Скачать 433.68 Kb.
|
На правах рукописи САФАРОВА Алия Дамировна РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В ОРЕНБУРГСКОМ КРАЕ (КОНЕЦ XIX ВЕКА – 1940 г) 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Оренбург 2009 Работа выполнена на кафедре общей педагогики ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Защита состоится 6 октября 2009 г. в 11:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460884, Оренбург, ул. Советская, 19, ауд. 333. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». Текст автореферата размещен на сайте ОГПУ www.ospu.ru « » сентября 2009 г. Автореферат разослан « » сентября 2009 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор С.С. Коровин ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Современная ситуация развития российского общества обуславливает обращение педагогической науки к проблеме образования национальных меньшинств. Это объясняется тем, что в новых демократических условиях востребована конкурентоспособная личность, квинтэссенцией которой выступают гуманистические ценности, ориентирующие на сохранения мира и спокойствия. Принятие «Национальной доктрины образования Российской Федерации» требует обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Рассматривая образование национальных меньшинств как важнейший элемент социальной культуры, мы считаем, что основные направления его модернизации должны строиться посредством соотношения в содержании образования общечеловеческих и национальных ценностей, а также через освоение ими всего многообразия ценностей этнопедагогики. Оценивая возможности национального образования в образовательных учреждениях, необходимо учитывать, что конкретный эффект, достигаемый посредством его использования в собственно образовательных целях, зависит не столько от специфических свойств, сколько от социальной направленности педагогической системы в образовательном процессе. С этих позиций возникает потребность в обновлении образования национальных меньшинств в современных образовательных учреждениях, поиске и внедрении в практику более эффективного содержания образования национальных меньшинств. В данном процессе особое место занимают гуманистически ориентированные образовательные системы, которые разрабатывались и реализовывались в конкретных региональных условиях. Такой выбор был обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, развитие национального образования в Оренбургском крае в конце XIX по 1940 год доказала свою продуктивность. Во-вторых, выявленные тенденции генезиса образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в конце XIX по 1940 год (увеличение общей численности национальных учебных заведений, улучшение кадрового состава преподавателей и материально-технического обеспечения указанных заведений, совершенствование форм, методов и средств обучения) представляются концептуальными для современности. В-третьих, актуальным для современного педагогического процесса является необходимость осмысления того, как происходило развитие образования национальных меньшинств Оренбургском крае, какие социально-педагогические предпосылки повлияли на его оформление. Основные тенденции развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в конце XIX – 1940 г. в целом совпадали с тенденциями развития образования национальных меньшинств России, что было обусловлено проведением единой образовательной политики на территории страны как в дореволюционный период, так и после прихода к власти большевиков в октябре 1917 года. Однако развитие образования национальных меньшинств в Оренбургском крае имело много особенных региональных черт, обусловленных социально-экономическими и культурно-историческими причинами. Выше перечисленные обстоятельства потребовали представления анализа развития образования национальных меньшинств, выработку механизмов его экстраполяции в современное образовательное пространство. Степень изученности проблемы. Значительный вклад в развитие педагогической мысли и просвещения нерусских народов России внесли педагогические идеи Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Н.И. Ильминского. Особый интерес для исследования представляют труды И. Алтынсарина, М. Гафури, М. Курбангалиева по развитию национальной школы и педагогической мысли Поволжья, Приуралья и Оренбургского края. Проблема развития системы образования в Оренбургском крае нашла отражение в трудах А.Е. Алекторова, В.С. Болодурина, М.М. Вольфсона, Ю.П. Злобина, Ю.С. Зобова, С.Г. Мирсаитовой и других ученых. Особый интерес представляют работы, посвященные проблемам развития образования национальных меньшинств в региональном контексте. К ним относятся исследования С.Г. Абузорова, М.Ф. Рахимкуловой по особенностям преподавания гуманитарных и естественных наук в инородческих школах; В.В. Алешина, Л.Н. Беленчука, К.Е. Бендрикова, И.А. Гехта, А.Х. Махмутовой, Т.С. Паниной, Л.Ш. Сулеймановой, О.П. Тетерятника, Н.Б. Цибульского, В.Г. Чеботаревой, А.Ф. Эфирова по деятельности национальных образовательных учреждений; А.Х. Вильданова, Г.С. Кунафина, А.Х. Махмутова, С.М. Михайлова по вопросам истории конфессиональных и инородческих школ, особо выделяющие влияние образования на развитие культуры башкирского и татарского народов; М. Н. Фархшатова, Р. В. Альмухаметова, Л. Ш. Сулеймановой, И. П. Малютина по становлению и развитию национальных школ Башкортостана; К. К. Кунантаева, Л. Я. Аминова по развитию женского мусульманского образования; М.Ф. Рахимкулова, А.М. Бакирова по татарскому просвещению; С.В. Грачева по проблемам теории и практики просвещения нерусских народов Поволжья, а также работы М.М. Егорова и Г.В. Савицкого по проблемам частного и начального образования среди татар и башкир Оренбургского края. В конце XX ― в начале XXI столетий появились новые исследования по истории образования в Оренбургской губернии в дореволюционный период (до 1917 г.) и в первой половине XX века. Это работы учёных Башкортостана М.Н. Фархшатова, Ш. Абзанова, С.Р. Алибаева, Р.В. Альмухаметова, Т.М. Аминова, Л.Ш. Сулеймановой и др. по истории национальных школ; учёных Челябинска Л.П. Абрамовского, В.С. Кобзова и др. по истории образования в Оренбургской казачьем войске; В.Я. Рушанина, Л.М. Конева по истории среднего образования на Урале. В то же время, историографический анализ имеющихся работ свидетельствует о том, что историко-педагогический опыт развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в конце XIX – 1940 году целостному, систематическому, последовательному и относительно завершенному анализу не подвергался. Фрагментарные, неполные сведения, имеющие информационно-описательный характер, отсутствие концептуальных ориентиров в осмыслении и инструментальном оценивании социально-педагогического опыта развития образования национальных меньшинств делают необходимым настоящее исследование. Актуальность проблемы усиливает наличие противоречий между:
С учетом вышеизложенного, анализа литературы о развитии образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в конце XIX – 1940 году, вопросов, стоящих перед педагогической теорией и практикой современности, сформулирована проблема исследования: каковы особенности и содержание образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в конце XIX – 1940 году и возможности их экстраполяции в современную систему общего образования. Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке определили тему исследования: «Развитие образования национальных меньшинств в Оренбургском крае (с конца XIX века по 1940 год)». Объект исследования: система образования национальных меньшинств Поволжья и Урала с конца XIX века по 1940 год. Предмет исследования: развитие образования национальных меньшинств в Оренбургском крае. Цель исследования: выявить особенности содержания этапов развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае с конца XIX века по 1940 год. Гипотеза исследования: историко-педагогический опыт развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае с конца XIX века по 1940 год, осмысленный с позиций этнопедагогического, культурологического и исторического подходов, может быть востребован современной системой общего образования, при условии:
Цель и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:
Общей методологической основой исследования являются: диалектика, как общий метод познания, предполагающий целостное рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи, который базируется на принципах объективности и историзма. Принцип объективности строится на непредвзятой оценке фактов и событий, что находит отражение в выявлении тенденций и особенностей, рассмотрении каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучении всех фактов в совокупности. Принцип историзма требует научно-исторического объективного подхода к изучению явлений. Философский уровень исследования базируется на положении о диалектике общего, особенного и единичного (Г.Ф. Гегель, Н.О. Лосский, Н.К. Рерих); концепциях в сфере культуры и образования (В.И. Вернадский, Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, Ю.М. Лотман, В.М. Розин). Общенаучный уровень исследования составляют: концепция философии и методологии образования (М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, В.В. Краевский, З.И. Равкин, В.М. Розин, В.Г. Рындак); системный подход (А.П. Аверьянов, И.В. Блауберг, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов, Э.Г. Юдин); исторический подход (Д.А. Сахаров, И. Д. Коваленко, З.И. Равкин). Конкретно-научный уровень исследования: концептуальные положения о целостности педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый, В.А. Сластенин); личностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); культурологический подход (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Л.Б. Соколова, П.А. Флоренский); этнопедагогический подход (Ю.В. Бромлей, Г.Н. Волков, Л.Н. Бережнова); гуманистическая идеология в качестве основания исторического познания педагогических явлений и фактов (М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков, В.Г. Рындак). Исследование проводилось в три этапа с 2004 по 2009 год. На первом этапе (2004 - 2005 гг.), который носил констатирующе-поисковый характер, проводился сбор материалов и анализ литературы по проблеме исследования, определялись его теоретико-методологическая основа, объект, предмет и цель. В качестве основного метода исследования на данном этапе выступал анализ теоретических источников. На втором этапе (2006 - 2007 гг.) были изучены архивные документы, краеведческие и мемуарные материалы, результаты диссертационных исследований с последующим системно-структурным анализом собранного материала и его оценкой. Ведущим методом на этом этапе являлись сравнительно-исторический анализ, индукция, дедукция. На третьем этапе (2007 - 2009 гг.) проводилась интерпретация и обобщение полученных результатов, литературная обработка материалов. Источники исследования: опубликованные документы и материалы, отражающие становление и развитие образования национальных меньшинств в Оренбургском крае с конца XIX века по 1940 год; документация нормативного характера (законодательные акты, инструкции, протоколы, отчеты, учебные планы и программы); мемуарная и публицистическая литература; архивные и редкие материалы (документы, хранящиеся в Государственном архиве Оренбургской области, в центре документации новейшей истории Оренбургской области, в Центральном государственном архиве республики Башкортостан, раритетные издания из фондов областной библиотеки Н.К. Крупской, отдел редкой книги ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»). Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX века по 1940 год. Нижняя граница связана с началом формирования в этот период наряду с конфессиональной светской национальной школы. В 1870 году был принят первый из четырех законов о просвещении нерусских народов в дореволюционной России – «О мерах к образованию населяющих России инородцев». Конец взятого периода связан с тем, что к 1940 году в Оренбургском крае была достаточно успешно решена проблема всеобщего начального образования, в том числе и для национальных меньшинств, проживающих на территории области. Таким образом, указанный период можно рассматривать как целостный период в развитии образования национальных меньшинств Оренбургского края. Географические рамки исследования охватывают Оренбургский край в различных границах и наименованиях, меняющихся в рассматриваемый период в зависимости от общественно-политической ситуации в стране и включают в себя территорию Оренбургской губернии до 1919 года, Оренбургской губернии с 1919 по 1925 год, Оренбургского округа с 1925 по 1934 год и Оренбургской области с 1934 по 1940 год. Все основные факты, приведенные в работе, относятся к территории, совпадающей с территорией современной Оренбургской области, обозначенной в работе как Оренбургский край. Научная новизна исследования:
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогической науки по проблеме образования национальных меньшинств Оренбургского края за счёт:
Практическая значимость исследования: 1. Найдены и введены в научный оборот материалы, отражающие развитие образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в период с конца XIX века по 1940 год (документация нормативного характера, статистические источники, архивные материалы Государственного архива Оренбургской области, центра документации новейшей истории Оренбургской области); 2. Позитивный опыт развития образования национальных меньшинств в Оренбургском крае в период с конца XIX века по 1940 год может быть использован при совершенствовании современной системы общего образования не только в Оренбургской области, но других субъектах Российской Федерации. 3. Материалы исследования могут быть использованы в обогащении курса «История образования и педагогической мысли», а также в курсах повышения работников образования. Положения, выносимые на защиту:
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; единством индуктивного и дедуктивного подходов; использованием совокупности методов исследования, адекватных его предмету, цели и логике исследования, разнообразием источников информации, отбор которых соответствовал цели исследования; преемственностью и последовательностью в реализации теоретических положений. Апробация результатов исследования осуществлялась в форме докладов и обсуждений основных вопросов на международный научно-практической конференции «Воспитание XXI века: новые подходы, преемственность традиций, перспективы» (г. Оренбург, 2004 год), IV Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования» (г. Челябинск, 2005 г.), IV региональной научно-практической конференции «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инновации» (г. Екатеринбург, 2006 год), V международной научно-практической конференции «Этнодидактика народов России: деятельностно-компенентностный подход к обучению» (г. Нижнекамск, 2007 г.), X Международной научно-практической конференции (летняя сессия). Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (г. Пенза, 2007 год), III Всероссийской научно-практической конференции «Всероссийское образование в XXI веке: проблемы и перспективы» (г. Пенза, 2007 год). Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов по каждой из них, заключения, библиографического списка и приложений. В диссертации имеются таблицы. |
Реферата: конец XIX начало XX века Благотворительность безвозмездная деятельность, направленная на общественную пользу. И тема моей работы: Развитие Благотворительности... | Р. К. Кузахметов. Ученые и просветители мусульманского мира в оренбургском... Оренбургский край в XIX – начале XX в. – один из важнейших очагов развития культуры мусульманской России. В нем самоотверженно и... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | ||
Контрольная работа тема: История политической мысли Охватывает конец XVII первую четверть XIX века. Начало этого этапа обозначается реформаторской деятельностью Петра I и конец восстанием... | Пояснительная записка Русский язык как предмет инвариантной части... Русский язык как предмет инвариантной части учебного плана представлен в школах (классах) с украинским языком обучения с изучением... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Всемирная история конец XIX начало XXI века» издательство «Русское слово», 2012 г | 1. Россия в начале XIX века. Внутренняя политика Александра I Общественная мысль в России во второй четверти XIX века. (Западники и славянофилы.) | ||
История России «Общественные движения в России XIX века» Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в. Выбор пути общественного развития | Загладина Н. В. и др., История России XX начала XXI века Н. В. Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю. А. Петров. (М. «Русское слово»,2009 г ) «Всеобщая история. Конец XIX- начало XXI... | ||
Тематическое планирование по литературе 10 класс Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление... | Тематическое планирование по русской литературе в 10 классе Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века | ||
Урок по теме «Русская культура в первой половине XIX века» Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада? | Поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень»,... Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление... | ||
Роль шигабутдина марджани в развитии татарской богословской мысли XIX века Охватывают период XIX века и связаны с жизнью и деятельностью Шигабутдина Марджани (1818–1889) | Рабочая программа учебного курса «История» Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен... |