По «Правилам пожарной безопасности»





НазваниеПо «Правилам пожарной безопасности»
страница1/9
Дата публикации23.03.2015
Размер1.62 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Театрализованное представление.

По «Правилам пожарной безопасности»

Действующие лица: Огонь, Судья, Прокурор, Адвокат, Прометей,

Зевс, Михаил – сельский житель, Министр по чрезвычайным ситуациям.

На сцене: Судья, Прокурор, Адвокат и Огонь.

СУДЬЯ: Слушается дело № 2011. Обвиняется гражданин Огонь в том, что он являлся причиной пожаров и катастроф на планете Земля в течении многих веков… Огонь, вы хотите что – то сказать суду в свою защиту?

ОГОНЬ (кричит): Я ваш друг. Я ни в чём не виноват!

СУДЬЯ: Слово предоставляется защите.

АДВОКАТ: Защита вызывает свидетеля Прометея.

(Входит Прометей)

ПРОМЕТЕЙ: Я Прометей, что значит «думающий вперёд», сын титана Япета, брат Эпитемея, то есть «думающего после». Обещаю только правду.

Я признаю, что для блага людей обманул богов и похитил огонь с Олимпа.

Без тепла и света человечество могло погибнуть, прекратить своё существование. Огонь – друг человека. Он ни в чём неповинен.

ПРОКУРОР: Но огонь выжигал селения и города, уничтожая луга и посевы. Каждый час на планете происходит около 700 пожаров и возгораний. За год их бывает более 6 миллионов. Гибнут тысячи людей и животных!.

ОГОНЬ: Это не я! Я не виноват в пожарах!

ПРОМЕТЕЙ: Я принёс огонь людям. Подарил смертным силу богов. А они воспользовались этим даром по своему усмотрению. Неся жизнь человечеству, нельзя предусмотреть жизнь и смерть отдельных его представителей. Огонь не должен отвечать за небрежность и безответственность людей.

СУДЬЯ: Спасибо. Слово предоставляется ещё одному свидетелю защиты, Зевсу. (Входит Зевс)

ЗЕВС: Я владыка неба, величайший из олимпийских богов, повелитель природы и судеб людей. Обещаю говорить только правду.

Я признаю, что моё оружие – гром и молния. Но я караю за пренебрежение силою огня, а не за использование его.

ПРОКУРОР: Но вы признаёте, что огонь губит людей?

ЗЕВС: Да, если я этого захочу. Сам по себе огонь бессилен. Он слепое орудие в чужих руках.

СУДЬЯ: Приглашается свидетель обвинения.

МИХАИЛ: Я Михаил, простой сельский житель. Обещаю говорить только правду.

Я очень боюсь силы огня. В кострах пожарищ горят наши деревни, выгорают целые города, гибнут люди. И никто не может помешать этой силе. Деревянные дома полыхают, как факелы. Но мы же плохого ничего не сделали, ни в чём не провинились.

АДВОКАТ: Значит, огонь в хозяйстве вам не нужен?

МИХАИЛ: Нужен, но мы не можем им управлять. Огонь должен содержаться под стражей. Его нельзя выпускать на свободу! Он опасен!

ОГОНЬ: Невежа! Неуч! Недотёпа!

СУДЬЯ: Обвиняемый! Вам не давали слова! Ведите себя достойно! Вызывается следующий свидетель защиты. Министр по чрезвычайным обстоятельствам.

МИНИСТР: В пожарах виновны люди, которые не умеют или не хотят пользоваться силой огня. Огонь –это стихия. Он не подчиняется разуму человека. Но он и не действует сам по себе. Он – ведомый.

ПРОКУРОР: Вы же столько раз бывали на пожарах! Неужели вы оправдываете Огонь?

МИНИСТР: Я никого не оправдываю и не обвиняю. Я представляю суду лишь факты. Если горит дом, значит, кто – то не потушил спичку или не выключил электроприбор. Само по себе, без причины ничего не горит. К пожару всегда причастен человек. И вы забываете, что огонь – это газ, электричество, свет, горячая пища, компьютеры, телевизоры, аппаратура в больницах. Это цивилизация.

ОГОНЬ: Ура! Молодец! Свободу мне! Сво-бо-ду Ог-ню!

СУДЬЯ: Ваше слово, обвинение.

ПРОКУРОР: Я буду краток. Что такое огонь? Это сгоревшие дома, пепел вместо имущества, человеческие трагедии. Это не управляемая стихия. Ему нельзя верить! Вы сами слышали, что говорили свидетели. Долг каждого гражданина помочь обществу, избавиться от беды. Огонь виновен!

СУДЬЯ: Слово предоставляется защите.

АДВОКАТ: Сколько высоких грозных слов! Но в чём виноват Огонь? Прометей подарил его силу людям, а они не смогли им воспользоваться. В наше время остаются страшным бедствием. Но человек способен с ними справиться. А теперь скажите, кто может прожить без огня, без газа и электричества? Кому не нужен телевизор, компьютер, свет? Подумайте, кто загнал огонь в эти приборы? Человек взял дар Прометея и теперь сам отвечает за последствия.

СУДЬЯ: Слово предоставляется присяжным. (К залу). Кто за то, что Огонь, а не человек виновен во всех бедах? (Считает голоса). Кто считает, что человек способен отвечать за свои поступки, а Огонь- слепая сила в его руках? (считает голоса). А теперь суд объявляет окончательный приговор…

Огонь – друг человека! Человек – хозяин, огонь – его слуга. Важно умело и бережно обращаться с огнём. Огонь не виновен.

(все актёры выходят на сцену)

ПРОМЕТЕЙ: Подарил я Прометей,

Красный факел для людей.

ЗЕВС: Он теплом своим согрел,

Он в светильнике горел,

Мясо жарил и варил,

На зверей страх наводил.

АДВОКАТ: Обжигал горшки, игрушки,

Правил бронзовые пушки.

МИХАИЛ: Но, к несчастью этот дар

Вызывал не раз пожар.

Как в костре трещат дрова,

Загорались, лес, дома.

ПРОКУРОР: И кидалось то огнище

С адским рёвом на жилище.

СУДЬЯ: Легче, чем пожар тушить,

Нам его предупредить.
МИНИСТР: Когда из дома ты выходишь,

Не забудь проверить вновь,

Все ли выключил приборы,

Не возникнет ли огонь?

ОГОНЬ: Спички детям не давайте,

Спать ложитесь – проверяйте,

Выключен ли в кухне газ.

Нет проблем тогда у вас.

МИНИСТР: Ну, а если что случиться,

«01» на помощь мчится.

СУДЬЯ: Но, запомните, друзья:

Легче чем пожар тушить

,Нам его предупредить.

Театрализованное представление "Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину"

Цель работы:

приобщение учащихся к историческим и духовным ценностям русского народа, воспитание уважения к культурным и национальным традициям.

Задачи работы:

изучение материальной и духовной казаков, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этических процессов;

изучение культурного наследия родного края, истории, традиций и обрядов казаков;

дать детям начальные представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

привить бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов;

обеспечить знание традиционного казачьего поэтического и музыкально-поэтического творчества;

познакомить с традиционным народным календарем, важнейшими обрядами, обычаями, приметами;

найти соотношение традиционного и нового в казачьем фольклоре;

показать сущность и высокую эстетико-художественную ценность русского народного творчества, определить его место в мировой культуре;

научить детей слушать и слышать народную песню.

Звучит народная музыка, выходит фольклорный ансамбль.

Ведущий 1.

Низкий поклон вам, гости дорогие!

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

Ведущий 2.

Хоть и более привычно

Посидеть нам всем в кругу,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

 

Ведущий 3. Пригласили мы вас для забавушек на всякий лад: кому сказку, кому правду, кому песенку!

Просим в нашу хату! Будьте как дома.

Музыка продолжает звучать, девочки рассаживаются на скамейки, занимаются рукоделием.

Ведущий 1.Вот и оказались мы в казачьей хате избе. В ней крестьяне находились долгое время, ведь на севере из-за сурового климата часто приходилось проводить время под крышей. Поэтому, убранству дома придавалось большое значение.

В центре избы находилась печь. Ее обычно ставили справа или слева от входа.

Без печи хата - не хата.

Угол напротив печи считался рабочим местом хозяйки и назывался "бабий кут". Все было приспособлено для приготовления пищи.

Когда в печи жарко- тогда и варко.

Ведущий 2. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник. На полках располагалась посуда: горшки, ковши, миски, ложки. Имелось в крестьянском хозяйстве и немало другой утвари - корзин, лукошек, коробов, пестерей и бураков.

Вдоль стен стояли широкие скамьи, на них у окна - неизменная прялка. На стенах - расшитые белые полотенца; на кроватях кружевные оборки, которые назывались - подзоры.

Почетное место в избе - "красный угол", здесь на специальной полке стояли иконы.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась - стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и все.

Ведущий 3. В старые времена был обычай у русского народа - как заканчивали полевые работы - собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали - коротали осенние да зимние вечера, устраивали посиделки. В каждой деревне были свои посиделки, посидки, супрядки.

- Как у нас сейчас?

Ведущий 1. Да, собирались, чтобы и себя показать и других послушать, померяться удалью и красотой, перебросится частушкой, переплясом, посоперничать в забавах, играх, потехах.

Фольклорный ансамбль исполняет песню "У нас нынче субботея".

Ведущий 2. А еще проводили время за любимым рукоделием. Кто вяжет что-то, кто узор на полотенце вышивает, а кто за прялкой сидит.

Фольклорный ансамбль исполняет песню "Прялица".

"Весело поется, весело прядется".

Ведущий 1. Забывать мы стали, что главное в доме - печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует уже около четырех тысячелетий? Печь  отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится квас, сушатся продукты и одежда , в ней даже мылись!

 

Русская печь- это и посуда особой формы: горшки и чугуны. Дело в том, что посуда в русской печи нагревалась больше с боков, поэтому она должна была иметь круглую боковую поверхность. Кроме того, посуду такой формы удобнее доставать рогачом или ухватом. В старину говорили так:

"Печь нам, что мать родная. На печи зимой красное лето".

И сейчас без печи, словно чего-то не хватает.

Одна из девочек находит около печи уголек.

- Постряпушку делала, так уголек с печи вылетел, подумала, будет ветряной гость, какой.

- Почему ветряной?

- Заезжий значит, ветром занесенный, случаем.

- Ой, девки, что ж мы сидим, не поем ничего, Песня людей веселит и красиво жить велит.

Фольклорный ансамбль исполняет песню "Вечор девки" (песня обыгрывается).

Вечор девки вечеринку сидели.

Пришел к девушкам незваный гость.

Стали девки переглядываться,

Стали девки перебарщиваться.

Одна девушка смелёшенька была,

Она брала гостя за волосы.

Незван гостёк больно стукнул о порог.

Домой пошел, ели ноги поволок.

Ведущий 2. На такие посиделки нередко заглядывали парни, развлекали девушек разговорами, шутками, а сами присматривали себе невест.

-Можно в избу зайти, погреться? (стучат в дверь).

- Ох, и молодцы та, какие! Как вас снегом занесло. Ну-ка скорей в избу сушиться.

- Где песня льется, там легче живется!

Запевайте песню шуточную,

Песню шуточную - прибауточную!

Фольклорный ансамбль исполняет песню "Летал, летал воробей" (песня обыгрывается).

Летал, летал воробей,

Летал, летал молодой.

По - за синему морю,

По - за чисту полю.

Эй, девчонки - хохотушки!

Запевайте - ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

- Гостюшки дорогие, пока мы пели да плясали, пироги наши поспели.

Казаки говаривали:

"Что есть в печи - все на стол мечи"- поэтому гостеприимство и традиционно для нашего народа; всегда потчевали гостя хлебом - солью, а мы вас вкусными да румяными пирогами.

Звучит музыка, девочки угощают всех пирогами.

 

Традиции и обычаи казаков.

Тот, кто не уважает обычаи своего народа,

не хранит их в своем сердце, тот позорит

не только свой народ, но, прежде всего,

не уважает самого себя, свой род,

своих древних предков.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.

Беспощадные к врагам казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны, они ─ философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому 10 Христовых заповедей составили основу морально-нравственных устоев казачьих обществ: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции и обычаи, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписаные казачьи домашние законы:

 

1. Уважительное отношение к старшим.

2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене)

3.  Безмерное почитание гостя.

Казаки и родители

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным

делам. Непочитание отца с матерью считалось за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

 

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». 

Отношение к старшим

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться).

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку,  при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными.

При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.

При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.

Отношение к женщине

Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре - обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении  ее правами мужчины не было необходимости.

Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери – казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне, и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строго порядка казачьего быта. 

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

Отношения в казачьей среде

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора станицы. За неправильное поведение подростку взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши» и сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят». 

 

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей.  Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству. Как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным. 

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило: к старшей по возрасту - «мамаша», к равной – «сестра», к младшей – «дочка» (внучка). В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья, семьи, о положении дел.

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.

Характерной особенностью казачьей души была потребность оказывать услугу и проявлять доброту к любому человеку: подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде, чем самому что-либо съесть или утолить жажду, казак должен был предложить рядом стоящему (сидящему).

За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии – нищему, считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить.

Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста  на могилу забивали осиновый кол.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия.

Рождение казака

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях  воинов не было конца.

Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа.

Новорожденному  все родные и друзья отца  приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и  стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом  возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

 

Честь казачья

Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить на службу и французские короли, и германские курфюрсты, но особенно соседние православные народы.

Казаки были неподкупны, предательств среди них, среди природных казаков, не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников.

Слово казака     

Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любил и дела на кругу (Раде) решал скоро и справедливо.

По отношению к своим провинившимся оценка братьев-казаков была строга и верна, наказания за преступления - измену, трусость, убийство и воровство - были жестоки.

Казаки и гости

Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке.

Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе.

Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. И старик уступал место гостю, даже если тот был моложе его.

Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.

Таковы были нравы и обычаи старого казачества.




Материал для проведения кружковых занятий: презентации, уроки.

(Запара Г.В.)

  1. Презентация "Викторина о Краснодаре"

  2. Презентация "Казачьи традиции"

  3. Презентация" Театральное представление"

  4.  Презентация "Традиции и обычаи наших казаков"

  5. Тема «Отношение к женщине у казаков»

  6. Сочинение «Казачьему роду нет переводу» 

  7. Тема: «Быт и культура казаков».

  8. Актуальность работы кружка «Мир казачьему дому»

  9. Тема: «Если хорошо человеку, то хорошо и коню»

  10. Тема:  Быт и традиции казаков

  11. Тема: Особенности труда и быта, традиции родного края

  12. Сценарий игры «Весёлая перестрелка»  «Казачий стан»

  13. Тема занятия: Казачьи традиции и обычаи (с использованием ЦОР).

  14.  Урок «Казачья горница»

  15. Занятие «На стыке веков».

  16. Классный час  "Кубань моя, степная дочь России"

  17. «ЛЕКСИКА  КУБАНСКОГО  ЖИЛИЩА»

  18. Тема занятия «Певцы земли Кубанской»

  19. «Традиционная система питания кубанского казачества»

  20. Занятие «Творчество поэтов  Кубани. Обойщиков Кронид Александрович»

  21. Традиции и обычаи казаков.

  22. Урок – праздник  "Масленица" 

  23. «Казачья горница»
  24. Фольклорный праздник «Казачьи посиделки»


  25. Презентация "Казачий дом"

  26. Презентация "Казачьи традиции и быт"

  27. Презентация "Быт казачьей семьи"

Тема «Отношение к женщине у казаков» 

Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина-казачка ждала мужа домой. История помнит и боевые подвиги казачек. Вот один из сучаев, показывающих женскую смекалку и отвагу:

      В начале июня 1774 года крепость Моздок потрясло известие: сильный турецкий корпус  вышел  выжечь все русские поселения по Тереку. Моздокский гарнизон приготовился к бою. Из соседних станиц для обороны крепости стали прибывать казаки. Их жены и дети, со всем имуществом, которое можно было увезти, выехали в Наур. 

     Оставшиеся в Науре казаки со своими семьями и не занятые на службе солдаты находились в церкви. Вдруг прогремели выстрелы. Враг появился быстрее, чем ожидали. Уже спустя полчаса станица была окружена восьмитысячным войском.

      Когда началась атака, полковник Савельев лично руководил обороной. На подмогу небольшому числу солдат и казаков, вооружившись серпами, вилами и косами, высыпали казачки. 
      Перепачканные сажей, нередко раненые, казачки бегали от котла со смолой ко рву, обливая очередную волну наступавших. Но вскоре на дне котла не осталось ничего, а неприятель снова пошел на штурм. 
      - Девки, - закричала одна из старейших жительниц станицы Федотья, - тащите щи праздничные, что казакам понаготовили, авось турки эти и не пробовали еды казачьей. 
      Хитроумная выдумка казачки была сразу же подхвачена станичницами, и в котел, где некогда варилась смола, полились щи. 
      - Ой, бабы, - смеясь и подбадривая землячек, кричала Федотья, - и побьют же нас мужья, узнав, кого мы кормили сегодня. 
      Крупная, седовласая, с морщинистым, перепачканным углем и сажею лицом, она напоминала былинную ведьму. Пока полковник Савельев руководил казаками и солдатами, Федотья повела "бабью рать" с косами и серпами на вал, другим приказала перетаскивать на место, где усиливался натиск врага, чугунные пушки. 
      Не боясь свиста пуль и гиканья нападавших, рядом со старыми, закаленными воинами сражались женщины, нередко вступая даже в рукопашную схватку. В один момент враг почти прорвал оборону. Через ров полезли горцы. Положение спасла молодая казачка. Кинувшись на врага с косой, она перерезала ему горло, отобрала ружье и немедля открыла огонь по узкому проходу, куда рвался неприятель. 
      Двенадцать часов шел бой. 
      К вечеру бой стал затихать. Турки отвели войска от рва. 
      Наутро турки сняли осаду и направились прочь от Терека.  Многие жительницы Наура были награждены медалями, учрежденными императрицей Екатериной II за турецкую войну 1769 - 1774 годов.

Сочинение «Казачьему роду нет переводу» 

Обращение к старому, воз-

рождение старого, сохранение его – это

не отказ от нового, это новое понимание

старого,  своих корней,  это  ощущение

себя в истории»

 (Академик Д. С. Лихачев)

Широта, простор, мощь, сила, порыв, мятежность – все присуще казакам.

Россия – держалась на трех китах: на духовенстве, интеллигенции  и крестьянах-казаках. Духовенство внушало заповеди, по которым мудро и с пользой для ближних каждый должен жить, интеллигенция готовила наш разум к восприятию этой мудрости. А крестьянство-казачество кормило всех хлебом насущным и защищало Отечество от иноземных захватчиков. Это три единства, гармонично сплетаясь, веками создавало страну по имени Россия.  Самое высокое наследство человека – его духовная и материальная культура.  Чем глубже его корни, тем прочнее наша любовь к Отечеству. Для любого правительства эта была прекрасная организационная структура войска, у которого в крови и традициях защита Отечества и главное – преданнейшая  любовь к земли отцов.

Лучше, чем А. Герцен сказал о казачестве, наверное, невозможно сказать:  «Казачество отворило дверь всем терпеливым  и не любящим покой, всем искавшим приключений и жаждавшим сильных ощущений, всем рвавшимся к опасным подвигам… Оно вполне соответствовало тому буйному началу, которое выражалось русским словом «удаль» и составляет одну  из характерных черт славян».

Нет в нашей станице ни одной семьи, которая не была бы связана с казачеством, с его историей, обычаями, традициями и нравами. И моя семья Рудевых оказалась не исключением. Недавно я задал себе вопрос: «А что знаю я о казачестве, о родных и близких, отдавших за традиции предков свои жизни?» И ответил: «Мало что знаю». Тогда я попросил своего дедушку Алексея рассказать о том, как жилось ему и его родителям в то время. Слушая его рассказ, я прошел по страницам истории не только  страны, станицы, но и  своей семьи. Вот что он мне рассказал…

                                  Помни, брат, что у казаков:

                                  Дружба — обычай;

                                  Товарищество — традиция;

                                  Гостеприимство — закон.

Основу воспитания любого казака составляли десять Христовых заповедей. Приучая дедушку Алексея  к соблюдению заповедей Господних, его родители прабабушка Наталья и прадедушка Иосиф по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи  женской честью, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов Отечество.

Дедушка Алексей рассказал, что в нашей семье с нетерпением ожидали появления его младшего брата Андрея. Прадедушка Иосиф и прабабушка Наталья  старались заранее по различным приметам определить пол ребенка. Наиболее желательны был мальчик, т. к. на его долю выделялся пай земли, прирождении девочек пай семье не добавляли.

Как только малыш появился на свет, родители старались предугадать его судьбу: если ребенок держал после рождения ручки у головы, говорили, что будет очень умным, сжимал крепко кулачки — жадным, голова покрыта волосами — богатым.

В большой семейный праздник выливалось исполнение ребенку 1 года. В этот день его стригли вначале «под горшок». Затем крестный отец выстригал крестик на голове изменника, благословляя его первые шаги в жизнь, а затем полностью состригал волосы. Их хранили в нашей семье до совершеннолетия дедушки Андрея, считая, что они выполняют роль оберега. Прадедушка Иосиф возил его в церковь на лошади, чтобы получить благословение в будущую жизнь. Возвращаясь домой, прадедушка передал малыша прабабушки Натальи со словами: «Казак родился, Отчизне пригодится, а тебе пусть будет хороший сын». Прабабушка занесла малыша в комнату к  гостям. Посреди комнаты расстелили бурку и положили различные предметы, чтобы узнать, кем он будет;когда вырастет. Мальчик взял уздечку и кнут и из него вырос лихой наездник; если бы он взял молоток — стал бы кузнецом, стакан — пьяницей.

Из рассказа дедушки я узнал, что и в наши дни  сохранился обычай, связанный с первыми шагами малыша, он называется «распутыванием ног». Как только ребенок начинает делать первые шаги, ему перевязывают ноги ниткой и через несколько шагов разрезают. Смысл этого обряда заключается в том, чтобы малыш, взрослея, шел по жизни твердо и уверенно.

Слава прадедов наших седая,

Не страшили их смерть и полон…

Затем дедушка замолчал, и я увидел в его глазах слезы.

Ко всем трудностям, лишениям, невзгодам и испытаниям все члены  нашей большой семьи, как и весь казачий народ,   приучались с детства, но то, что всем  пришлось испытать в годы «трагедии народов России» - революции, гражданской войны, расказачивания,  раскулачивания, трудно укладывается в моем понимании. Дедушка Алексей рассказал, что казаки выступили против революционных преобразований и в течение почти трех лет ожесточенно сражались, защищая  свои территории, но силы были не равны, и казакам пришлось смириться. 

Трудно перечислить все злодеяния, творимые в то время, по отношению к казачеству. В большом количестве прадедушкиных друзей – казаков и членов их  семей выслали из родных мест в Сибирь и Урал, и  в течение нескольких лет им запрещалось возвращаться обратно.

Казаки жили под постоянной угрозой смерти, на митингах слышалось: «Устроить казакам Варфоломеевскую ночь, вырезать их до люльки».

Годы лихолетья и уничтожения казачества, как оказалось, не обошли стороной и нашу семью Рудевых. По словам моего дедушки, выжил – кто выжил. Вспоминали тяжело и больно. За хранение дедовской черкески, кинжала и старых фотографий можно было запросто лишиться жизни, поэтому мало, что осталось в казачьих  семьях. Но в нашей семье осталось несколько пожелтевших от времени фотографий, на которых изображен прадедушка Иосиф со своими друзьями – казаками. Стоит только догадываться, какими усилиями удалось их сохранить!  Старики, умирая, завещали хоронить себя со снимками ближних на груди, а выжившие молчали долгие годы.

Наверное, ни у одного народа, кроме казачьего,  на долю женщины не выпало столько горестей, страданий и мук.  Горькую чашу, которую довелось испить нашей семье в те годы, в большей мере пришлось моей прабабушке-казачке. Постоянный труд и заботы, легшие на руки прабабушки Натальи, дали особенный самостоятельный характер и развили в ней физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера. За внешней ее застенчивостью зачастую скрывались сильный нрав, сознание хранительницы семейного очага и хозяйки дома. Когда не было хлеба, прабабушке Наталье приходилось сушить рыбные кости, молоть их, потом соединять с водой и выпекать лепешки. Это заменяло нашей семье хлеб, и помогло избежать голодной смерти.

         Глубоко взволновал меня этот рассказ, о многом заставил задуматься, многое переосмыслить. Слушая дедушку, я смотрел на его натруженные руки, на его седые волосы и видел неизбывную печаль в его глазах.

Сегодня правомерно существует поговорка "Казачьему роду нет переводу". Ныне история не помнит тех людей, которые обрекли казачество на погибель, им нет места в наших сердцах, в то время как казачество существует и по сегодняшний день служит верной опорой нашей российской государственности. Действительно, казачьему роду нет переводу, казачество возрождается, оно во все времена было и остается опорой государства Российского.

Склоняя сегодня голову перед светлой памятью жертв массовых репрессий против казачества, я верю в то, что наши современники-потомки казаков не только сохранят, но и умножат славные традиции своих отцов и дедов.

 

Тема: «Быт и культура казаков». 

         Цели занятия:  

образовательные: познакомить учащихся с бытом и культурой адыгов и казаков; уметь находить взаимосвязь между современной жизнью  Кубани и историческими корнями;

воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре адыгов, интерес к прошлому, традициям кубанского казачества;

развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с книгами.

            Оборудование:

музыкальный центр, диск с записью музыки песни;

таблички с названиями газет и журналов, блокноты журналистов;

фотографии, выставка книг по теме;

костюмы коршуна и наседки для игры;

предметы быта казаков: серп, прялка, кинжал, макитра, крынка, рогач, веретено, коромысло, рубель, рушники;

плакат с пословицей;

мультимедийное оборудование.           

            Ход урока:

1.    Оргмомент.

1.Вступительное слово учителя.

Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам «Радости,

Удач, успехов и везения!»,

Чтоб пожелать вам в этой студии

Прекраснейшего настроения!

Эпиграф:

Кубань,

Моя родная сторона,

К тебе тянусь я сердцем неизменно,

Да будет прошлое твоё нетленно,

В трудах своих да будь благословенна,

Кубань,

Моя родная сторона, -

Пусть новые взрастают семена

И вечно

Житница твоя полна.

Какие только теплые слова, объяснения в любви родной Кубани не пишут поэты! В них и нежность, и забота, и гордость за родную сторонушку, за людей, которые здесь живут. Не зря говорил поэт: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего»

Так вернемся в прошлое, ощутим прелесть и красоту кубанских просторов, умение жить в ладу с собой, с окружающими людьми, окружающей природой.

I.       Работа над новой темой.

1. Как вы думаете, когда так говорят: «Мой дом – моя крепость»? Под этим изречением казаки с полным основанием могли подписаться: казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонительное сооружение.

- Назовите слова – синонимы к слову «дом».

Жилье – изба – хата – курень (постепенно слова появляются на мультимедийной доске)

- Что же такое курень?

- Слово «курень» монгольское. От «куриться», т.е. пускать легкий дым. Монголы куренем называли кочевье, окруженное телегами, и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь.

- Куренем у запорожцев назывался полк.

- Традиционно жилой дом на Дону на Кубани и у запорожских казаков тоже называли куренем.

- Слово «курень» обозначает круглый, ещё шире – гармоничный. Получается, что это слово многозначное.

2. Из чего строились хаты?

Жилища (хаты-курени) казаки строили из местных природных материалов (соломы, камыша, хвороста, глины, турлука). Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, баз для скота, криница (колодец), летняя печь (кабыца), навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша, на который казачки вывешивали кувшины и макитры для просушки. Под одну крышу - сарай, за ним подкат для арбы. В жилой комнате большое место занимала печь, в которой готовили еду и на которой спали. В углу стоял рукомойник с вышитыми утирками и рушниками.

Страстная неделя перед Пасхой, когда казачки белили хаты, называлась Белой. Для четырёхскатной крыши заготовлялся чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью серпами. Из тростника вязались снопы — «кулыки». Здесь были свои секреты: как вязать снопы, как ряд за рядом выкладывать, как крепить покрытия. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в хозяйстве. При закладке дома, например, на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «что бы всё водилось». Сволок — деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок, — поднимали не голыми руками, a на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто». Обязательно звали в новое жилище домового, или, как говорили на Кубани, «хозяинa».

Учитель:

- А вот как в своем стихотворении кубанский поэт П.С.Карпенко рассказал о постройке кубанской хаты: (читает Эльза Автандилян)

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Все поля да луг.

В дело шли солома и глина

И сухой камыш

Для шатровых крыш

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

Учитель: А что же находилось в хате казака?

Баклага

Бальзанка

Бодня

Ваганы

Глэчик

Дижа

Каганец

Рогач

плоский сосуд с крышкой или пробкой

посуда для масла или керосина

кадушка для сала

корыто для стирки белья

глиняный кувшин

квашня

самодельная лампа

ухват для постановки чугунков и горшков в печь
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

По «Правилам пожарной безопасности» iconКонспект занятий по правилам пожарной безопасности. «От чего возникает...
Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:...
По «Правилам пожарной безопасности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фз «О пожарной безопасности» и от 22 июля 2008 года №123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также...
По «Правилам пожарной безопасности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее Нормы пожарной безопасности) устанавливают...
По «Правилам пожарной безопасности» iconМетодическое пособие для обучения сотрудников и студентов университета по пожарной безопасности
Законы РФ от 21. 12. 1994 г. №69 фз «О пожарной безопасности» и от 22. 06. 09 г. №123 фз «Технический регламент о требованиях пожарной...
По «Правилам пожарной безопасности» iconИнструкция по пожарной безопасности в учреждении. Произведён расчёт...
Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе
По «Правилам пожарной безопасности» iconКонспект внеклассного занятия Игра соревнование «Пожарная безопасность»
Цель: 1 закрепить и обобщить знания детей по правилам пожарной безопасности, способствовать формированию своей безопасности дома
По «Правилам пожарной безопасности» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: научить правилам безопасного поведения в квартире в отсутствие взрослых, правилам пожарной безопасности
По «Правилам пожарной безопасности» iconСибирский федеральный университет
Законы РФ от 21. 12. 1994 г. №69 фз «О пожарной безопасности» и от 22. 06. 09 г. №123 фз «Технический регламент о требованиях пожарной...
По «Правилам пожарной безопасности» iconЗакон от 21 декабря 1994 г. №69 «О пожарной безопасности»
Вопрос 1: Система обеспечения пожарной безопасности, ее организационная структура, законодательная и нормативная база
По «Правилам пожарной безопасности» iconПлан мероприятий по обучению обучающихся мерам пожарной безопасности...
Изучение вопросов пожарной безопасности по программе курсов кбж (1-5) и обж (6-11)
По «Правилам пожарной безопасности» iconПостановление 30. 05. 2013 г. №33 Об осуществлении профилактики пожаров...
Фз «О пожарной безопасности», от 06 мая 2011 г. №100-фз «О добровольной пожарной охране», Уставом мо «Филатовское сельское поселение»,с...
По «Правилам пожарной безопасности» iconРабочая программа по дисциплине сд. 02. Экономика пожарной безопасности
Целью дисциплины является изучение закономерностей функционирования экономики пожарной безопасности, анализ сегментов и инфраструктуры,...
По «Правилам пожарной безопасности» iconДоклад: Обучение населения и работников организаций мерам пожарной...
Докладчик: Чернов Юрий Леонидович – заместитель начальника нормативно-технического отдела Управления надзорной деятельности гу мчс...
По «Правилам пожарной безопасности» iconЧ резвычайный урок
«Уроки пожарной безопасности», которые помогли детям не только развить свои творческие способности, но и повторить правила пожарной...
По «Правилам пожарной безопасности» iconДоклад начальника Управления гражданской защиты Тимурханова Ф. М....
«О состоянии пожарной безопасности г. Казани» на аппаратном совещании 16 февраля 2015 г
По «Правилам пожарной безопасности» iconРекомендации по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений 1
Это создает определенные трудности для инспекторов государственного пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю. Рекомендации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск