Скачать 0.73 Mb.
|
ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ СПЕЦКУРСА «ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.» Ставрополь 2013 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗРАБОТАНЫ НА КАФЕДРЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН СКИРО ПК и ПРО Авторы: Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин, ст. преподаватель кафедры ГД СКИРО ПК и ПРО Мамасьян С.А., канд.филос.наук, доц., профессор кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО Анисимова А.Б., учитель высшей категории МБОУ СОШ №6 г.Ставрополя Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. А.Н. Толстой В фундаментальном ядре содержания общего образования подчеркивается, что познавательные и мировоззренческие свойства исторического знания обусловливают как необходимость изучения истории в школе, так и главную задачу школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности. Этим определяются и основные цели изучения истории в школе, в числе важнейших из которых выделяют формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном мире; усвоение интегративной системы знания об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех народов России, в духе патриотизма и интернационализма, во взаимопонимании и уважении между народами, неприятии шовинизма и национализма в любой их форме, милитаризма и пропаганды войны; формирование у учащихся общественной системы ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития и осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество; выработка современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. ФГОС ООО определяет, что изучение истории России в совокупности с другими общественно-научными предметами должно обеспечивать формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности. Великая Отечественная война, ее история и результаты, выступают, несомненно, важнейшим социокультурным идентификатором в процессе исторического познания, являясь яркой летописью самоотверженной борьбы нашего народа против нацистского порабощения, за свободное и независимое определение исторических путей развития нашего Отечества. В годы тяжких испытаний с особой остротой проявлялось патриотическое самосознание соотечественников, оказавшее решающее воздействие на боевой дух защитников Родины. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Георгий Жуков и многие другие славные имена, и их дела останутся навечно в памяти народной. Сложилась хорошая традиция в образовательных учреждениях Ставропольского края проводить мероприятия, посвященные Дню Победы. В числе таких мероприятий особое место призвана занять реализация программы спецкурса "История Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." для учащихся 5-11-х классов. Цели и задачи курса: дать учащимся возможность ознакомиться с основными вехами Великой Отечественной войны, полнее усвоить значение победы для истории страны и каждого гражданина РФ, закрепить интерес к собственной истории, к её героическим страницам; составить целостное представление о войне, истоках победы, роли народа и личности в истории, значении вклада, внесенного Великой Отечественной войной в ход и исход Второй мировой войны в целом; развивать умение самостоятельно работать с разнообразными историческими источниками, анализировать информацию по различным аспектам проблематики Великой Отечественной войны; совершенствовать умения диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции в отношении к событиям и личностям периода Великой Отечественной войны, вести дискуссию по вопросам, получившим весьма неоднозначное освещение в современной литературе о войне СССР против фашистской Германии и ее сателлитов; сформировать и закрепить на материалах элективного курса мотивацию выбора истории как учебной дисциплины в профилированной старшей школе и высших учебных заведениях. Назначение и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения:
Учащиеся, изучившие курс, должны знать: даты сражений, периодизацию Великой Отечественной войны, исторические понятия, характеризовать периоды в развитии исторических процессов. Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий Великой Отечественной войны: -рассказывать об исторических событиях, их участниках; -составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности; -излагать оценки событий и личностей; -сравнивать исторические версии событий, высказывать суждения и оценки. К важнейшим личностным результатам изучения курса следует относить сформированность таких убеждений и качеств, как осознание своей идентичности как гражданина страны; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Метапредметные результаты изучения курса проявляются в сформированности способности учащихся сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовности к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения элективного курса должны быть выражены в целостных представлениях учеников об истории Великой Отечественной войны, как необходимого компонента мировоззренческой основы для понимания и познания современного общества; способности учащихся применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений периода Великой Отечественной войны; умениях изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширении опыта оценочной деятельности школьников на основе осмысления исторического масштаба событий и результатов Великой Отечественной войны; готовности учащихся применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны. Кроме того, в результате изучения элективного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1)знание хронологии, работа с хронологией (указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий Великой Отечественной войны как составной части Второй мировой войны; устанавливать последовательность и длительность событий войны); 2) знание исторических фактов, работа с фактами (характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий периода Великой Отечественной войны; группировать (классифицировать) факты по различным основаниям); 3) работа с историческими источниками (читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), сравнивая данные разных источников, выявляя их сходство и различия); 4) описание (реконструкция) посредством рассказывания (в устной или письменной форме) об исторических событиях периода великой Отечественной войны, их участниках, характеризуя условия и образ жизни, занятия людей в различных условиях (на фронте, в тылу, в оккупации и т.д.); 5) анализ, объяснение (различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка) в истории Великой Отечественной войны; соотнесение единичных фактов и общих явлений различных периодов войны; раскрытие смысла, значения важнейших исторических понятий, связанных с событиями Великой Отечественной войны; изложение суждения о причинах и следствиях событий в Великой Отечественной войне; 6) работа с версиями, оценками: умение приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Великой Отечественной войны и их оценку; 7) применение знаний и умений в общении, социальной среде: для раскрытия причин и оценки сущности послевоенного устройства мира; общения с людьми в школе и внешкольной жизни по вопросам, связанным с проблематикой Великой Отечественной войны, как основу диалога в поликультурной среде; участие в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры, связанных с событиями периода Великой Отечественной войны. Контроль по спецкурсу осуществляется: текущий – на лекциях, беседах, семинарах, т.д.; итоговый – написание исследовательской работы в конце курса. Для оценивания на спецкурсах рекомендуется использовать систему оценивания «зачтено» и «не зачтено». В конце изучения курса проводится итоговая конференция с презентацией работ учащихся. Для проведения занятий по программе спецкурса рекомендуется выделять до 17 часов в учебном году в 5-11 классах. Примерные темы спецкурсов по классам
1.Тематическое планирование спецкурса «Рассказы по истории Великой Отечественной войны»
2. Тематическое планирование спецкурса «Герои Великой Отечественной войны»
3. Тематическое планирование спецкурса «Города-герои Великой Отечественной войны»
|
Масюкова Н. Г., зав кафедрой гуманитарных дисциплин скиро пк и про В 2012-2013 учебном году преподавание истории и обществознания в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края будет осуществляться... | Методические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной... Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях | ||
Постановление от 29 декабря 2012 г. N 562-п о программе комитета... Ставропольского края в соответствующей сфере деятельности" и распоряжением Правительства Ставропольского края от 19 мая 2011 г. N... | Темы рефератов экологические проблемы Ставропольского края Органы... Ставропольская региональная общественная организация Экологический Конгресс Ставрополья | ||
Тгпу программа дисциплины Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В. И. Коровин, В. Я. Коровина. – М.: Просвещение,... | Методические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях... Итоговая диагностика | ||
О проведении конкурса среди студентов и аспирантов высших учебных... Жденного постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 17 января 2014 г. №108/1008-5 (с изменениями, внесенными постановлениями... | Михайло стельмах Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях | ||
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В. И. Коровин, В. Я. Коровина. – М.: Просвещение,... | Зміст програмового матеріалу Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях | ||
Методические рекомендации по организации образовательного процесса... Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу "Основы безопасности... | Конспект урока по литературному чтению Тема: Буквы К, к Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях | ||
Заседания избирательной комиссии ставропольского края Ставропольского края, связанные с подготовкой и проведением дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Ставропольского... | Дайджест горячие страницы украинской печати выпуск №79, (декабрь, 2012г.) Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях | ||
Рабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 3 часа... Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В. И. Коровин, В. Я. Коровина. – М.: Просвещение,... | Ставропольский государственный университет Программа и методические рекомендации по организации и проведению нумизматического кружка на внеклассных занятиях в средних общеобразовательных... |