнка.
7.Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и
дискриминации на основе религиозных убеждений.
Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным
или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.
"Что значит быть патриотом сегодня?"
4. Вера в возрождение России как сильной державы.
- Переходим к обсуждению четвертой проблемы - Вера в возрождение России.
- Как вы думаете, патриотизм сегодня - это реальность или утопия? Верите ли вы в возрождение России и что, по-вашему нужно для этого делать?
(Ответы учеников) Учитель:
- Наша задача – помочь молодежи стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можно быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества. Не случайно в качестве эпиграфа к нашему разговору были слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”. Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в ваших руках! - Итак, все вопросы, нашей дискуссии обсуждены. Вы высказали свое мнение по различным проблемам. Чтобы подвести итог нашей работы, я прошу вас еще раз обратиться к слову «Патриотизм». Перед вами лист бумаги с анаграммой. Прошу вас запишите на каждую букву слова «Патриотизм» – слова или словосочетания, раскрывающие смысл этого понятия. Любовь к родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.
Ведущий 1:
Россия, испокон известная как Русь,
Всесильная, могучая держава.
Я в верности тебе сейчас клянусь.
Клянемся все. России нашей слава! Ведущий 2:
Есть много стран, но всех дороже эта.
Небезразлична нам история ее.
Она и в прозе, и в стихах воспета,
И в песнях наших любим мы ее. Ведущий 1:
Я – гражданин России. Это право
Сравнить, пожалуй, не могу ни с чем.
Горжусь тобой, бесстрашной, величавой,
И оттого люблю еще сильней. Ведущий 2:
В каждом из нас бьется сердце России,
В ритме едином – великая сила.
Мы вместе рассветы будем встречать
И родине нашей в делах помогать. Ведущий 2:
Здесь нет равнодушных, здесь верят в добро.
И верой своей окрылять нам дано.
Взмывая к высотам парящей Мечты,
Мы сделаем все для любимой страны. Ведущий 1:
Смотри страна, на своих детей
Здоровых, веселых, сильных
Они хотят жить для людей,
Они говорят «Я нужен России!».
(Исполняется 1 куплет и припев песни «Россия мы дети твои»).
Зачитайте, что у вас получилось.
Итак, к какому выводу мы пришли?
Дети
Взрослые
Ведущий
Не случайно в качестве эпиграфа к разговору о патриотизме можно привести слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.
Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!
И в заключении предлагаю прослушать стихотворение Ольги Фокиной «Храни огонь родного очага»
Храни огонь родного очага
И не позарься на огни чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли
Как не болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учился в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Ты будешь знать, за что тебе стоять!
Рефлексия по итогам занятия:
- О чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор?
- Какие чувства испытывали при обсуждении проблем?
- Изменился ли у вас первоначальный взгляд на проблему патриотизма в нашей стране?
На стенде представлены книги, относящиеся к теме «патриотизма». Я предлагаю вам с ними познакомиться.
Наше поколение, наигравшись в различные игры, деградирует и вообще теряет какое-либо чувство патриотизма. Так нельзя. Что бы подумали наши предки, защищавшие нашу Родину, умиравшие за своих жен и детей….. Слово Родина ни один раз омыто кровью наших дедов и прадедов. И нужно это помнить и ценить.
Я сужу по себе, потому что у меня замирает сердце при звуке нашего гимна, я люблю свою страну, какой бы она ни была, и я уважаю прошлое нашего великого государства. Может быть я в чем-то не прав, не знаю……."
Как вы думаете, патриотизм сегодня - это реальность или утопия? Верите ли вы в возрождение России и что по-вашему нужно для этого делать?
Вывод: Молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы, а также за экономическую и финансовую стабилизацию в России. Таким образом, в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности. А для возрождения России необходимо только трудиться. Много и благостно. Перестать надеяться на кого-то (мы всегда знаем что и как надо сделать кому-то, только не нам), а самому обустраивать свою жизнь и жизнь окружающих, быть источником лучших культурных традиций и нравственной чистоты.
/В ходе диспута на доске под словом ПАТРИОТИЗМ размещаются формулировки обсуждаемых вопросов, что, в конечном итоге, выражается в следующей схеме:/
: С точки зрения этики “патриотизм” - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к родине. Любовь к родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.
Наша задача – помочь молодежи стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можно быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества.
Не случайно в качестве эпиграфа к нашему разговору я привожу слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.
Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в ваших руках!
Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?
Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он – патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт? Каково ваше мнение?
Россия, испокон известная как Русь, (1 слайд – просторы России, виды Москвы)
Всесильная, могучая держава.
Я в верности тебе сейчас клянусь.
Клянемся все. России нашей слава! Ведущий 2:
Есть много стран, но всех дороже эта. (2 слайд – ВО война, участники боевых
Небезразлична нам история ее. действий, памятные места Воронежа,
Она и в прозе, и в стихах воспета, Острогожска).
И в песнях наших любим мы ее. Ведущий 1:
Я – гражданин России. Это право
Сравнить, пожалуй, не могу ни с чем.
Горжусь тобой, бесстрашной, величавой,
И оттого люблю еще сильней. В каждом из нас бьется сердце России,
В ритме едином – великая сила.
Мы вместе рассветы будем встречать
И родине нашей в делах помогать. Ведущий 2:
Здесь нет равнодушных, здесь верят в добро.
И верой своей окрылять нам дано.
Взмывая к высотам парящей Мечты,
Мы сделаем все для любимой страны. Ведущий 1:
Смотри страна, на своих детей
Здоровых, веселых, сильных
Они хотят жить для людей,
Они говорят «Я нужен России!».
(Исполняется 1 куплет и припев песни «Россия мы дети твои»).
|