История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения





НазваниеИстория России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения
страница1/7
Дата публикации05.07.2014
Размер0.62 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
История России


  1. История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения.

  2. Славянский и норманский фактор в образовании древнерусского государства.

  3. Древнерусское государство и его исторические значения.

  4. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.

  5. Борьба русского народа за свою национальную независимость (Х111- Х1Vвв)

  6. Причины распада Древнерусского государства и его последствия.

  7. Объеденение русских земель вокруг Москвы и его значение

  8. Объединение единого Российского централизованного государства (Х1V – XV1вв)

  9. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного Опричнина и ее социальные послндствия

  10. Крепосное право в России этапы закрепления, последствия

  11. Смутное время Причины, сущность, последствия

  12. На защите независимости россии (Минин и Пожарский)

  13. Реформы Петра 1 и их значения для России

  14. Просвещенный абсолютизм в России во второй половине XV111 века

  15. Отечественная война 1812 года и ее место в отечественной и мировой истории

  16. Движение декабристов причины, сущность, результаты, историческое значение

  17. Славянофилы и западники о путях развития России

  18. Реформы 60-70гг Х1Х века и их историческое значение

  19. Народничество и его место в истории России

  20. Г.В. Плиханов его Группа. Освобождение труда

  21. Особенности развития Российского государства на рубеже Х1Х-ХХ вв

  22. Формирование политических партий в России в начале ХХ века

  23. Причины, характер и особенности первой революции в России 1905-1907гг

  24. Столыпенская аграрная реформа. Ее цели и результаты

  25. Первая мировая война причины, характер, социальные последствия для России

  26. Февральская революция в России Причины, особенности, итоги, уроки

  27. Развитие общественно- политической ситуации в России после февраля 1917г

  28. Октяборьская революция 1917г и ее место в отечественной и мировой истории

  29. Гражданская война и военная интервенция социальные последствия и уроки

  30. Политика военного комунизма цели особености итоги

  31. Новая экономическая политика сущность цели, причины свертывания

  32. Сталинизм сущность и социальные последствия

  33. Индустриализация страны и ее историческое значение

  34. Коллективизация сельского хозяйства ее итоги и уроки

  35. Внешняя политика Советского правитильства накануне и в первый период второй мировой войны

  36. Начало второй мировой войны причины, цели и характер

  37. Состояние обороноспособности СССР в 1939-1941гг

  38. Начало Великой Отечесивенной войны 1941- 1945гг Причины тяжелых потерь и отступление Красной армии впервом периоде войны

  39. Мобилизация сил и средств советского народа на борьбу с немецко- фашистскими захватчиками

  40. Героическое и Трагическое в судьбах советских людей в годы Великой Отечественной войны

  41. Подвиг советской молодежи в годы Великой Отечественной войны Преподаватили и стаденты МГГУ в годы войны

  42. Антигитлировская коалиция государств в годы 2 мировой войны ее значение и уроки

  43. Итоги и уроки Великой Отечественной воны. Решающая роль СССР в разгроме фашисткой германии

  44. Трудовой подвиг народа в восстановлении народного хозяйства страны. Вклад преподавателей и студентов МГГу

  45. Обострение противоречий в послевоенные годы .Холодная война причины сущность последствия

  46. Попытки реформирования советского общества Н.С Хрущевым

  47. Нарастание застойных явлений в советском обществе в 70гг первой половине 80гг причины сущность. Последствия

  48. Перестройка декларации и реальность (1985-1991)

  49. Россия на современном этапе развития (1991-2001гг)

  50. Выдающиеся деятели России (по выбору студента)



1. История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения

Основные определения истории: - процесс развития какого-то явления(история болезни),- процесс развития человека, -наука, изучающая прошлое природы и человека, - учебная дисциплина. Появления «Истории» в Греции: Фалес применял к вопросам о происхождении. Гомер рассказы о былом. Профессиональные Историки: Геродот («отец»), Политий, Фукидид – Греция; Ливий, Тацит, Плутарх – Рим. На Востоке история- бесконечная цепь превращений человека в границах божественного. Русь: «Повесть временных лет». Идеи цикличности в истории (араб Аль-Бируни, француз Боден, итальянец Вико). В XVII-XVIII начался процесс превращения истории в науку. Россия: Карамзин, Татищев. Гегель, Шеллинг: абсолютный дух в истории. Гердер «генетическое» развитие истории. Всемирная История делится на: -по времени (история первобытная, древняя, средневековья, новая, новейшая); -по географическому признаку (история Стран, регионов, частей света); -по комплексным проблемам (эпоха Возрождения…). Раздела истории: экономическая, политическая, духовная, военная… Историч. Науки: антропология, археология, этнография… Смежные науки: история техники, гос-ва и права, воин, историография. Историческое пространство(страны, регионы), Историческое время (для отчета, периодизации).
2. Савянский и норманский фактор в образовании древнерусского государства.

1. Норманская ( о завоевании Руси варягами)2. Антинорманская3. теория о призвании варягов

Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.

Суть:1)Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва;2)Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.Доводы:1)слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.;2)дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т;3)1-е киевск князья были варягами;4)в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны.Антинорманская теория.Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ваДоводы1)термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан2)рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии3)у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.Теория о призвании:Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности.В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.Государство - это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и призванный охранять обществ порядок.Признаки гос-ва:1)единая терр-рия2)наличие чиновнич апп-та3)армия4)наличие суд системыК 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне, а именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции.Причины оформления гос-ти у В сл-н: усложнение эк жизни, отделение ремесла от с/х,выделение воен сословия,появление эк нерав-ва.Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новг и Киева ознаменовал факт обр-я единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг:варяги - хорошие воины,у варягов уже был опыт в созд-ии гос-ва,нейтральная фигура
3. Древнерусское государство и его исторические значения.

980 - 1015 - княжение Владимира. 988 - ввёл христианство на Руси, что соответствовало новым общ-венным отношениям. * 9 в. - образование Древнерусского гос-ва с центром в Киеве. 9 - 10 - складывание древнерусской народности, объединение земель в единое гос-во; создание аппарата вл-ти. Князь, вече, дружина. Князь - во главе племени ( законодатель, военный предводитель, судья, адресат дани ). Княжеская администрация - посадники и тысяцкие - чиновники органов госуправления и личные слуги князя: тиуны ( дворецкие ), стольники ( дипломаты ), ловчие ( мы в будущем )( вследствии близости к князю сделались видными чиновниками. * Вече - народное собрание, решения кот. исполняли князья. Дружина - поддерживала вл-ть князя, но далеко не подданические отношения. “Старшая дружина” - наиб. богатые и влиятельные землевладельцы. Составляли “думу” князя и назывались боярами. “Младшие” дружинники, “отроки”, “чадь” - слуги ( в военное время воины ). Основное население составляли свободные общинники ( “люди” ). Смерды ( широкая общ-венная группа ) видимо несвободные или полусвободные княжеские данники. Рабы: челядь, холопы. Главный источник - плен. Были полностью бесправны. В 12 в. холопство: “обельное” и неполное. Плен, самопродажа, женившийся на рабе. Конец 12 в. “закупы” - попавшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Личное хо-во+право на выкуп. “Рядовичи” - жизнь защищена лишь min 5 гривенным штрафом. “Изгои” - лишившийся своего соц. статуса ( порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю ). Зарождается сословный строй. Черты: многочисленность и пестрота сословных групп; неустойчивость и наличие промежуточных слоёв; выделение сословных групп по происхождению или по положению в гос-ве. Датой образования Древнерусского государства условно считает­ся 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого госу­дарства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь (киевское княжество, киев­ский каганат).Высшая категория — КНЯЗЬЯ, из которой выделяются Великие князья.БОЯРЕ — знатные люди, обладавшие вотчинами. Делились по происхождению на родовое боярство (в прошлом «старцы градские») и служилое боярство (верхушка княжеской дружины).Средний слой населения был представлен КУПЦАМИ и ЗАЖИТОЧНЫМИ ГОРОЖАНАМИ в городах и МЛАДШИМИ ДРУЖИННИКАМИ.Зависимое население: ЛЮДИ — все свободное население;СМЕРДЫ — полусвободное население, живущее на землях князя и платящее подати;ЗАКУПЫ — полусвободные люди, отрабатывающие долг (купу); РЯДОВИЧИ — работающие по «ряду» — договору; ХОЛОПЫ — несвободное население, рабы. Как правило, холо­пами были военнопленные, а также бежавшие или не вернувшие долг закупы; ИЗГОИ — люди, стоящие вне общества. Изгоями становились вышедшие из общины смерды, позднее — не обучившиеся грамоте де­ти священников и дети князей, не получившие «стола» до смерти роди­теля. Основные тенденции в развитии социальной структуры:1. Появление единого термина — «бояре», включавшего в себя различные группы родоплеменной и служилой зна­ти,2. Деление дружины на старшую и младшую и появление низшей части господствующего класса — отроков.3. Обогащение правящей верхушки — через государственную си­стему (грабительские набеги и перераспределение государственных по­датей).4. Появление вотчинного хозяйства (XI — XII вв.) с эксплуатаци­ей челяди.5. Расслоение общины.Государственное управление:1. Во главе государства стоял КНЯЗЬ, принадлежавший к роду Рюриковичей. В первое столетие существования Киевской Руси земля­ми, подвластными Киеву, управляли племенные князья, избранные по родовому принципу. Впоследствии они были вытеснены великокня­жеской династией.Для Руси было характерно перераспределение княжеских «столов» между всем родом Рюриковичей (лествиничная система), когда самый старший в роду правил Киевом, второй по старшинству — Новгородом и т.д. В случае смерти киевского князя вся лестница поднималась на ступень вверх. Эта система очень скоро стала крайне неудобной из-за невозможности установить старшинство того или иного члена рода. Это вело к непре­рывным войнам между ветвями Рюриковичей.Функции князя:— обеспечение внешней безопасности; издание законов; высший суд; глава администрации.Князь был настолько необходимой частью политической си­стемы, что, по свидетельству очевидца, было удивительно, как два ме­сяца город жил без князя и не был захвачен врагами.2. Князь был ничем без ДРУЖИНЫ, состоящей из профессио­нальных воинов. Сначала дружина была едина и кормилась при дворе князя, в последствии выделяется старшая дружина, в которую входят воины, получившие земельные владения, — бояре, и младшая дружина, состоящая из гридней. Дружина выполняла не только военные, но и административно-судебные функции.3. Наследием первобытно-общинного строя было вече, регулярно собиравшееся в Новгороде и, в исключительных случаях, в других го­родах. Решало вопросы княжения, войны и мира, созыва народного ополчения.Население Древнерусского государства облагалось данью. Сбор дани назывался полюдье. Ежегодно в ноябре князь с дружиной начи­нал объезд подвластных ему территорий. Собирая дань, он осу­ществлял при этом судебные функции. Размер государственных повин­ностей при первых киевских князьях не был зафиксирован и регулиро­вался обычаем. После гибели в 945 г. князя Игоря, попытавшегося произвольно увеличить размер дани, его вдова, княгиня Ольга, устано­вила фиксированный размер повинностей. Ею же были определены места сбора податей: «становища и погосты».

4. Принятие христианства на Руси и его историческое значение.

В 980 г. великим киевским князем стал Владимир Святославич. Владимиру удалось прекратить кровавую княжескую междоусобицу, которая разгорелась после смерти Святослава. Киев и Новгород были вновь объединены, князь контролировал весь Днепровский путь. Своих сыновей он посадил наместниками в главные города Руси. При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру. Однако язычество не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя.Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.Причины, которые обусловили принятие Русью христианства:1)язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;2)язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;3)требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;4)монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;5)появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.Влияние христианства на судьбу страны:1)церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);2)принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;3)церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;4)принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;5)церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;6)христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconПрограмма рассчитана на 70 часов, что является оптимальным для изучения...
Количество часов в неделю 2; на год 70часов, Новая история 24ч, История России 46ч
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconПрограмма рассчитана на 70 часов, что является оптимальным для изучения...
Количество часов в неделю 2; на год 70часов, Новая история 28ч, История России 42ч
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconЗагладин Н. В. История. История России и мира. 10-11 кл
Государственному образовательному стандарту по истории. Планирование адаптировано к учебному плану мбоу всош №5, предназначено для...
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История как наука и как учебный предмет. Значение изучения истории. Периодизация истории
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconРабочая программа по истории (учебный предмет) 7 (классы) (2012-2013 уч год)
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconРабочая программа курса История России XIX век Класс: 8 История России: 40 часов
России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для...
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Согласно рбуп курс «История Сибири» интегрирован в предмет «История». Изучение модулей курса «История Сибири» (в объеме 34 часов)...
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции развития трудового законодательства в России. Понятие, предмет,...
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconДистанционный курс изучения истории преподаватель: ковалева татьяна сергеевна электронная почта
История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности...
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconТема Демография как наука Актуальность демографической проблематики....
Гос впо по специальности 030401. 65 История, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308 гум/сп
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconУчебному предмету "история" учителя истории и обществознания Вислогузовой...
Рабочая программа по истории для 8 класса разработана на основе авторских программ «История России 6-11 кл.» А. А. Данилова и Л....
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
История России” и “История политических учений”. Знания по курсу “История России” необходимы для компаративного анализа материалы...
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconТема Трудовое право как самостоятельная отрасль. История и тенденции...
Трудовым Кодексом РФ. Соглашение об изменении условий трудового договора заключается в письменной форме./ст. 72
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconТребования к уровню подготовки учащихся и выпускников среднего (полного)...
Курс «История» 10 класс состоит из двух параллельно изучаемых предметов: «История России» и «Всеобщая история»
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconПрограмма дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки...
История России История как наука, ее предмет, принципы изучения и значения iconДоклад директора / публичный отчет
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск