Скачать 178.93 Kb.
|
Утверждаю Директор МОБУ СОШ ст. Леонидовка _______ Нефёдова Н.Д. «1» сентября 2013г. Программа деятельности школьного музея МОБУ СОШ ст. Леонидовка на 2013-2014 учебный год Составила: учитель истории Хромова Н.В. Пояснительная записка. Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились. История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти. Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества. Цели программы:
1. Изучить историю своего села ,а так же историю возникновения и развития средней школы, войсковой части. 2. Исследовать школьные традиции прошлого. 3. Провести поисковую работу в целях пополнения фонда школьного краеведческого музея. 4. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности. 5. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения. 6. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности выпускников, учителей школы, а также людей, которые прославили свой город. 7. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с ветеранами войны. 8. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям. Обоснование значимости программы. Наше село имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они учителя и выпускники прошлых лет, что представлял быт простого народа, основные занятия жителей села, участники ВОВ, кто они? А в нашем селе есть о ком рассказывать. Интересны судьбы и просто учителей, и директоров, и выпускников ,простых колхозников и ветеранов, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Часть педагогического коллектива – учителя – выпускники этой школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться и своими учащимися: медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов, кандидатами наук, поэтами и, вообще, выпускниками которые смогли стать настоящими людьми. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе, школе и их лучших людях – бывших и настоящих выпускниках школы, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа, города, школы. Воспитание учащихся на традициях уважения к профессии учителя, гордости за успехи школы и детей в различных областях знаний. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования. Девиз музея - "И об этом не помнить нельзя…". Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Образовательное пространство: Школьный музей взаимодействует с кабинетом истории, с сельской администрацией, с городским и областным архивами, библиотекой, интернет ресурсами и др. школьными музеями. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. Принципы работы школьного музея. Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:
Основные виды деятельности школьного музея: 1. Поисковая деятельность. 2. Исследовательская деятельность учащихся. 3. Экскурсионно – просветительская деятельность. 4. Оформительская деятельность. 5. Методическая работа. Организация поисковой деятельности: - Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях школы, города; - Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, области, родного края; - Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов. - Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры; - Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д. - Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея школы; - Проведение экскурсионной работы в музее. Исследовательская деятельность Написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в районных научно практических и краеведческих конкурсах, олимпиадах, семинарах и т.п. на уровне города, района, области. Оформительская деятельность: - составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов; - оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, альбомов-раскладушек; - оформление экспозиций, витрин для школьного музея; - создание рукописной Книги Памяти (воспоминания участников войны). Экскурсионно-просветительская деятельность: - проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных литературных композиций; - организация литературно-краеведческих конференций по опубликованным в печати исследовательским работам учащихся школы; - участие в областных, районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях школьных музеев и т.п.; - сотрудничество с районной газетой; Методическая деятельность - создание книжек-буклетов, видео экскурсий по экспозициям, материалам школьного музея; - разработка методических рекомендаций по работе школьного музея; - создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея; - разработка сценариев мероприятий, программ, викторин конкурсов, методических рекомендаций.. Руководство работой школьного музея. Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее, программой деятельности музея и ежегодным планом работы. Сроки действия программы. Программа рассчитана на 1год. (2013-2014 уч.г.) Участники программы. Совет школьного музея, учащиеся школы 7-11 классов, классные руководители. План реализации Программы.
Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине. Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, овладевают необходимыми туристическими навыками, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения. Оценка результатов. Эффективность достижения целей программы будет оцениваться Во-первых: уровнем сформированности таких ценностных ориентиров, как любовь к Родине, интерес к истории, культуре своего народа; компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности. Во-вторых: результатами участия в краеведческих конкурсах, конкурсах исследовательских работ. 5. Наличие совета музея Возглавляет работу музея его совет. В состав совета входят директор школы, учитель истории, библиотекарь, классные руководители, представители обучающихся, которых выдвигают в начале года коллективы классов. Совет музея собирается 2-3 раза в год, определяет перспективы деятельности музея, координирует её с работой по туризму, планирует работу на год. В плане определяется исторический подход, события подлежащие исследованию, способы сбора и обработки информации, методы вовлечения школьного коллектива в изучении той или иной темы, конкретизируется работа совета музея, распределяются обязанности среди членов совета. 6. Связь школьного музея с научными, государственными и общественными организациями Работа музея строится в соответствии с программой « Школьный музей». Большую помощь оказывает совет ветеранов. За рекомендациями по вопросам хранения, размещения, организации члены совета музея обращаются в краеведческий музей г. Пензы. Школьный музей поддерживает связь со школьными музеями области и района, обменивается опытом. В рамках ресурсного центра гражданского и патриотического воспитания школьный музей осуществляет сетевое взаимодействие с другими ОУ. |
Конкурс организуется Международным Союзом благотворительных общественных... Моку «сош с. Ариадное», моку «сош с. Сальское», мобу «сош с. Малиново», мобу сош с. Ракитное», мобу «сош с. Веденка», мобу «сош с.... | Образовательная программа «Школьного музея» Автор программы Хапохов М. Г. Руководитель школьного музея | ||
Подготовила учитель истории и руководитель музея «Боевой и воинской... Мастер- класс: «Организация работы школьного музея в системе патриотического воспитания» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Презентация школ – участниц проекта «Одна школа – одна страна»: мобу сош №2, мобу сош №12, мобу сош №24, мбоу сош №19 с уиоп кадетский... | ||
План работы школьного музея Заседание совета музея по утверждению плана работы музея и детского объединения «Поиск» на 2012-2013 учебный год | Программа деятельности школьного краеведческого музея Составитель:... Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории мбоу "Нижнекулойская... | ||
Отчёт о работе краеведческого музея моу сош «№66» ... | План работы школьного музея. I. Вступление Вся деятельность школьного музея направлена на обогащение воспитанников эмоциональным и нравственным опытом. Прежде всего дать детям... | ||
«Стратегия игры», Сахибгареева В. З. – учитель информатики мобу сош... Мобу сош д. Николаевка был проведен фестиваль открытых уроков учителей информатики | О деятельности музея мбоу «сош №30» г. Чебоксары Плясунова Людмила Александровна, 1952 года рождения. Стаж работы – 37 лет. Период работы руководителем данного музея – с 2006 года... | ||
Директор мобу сош №70 на педагогическом совете мобу сош №70 Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного... | Анализ работы деятельности школьного музея «боевой славы» за 2013-2014 учебный год | ||
Анализ работы проблемно- творческой группы учителей английского языка... «Использование проектной деятельности в учебном процессе» мобу сош №3 за 2007- 2008 учебный год | Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности школы Результаты работы школьного исторического музея имени Доровских А. И. стр | ||
Урок по окружающему миру в 4 «А» классе мобу сош №85 мобу сош №85... Оборудование: компьютер, презентация по теме урока, интерактивная доска, обучающая программа Мультимедийный диск «Большая детская... | Памятка «Противоречия педагогической практики» Памятка «Принципы работы педагога» Памятка «Рекомендуемая форма отчета о работе школьного музея; характеристика музея» |