Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг





Скачать 71.56 Kb.
НазваниеВнутренняя политика Александра I 1815-1825гг
Дата публикации16.08.2013
Размер71.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
I межрегиональный Фестиваль науки и искусства “Личность. Интеллект. Культура»

«Педагогическая копилка. Из опыта работы с талантливыми детьми»

Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг.

Урок- проект по истории России XIXв. ,8 класс

Лазарева Людмила Анатольевна,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кильдеевская основная общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект урока по теме: Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг.

Цель урока: - ознакомить учащихся с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815-1825гг, выяснить причины отказа от дальнейших реформ;

-развивать умения учащихся анализировать исторические документы, литературные произведения, ранее изученный материал;

-формировать уважение к историческому прошлому родной страны, развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина

Оборудование урока: мультимедйный проектор, презентация по теме, раздаточный материал (проверочный тест, текст документа проекта Н.Н.Новосильцева «Уставная грамота Российской империи», текст документа М.М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов»)

Основное содержание: конституция Царства Польского, сейм, »Уставная грамота российской империи», мистицизм, ценз.

Планируемые результаты усвоения учащимися данной темы:

-знать - перемены во внутренней политики Александра I в данный период;

-уметь- анализировать исторический документ, использовать современные источники информации;

-давать - оценку деятельности государственным деятелям: М.М. Сперанский. Н.Н. Новосильцев, Александр I

Методы обучения: репродуктивный метод с постановкой познавательного задания: Каковы были практические последствия и результаты преобразований Александра I в начале правления?

Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом документа, работа в группах

Приёмы деятельности учителя: объяснение, персонификация, организация лабораторной работы, обсуждение проблемы и предъявление результатов учебной деятельности.

Развитие умений учащихся: учащиеся работают с настенной картой «Российская империя в первой половине XIX в»; систематизируют знания о деятельности М.М. Сперанского; сравнивают проекты Сперанского и Новосильцева; учатся работать в группах, формулируют свою собственную оценку; умеют доказывать свою точку зрения и принимать чужую, если она убедительная.

План урока:

1.»Дней Александровых прекрасное начало..» (А.С. Пушкин)

2.Конституция Царства Польского.

3.Проект Н.Н.Новосильцева «Уставная грамота Российской империи»

4.»Сфинкс, не разгаданный до гроба»..(В.Вяземский)

Урок имеет ряд особенностей. В- первых, изучение нового материала строится на актуализации межкурсовых и межпредметных связей: литература по теме: «Творчество А.С. Пушкина», истории нового времени, курса обществознания по теме: « Конституция Российской Федерации»

В начале урока учитель знакомит учащихся с темой и планом урока, а затем предлагает прочитать эпиграф к уроку» Дней Александровых прекрасное начало» (А.С. Пушкин, стихотворение «Послание Цензору»,1813г.). После того, как учащиеся ознакомились с содержанием эпиграфа, учитель подводит учащихся к проблемному заданию, истекающего из самого эпиграфа. Формулировка задания будет озвучена вопросом: «Почему А.С. Пушкин даёт оценку деятельности Александру I как «Дней прекрасное начало»?

Ответы учащихся могут содержать характеристику внутренней политике Александра I в 1801-1813гг: создание «Негласного комитета», попытка решить крестьянский вопрос в указе «О вольных хлебопашцах»(1803г), министерская реформа, изменения Святейшего Синода, проект преобразования Сената, финансовая реформа, реформа в области образования, создание Государственного совета. Во второй части вопроса, учащиеся дают оценку проекта М.М. Сперанского «Введения к уложению государственных законов» с предложениями наделить население гражданскими и политическими правами, избирательными и предать законодательные функции выборной государственной Думе. Крестьянский вопрос не был решен, хотя положение крепостных несколько облегчилось. Обобщив ответы учащихся, что после воцарения Александр I провёл серию реформ, способствующих либерализации общества. Наиболее яркие и либеральные реформы были проведены именно впервые годы правления. Пушкин, несомненно, положительно относился к либерализации общества, что и отразил в своём произведении «Послание цензору»

Учитель предлагает закрепить соответствующие выводы проверочным тестом по теме:»Внутренняя и внешняя политика Александра I 1801-1813гг».Проверочный тест содержит задания части А и части В ГИА выпускников по истории в новой форме. Задания А1-А6 дают возможность учителю проверить знания учащихся дат и событий. Задания В1-В2 закрепляют знания по историческим деятелям с использованием исторического документа. Время выполнения заданий до 6 мин.

После выполнения задания проводится рекомендуемый комплекс упражнений

Физкультурной минутки (ФМ) (рекомендации СанПиН 2.4.2.2821-10)

Объяснение нового материала учителем проходит в соответствие с планом, с котором учащиеся были ознакомлены в начале урока.

Рассказывая о Конституции Царства Польского(15 ноября 1815года) учащиеся работают с настенной картой «Российская империя в первой половине 19века» определяя границы Российской империи, вспоминая, что Царство Польское оказалось в составе Российской империи по результатам Венского конгресса (межпредметная связь с курсом новой историей).Российский император становился королем польским. Законодательная власть принадлежала Сейму. По ходу рассказа учащиеся записывают новое понятие «сейм», работают с историческом документом «Из речи императора на открытии сейма в Варшаве, март 1818г»9стр.15 учебника история России 19в, автор Данилов А.А.

В ходе анализа документа, учащиеся должны прийти к мнению, что дворянство услышало от царя, о намерении введения конституции на всей территории России. Её введение зависело от успешности польского опыта и достижение России определенного уровня развития.

Учитель, выслушав ответы учащихся, сообщает о том, что в это время Александр I поручает Н.Н. Новосильцеву разработать проект российской конституции. Работа велась в строжайшей тайне, в Варшаве, с французом П.И. Пешар-Дешан.

Для развития познавательной деятельности учащихся используя проектный метод учащиеся знакомятся с биографией и деятельностью государственного деятеля Н.Н. Новосильцева. Время выступления ученика-4мин.

После защиты проекта организуется работа с учащимися по изучению текста проекта «Уставная грамота Российской империи»

В связи с тем, что текст документа большой, а время урока ограничено, учителем заранее готовятся статьи и вопросы для их обсуждения. Работа проводится учащимися в группе. Содержание вопросов зависит от уровня усвоения знаний учащимися, используется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому участнику. Вопросы для обсуждения:

1.Из, сколько глав и статей состоит проект? (ответ: 4главы,161статья)

2.Как называется глава 1 документа? (Глава называется «Предварительные распоряжения. Содержит 8 статей и включает в себя территориальное деление империи)

3.Проанализируете главу 2»О правлении Российской империи» ст.9-15 и ответьте на вопрос: Изменилась ли власть государя? Что такое державная власть?

4. Какова роль Государственного Совета? Что такое Правительный совет, Общее собрание? Анализ ст.35-38,42

5.Какую функцию выполняют наместники и совет наместников?

6.Определите деятельность Министерств. Анализ ст45-46

7.Как вы поняли «ручательство державной власти»? Анализ ст.81-83

8.Затронут ли вопрос о народном представительстве?

Итогом всей работы, учащиеся должны сделать вывод, о том, что по проекту Н.н. Новосильцева Россия получала федеративное устройство, разделялось на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган. Провозглашалось неприкосновенность личности: никто не мог быть арестован без предъявления обвинения. Никто не мог, наказан как по суду.

Закреплением новых знаний учитель предлагает учащимся выполнить задания:

Задание: Сравните проекты государственного устройства М.М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов» и проект Н.Н. Новосильцева «Уставная грамота Российской империи». Ответ запишите в таблице:


Общее:

___________________

__________________

____________________

Различие:

___________ _____________

___________ ______________

____________ _____________

На слайдах презентации представлены схемы проектов М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева. Используя данные схемы, учащиеся, выполняют задание в тетради, каждый самостоятельно. Время выполнения 5мин.

В заключении учитель делает вывод:

В 1820-1821 гг. произошли революции в Испании и Италии, война за независимость Греции. Проект «Уставная грамота российской империи» был положен в дальний ящик. Сам Александр I жил сложной непонятной жизнью. Он был словно соткан из противоречий. В нём был религиозный мистицизм, (работа с определением в тексе параграфа стр. 17 учебника) любовь к шагистике, откровенная леность к занятиям. Неутолимая жажда путешествия. Во время путешествия по России он заходил в крестьянские избы.

«Сфинкс, не разгаданный до гроба»- сказал о нём Вяземский.

Перед вами стихотворение А.С. Пушкина «Сказки». Почему изменилось мнения поэта о царе и как? Проанализируйте и дайте оценку.

В качестве домашнего задания восьмиклассникам следует предложить найти и прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Деревня». Сообщив следующее: «когда Александр I прочитал стихотворение, велел поблагодарить поэта за добрые чувства, которые оно вызывает. А после этого царь поручил А.А. Аракчееву подготовить проект освобождения крестьян. Вопрос: Ребята, подумайте, что могло так повлиять на Александра?

Данный вопрос станет проблемным заданием для изучения материала следующего урока «Социально- экономическое развитие России после 1812 года».

Подводится итог урока с подробным обсуждением и анализом ответов учащихся и каждой группы. Учащиеся, не принимающие, участие в обсуждении вопросов или испытавших затруднение при ответе выставляется отметка по проверочному тесту.

Домашнее задание: п.6, учебника история России, автор Данилов А.А.

Индивидуальное задание:

Подготовить выступление по данной теме:

-Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Деревня»

-А.А.Аракчеев. Проект освобождения крестьян.

-«Сфинкс, не разгаданный до гроба»- последние годы царствования Александра I


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconДепартамент образования города Москвы Северо-Восточное управление...
Урок Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг. Учебник §5
Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconПлан-конспект урока: «Внутренняя политика правительства Александра I»
Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея
Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг icon1. Россия в начале XIX века. Внутренняя политика Александра I
Общественная мысль в России во второй четверти XIX века. (Западники и славянофилы.)
Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconУрок 38 Первые страницы нового царствования Урок 39 Попытки укрепить...
Урок 35 Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. Первые организации будущих декабристов
Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconУрок истории «Внутренняя политика Николая 1»

Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новые термины и даты: заграничные походы русской армии, 4-7 октября 1813 г. – «Битва народов», Венский конгресс (сентябрь 1814-июль...
Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconАда Августа Лавлейс (August Ada Lovelace) 1815 1852 г г
Аде Августе Лавлейс (Байрон), (родившейся именно 10 декабря 1815 года) – гении, создавшего язык программирования для вычислительной...
Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconВнутренняя политика Николая II
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры бухгалтерского учета и аудита (протокол №7 от 16 марта 2009...
Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconУрока «Внутренняя политика Николая I»
Данный урок является 10-ым в системе изучения «России в первой половине 19 века», но первым по теме «Николаевская Россия»
Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconТема: Внутренняя политика в 1894 1904 гг
Сформировать представление об основном противоречии российской политической системы – между формирующимся гражданским обществом и...
Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconУрок по теме «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.»
Цель урока : формирование антикоррупционного мировоззрения на уроках истории через знакомство с историческими источниками
Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconIV. россия в начале нового времени. «Смутное время» московского царства
Воцарение и правление Бориса Годунова (причины прихода к власти, внутренняя и внешняя политика)
Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconПлан-конспект урока внутренняя политика Николая I
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры бухгалтерского учета и аудита (протокол №7 от 16 марта 2009...
Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок в 7 классе по теме: «Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины ii» учитель Таратынова Т. Е
Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconВыбрать 1 ответ из 4 – Х. Внутренняя политика Николая 1
Реформа системы государственного управления привела к росту чиновничества, которое увеличилось к концу царствования Николая I до
Внутренняя политика Александра I 1815-1825гг iconИстория России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения
Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного Опричнина и ее социальные послндствия


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск