Скачать 154.28 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт филологии и журналистики Кафедра общего языкознания Гаврикова Э.О. ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННЫХ КУЛЬТУР И ОСНОВЫ ПАЛЕОГРАФИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030901.65 Издательское дело и редактирование. Форма обучения – заочная Тюменский государственный университет 2013 Гаврикова Э.О. История письменных культур и основы палеографии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030901.65 Издательское дело и редактирование. Форма обучения – заочная. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2013, 12 стр. УМК соответствует требованиям ГОС ВПО и включает учебную программу дисциплины с вопросами к зачету и списками основной и дополнительной литературы, темы рефератов. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История письменных культур и основы палеографии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой общего языкознания. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Лабунец Н.В., д.ф.н., профессор, зав.кафедрой общего языкознания © Тюменский государственный университет, 2013. © Гаврикова Э.О.
Требования ГОС ВПО к содержанию курсаДисциплина «История письменных культур и основы палеографии» относится к циклу дисциплин ГСЭ.В.04Данная учебная дисциплина преподается с учетом требований ГОС ВПО (ГСЭ.В.04). Цель и задачи курса Основой формирования гуманитарного мировоззрения являются знакомство с опытом далекого прошлого и его анализ с целью определении перспектив развития общества. Знания о происхождении орудия общения, его эволюции и роли в развитии социума важны не только в профессиональной деятельности будущего книгоиздателя, но и для становления современного гражданского общества. Цель изучения дисциплины – познакомить с историей письменных культур. Задачи курса:
Объект дисциплины – типы письменности. Предмет курса – история графических систем, связь письменности с ментальностью этносов, пути распространения письма. После изучения дисциплины студент должен иметь представление – об истории возникновения и развития письменных цивилизаций, – о связи языка и этнической культуры, языка и мышления; знать – типы письменностей, - историю развития письменных культур, - основы палеографии; уметь -определить тип письменности; -охарактеризовать письменный источник; - анализировать этнолингвистические процессы в прошлом и настоящем. Дисциплина «История письменных культур и основы палеографии» дает возможность расширить теоретические сведения о проблемах «язык и этнос», «язык и общество», «классификация языков», становлении и развитии языков различных этнических групп, вопросов лингвистической контактологии. Изучаемая дисциплина представляет собой интегративный курс, вбирающий в себя не только материал различных отраслей языкознания (этнолингвистика, общее языкознание, история литературного языка, историческая грамматика, лингвистическая контактология, семиотика), но и данные других наук (географии, истории, палеографии, этнографии, культурологи, философии, социологии и др.). Знания, полученные студентами в ходе изучения дисциплины, являются основой понимания языка как знаковой коммуникативной системы, дают представление об истории развития письменных цивилизаций и их культурном наследии. Целью самостоятельной работы студентов является закрепление пройденного материала, развитие навыков анализа. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение и реферирование пособий, статей, сопоставление различных точек зрения по той или иной проблеме. Программой предусматривается написание рефератов, эссе, составление таблиц, логических схем, подготовка презентаций, выполнение индивидуальных заданий, способствующих организации контроля над усвоением знаний и формированием умений и навыков у студентов. Формы контроля за усвоением материала - написание рефератов, эссе, составление таблиц, логических схем, подготовка презентаций, выполнение индивидуальных заданий. В рамках проведения дисциплины предусмотрен контрольный тест.
Таблица 1.
Таблица 2.
Тема №1. Место письменности в истории цивилизаций Объект и предмет курса, его цель и задачи, связь с другими гуманитарными науками. Историография вопроса. Определение понятий «письмо», «письменность», «письменная культура», «письменная цивилизация». Периодизация возникновения и развития письменных культур. Тема №2. Версии о возникновении языка и письменной цивилизации Библейская легенда о происхождении языка и ее интерпретация в христианской Европе. Версии об условиях и причинах появления языка в трудах мыслителей Восточной Азии. Воззрения древнегреческих философов на истоки языка. Древнеславянские предания о человеческом языке. Тема №3. Зарождение письменных цивилизаций в северо-восточной Африке Исчезнувшие африканские цивилизации. Древнеегипетская письменная цивилизация. Дешифровка египетской письменности. Древнеегипетские памятники письменности и их освоение народами Ближнего Востока. Тема №4. Письменные культуры народов Ближнего Востока У истоков Месопотамской цивилизации. Письменная культура шумеров, вавилонян, ассирийцев и ее роль в развитии письменной цивилизации. Секреты клинописи и их дешифровка. Тема №5. Письменная культура древних народов Малой Азии и Закавказья Письменность хеттов. Происхождение письма в Финикии, Сирии и Палестине. Возникновение письменности в Армении и Грузии. Тема №6. Культурно-историческое значение «священных книг» Ветхого и Нового Заветов Письменность иудеев: история появления и развития. Об истории появления Библии. Композиция и содержание библейских текстов. Влияние Библии на культуру европейских народов. Тема №7. Крито-микенская и кипрская письменные культуры Предания о древнем Крите. Критские письмена. Минойцы и их надписи на о. Афродиты. Дешифровка кипрской письменности. Роль крито-микенская и кипрская письменных культур на письменность греков и латинян. Тема №8. Истоки и эволюция письменной культуры Древней Греции и Древнего Рима О цивилизации древнегреческой и древнеримской цивилизациях. Источники греко-италийской письменности. Происхождение алфавитов. История латиницы. Шедевры древней культуры Греции и Италии. Значение греко-латинского языкознания для формирования и развития письменной культуры Евразии. Тема №9. Происхождение восточнославянской письменности Из истории славянских племен. Об источниках славянской письменности. Глаголица и кириллица: тайна, судьба, величие. Значение кирилло-медофиевского алфавита для истории древнерусской письменной культуры. Эволюция славяно-русской палеографии. Шедевры древнерусской письменной культуры. Кириллица в современной евразийской письменности. 5. Планы практических занятий Занятие №1. Место письменности в истории цивилизаций
Занятие №2. Версии о возникновении языка и письменной цивилизации
Тема №3. Зарождение письменных цивилизаций в северо-восточной Африке
Занятие №4. Письменные культуры народов Ближнего Востока
Занятие №5. Письменная культура древних народов Малой Азии и Закавказья
Занятие №6. Культурно-историческое значение «священных книг» Ветхого и Нового Заветов
Занятие №7. Крито-микенская и кипрская письменные культуры 1.Критские письмена. 2. Минойцы и их надписи на о. Афродиты. 3. Дешифровка кипрской письменности. 4. Роль крито-микенская и кипрская письменных культур на письменность греков и латинян. Занятие №8. Истоки и эволюция письменной культуры Древней Греции и Древнего Рима
Занятие №9. Происхождение восточнославянской письменности
6. Самостоятельная работаПрограммой предусматривается написание рефератов, эссе, составление таблиц, логических схем, подготовка презентаций, выполнение индивидуальных заданий, способствующих организации контроля над усвоением знаний и формированием умений и навыков у студентов.
1. Версии о происхождении языка 2. Мифы об исчезнувших цивилизациях 3. Письменные традиции народов Ближнего Востока и Малой Азии 4. Античная литература и культура Эллады 5. Величие латинских языковых и литературных традиций. 6. Историко-культурное наследие славянских просветителей Кирилла и Мефодия. 7. Загадки славянской дохристианской письменности. 8. История отечественной палеографии. 9.Гипотезы и происхождении языка 10. Письменность эпохи египетских фараонов. 11. Шумерская и хеттская письменность: секреты расшифровки. 12. Армянская и грузинская письменная культура. 13. Библия: культура Ветхого и Нового Заветов. 14. Таинственные письмена народов Передней Азии. 15. Таинственные письмена народов о. Крит. 16. Письменная культура Древней Греции. 17.Письменная культура Древней Италии. 18.Источники славянской письменности. 19.Палеография: определение понятия, объект, предмет, история. 9. Учебно-методическое обеспечениеОсновная литература 1. Учебники и учебные пособия 1. Абрамова Н.Г. Вспомогательные исторические дисциплины: учебное пособие. – М.: Академия, 2008 Дополнительная литература
Обеспечение видео и электронными ресурсами http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+444+1 http://www.lingvotech.com/fyodorov-98 http://www.sbras.ru/HBC/article.phtml?nid=283&id=9 http://www.philosophy.nsc.ru/journals/humscience/4_97/16_OSIP.htm СОДЕРЖАНИЕ
|
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных... «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» | Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации... | ||
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы православной культуры)» рассчитана на учащихся 4 класса. Комплексный... | Пояснительная записка по программе орксэ «Основы православной культуры» Программа реализуется в адресованном учащимся 4 классов комплексе: «Основы мировых религиозных культур и светской этики» | ||
Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса Пояснительная записка к рабочей программе курса «основы религиозных культур и светской этики», 4 класс составлена на основе следующих... | Пояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства» Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так... | ||
Пояснительная записка Курс «Биологические основы растениеводства» Целью данного курса является ознакомление студентов с биологическими особенностями роста и развития, как традиционных культур, так... | Пояснительная записка рабочая программа во Всеобщей истории Н. И. Шевченко (пояснительная записка, поурочное тематическое планирование, «История Средних веков», 6 класс); А. Я. Юдовская, Л.... | ||
Пояснительная записка Курс «История литературы стран изучаемых языков» Специальность 022600а Теория и методика преподавания иностранных языков и культур | Календарно-тематическое планирование курса «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс «Всеобщая История». Пояснительная записка Класс – Количество часов в неделю – 2, в год – 25. Учебник – «Новейшая история» 9 класс.... | ||
Пояснительная записка 3-8 Вооруженные Силы России Информационный учебный материал по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» | Конспект урока История религий в России. Православное христианство... Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб пособие для общеобразоват учреждений/... | ||
Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных... Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной... | Что будут изучать ваши дети? Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,... | ||
Рабочая программа по модулю «Основы мировых религиозных культур» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы мировых религиозных культур» | Программа вступительных испытаний Тема Теоретические основы растениеводства Теоретическое обоснование диапазона оптимальной влагообеспеченности полевых культур. Биологические основы разработки системы удобрений.... |