Пояснительная записка по программе ОРКСЭ
«Основы православной культуры»
2013/2014 учебный год
Программа реализуется в адресованном учащимся 4 классов комплексе: «Основы мировых религиозных культур и светской этики».
В современных условиях возрождения и развития традиций российской национальной культуры, сохранение и изучение духовного наследия русского народа приобретает особую актуальность. Изучение православной культуры в системе образования в г. Москве обусловлено настоятельной потребностью современного российского общества в модернизации образования, совершенствовании его содержания, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Изучение предмета «Православная культура» в общеобразовательных учреждениях г. Москвы осуществляется на основе:
- Конституции РФ (Статьи 13, 14 «О признании идеологического многообразия);
- Закон «Об образовании» (2007 г.), устанавливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
- Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжение Председателя Правительства РФ (11.09.09);
- Материалы Межведомственного координационного совета (МКС) в 2009-2011 гг. Программа ОРКСЭ. Письма департамента госполитики в образовании Минобрнауки России «Методические материалы…» от 30.04.2010 №03-831 и от 21.05.2010. № 03-1032;
- Приказ Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов нового поколения ». Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ (образовательный стандарт по ОРКСЭ);
Рабочая программа по православной культуре для 4 года обучения школьников разработана на основе концепции и программы учебного предмета «Основы Православной культуры» А.В. Кураева, изданной в издательстве «ПРОСВЕЩЕНИЕ» в 2011-2012гг.
Рабочая программа составлена с учетом рекомендаций инструктивно-методического материала ФГАОУАкадемии повышения квалификации и переподготовки работников образования «Тьютерское сопровождение курса Основы Религиозных Культур и Светской Этики» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».
Цель: формирование ценностных ориентиров, развитие традиций русского народа и других народов, носящий воспитательный и развивающий характер. Задачи:
воспитание нравственных качеств (доброты, любви к ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых;
освоение первичных знаний о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной семьи, православных памятников архитектуры и искусства;
развитие интереса к истории своего края и России в целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих способностей в различных видах учебной деятельности
формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения явлений окружающей действительности с учетом православных традиций и системы христианских ценностей.
Учебно-методический комплект, используемый для реализации программы:
Кураев А.В.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы Православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4 – 5 классы. – М.: «Просвещение», 2012.
Рабочая программа рассчитана на 32 часа в год (1 час в неделю). Программа включает 1 час на защиту проектов. Основные формы организации учебной деятельности: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности (сочинений, рисунков, поделок и т. д.). Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».
В рамках требований учащиеся должны:
- называть и показывать;
- определять и фиксировать;
- описывать, составлять;
- объяснять;
- прогнозировать (простейшие действия).
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Ожидаемые результаты:
На уроках по «Основам православной культуры» должны быть объяснены следующие понятия: культура, религия, православие, православный крест, духовные традиции, добродетель, заповедь, милосердие, раскаяние, святой, традиции, трудолюбие, христианин, христианство, высшие нравственные ценности: добро, справедливость, свобода, моральный выбор, моральный долг, дружба, честь, достоинство, совесть, стыд, ответственность, и т. д.
В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Тематическое планирование составлено на основе сборника программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство». В ходе преподавания будут использоваться следующие формы и методы:
- Метод моральных дилемм и дискуссий;
- Эвристические беседы;
- Исследовательский метод;
- Проектирование;
- Уроки – экскурсии;
- Викторины и другие конкурсные события;
- Творческие мастерские;
- Использование информационно - коммуникационных технологий.
Формы работы:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Календарно-тематическое планирование (4класс) (1 час в неделю) «Основы православной культуры» А.В. Кураев УМК «Перспектива» 2013/2014 учебный год
Класс
| Учебный предмет
| Тема (кол-во часов)
| Планируемые результаты освоения обучающимися Основной Образовательной Программы
| Использование учебного оборудования
| Использование компьютерного оборудования
| Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| 4-й класс
| ОПК
| 1
| Знакомство с курсом ОПК
| Формирование интереса к изучению предмета. Знакомство с основными темами, формой предъявления конечного результата обучения.
| Сформирование внутренней позиции обучающегося, адекватной мотивации учебной деятельности, адаптация к новому предмету.
| Укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу и ближним как высших ценностях человеческой жизни.
| Учебник, иллюстративный материал, аудиозаписи.
| Демонстрация компьютерной презентации.
| 1 час
| 4-й класс
| ОПК
| 2
| Россия – наша Родина.
| Углубление знании о государственной символике, герои и великие люди России. Обобщение предыдущего опыта. Формирование исторической памяти, чувства тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества.
| Воспитание национального самосознания.
| Развитие коммуникативных компетенций.
| Учебник, иллюстративный материал, аудиозаписи, опросный лист.
| Демонстрация компьютерной презентации.
| 1 час
| 4-й класс
| ОПК
| 3
| Культура и религия.
| Формирование первоначальных представлений о православной культуре.
| Умение извлекать духовный смысл из созерцания и анализа продуктов культурной и религиозной деятельности человека и их влияние и значение в жизни.
| Формирование эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира и внутренний смысл православного Богослужения.
| Учебник, иллюстративный материал, аудиозаписи.
| Демонстрация компьютерной презентации.
| 1 час
| 4-й класс
| ОПК
| 4
| Человек и Бог в православии.
| Формирование первоначальных представлений о Боге и православии.
| Овладение базовыми понятиями православного вероучения, выстраивающими правильное понимание отношений знания и веры, науки и религии.
| Устремленность личности к высшему идеалу человеческого совершенства.
| Учебник, иллюстративный материал.
| Демонстрация компьютерной презентации.
| 1 час
| 4-й класс
| ОПК
| 5
| Православная молитва.
| Знакомство с понятием православная молитва.
| Умение извлекать духовный смысл.
| Усвоение отношения к молитве как к живому Богообщению.
| Учебник, иллюстративный материал, аудиозаписи, видеозапись мультфильма "Православная молитва".
| Демонстрация компьютерной презентации.
| 1 час
| 4-й класс
| ОПК
| 6
| Библия и Евангелие.
| Знакомство с основными сюжетами священных писаний и их авторами, с описанием основных содержательных составляющих священных книг. Получение навыка извлечения информации из духовной литературы.
| Умение извлекать духовный смысл.
| Благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви.
| Учебник, иллюстративный материал, аудиозаписи.
| Демонстрация компьютерной презентации.
| 1 час
| 4-й класс
| ОПК
| 7
| Проповедь Христа.
| Знакомство с учением Иисуса Христа. Научить устанавливать взаимосвязь между православной культурой и поведением людей.
| Развитие готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному самообразованию.
| Устремленность личности к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе («теосис», «обожение» человека).
| Учебник, иллюстративный материал, видеозапись отрывка фильма "История Иисуса Христа для детей".
| Демонстрация компьютерной презентации.
| 1 час
| 4-й класс
| ОПК
| 8
| Христос и Его крест.
| Усвоение новых знаний о значении и роли православного креста.
| Умение извлекать духовный смысл.
| Устремленность личности к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе («теосис», «обожение» человека).
| Учебник, иллюстративный материал, видеозапись отрывка фильма "История Иисуса Христа для детей".
| Демонстрация компьютерной презентации.
| 1 час
| 4-й класс
| ОПК
| 9
| Православное учение о человеке.
| Знакомство с понятием образ Божий в человеке, значением слова душа.
| Формирование понимания православных представлений о человеке, созданном по образу и подобию Божию.
| Осознание базовых ценностей: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины.
| Учебник, иллюстративный материал.
| Демонстрация компьютерной презентации.
| 1 час
| 4-й класс
| ОПК
| 10
| Совесть и раскаяние.
| Усвоение понятий греха и возмездия. Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
| Через поступки людей учатся различать добро и зло; научение умению прощать; умению давать оценку своим действиям и поступкам.
| Формирование нравственного самосознания. Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.
| Учебник, иллюстративный материал, аудиозаписи.
| Демонстрация компьютерной презентации.
| 1 час
| 4-й класс
| ОПК
| 11
| Заповеди.
| Знакомство с понятием «заповеди» православных, сопоставить заповеди с принятыми нормами в социуме.
| Через поступки людей учатся различать добро и зло; умению давать оценку своим действиям и поступкам.
| Приобретение навыков неприятия зла, различения греха (непослушания, обидчивости, зависти, лени и др.) и противостояния искушениям «века сего».
| Учебник, иллюстративный материал, аудиозаписи.
| Демонстрация компьютерной презентации.
| 1 час
| 4-й класс
| ОПК
| 12
| Милосердие и сострадание.
| Научиться воспринимать милосердное поведение, как естественную потребность поведения христианина.
| Развитие готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному самообразованию и мотивации конструктивной социализации.
| Приобретение навыков добродетельной жизни (христианского благочестия). Формирование нравственного самосознания.
| Учебник, иллюстративный материал, аудиозаписи.
| Демонстрация компьютерной презентации. Электронное приложение к учебнику А.В. Кураева.
| 1 час
| 4-й класс
| ОПК
| 13
| Золотое правило этики.
| Познакомить с главным правилом человеческих отношений; объяснить, что такое осуждение.
| Знакомство с основами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
| Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
| Учебник, иллюстративный материал, аудиозаписи, работа с карточками (со знаком одобрения и неодобрения ввиде смайликов).
| Демонстрация компьютерной презентации.
| 1 час
| 4-й класс
| ОПК
| 14
| Храм.
| Приобретение знаний особенностей православной культуры, ее видов и жанров в архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, гимнография, золотое шитье и др.).
| Получить понятия об основных элементах и устройстве православного храма. Осознавать важную роль храма в жизни христианина. Уметь правильно вести себя в православном храме
| Благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви.
| Экскурсия в Храм нашего района.
| отс.
| 1 час
| 4-й класс
| ОПК
| 15
| Икона.
| Приобретение знаний особенностей православной культуры в иконописи. Знакомство с православными святыми.
| Осознать важную роль иконы, её особого религиозного значения.
| Благоговейное отношение к святыням Русской Православной Церкви.
| Учебник, иллюстративный материал.
| Демонстрация компьютерной презентации.
| |