Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка





Скачать 178.93 Kb.
НазваниеПрограмма деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка
Дата публикации06.04.2015
Размер178.93 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
Утверждаю

Директор МОБУ СОШ ст. Леонидовка

_______ Нефёдова Н.Д.

«1» сентября 2013г.

Программа

деятельности школьного музея

МОБУ СОШ ст. Леонидовка

на 2013-2014 учебный год

Составила: учитель истории

Хромова Н.В.

Пояснительная записка.

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.

Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

Цели программы:

  • Сохранение исторической памяти и наследия, развитие интереса к истории своего народа, села, школы.

  • Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.

  • Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.

  • Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну.

    Основные задачи:

1. Изучить историю своего села ,а так же историю возникновения и развития средней школы, войсковой части.

2. Исследовать школьные традиции прошлого.

3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея.

4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.

6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили свой город.

7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны.

8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.

Обоснование значимости программы.

Наше село имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они учителя и выпускники прошлых лет, что представлял быт простого народа, основные занятия жителей села, участники ВОВ, кто они? А в нашем селе есть о ком рассказывать. Интересны судьбы и просто учителей, и директоров, и выпускников ,простых колхозников и ветеранов, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Часть педагогического коллектива – учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, города, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.

Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…".

Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Образовательное пространство:

Школьный музей взаимодействует с кабинетом истории, с сельской администрацией, с городским и областным архивами, библиотекой, интернет ресурсами и др. школьными музеями.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Принципы работы школьного музея.

Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:

  • Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей;

  • Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;

  • Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;

  • Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

  • Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

  • Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.

  • Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

  • Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

  • Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Основные виды деятельности школьного музея:

1. Поисковая деятельность.

2. Исследовательская деятельность учащихся.

3. Экскурсионно – просветительская деятельность.

4. Оформительская деятельность.

5. Методическая работа.

Организация поисковой деятельности:

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города;

- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края;

- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

- Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы;

- Проведение экскурсионной работы в музее.

Исследовательская деятельность

Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области.

Оформительская деятельность:

- составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

- оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

- оформление экспозиций, витрин для школьного музея;

- создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны).

Экскурсионно-просветительская деятельность:

- проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций;

- организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы;

- участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.;

- сотрудничество с районной газетой;

Методическая деятельность

- создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея;

- разработка методических рекомендаций по работе школьного музея;

- создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея;

- разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций..

Руководство работой школьного музея.

Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы.

Сроки действия программы. Программа рассчитана на 1год. (2013-2014 уч.г.)

Участники программы. Совет школьного музея, учащиеся школы 7-11 классов, классные руководители.

План реализации Программы.



Направление деятельности

Сроки исполнения

1.

Организационная работа.

- Разработка нормативной базы музея: Положения о школьном музее, провести инвентаризацию и оформить паспорт музея;

- Приобретение необходимого оборудования: фотоаппарата или кинокамеры, магнитофона или диктофона, компьютера, принтера, сканера, фотоальбомов, бумаги, папок и т.п.

- Составление и утверждение календарного плана работы музея.

-Создание или обновление состава Совета музея.

С 2013 г.

Ежегодно

2.

Работа с фондами школьного музея.

- Инвентаризация имеющихся музейных предметов..
- Систематизация музейных предметов по разделам и темам.

- Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение

- Обработать воспоминания участников об участниках ВОВ и начать создание Книги памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!»

- Создание архива музея в электронном варианте;
- Создание картотеки музейных предметов.

2013-2014г.

С 2013г. Постоянно.

2013г.

С 2013г.

С 2013г.

3.

Поисковая работа.

- Работа в районном и городском архивах.

- Работа в городской библиотеке.

- Работа в районном отделе ЗАГС.

- Работа с документами в районной и городской администрации

Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны, переписка.

- Поиск материалов и документов об учителях и директорах погибших в годы ВОВ.

- Поиск бывших учителей, выпускников школы, переписка с ними.

- встреча с ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране.

Ежегодно

4.

Оформление экспозиций и разделов музея.

1. Летопись Великой Отечественной войны…

- «Герои Советского Союза – наши земляки»

- «Участники трёх войн» - о ветеранах войны ….

- Книга памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!»

- 2. История школы:

- «Школа в годы войны»

«История школы в 50е годы»

- «История школы в 60е годы»

- «История школы в 70е годы»

- Альбомы по истории школы

- Летопись школы: праздники и будни.

3. История в лицах… (это учителя, ученики)

«Герои нашего времени»

- Выпускники школы

- Классные летописи

4. «Традиции провинциальной старины»

- предметы быта

- утварь

- одежда

- фотографии

5. «Истоки нашей духовности»

2013-2014уч.г.

Ежегодно

2013 -2014

2013-2014

2013-2014

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

2013-2014

2013-2014

2013-2014

Ежегодно

С 2013

2013-2014

2013-2014

Ежедневно

С 2013 года

5.

Просветительская работа.

1. Проведение экскурсий и бесед по темам:

- История школы

- Летопись Великой Отечественной войны

- Воины - интернационалисты

- Русская изба

- Старинные деньги

2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:

- Вечер встречи выпускников,

- День согласия и примирения,

- День Конституции,

- День воина – интернационалиста,

- День Победы,

- Акция «Подарок солдату»,

- Вечер «За честь школы»,

- Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда и войны

- научно-практическая конференция, краеведческая олимпиада

- конкурсы исследовательских работ

3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам школьного музея.

4. Размещение информации на сайте.

5. сотрудничество со школьными музеями школ района и города.

Ежегодно

По заявкам

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

2013г

2014 г.

В течение года

6.

Исследовательская деятельность учащихся.

Подготовка и написание докладов и рефератов по темам:

- История школы в годы Великой Отечественной войны

- Летопись Великой Отечественной.

- Великая Отечественная война в истории моей семьи

- «Герои нашего времени»

История школьного музея

2013-2014

2013-2014

2013-2014

2013- 2014

2013-2014




Переписка музея:

с выпускниками школы, членами краеведческого кружка, ветеранами ВОВ и их родственниками

По мере необходимости.

7.

Методическая работа.

Создание методических рекомендаций:

- Примерное тематическое планирование использования местного краеведческого материала

- Тематика классных часов по материалам школьного музея.

Выступление на МО «Исследовательская деятельность учащихся».

Создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея:

- «Никто не забыт, ничто не забыто!»

- «Жизнь пройти не поле перейти…»

- «Счастье себя стране отдать»

- И не помнить об этом нельзя»

- история Школьного музея

- История школы

- история в лицах (по мере поступления материала)

Создание буклетов-брошюр по экспозициям школьного музея.

2014

Обновление ежегодно

С 2013 г.

Ежегодно с 2013г.

2013-2014г

Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость.

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, овладевают необходимыми туристическими навыками, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения.

Оценка результатов.

Эффективность достижения целей программы будет оцениваться

Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности.

Во-вторых: результатами участия в краеведческих конкурсах, конкурсах исследовательских работ.

5. Наличие совета музея

Возглавляет работу музея его совет. В состав совета входят директор школы, учитель истории, библиотекарь, классные руководители, представители обучающихся, которых выдвигают в начале года коллективы классов. Совет музея собирается 2-3 раза в год, определяет перспективы деятельности музея, координирует её с работой по туризму, планирует работу на год. В плане определяется исторический подход, события подлежащие исследованию, способы сбора и обработки информации, методы вовлечения школьного коллектива в изучении той или иной темы, конкретизируется работа совета музея, распределяются обязанности среди членов совета.

6. Связь школьного музея с научными, государственными и общественными организациями

Работа музея строится в соответствии с программой « Школьный музей». Большую помощь оказывает совет ветеранов. За рекомендациями по вопросам хранения, размещения, организации члены совета музея обращаются в краеведческий музей г. Пензы. Школьный музей поддерживает связь со школьными музеями области и района, обменивается опытом. В рамках ресурсного центра гражданского и патриотического воспитания школьный музей осуществляет сетевое взаимодействие с другими ОУ.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconКонкурс организуется Международным Союзом благотворительных общественных...
Моку «сош с. Ариадное», моку «сош с. Сальское», мобу «сош с. Малиново», мобу сош с. Ракитное», мобу «сош с. Веденка», мобу «сош с....
Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconОбразовательная программа «Школьного музея» Автор программы
Хапохов М. Г. Руководитель школьного музея
Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconПодготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской...
Мастер- класс: «Организация работы школьного музея в системе патриотического воспитания»
Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Презентация школ – участниц проекта «Одна школа – одна страна»: мобу сош №2, мобу сош №12, мобу сош №24, мбоу сош №19 с уиоп кадетский...
Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconПлан работы школьного музея
Заседание совета музея по утверждению плана работы музея и детского объединения «Поиск» на 2012-2013 учебный год
Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconПрограмма деятельности школьного краеведческого музея Составитель:...
Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории мбоу "Нижнекулойская...
Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconОтчёт о работе краеведческого музея моу сош «№66»
...
Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconПлан работы школьного музея. I. Вступление
Вся деятельность школьного музея направлена на обогащение воспитанников эмоциональным и нравственным опытом. Прежде всего дать детям...
Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка icon«Стратегия игры», Сахибгареева В. З. – учитель информатики мобу сош...
Мобу сош д. Николаевка был проведен фестиваль открытых уроков учителей информатики
Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconО деятельности музея мбоу «сош №30» г. Чебоксары
Плясунова Людмила Александровна, 1952 года рождения. Стаж работы – 37 лет. Период работы руководителем данного музея – с 2006 года...
Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconДиректор мобу сош №70 на педагогическом совете мобу сош №70
Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного...
Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconАнализ работы деятельности школьного музея «боевой славы» за 2013-2014 учебный год

Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconАнализ работы проблемно- творческой группы учителей английского языка...
«Использование проектной деятельности в учебном процессе» мобу сош №3 за 2007- 2008 учебный год
Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconПубличный доклад о состоянии и результатах деятельности школы
Результаты работы школьного исторического музея имени Доровских А. И. стр
Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconУрок по окружающему миру в 4 «А» классе мобу сош №85 мобу сош №85...
Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, интерактивная доска, обучающая программа Мультимедийный диск «Большая детская...
Программа деятельности школьного музея мобу сош ст. Леонидовка iconПамятка «Противоречия педагогической практики» Памятка «Принципы работы педагога»
Памятка «Рекомендуемая форма отчета о работе школьного музея; характеристика музея»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск