Скачать 462.34 Kb.
|
На правах рукописи Шагавиев Дамир Адгамович РОЛЬ ШИГАБУТДИНА МАРДЖАНИ В РАЗВИТИИ ТАТАРСКОЙ БОГОСЛОВСКОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА Специальность 07.00.02 – Отечественная история АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Казань – 2010 Работа выполнена в отделе истории общественной мысли и исламоведения Института истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
Защита состоится « » мая 2010 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 022.002.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при Институте истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г. Казань, Кремль, подъезд 5. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Института истории имени Ш. Марджани АН РТ http://www.tataroved.ru. Автореферат разослан «____»_____________ 2010 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат исторических наук Р.Р. Хайрутдинов ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования. В связи с последними изменениями и событиями в мире особое значение приобретает исторический анализ феномена мусульманского религиозного сознания как базисного элемента исламского социального бытия, его эволюции и трансформации. Интерес исторической науки к данной теме вполне обоснован и соответствует современным тенденциям развития мировой общественной мысли. В условиях современной России как многонационального и поликонфессионального государства совершенно особое значение приобретает богословский опыт различных народов и конфессий, входящих в ее состав, который может быть использован при решении актуальных проблем современности. В России ислам имеет богатые традиции религиозно-реформаторской мысли. В частности, история татарского народа свидетельствует о периоде культурно-цивилизационного возрождения на рубеже XIX–XX вв., который пришелся на время смены традиционного мировоззрения новым миропониманием, основанном на рациональном переосмыслении всех сторон человеческой жизни, включая такую категорию сознания, как вера, и осознании истинной сути исламского учения, открывающего пути к гармоничному развитию человека и общества, толерантному сосуществованию в поликонфессиональном обществе, динамическому вхождению в процесс глобализации мирового сообщества. Татарская общественная мысль данного периода основывалась на базовых ценностях средневековой арабо-мусульманской философии, занимавшей в свое время лидирующие позиции в мировой цивилизации, и традициях татарских мыслителей XVIII–XIX вв. Идеи арабо-мусульманской богословской мысли не были восприняты буквально, а обрели специфическое рассмотрение и развитие в татарском обществе. Татарские богословы и просветители постарались найти в исламском учении то, что дает широкие возможности для обновления и усовершенствования мировоззренческой парадигмы в соответствии с требованиями существующей социокультурной реальности, не отказываясь при этом от базовых духовных ценностей. Попытки татарских мыслителей того периода связать религию с новым общественным строем объясняются спецификой татарской жизни, где ислам выступал как идеология и как фактор, регулирующий общественную жизнь верующих. Религиозная регламентация пронизывала семейно-бытовые отношения, нормы нравственности, оказывала значительное влияние на культуру. В силу этого татарские мыслители, выросшие в идейной атмосфере татарского общества той эпохи, не могли представлять себе новый общественный строй без религии. В связи с религиозным возрождением среди татар, как и у других народов в России, повышается роль религиозного фактора в современном обществе. Поэтому актуальность изучения творческого наследия татарских мыслителей XIX в. становится очевидной. Выдающийся татарский богослов и историк Шигабутдин Марджани (1818-1889) занимает особое место в истории татарской общественной мысли, является наиболее яркой фигурой реформаторского движения XIX столетия. Он оказал благотворное влияние на развитие исторической науки и богословско-философской мысли у татар, что наглядно прослеживается в трудах и идеях таких татарских мыслителей, как Муса Бигиев (1875-1949), Зия Камали (1873-1942) и Риза Фахретдинов (1859-1936). Исследования по истории ислама и богословские труды татарского ученого сегодня известны лишь узкому кругу специалистов, так как, в основном, они написаны на арабском языке. К сожалению, до сих пор не все сочинения Марджани вошли в научный оборот, а некоторые, возможно, утеряны. Однако сохранившиеся труды могут предоставить полную картину о воззрениях автора и его вкладе в мусульманское богословие, историю ислама, а так же в исламскую философию. Шигабутдин Марджани – первый из татар, кто дал классификацию основных распространенных в его эпоху наук и искусств. Современники считали его «самым крупным ученым булгарской земли», «Платоном своей эпохи», «татарским Герадотом». Татарский поэт Г. Тукай охарактеризовал его как «поборника свободомыслия, знания и прогресса, сделавшего первый шаг к просвещению»1. Академик В.В. Бартольд назвал Ш. Марджани «родоначальником прогрессивного движения среди татар»2. Истоки движения за прогресс у татар следует искать в духовной зрелости народа, выдвинувшего из своей среды людей, которых не устраивали старые традиции, сковывавшие их духовно-культурное развитие3. Ш. Марджани был из тех, кто подготовил основу для освоения татарами западной культуры. Мусульманская догматика (калам) и тот потенциал, который содержится в ней, пока мало изучены. Современные мусульмане имеют очень скудное представление о своем традиционном исламском вероучении. Многие тонкости и вопросы вероучения остаются для них непонятными и недосягаемыми, из-за чего истинные смыслы учения ислама не доходят до многих из них. Между тем, мировое сообщество сталкивается с многочисленными антисоциальными действиями, порожденными в какой-то мере религиозным сознанием и исходящими порой со стороны представителей ислама, которые оказались в сетях фанатизма и конфессиональной замкнутости. Интолерантность по отношению к последователям других религий переносится и на инакомыслящих из числа единоверцев, принимая более жестокие формы. Поэтому особую актуальность приобретает обращение к творчеству татарского ученого Ш. Марджани, который рассматривал подобные проблемы и пытался противостоять религиозному экстремизму в своих богословских трудах, основываясь на учении Корана и сунны. Хронологические рамки исследования охватывают период XIX века и связаны с жизнью и деятельностью Шигабутдина Марджани (1818–1889). Степень изученности темы. О наследии Марджани и его роли как ученого подробно говорится уже в татарской дореволюционной литературе, многочисленные современники и ученики анализировали его идеи на страницах газет и журналов. Первым опубликовал статью о Ш. Марджани – его ученик Хабибнаджар ал-Утяки, преподаватель-реформатор и одновременно приверженец известного в Поволжье и Приуралье суфийского шейха Зайнуллы Расулева4. Имам Х. ал-Утяки указал на важнейшие заслуги татарского богослова и историка перед нацией, заключающиеся, по его мнению, в следующем: разграничение сфер действия философии и религии, знания и веры, что обеспечило права гражданства светским наукам и открыло путь к распространению среди татар научных знаний; аргументированная и развернутая критика и опровержение теории таклида (следования религиозным авторитетам), что способствовало процессу свободомыслия5. В 1915 году был выпущен сборник в связи со столетием со дня рождения Ш.Марджани6. Этот сборник содержит богатый фактический материал и его авторы рассматривают все аспекты богатого наследия ученого. Составители сборника пользовались библиотекой Ш. Марджани и имели возможность изучить его неопубликованные труды, письма и т.п., что сделало сборник особо ценным для последующих поколений исследователей. В этом сборнике особо следует выделить обширные статьи Шахара Шарафа, Кашшафа Тарджемани, Тахира Ильяса, Газиза Губайдуллина, Габдрахмана Гумари, которые также являлись учениками и последователями выдающегося татарского ученого. Публикация Шахара Шарафа является самой подробной биографией Ш. Марджани, раскрывает многие моменты, связанные с формированием исторических и религиозно-философских взглядов татарского мыслителя7. Статья Кашшафа Тарджемани посвящена религиозным воззрениям татарского ученого и наиболее ценна для данного исследования. Этот автор поднимает важную проблему о необходимости разграничения в произведениях Марджани сфер догматики ислама и калама. Тарджемани считает Марджани одним из первых мыслителей, освободивших догматику ислама от позднейших философских суждений мусульманских теологов и рассматривает Марджани как критика калама8. Тахир Ильяс в своей статье дополняет картину о богословских взглядах ученого с концентрацией на вопросах в сфере исламского права и его методологии. В частности, он рассматривает проблему мусульманских традиций и реформаторства, и показывает попытки Марджани, с одной стороны, возродить элементы пророческого ислама, а с другой стороны, при этом учитывать реалии российского общества9. Газиз Губайдуллин, являясь историком, в своей статье показывает Марджани как историка и оценивает его заслуги в татарской историографии, в частности рассматривает его идеи в отношении философии истории и называет его основоположником «татарской философской науки»10. В статье Габдрахмана Гумари повествуются воспоминания автора о своем наставнике, среди которых упоминаются его взгляды в отношении теории и практики исламского мистицизма11. Г. Гумари попытался доказать, что татарский ученый был против современных ему проявлений суфизма, что подробно проанализировано во второй главе данного исследования. Другой из авторов сборника, Хасан Гата Габаши, в своей статье о Марджани не только делится воспоминаниями о нем, но и проводит краткий анализ источников по исламскому богословию, имевших хождение среди татарских мулл и шакирдов, критически описывает старые методы обучения.12 Этот автор довольно точно смог подчеркнуть роль Ш. Марджани именно в этом ракурсе, т.е. его роль как катализатора критики устоявшихся среднеазиатских традиций в обучении исламским наукам у татар и реформирования методов преподавания в татарских медресе. Кроме этого он считает Марджани муджаддидом (обновителем религии)13 в контексте хадиса: «В начале каждого столетия Аллах посылает этой общине того, кто обновляет ее религию (веру)» (Абу Дауд)14, что является очень высокой оценкой деятельности татарского мыслителя. Ценными для данного исследования оказались и две крупные статьи Галимджана Баруди из этого же сборника15. Г. Баруди, как богослов, хорошо ориентировался в научных трудах Ш. Марджани, к тому же он в течение 6 лет тесно общался с известным татарским ученым, сопровождал его в поездках, бывал почти на всех его приемах. Суждения Баруди о Марджани объективны и достойны пристального внимания, без них невозможно представить полную картину о роли и месте татарского богослова в общественной мысли. Именно Г. Баруди приводит самый подробный и компетентный список трудов Ш. Марджани. Многих авторов сборника объединяла одна идея, заключающаяся в том, что они видели в Марджани прежде всего религиозного реформатора, предшественника джадидов, представителей общественно-политического движения за обновление различных сторон жизни общества, получившее распространение среди татарского и ряда других тюркских народов. Прогрессивные представители татарской интеллигенции еще до революции 1917 года сумели дать объективную научную оценку деятельности Ш. Марджани. Особенно значительными были работы Г. Ибрагимова, который впервые дал научно-объективную оценку историческим трудам Ш. Марджани, а также определил место и роль ученого в развитии татарской общественной мысли16, в частности он заключил по поводу богословского трактата «Назурат ал-хакк» («Обозрение истины», 1870) Марджани: «Здесь мы в лице Ш. Марджани видим выдающегося мыслителя, который отважился выступить с решительным протестом против фанатизма и застоя, окутавшего мусульманский мир, сковавшего человеческий разум, и открыто провозгласил, что свобода мысли и верований – естественное право любой личности»17. В 20-е годы прошлого столетия, несмотря на изменения в идеологической среде общества, творчество Марджани в ряде трудов (Г. Ибрагимов, Дж. Валиди, Г.Сагди) продолжает изучаться и получает объективные оценки. Ибрагимов, впервые в истории татарской общественной мысли с позиций марксизма стремился раскрыть сущность обновления татарского общества второй половины XIX в.18 Он разделял движение обновления (джадидизм) на три течения: религиозно-реформаторское, светское и литературное. При этом исследователь относил Марджани к религиозным реформаторам. В 20-х годах одним из ученых, обратившихся к изучению наследия Марджани, был Джамал Валиди. Он считал татарского ученого вместе с его предшественником Курсави первыми религиозными мыслителями, восставшими против схоластики и религиозных догм, однако подобные идеи общественный резонанс впервые получили только в трудах Марджани19. Многие выводы Валиди относительно религиозно-философских взглядов Марджани были использованы современными учеными20. Однако Дж. Валиди теоретические аспекты деятельности Марджани осветил очень кратко, рассмотрел деятельность этого мыслителя лишь на общем фоне истории развития татарской духовной культуры. Отношение Марджани к восточной религиозно-философской традиции затрагивал в своих трудах известный филолог и критик Габдрахман Сагди. К заслугам этого исследователя следует отнести его систематизацию основных положений религиозно-реформаторских взглядов Марджани, которые он свел к шести позициям: врата иджтихада (самостоятельного суждения по общественно-правовой жизни мусульман) открыты для каждого; таклид (слепое подражание и следование авторитетам) должен быть искоренен; изъять из медресе старые, схоластические, бесполезные книги; ввести в медресе изучение Корана, хадисов (изречений пророка Мухаммада), истории ислама; не возражать против изучения светских наук и русского языка; вернуть мусульман к основам раннеисламской веры, культуры времен Мухаммада21. Сагди, оценивая вклад татарского мыслителя с другой стороны, также писал, что «деятельность Ш. Марджани не имела прецедента, так как автор впервые среди татар показал, что настоящая историческая наука не имеет ничего общего со сборником различных легенд, басен и анекдотов»22. Интерес к изучению научного, особенно исторического, наследия Марджани никогда не иссякал. Даже в 1937 году в печати появились исследования, проливающие свет на некоторые аспекты деятельности Марджани.23 В 1948 году появилась статья М. Гали24, которая ценна тем, что в популярной форме излагала основные вехи творческого пути Ш. Марджани. В 50-е и 60-е годы некоторыми исследователями допускались поспешные, односторонние оценки наследия Марджани25. Как заметил М.А. Усманов, чалма ученого муллы как бы заслонила все то положительное, что сделал Марджани для науки, в результате чего в нашей исторической науке он до 60-х годов ХХ в. не получил своего заслуженного места26. Поскольку татарский мыслитель был мусульманином, его историко-философские идеи подвергались довольно жесткой критике, а просветительские идеи игнорировались. В 70-е годы ХХ в. отечественные исследователи внесли определенный вклад в изучение творческого наследия Ш. Марджани вообще и в определение его мировоззрения в частности, например, М.К. Мухарямов, А.И. Харисов, М.А. Усманов и Я.Г. Абдуллин. Особенно ценна при исследовании рассматриваемой проблемы работа Я.Г.Абдуллина. Этот исследователь, с позиций марксистско-ленинской методологии, обратил внимание на такие малоизученные аспекты мировоззрения Марджани, как рационализм, вольнодумство, антиклерикализм, элементы стихийного материализма27. В освещении некоторых аспектов богословских взглядов Марджани Абдуллин шел вслед за своими предшественниками К. Тарджемани и Дж. Валиди. Поэтому он не разграничил область функционирования ортодоксальной мусульманской теологии с одной стороны и калама – с другой. В 1981 году вышла в свет книга М. Юсупова «Шигабутдин Марджани как историк»28. В ней исследуются произведения Ш. Марджани по истории и содержится научная биография ученого. Автор использовал широкий круг первоисточников и архивных документов, чтобы конкретно изучить процесс формирования татарского мыслителя как историка, выявить его взгляд на историю как науку, раскрыть методы исследования, обозначить его роль в становлении региональной историографии. Кроме этого в этом труде исследователь рассмотрел проблему социального прогресса в исторических произведениях Марджани. В 2005 году эта книга вышла под новым названием «Шигабутдин Марджани»29, в которой автор представил то же самое исследование, но уже свободное от предвзятых суждений, возникших под жестким воздействием марксистской идеологической схемы и соответствующее современному уровню развития исторической науки. В 1988 году состоялась научная конференция, посвященная 170-летию со дня рождения Марджани, проведенная ИЯЛИ КФАН СССР. В целом эта конференция была лишь обобщением предыдущих исследований жизни и деятельности татарского мыслителя. В ряде докладов, позднее изданных в научном сборнике30, были освещены вопросы связей Марджани с восточной культурой и философией. Наиболее примечательна статья А.В. Сагадеева. В ней автор указал на первостепенную значимость для отечественной историко-философской медиевистики сбора и анализа эмпирического материала, содержащегося в философско-доксографических сочинениях Шигабутдина Марджани. Исследователь, в частности, констатировал то, что Ш. Марджани утверждал в своих трудах такие аспекты по истории философии, которые стали достоянием европейской науки лишь во второй половине ХХ века. Также в этой небольшой статье автор подчеркнул важность изучения философской традиции мусульманского средневековья в рамках ее собственного культурного контекста. А Марджани, как указывает А.В. Сагадеев, как раз был наследником данной философской традиции31. Следующим важным шагом в изучении творческого наследия Ш. Марджани как философа можно считать исследования А.Н. Юзеева. В 1992 вышел его труд «Мировоззрение Шигабутдина Марджани и арабо-мусульманская философия», наиболее важный и ценный для темы данной работы32. Помимо этого этому исследователю принадлежит еще ряд работ о выдающемся татарском ученом33. В своих монографиях, посвященных философской мысли татарского народа, А. Юзеев подробно рассмотрел религиозно-реформаторские и просветительские аспекты мировоззрения Марджани34. Исследователь условно разделил жизнедеятельность татарского мыслителя на два этапа: религиозно-реформаторский – до 70-х годов и просветительский – 70-80-е годы XIX в. и считал его представителем татарской философии Нового времени (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). А. Юзеев впервые квалифицировал мировоззрение Марджани как синтетическое и синкретическое – религиозно-реформаторское и просветительское одновременно. В связи с тем, что эти труды общефилософского плана, то в них рассматривается разный спектр проблем, где богословская тематика занимает свое место в ряду других проблем. В 1998 году был издан сборник, составленный на основе докладов и выступлений на международной научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения Шигабутдина Марджани. Из ряда статей, посвященных вопросам философии и религии в наследии Марджани, выделяются статьи Ибрагима Тауфика, В.Ф. Пустарнакова и Р.М. Мухаметшина. Ибрагим Тауфик указал в своей статье на то, что Марджани ратовал за обновление веры прежде всего с помощью философии и возвращение философскому разуму подобающему ему высокого статуса35. В статье В.Ф. Пустарнакова «Просветительство Марджани в контексте классического просвещения»36 осуществлена попытка связать противоречивые выводы разных исследователей об общественной деятельности татарского реформатора и просветителя. Исследователь довольно точно проанализировал мировоззрение Марджани, выявив в нем синкретически соединенные традиционалистские, реформационно-ренессансные и просветительские начала. Статья же Р.М. Мухаметшина указала на актуальность изучения богословско-философского наследия татарского ученого в плане связи его идей с процессом религиозного обновления в современном татарском обществе37. Еще одним исследованием жизненного пути и научного наследия Ш. Марджани является работа современного немецкого ученого Михаэля Кемпера38. Он рассмотрел личность татарского ученого как богослова и как историка. Был затронут вопрос и о принадлежности Ш. Марджани к суфийскому ордену Накшбандиййа. Немецкий исследователь анализировал наследие Марджани как начало становления мусульманского модернизма у российских мусульман. В 2008 году были опубликованы материалы международной научной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения Ш. Марджани. Из ряда статей, обобщающих исследования за последние годы о наследии татарского мыслителя, выделяется статья Т. Ибрагима о толерантной интенции Марджани. Исследователь указал на некоторые толерантные установки, выявленные в главном произведении Марджани «ал-Хикма ал-балига…», что было учтено в данной работе и рассмотрено более подробно в свете поставленных целей и задач. В ходе работы были также использованы специализированные исследования отечественных ученых, посвященные арабо-мусульманской традиции (Т.Ибрагим, С.М. Прозоров, А.В. Сагадеев, А.В. Смирнов, М.Т. Степанянц, Е.А. Фролова и др.), и труды, освещающие становление и развитие религиозно-реформатоских идей в татарском обществе (Я.Г. Абдуллин, Р.М. Мухаметшин, Л.И. Тухватуллина, А.Н. Юзеев и др.). В целом, богословские аспекты мусульманского вероучения в трудах Ш. Марджани в перечисленных исследованиях почти не затрагивались, или имели поверхностный характер рассмотрения. Многие вопросы, связанные с жизнью, деятельностью и наследием татарского ученого как неординарного мусульманского богослова до сих пор остаются вне поля зрения историков и обществоведов. Это связано с тем, что подавляющее большинство трудов Ш. Марджани написано на арабском языке. Изложенное выше позволяет обозначить в качестве объекта данного исследования деятельность Ш.Марджани как богослова и историка ислама, общественного и религиозного деятеля, внесшего свой вклад в развитие богословской и исторической мысли у татар. |
Положение республиканской научно-практической конференции имени Шигабутдина... Ознокомление учащихся творческим наследием ученого, просветителя, педагога, историка, философа Ш. Марджани | Лекция. Музыка России конца XIX- начала ХХ века На рубеже XIX-XX... Русское оперное и балетное искусство покорило европейскую публику. В развитии музыкального театра важную роль сыграли Императорский... | ||
Роль Александра II в истории России Он не был назван современниками и историками Великим, как Петр или Екатерина, но реформы его определены как Великие. Тем интереснее... | Задания для дистанционного обучения Русский язык Каковы основные направления общественной мысли в России в первой четверти XIX века? | ||
1. Россия в начале XIX века. Внутренняя политика Александра I Общественная мысль в России во второй четверти XIX века. (Западники и славянофилы.) | Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века Работа выполнена на кафедре татарской литературы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования... | ||
Реферата: конец XIX начало XX века Благотворительность безвозмездная деятельность, направленная на общественную пользу. И тема моей работы: Развитие Благотворительности... | Тематическое планирование по литературе 10 класс Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление... | ||
Тематическое планирование по русской литературе в 10 классе Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века | Урок по теме «Русская культура в первой половине XIX века» Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада? | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | ||
Поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Поэт», «Поэту», «Осень»,... Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление... | Контрольная работа тема: История политической мысли Охватывает конец XVII первую четверть XIX века. Начало этого этапа обозначается реформаторской деятельностью Петра I и конец восстанием... | ||
Реферат по истории Тема: Французская артиллерия в Отечественной войне 1812 года Роль артиллерии в военном деле в нач. XIX века | Рабочая программа учебного курса «История» Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен... |