Скачать 284.51 Kb.
|
Министерство образования Республики Коми Государственное автономное учреждение Республики Коми дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» Рекомендована Утверждаю: Методическим советом Генеральный директор Протокол № __________ И. Н. Филатов « »___________ 2009г. « » ____________ 2009г. ____________ Л.Е. Вотякова Принята Педагогическим советом Протокол № « »___________ 2009г. Дополнительная образовательная программа «Школьный экскурсовод» Направленность: Туристско-краеведческая Для обучающихся 14-16 лет 2 года обучения Составитель: Лоскутова Елена Игоревна, педагог дополнительного образования Сыктывкар 2009 Пояснительная записка В словосочетании «Школьный экскурсовод» ключевым является слово экскурсовод. Профессиональный экскурсовод обладает рядом качеств, умений, навыков, присущих представителям данной профессии. Вместе с тем нельзя игнорировать эпитет «школьный» т.к. данная программа предусматривает подготовку экскурсоводов для аудитории, состоящей, прежде всего, из школьников и обучающихся объединений дополнительного образования. Цель программы: пробуждение у обучающихся интереса к изучению культурно-исторического наследия родного края; В процессе обучения предполагается решение следующих задач: Воспитательные: - воспитание чувства сопричастности к системе культурных, природных ценностей, истории родного края; Развивающие: - развитие потребностей в здоровом образе жизни, эстетической восприимчивости к прекрасному; - создание условий для самовыражения и раскрытия творческого потенциала обучающихся через различные формы работы: поисково-исследовательскую, экскурсионно-просветительскую, самостоятельную работу с краеведческими источниками Обучающие: - накопление знаний по краеведению, формирование туристских умений и навыков, приобретения опыта практической экскурсионно-просветительской деятельности; - вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность; Организационно-методические основы: Программа «Школьный экскурсовод», рассчитанная на 2 года обучения, предназначена для обучающихся 8-9 класса и является закономерным продолжением программы «Экскурсовод школьного музея». Время, отведенное на обучение, составляет от 144 до 216 часов в год (в зависимости от загруженности обучающихся), причем практические занятия составляют большую часть программы. Программа предусматривает различные формы проведения занятий: беседы, лекции, консультации со специалистами, работа с литературой, краеведческими источниками, индивидуальная и коллективная творческая работа, посещение музеев, выставок, творческие встречи, учебно-познавательные и экскурсионные поездки. Занятия можно проводить с полным составом объединения, но по мере роста опыта детей следует делать больший упор на групповые (2-3 человека) и индивидуальные занятия. Программа комплексная, включает в себя следующие разделы: «Туристская подготовка», «Подготовка школьного экскурсовода», «Изобразительное искусство РК», «Сыктывкар – столица РК». При изучении раздела «Туристская подготовка» приобретаются навыки самообслуживания, подготовки и проведения путешествия, без которого невозможна поисковая работа, а также навыки организационной работы (организация и проведение туристско-краеведческих конкурсов, соревнований). При изучении разделов программы «Изобразительное искусство РК», «Сыктывкар – столица РК» происходит накопление знаний, необходимых для разработки экскурсии по данной тематике. И, наконец, изучение раздела «Подготовка школьного экскурсовода» даёт возможность обучающимся достичь определённого уровня профессиональной деятельности, который позволит или проводить образовательно-познавательные экскурсии для учащихся младших и средних классов школы, членов других объединений дополнительного образования. По окончании данного курса обучающиеся должны знать: - экскурсионные объекты города, методику подготовки и проведения экскурсий; - основные правила проведения туристских соревнований, основные требования к подготовке и проведению похода, путешествия. Получить навыки: - сбора материалов по изучению экскурсионного объекта, самостоятельной работы с краеведческими источниками, литературой; научно-исследовательской работы. - работы на этапах туристских соревнованиях в качестве судьи. Уметь: - описать экскурсионный объект, составить текст экскурсии, провести экскурсию (фрагмент экскурсии) на заданную тему. - уметь составить отчёт о походе, уметь организовать судейство на туристских соревнованиях с младшей возрастной группой. Этапы педагогического контроляЦелью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения. I год обучения
II год обучения
Учитывая сложность экскурсионной работы для обучающихся, экскурсия является общим итогом работы всех обучающихся, которые работают в течении года над созданием экскурсии как творческая группа. Личный вклад каждого обучающегося определяется его способностями и возможностями. По окончании курса обучающиеся, сдавшие зачёты, получают удостоверения «Школьный экскурсовод». Условия реализации: Для успешного выполнения программы необходимы:
Примерный учебно-тематический плантуристского объединения «Школьный экскурсовод»1 год обучения
|
Республики Коми Коми республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий сборник Составители: Акишина Е. С., Канева Т. Н. Сборник методических материалов для руководителей школьных музеев | Министерство образования республики коми Республики Коми №226 от 30 июня 2011 года «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг... | ||
Республики Коми Коми республиканский центр детско-юношеского туризма... В сборнике представлены работы победителей Республиканского этапа Всероссийского конкурса, посвященного истории государственной символики... | Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | ||
Положение о проведении регионального этапа Учредители и организаторы уфпс республики Коми филиал фгуп «Почта России» и Министерство образования Республики Коми. Содействие... | Республики Коми государственный доклад о состоянии окружающей природной... Государственное учреждение Республики Коми Территориальный фонд информации по природным | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | Приложение к Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | ||
Расписание Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | Республики Коми Государственное общеобразовательное учреждение «Коми... Составлена на основе «Примерной программы по иностранным языкам. Английский язык».– М.: Дрофа, 2008 г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учредители и организаторы уфпс республики Коми филиал фгуп «Почта России» и Министерство образования Республики Коми. Содействие... | Директор Новороссийского филиала ООО «Технический центр «Гарант»... Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | ||
Республики Коми Государственное общеобразовательное учреждение «Коми... ... | Программа курсов повышения квалификации заместителей директоров станций... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского... | ||
Положение об Управлении государственной гражданской службы Республики... Республики Коми, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в Республике Коми, координирующим деятельность... | Методические рекомендации по аттестации педагогических работников Сыктывкар 2011 Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... |