Скачать 162.49 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Институт филологии и журналистики УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. УТВЕРЖДАЮ Председатель НМК ИФиЖ ____________________________ Рабочая программа дисциплины (модуля) СТРАНОВЕДЕНИЕ Направление подготовки ВПО 032700 ФИЛОЛОГИЯ Профиль подготовки ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР Форма обучения очная Саратов, 2010 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) «Страноведение» являются ознакомление студентов с географией англоязычного мира и важнейшими историческими событиями и процессами, возникшими в результате распада британской империи и создания Содружества наций, формирование представления о развитии государственности, культуры, и политики, освещение особенностей и закономерностей современной жизни стран Содружества. Курс способствует комплексной реализации целей обучения иностранному языку и знакомит студентов с основными концепциями, реалиями и терминами страноведческих дисциплин, создает базу знаний об историческом развитии англоязычных стран, формирует навыки межкультурного общения и прививает интерес и уважение к традициям других народов. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Страноведение» (Б.1 ГСЭ ДВ1 Дисциплина по выбору) является логическим продолжением дисциплины «Практический курс основного иностранного языка» (Профессиональный цикл), изучаемой в 1-5 семестрах и курса «История основного иностранного языка», тесно связан с курсом «Основы межкультурной коммуникации», а также служит базой для ряда практикумов и факультативов. Курс предполагает владение знаниями английского языка, обозначенными государственным стандартом высшего образования на уровне не ниже В2 согласно системе общеевропейских компетенций владения иностранным языком. Обучающийся должен хорошо владеть навыками понимания развернутых докладов и лекций и содержащейся в них сложной аргументации, новостей и репортажей о текущих событиях, статей и сообщений по современной проблематике, свободно участвовать в диалогах и дискуссиях, обосновывать и отстаивать свою точку зрения. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) В результате освоения дисциплины студент должен: -знать: основные концепции, реалии и термины страноведения, иметь представление об этапах исторического развития Великобритании, навыки межкультурного общения, интерес и уважение к традициям других народов. -уметь: использовать основные положения и знания дисциплины в профессиональной деятельности, делать презентации и спонтанные высказывания по заданной тематике. -владеть: культурой мышления, способностью к восприятию, анализу и обобщению информации. а) Общекультурные (ОК):
б) профессиональные (ПК)
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Страноведение». Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, 32 ауд. часа – 5 семестр, 32 ауд. часов – 6 семестр, 44 часа – самостоятельная работа.
Первый семестр. Тема 1. Birth of the British Empire. Colonial Policy. Колониальная политика Великобритании. Начало колонизации Америки англичанами. Расширение империи. Политические и торговые связи внутри империи. Проблемы колоний. Тема 2. War of Independence of the American Colonies. American States. Колониальный период (1607—1775). Тринадцать колоний. Предпосылки войны за независимость. Война за независимость (1775—1783). Становление американского государства (1783—1861). Гражданская война (1861—1865) Тема 3. Political Setup and Style of Democracy. Organization of Government. Федеративная республика с президентской формой правления. Конституция. Всеобщее избирательное право. Административное деление. Конституционный принцип «разделения властей». Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. Двухпартийная система. Тема 4. Geography. Population. National Identity. Границы и площадь. Рельеф. Гидрография. Климат. Расовый состав населения. Иммиграционная политика. Мобильность населения. Тема 5. Cultural Life, Religion and Traditions. Values. Современная культура США. Система верований. Традиции и обычаи. Система ценностей. Тема 6. Economy and International Standing. Структура экономики. Уровень экономического развития. Сельское хозяйство. Банки и инвестиции. Импорт, экспорт. Роль США в международной политике, торговле, дипломатии. Тема 7. American Institutions. Education. Культурные и социальные институты. Система образования. Государственное и частное образование. Система университетов. Наука. Тема 8. Commonwealth of Nations. Organization and Membership. Colonies, Dominions, Dependencies. Основы Содружества. Развитие. Членство. Структура Содружества. Дипломатические отношения. Тема 9. Geography of the English Speaking World. Распространенность английского языка в мире. География англоязычных стран. Дипломатические, исторические и культурные взаимосвязи. Тема 10. The British Monarchy and its Current Role. Историческая роль британской монархии. Политическая функция монархии в жизни стран содружества. Роль монархии в современном обществе. Тема 11. Canada. Political Setup and Style of Democracy. Государственная структура и политические партии. Государственный режим. Конституция. Деятельность Парламента. Функционирование федерации. Тема 12. Geography. Population. National Identity. Административное деление. Географические данные. Демография. Население и иммиграция. Федеральная политика двуязычия (билингвизм) и языки Канады Тема 13. Economy and International Standing. Экономика. Внешняя политика. Торгово-экономические отношения. Международное сотрудничество и развитие. Вооружённые конфликты, миротворческие миссии и спасательные операции. Участие в работе международных организаций. Международный рейтинг. Тема 14. Cultural Life and Traditions. Values. Linguistic Situation. Культура. Канадский мультикультурализм. Образование. Религия. Система ценностей. Символы Канады. Второй семестр. Тема 15. India. Colonial Rule and Independence. Британская Индия. Индийское национально-освободительное движение. История Индии после обретения независимости. География. Административное деление. Климат. Растительный и животный мир. Население. Языки. Религия. Государственное устройство. Экономика. Культура. Тема 16. Drive into Africa and Other Extensions. Подъём интереса европейцев к Африке. Африканские колонии Великобритании. Расширение влияния Великобритании на Ближнем востоке. Тема 17. Exploration and Settlement of Australia История. Первые европейцы. Колонизация. Тюремные поселения. Тема 18. Geography and the Environment. Regional Contrasts. Географическое положение. Природные ресурсы. Климат. Флора и фауна. Административно-территориальное деление. Тема 19. Political Setup and Style of Democracy. Политическое устройство. Высшие органы государственной власти. Глава государства. Генерал-губернатор. Парламент. Основные партии. Государственная символика. Тема 20. Economy and International Standing. Экономика. Промышленность и сельское хозяйство. Экология. Внешняя политика. Участие в работе международных организаций. Международные рейтинги. Тема 21. Ethnic and Cultural Groups. Население. Язык. Мультикультурализм. Социальная инфраструктура. Образование. Тема 22. Traditions, Attitudes and Values. Праздники. Британское наследие. Культура. Тема 23. Exploration and Settlement of New Zealand. Открытие Новой Зеландии. Первые поселенцы. Европейский период. Государственно-политическое устройство. Международное положение и внешняя политика. Административно-территориальное устройство. Тема 24. Cultural Heritage of the English Speaking Nations. Влияние британских традиций на становление культурных институтов стран – членов Содружества. Лингвистическая картина. Тема 25. Membership of International Organizations. Содружество и международные политические, экономические союзы, договоры, конвенции. Роль англоязычных стран в мировой политике и торговле. Тема 26. Look Ahead. Перспективы развития англоязычных стран. Потенциальные конституционные и политические изменения. Международные рейтинги. 5. Образовательные технологии В соответствии с требованиями компетентностного подхода дисциплина «География и культура страны изучаемого языка (Великобритания)» предполагает проведение занятий в интерактивной форме, что предполагает устные подготовленные сообщения и спонтанные дискуссии, компьютерные презентации, выполнение тестовых заданий в электронной форме в компьютерном классе, работу с видео и интернет материалами, внеаудиторную работу в языковых и культурных центрах. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа студентов предполагает: подготовку к занятиям по аспектам изучаемой дисциплины; работу с базовыми и дополнительными учебникам; работу с Интернет-ресурсами; работу с аутентичными материалами по изучаемой проблеме; самостоятельный поиск материала для презентаций, рефератов, круглых столов; подготовку презентаций; написание домашних письменных работ; подготовку к тестам и контрольным работам; промежуточной аттестации. Контроль самостоятельной работы осуществляется на аудиторных занятиях – оценивается качество подготовленного к занятию материала (анализируются письменные работы и устные выступления), выполнение тестов (в электронной форме), а также на консультациях, зачетах и экзаменах.
Темы к зачету: 1. Birth of the British Empire. Colonial Policy. 2. War of Independence of the American Colonies. American States. 3. US. Political Setup and Style of Democracy. Organization of Government. 4. US. Geography. Population. National Identity. 5. US. Cultural Life, Religion and Traditions. Values. 6.US. Economy and International Standing. 7. American Institutions. Education. 8. Commonwealth of Nations. Organization and Membership. Colonies, Dominions, Dependencies. 9. Geography of the English Speaking World. 10. The British Monarchy and its Current Role. 11. Canada. Political Setup and Style of Democracy. 12. Canada. Geography. Population. National Identity. 13. Canada. Economy and International Standing. 14. Canada. Cultural Life and Traditions. Values. Linguistic Situation. Вопросы к экзамену: 1. India. Colonial Rule and Independence. 2. Drive into Africa and Other Extensions. 3. Exploration and Settlement of Australia. 4. Australia. Geography and the Environment. Regional Contrasts. 5. Australia. Political Setup and Style of Democracy. 6. Australia. Economy and International Standing. 7. Australia. Ethnic and Cultural Groups. The English Language. 8. Australia. Traditions, Attitudes and Values. 9. Exploration and Settlement of New Zealand. 10. Cultural Heritage of the English Speaking Nations. 11. Membership of International Organizations. 12. Look Ahead. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Страноведение». а) основная литература: Britain for Learners of English. Second edition / James O’Driscoll, Oxford, 2009. б) дополнительная литература: 1. America in Close-up (Longman Background Books) Longman; 2003. 2. США. Лингвострановедческий словарь. Dictionary of USA. Томахин Г.Д. М., 2001. 3. Living in the USA. Alison R. Lanier. Yarmouth, Maine, 1996. 4. Only in America. Matt Frei. London, New-York, 2009. 5. Global Expansion: Britain and its Empire, 1870-1914. Willie Thompson. Pluto Press, October 1999 6. American Cultural Patterns. A Cross-Cultural Perspective. Edward C. Stewart and Milton J. Bennet. Yarmouth, Maine, 1991. 7. Brit-think, Ameri-think. Jane Walmsley. New-York, 1987. 8. The American Heritage College Dictionary. New-York, 1993. 9. Canadian Dictionary of the English Language. Ontario, 1998. 10. The Book of the States. Vincent Wilson, Jr. Maryland, 1998. 11. The Book of the Presidents. Vincent Wilson, Jr. Maryland, 2005. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы www.britannica.com http://www.thecommonwealth.org http://www.usa.gov/ http://www.house.gov/ http://www.senate.gov/ http://www.whitehouse.gov/ http://www.gc.ca/ http://www.gg.ca/ http://www.pm.gc.ca/ http://www.canadapost.ca http://www.cbc.ca/ http://www.iccs-ciec.ca/blackwell.html#exploring www.about-australia.com www.crystalinks.com/aboriginals.html www.ga.gov.au/ www.csu.edu.au/Australia www.maori.org 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) «Страноведение» Для выполнения тестовых заданий и самостоятельной работы для обучающегося предусмотрено рабочее место в компьютерном классе со свободным доступом в Интернет. Компьютерные презентации обеспечиваются необходимыми техническими средствами (компьютер, мультимедийный проектор). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки Филология. Зарубежная филология. Авторы: Ковельева Е.Б., старший преподаватель кафедры английской филологии, Дмитриева В.С., старший преподаватель кафедры английской филологии. Программа одобрена на заседании кафедры английской филологии от 8 октября 2010 года, протокол № 2. Зав. кафедрой английской филологии Т.В. Харламова Директор Института филологии и журналистики Л.С. Борисова |
Российской федерации приказ Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации... | Без гражданства в российской федерации Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав... | ||
Доклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации... «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов... | Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Национальный стандарт российской федерации Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Министерство экономического развития российской федерации Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской... | ||
Комплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной... | Национальный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом... | ||
Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | Министерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного... | ||
Утверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития... Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18... | Министерство связи и массовых коммуникаций российской федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской... | ||
Национальный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом... | Об утверждении порядка Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов... |