Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века





Скачать 292.86 Kb.
НазваниеХудожественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века
страница1/3
Дата публикации19.01.2015
Размер292.86 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

МУХАРЛЯМОВА Гульназ Нурфатовна


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТАТАРСКОЙ ПРОЗЫ 20-30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
10.01.02 – литература народов Российской Федерации

(татарская литература)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Казань – 2010

Работа выполнена на кафедре татарской литературы государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Научный руководитель − доктор филологических наук, профессор

Яхин Фарит Закизянович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Шарипов Анвар Магданурович
кандидат филологических наук

Мухаметшин Зуфар Гумарович
Ведущая организация − ГОУ ВПО «Елабужский государственный

педагогический университет»
Защита состоится «27» мая 2010 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.078.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул. Татарстана, 2.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет».
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» «27» апреля 2010 года

Режим доступа: http://www.tggpu.ru.
Автореферат разослан «27» апреля 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук,

профессор Р.Г. Мухаметдинова


Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Современное литературоведение и литературная критика предполагают новый подход к рассмотрению и анализу произведений татарской литературы, созданных в советскую эпоху. Наибольшие разногласия вызывают, как правило, произведения, написанные после Октябрьского переворота, в годы становления советского государства, в период, когда власть оказывала огромное идеологическое воздействие на общество и осуществляла строгий контроль над литературой.

Татарская литература 20-30-х годов XX века является объектом изучения истории татарской литературы и литературной критики. С конца прошлого столетия, появилось большое количество трудов, посвященных этому периоду, в которых была предпринята попытка непредвзятой оценки отдельных произведений и литературного процесса в целом1.

Вместе с тем некоторые аспекты литературы 1920-1930-х гг. не стали к настоящему времени предметом системного изучения с точки зрения исторической поэтики. К их числу относятся пространственно-временные отношения, которые, как известно, являются важной частью художественной картины мира.

Художественное время и пространство играют существенную роль в раскрытии особенностей художественного изображения мира и человека. Пространство и время, «выступая в качестве структурных элементов произведения, выполняют задачи, далеко выходящие за рамки структурообразования: способствуют типизации, укрупнению определенных сторон отображаемой действительности, усилению эстетического воздействия произведения, фокусировке внимания на главной идее произведения, выражению этических и идейных сторон художественного образа языком пространственно-временных символов»2. Кроме того, каждой исторической эпохе свойственно своеобразное изображение художественного пространства и времени, и, следовательно, изучение пространственно-временных отношений в литературе позволяет выявить особенности представлений о мире и человеке в ту или иную эпоху.

Степень изученности темы. Начиная с 1990-х гг. в исследованиях по истории татарской литературы значительное внимание уделяется изучению пространственно-временных отношений. В исследованиях А.М. Саяповой3, В.Р. Аминевой4, Д.Ф. Загидуллиной5 хронотоп рассматривается как составная часть поэтики произведений, причем зачастую исследователи связывают ту или иную модель художественного времени и пространства с культурно-историческим контекстом и с инвариантными для национальной культуры способами восприятия пространства и времени. В частности, в монографии А.М. Саяповой и статьях Д.Ф. Загидуллиной и В.Р. Аминевой ставится вопрос о влиянии суфизма на художественное время и пространство в творчестве ряда татарских писателей.

Вместе с тем в большинстве случаев интерес исследователей сосредотачивается на изучении пространственно-временных отношений в татарской литературе начала ХХ века, преимущественно, в модернистской литературе. В отдельных трудах предметом изучения становятся художественное время и пространство в литературе 1960-1980-х гг. и в современной литературе6. Специальных трудов по изучению пространственно-временных отношений в татарской литературе 1920-1930-х гг. к настоящему времени не написано.

Объектом исследования являются произведения татарских прозаиков 1920-1930-х годов, такие как Г. Ибрагимов «Наши дни» (1920), «Красные цветы» (1922), «Глубокие корни» (1928), Ш. Камал «На заре» (1927), «Когда рождается прекрасное» (1937), Ш. Усманов «Путь легиона» (1921-1935), Г. Исхаки «Дорога домой» (1922), «Осень» (1923), Г. Рахим «Идель» (1922), К. Наджми «Весенние ветры» (1928-1948), М. Галяу «Кровавые знаки» (1934), М. Амир «Агидель» (1935), А. Кутуй «Неотосланные письма» (1935). Выбор произведений с целью исследования обусловлен не только их значимостью в литературе изучаемого периода, но и учетом в них способов изображения действительности.

Предметом исследования выступает специфика художественного времени и пространства в татарской прозе 1920-1930-х годов.

Цель исследования − выявление специфики пространственно-временных отношений в произведениях татарской прозы, созданных в 20-30-е годы XX века.

Для достижения этой цели в диссертации были поставлены следующие задачи:

– исследование художественного времени и пространства как формально-содержательных категорий в их взаимосвязи в прозе 1920-1930-х гг.;

– выявление инварианта пространственно-временных отношений в прозе 1920-1930-х гг. и его трансформаций в творчестве отдельных писателей;

– выделение важнейших хронотопических образов в литературных произведениях изучаемого периода;

– выявление смыслообразующей функции основных хронотопов, в выбранных для анализа произведениях.

Методы исследования. В работе используется культурно-исторический метод: пространственно-временные отношения в татарской прозе 1920-1930-х гг. рассматриваются в контексте исторических процессов указанного периода. Типологический подход позволяет на основании сравнения ряда произведений выявить типы хронотопов в татарской прозе изучаемого периода.

Методологической основой и теоретической базой исследования являются: труды по философии, учение о хронотопе, относящиеся к проблеме исследования труды ведущих литературоведов, таких как М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, А.М. Мостепаненко Р.А. Зобов, Н. Гей, Ф.П. Федоров, В.Н. Топоров, Д.С. Лихачев, А.Я. Гуревич, Н.Э. Фаликова7 и др. Из татарских теоретиков литературы и литературных критиков автор диссертации опирается на исследования Ф.М. Хатипова, Ф.Г. Галимуллина, А.М. Саяповой, Д.Ф. Загидуллиной, В.Р. Аминевой, А.М. Закирзянова8 и др., в которых изучаются проблемы особенностей развития татарской литературы, а также роли хронотопа в литературном процессе.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования состоят в том, что в нем впервые системно исследуется пространственно-временная организация произведений татарской прозы 20-30-х годов XX века, в ходе которого выявляются типы хронотопов в татарской литературе указанного периода.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и результаты диссертации могут быть использованы при разработке лекционных курсов по истории татарской литературы 20-30-х годов XX века, спецкурсах по анализу художественного текста, а также в возможности использования разработанной в ходе исследования методики анализа хронотопа художественного текста для рассмотрения произведений других периодов татарской литературы.

Достоверность и обоснованность результатов работы обеспечивается всесторонним изучением проблемы, основательной методологической базой и многосторонностью исследования.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась в виде докладов, сообщений диссертанта на итоговых научно-практических конференциях Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (2007, 2008), на II Всероссийской научно-практической конференции «Тумашевские чтения: актуальные проблемы развития языка, фольклора, литературы, искусства сибирских татар» (2008), на Международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения Г. Исхаки “Творчество Г. Исхаки: современный взгляд” (2008), на VI республиканской научно-практической конференции “Татьянин день” (2009), на региональной научно-практической конференции посвященной 100-летию со дня рождения А. Еники (2009), на Международной научно-практической конференции “Татарская культура в контексте европейской цивилизации” (2009). Основные положения диссертационного исследования изложены в 7 публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Изучение художественно-пространственных отношений играет существенную роль в осмыслении процессов в татарской прозе 20-30-х годов XX века.

  2. В произведениях татарских авторов 1920-1930-х гг. обнаруживается ряд пространственно-временных оппозиций, основополагающих для художественной картины мира указанного периода: прошлое/настоящее/будущее, темное/светлое, свое/чужое, открытое пространство/замкнутое пространство и др.

  3. Ряд хронотопических образов приобретает символическое значение, обусловленное культурно-историческим контекстом. Таковы образы пути, артели, коммуны, а также образы с темпоральной семантикой: закат-ночь-рассвет.

  4. Своеобразие пространственно-временного континуума в произведениях изучаемого периода отмечается и в использовании перцептуального хронотопа, выражающееся в сравнительно незначительном его соотношении с концептуальным пространством и временем.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются его цель и задачи; определяются научная новизна, методологические и теоретические основы, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Историческое время и пространство в татарской прозе 20-30-х годов XX века» исследуются пространственно-временные формы изображения исторического времени в татарской прозе 1920-1930-х годов.

В первом параграфе «Изображение исторического времени в татарских эпических произведениях 1920-1930-х гг.» рассматривается проблема исторического времени в произведениях 20-30-х годов XX века, определяющееся политическими, общественными и культурными условиями развития страны. История выступает как фон для сюжета, действий персонажей, их взаимоотношений, воздействующий на формирование личности героя.

В произведениях периода 20-30-х годов авторами поднимаются такие проблемы, как судьба человека в переломное революционное время, личность и революция, проблема власти, проблема религии. Социальные противоречия, изображаемые в произведениях указанного периода «с необходимостью раздвигают зримое время в будущее»9.

В произведениях художественной литературы, созданных в 1920-1930-е годы, обнаруживается противопоставление прошлого и настоящего. Прошлое − дореволюционное время, настоящее − время становления советской власти. Это противопоставление раскрывается через ряд корреспондирующих между собой семантических оппозиций: старый мир/новый мир, темное/светлое, свое/чужое.

Авторы обращаются к недавнему историческому прошлому, изображают процесс становления нового мира. Это прошлое в произведениях Г. Ибрагимова («Наши дни», «Глубокие корни»), М. Галяу («Кровавые знаки»), Ш. Камала («На заре»), К. Наджми («Весенние ветры»), М. Амира («Агидель»), Ш. Усманова («Путь легиона») наделяется атрибутами смутного времени, полного социальных противоречий.

В произведениях подчеркивается, что эти обстоятельства вызвали у народа бурные волнения. Противостояние двух сторон, определяясь оппозицией светлое/темное, выявляет характер событий, особенности художественного времени и пространства в литературных произведениях. Эти характерные черты исторического времени определяют хронотоп революции. Хронотоп революции, приводя все в движение, способствует скоротечности происходящих событий. Во многих произведениях течение времени и динамику событий, их насыщенность определяет оппозиция долго/быстро, что способствует в свою очередь, охарактеризованию исторического времени в переломные моменты страны.

Следует отметить, что историческое время изображается писателями с помощью противопоставлений старое/новое и прошлое/настоящее/будущее. В романе Ш. Камала «На заре» старый мир олицетворяет «кровавый мир рабства, слез и обмана». Смести его «с лица земли», «перевернуть жизнь вверх дном» и построить новую жизнь «под огромным алым знаменем борьбы, знаменем, обагренным кровью» − суть хронотопа революции, в чем проявляется его разрушающе-созидательное значение.

Начавшиеся небольшие колебания среди народа под влиянием определенных социально-экономических, политических предпосылок переросли в большое массовое волнение народа, исторический ход которого уже не в силах было остановить ничто. Это волнение и вылилось в революцию, которое должно было привести народ, по мнению многих, из темного прошлого в светлое будущее.

Оппозиция прошлое/будущее зачастую выражается посредством символических образов, как, например, в романе Г. Ибрагимова «Глубокие корни», в котором прошлое символизирует образ тяжелой, суровой зимы, а будущее ассоциируется с весной, тем временем года, когда все живое в природе просыпается, все оживает, обновляется, наполняется надеждой. Такое осмысление времени характерно в целом для всей литературы 1920-1930-х гг., в которой ценностные приоритеты смещены в сторону будущего. Так, герои романа Ш. Камала «Когда рождается прекрасное», противопоставляя прошлое и будущее, отмечают, что «кончилась пора разрушения. Время начинать строить заново».

Вместе с тем авторы не идеализируют настоящее, раскрывая противоречия новой жизни, что нашло отражение в таких произведениях, как «Глубокие корни» Г. Ибрагимова, «Неотосланные письма» А. Кутуя и др.

В произведениях 20-30-х годов ХХ века герои зачастую рефлексируют по поводу времени, как, например, герой повести Г. Ибрагимова «Красные цветы», который признается, что «время растащило» их в разные стороны, после чего «между ними образовалась пропасть». Отношение ко времени становится, таким образом, и одним из приемов создания системы образов, в основе которой, как правило, находится прием антитезы.

С темпоральной оппозицией прошлого/будущего связана пространственная оппозиция своего/чужого, выраженная в четком разделении героев на сторонников и противников нового строя. Данное разделение является одним из характерных особенностей хронотопа революции.

Во втором параграфе «Специфика хронотопа дороги в произведениях татарской прозы 1920-1930-х гг.» рассматривается хронотоп дороги в произведениях изучаемого периода. Хронотоп дороги выполняет в произведениях 20-30-х годов XX века сюжетообразующую функцию, но в то же время приобретает символическое значение, становясь символом дороги к светлому будущему. Семантическим вариантом этого символического образа становится образ «большого пути», в котором воплощается идея эпохального исторического пути всей страны. В этой связи обращает на себя внимание характерное для литературы 1920-1930-х гг. подчинение личного общественному, выражаемое и через соотнесение индивидуального жизненного пути героев с «большим путем». Так, в романах Г. Ибрагимова «Наши дни», К. Наджми «Весенние ветры», Ш.Камала «На заре» дорога олицетворяет сложный и трудный путь, ведущий героев к революции.

Традиционными формами такого соотнесения становится приобщение героев к строительству новой жизни, причем авторы зачастую раскрывают сложные коллизии на пути героев к нему. Так, трудное детство, солдатчина, участие в революционных боях, гражданской войне прямым образом повлияли на судьбу Фахри − героя романа Г. Ибрагимова «Глубокие корни» и подтолкнули его к мысли о необходимости объединения людей.

В хронотопе пути в произведениях 20-30-х годов ХХ века выделяются горизонтальная и вертикальная проекции. Первая определяется как течение эмпирической жизни в ее бытовых и социальных проявлениях. Вторая − как устремленность героев ввысь, к высоким мечтам и идеалам. Нередко это приводит к неразрешимым противоречиям, к трагедии, смерти героя, как в частности, в судьбе Герея Султанова из романа Г. Ибрагимова «Наши дни», Фахри из романа Г. Ибрагимова «Глубокие корни», Гаяза из повести М. Амира «Агидель», Таджи из дилогии М. Галяу «Кровавые знаки».

Среди произведений, в которых преобладает сюжетная функция хронотопа дороги, выделяется роман М. Галяу «Кровавые знаки». Герои произведения отправляются в длинный путь на чужбину в Турцию. Этот путь осмысливается как путь из своего мира в чужой. Оппозиция своего/чужого становится в романе одной из смыслообразующих. Хронотоп пути становится и средством раскрытия характеров героев − Сафы и Саджиды.

В создании образа пути авторы зачастую используют художественные детали, как, например, образ придорожного камня в повести Г. Ибрагимова «Красные цветы», который переводит горизонтальную проекцию пути в вертикальную: у камня герой задумывается о своей жизни и приходит к выводу, что «жить так дальше нельзя».

Семантическими вариантами образа дороги в прозе 1920-1930-х гг. становятся тропинка, переулок, узкая улочка. Писатели показывают, что герои, прежде чем найти свой путь, обрести себя в новой жизни, вынуждены перемещаться по темным улочкам, узким тропинкам, расшатанным лестницам, ходить окольными путями. Г. Ибрагимов в романе «Наши дни» сравнивает своих героев с путниками, «которые пробиваются к тропе, которая ведет их из дремучего леса, они как бы ощупью искали свою дорогу в сгущавшемся вокруг них мраке».

В литературе 1930-х годов переулки и узкие улочки становятся уже хронотопами героев-противников новой власти. Так, в романе Ш. Камала «Когда рождается прекрасное» покушавшийся на Саляхи и Мадину Вали-Недоуздок был разоблачен и бежал от комсомольцев «в проулок, что за избушкой старухи Хабиры», за которым начинался «глубокий, так называемый «Эльбяков овраг», болотистый и поросший густым ивняком».

Таким образом, в татарской прозе 20-30-х годов ХХ века семантика хронотопа дороги определяется культурно-историческим контекстом, актуализирующим мотивы пути к светлому будущему, оппозицию своего и чужого, горизонтальную и вертикальную проекцию пути.

В третьем параграфе «Хронотоп зари (рассвета) в произведениях прозы 20-30-х годов ХХ века» исследуется хронотопический образ зари. В произведениях татарской прозы 1920-1930-х гг. времена суток зачастую приобретают символическое значение.

Во многих произведениях этого периода главные события, независимо от их характера, происходят преимущественно в ночное время суток. Ночь – это время перед зарей, это время когда задумываются новые планы, совершаются разного рода преступления, покушения и убийства. Так, в романе Г. Ибрагимова «Наши дни» все собрания, обсуждения планов проводятся ночью. Герои привыкли к пространству ночных улиц и хорошо в нем ориентируются. Аресты, отправки в ссылку, на каторгу также приходятся на это время суток. Ночь – это и символ смерти. В романе Г. Ибрагимова «Глубокие корни» героя Фахри убили ночью. Наказание Вали Хасанова было приведено в исполнение также в темное время суток, «его расстреляли ночью в лесу». Герея Султанова – героя романа Г. Ибрагимова «Наши дни» также казнили также ночью в «низком, мрачном помещении». Убийства членов коммуны ночью описывается и в романе Ш. Камала «Когда рождается прекрасное». Вечером, перед закатом были казнены комсомольцы и избит Гилязи – герои повести Г. Ибрагимова «Красные цветы».

Ночь − это время принятия сложных решений. Так, герой романа Г. Ибрагимова «Наши дни» Баязит проводит беспокойную ночь, размышляя о своем положении. Утром, после долгих и мучительных раздумий он принимает важное и в то же время страшное решение: «Я дал себе твердое слово поехать в деревню и убить отца!».

Часто в прозе 1920-1930-х гг. встречается оппозиция день/ночь, один из членов которой (ночь) воспринимается героями в соотнесении с прошлым или мрачным настоящим, в то время, как другой (день) − со светлым будущим. В романе Г. Ибрагимова «Наши дни» Зариф Булат в записке Герею Султанову пишет, что «на исходе мрачные часы темной душной ночи… эти черные ночи не вечны… наш день наступит вновь».

Хронотоп зари встречается в большинстве произведений татарской прозы 20-30-х годов прошлого столетия. «Образ зари, символизирующий величие «пленительного счастья», во всей полноте раскрыл в татарской литературе свой социальный смысл и поэтическую красоту именно в дни социалистической революции»10, – писал в свое время Г. Халит. Заря выступает не только как время суток, но и как пробуждение новой общественной мысли, новых идеалов. В романе Ш. Камала «На заре» этот символический образ, вынесенный в сильную позицию текста (в его заглавие) становится смыслообразующим.

Заря – часто встречающийся образ в романе Г. Ибрагимова «Наши дни», символизирующий время перемен, начало светлого будущего. Узники тюрьмы надеются, что рассвет принесет им освобождение от тюремных оков: за ночью, «словно стараясь пробудить бледными своими лучами, засветилась заря. И вот на пыльных стеклах, на ржавой решетке тюремного окошка заиграл свет яркого весеннего солнца…».

Вместе с тем семантика образа зари часто определяется оппозицией прошлого и будущего. В дореволюционное время рассвет – это время суток, приносящее рабочим беспокойство, ведь с зарей нужно подниматься и идти на работу. После революции свет зари освещает коммунистам дорогу.

Хронотоп зари определяет оппозиция рассвет/закат. Если рассвет, приобретая в большинстве случаев символическое значение, понимается как рождение новой жизни, то закат, соответственно ассоциируется с исчезновением старой, прошлой жизни. Например, в повести М. Амира «Агидель» Гаяз с Ильясом в гостях у кулака Низами замечают, что «солнце еще не зашло, но здесь, среди густых деревьев было сумрачно и прохладно».

Хронотоп зари, в свою очередь, связан с хронотопом порога, который должны перешагнуть литературные герои, идя навстречу новой жизни. Порог является так называемой границей между той и другой жизнью, между прошлым и будущим.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconХудожественное пространство второй половины ХХ века: философско-культурологический анализ
Специальность 09. 00. 13 религиоведение, философская антропология и философия культуры по философским наукам
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconЭрнест хемингуэй и мифы о нем
Художественное пространство в раннем творчестве хемингуэя (на материале книги рассказов «в наше время»)
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconИ. Б. Ничипоров И. А. Бунин. Очерк творчества Художественное наследие...
Золотого века до психологической прозы второй половины ХIХ столетия и в то же время аккумулировало новейшие эстетические открытия,...
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconЗвуковой образ инструмента в сольных фортепианных произведениях отечественных...
Работа выполнена на кафедре истории музыки Нижегородской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconСтратегический «треугольник» россия-китай-сша: евразийский аспект
Охватывают в основном период президентств Билла Клинтона и Джорджа Буша-мл. – с начала 90-х годов ХХ века по настоящее время
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconОсновная образовательная программа основного общего образования
Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях...
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconНазвание «порухи 70-80 годов XVI века» получил
Какие иностранные политические силы поддерживали самозванцев в России в начале XVII века
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconРоль шигабутдина марджани в развитии татарской богословской мысли XIX века
Охватывают период XIX века и связаны с жизнью и деятельностью Шигабутдина Марджани (1818–1889)
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconКонспект урока единство человека и природы в произведениях С. А....
Демонстрация иллюстраций, художественное чтение фрагментов стихотворений С. А. Есенина
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconКонкурс «Летчикам героям ярославского неба»
Великая Отечественная война 1941-1945 годов – главное событие ХХ века. Чем дальше уходит время, тем все более ценными становятся...
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconАнтичность Средние века Новое время
Античность, Средние века и Новое время – три великих эпохи в истории Западной Европы. Под античностью мы понимаем историю Древней...
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Валентин Григорьевич Распутин — один из признанных мастеров «деревенской прозы», один из тех, кто продолжает традиции русской классической...
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconТема: «своеобразие пейзажа в произведениях м. А. Шолохова»
Целью данной работы является реферативный обзор своеобразия пейзажа в романе «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и рассказах...
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconI социально-исторический контекст возникновения общества потребления...

Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconМ. В. Дмитриев : Сегодняшний наш день посвящен сравнению отношения...
Священное Писание, сакральные тексты и религиозное знание в христианских традициях (Средние века раннее Новое время)
Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов ХХ века iconТюремные мотивы в татарской литературе (Средневековье начало ХХ века)
Работа выполнена в отделе рукописей и текстологии Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск