№ урока
| Тема урока
| Демонстрации
| Дом.задания
| Требования к уровню подготовки
| Форма контроля
|
Знать понятия, термины, события:
| Уметь:
|
1
| Периодизация всемирной истории. Особенности истории России
| Атлас «История древнего мира», «История России с древнейших времен до конца XVIII века»
| §1-4, составление развернутого плана
| История России-часть всемирной истории. История региона-часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины. Факторы и проявления единства и многообразия всемирной истории. Различные подходы к периодизации всемирно-исторического процесса
| Соотносить единичные исторические факты и общие явления; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий
| Понятийный диктант
|
2
| Закономерности и случайности в жизни народов
| Атлас «История древнего мира», «История Средних веков», «История Нового времени 1500-1800», «История Нового времени 1800-1918», «Новейшая история»
| §2-3, составление развернутого плана
| Проблема движущих сил исторического развития в философии XVIII-ХIХ вв. -Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Иммануил Кант, Георг Гегель, Мари Франсуа Аруэ. Становление и развитие материалистических взглядов на мир - Аристотель, Шарль Луи де Монтескье, Иоганн Гердер, Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Макс Вебер. Философия истории ХХ в: Цивилизационный подход к истории. Джамбатиста Вико, Н.Я.Данилевский, Освальд Шопенгауэр, Арнольд Тойнби, Л. Н. Гумилев. Этапы развития человечества - первобытная эпоха, история Древнего мира, Средних веков, Новое и Новейшее время. Периодизация Новейшей истории
| Указывать особенности исторических взглядов эпохи Просвещения; новое в понимании вопроса о месте личности в истории немецким философом И.Кантом; исторический процесс по Гегелю; давать определение понятий; объяснять сущность марксистских взглядов на историческое развитие; работать с историческими источниками; работать со схемами, таблицами
| Заполнение таблицы
|
3
| Первобытная эпоха
| Атлас «История древнего мира»
| §4-5, вопросы 1-3
| Этапы становления человека - Чарльз Дарвин. Происхождение человеческих рас. Человек осваивает свою планету – эпоха мезолита, наскальная живопись, магия, фетишизм, тотемизм, вожди, жрецы. Человек и природа: первый конфликт – появление земледелия и скотоводства. Аграрно-скотоводческие культуры, развитие ремесла, торговли. Переход от матриархата к патриархату. Наступление энеолита - образование союзов племен, освоение металлов
| Указывать факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности
| Ответы на вопросы, беседа
|
4
| Деспотия Востока
| Атлас «История древнего мира»
| §6, вопросы 1-3
| Предпосылки возникновения государств. Рабовладение и общественные отношения в Древнем мире. Культура и верования в Древнем Египте. Особенности развития деспотий древности. Военные деспотии Древнего мира
| Указывать причины слабости деспотических государств древности; давать характеристику деспотиям
| Зaполнение таблицы, анализ документов, ответы на вопросы
|
5
| Расширение ареала цивилизации
| Атлас «История древнего мира»
| §7-8, заполнение таблицы
| Древняя Индия. Китай в эпоху древности
| Рассказывать об особенностях развития Древней Индии; определять особенности цивилизации Древнего Китая; делать выводы об отличиях новых религий от прежних верований
| Зaполнение таблицы, анализ документов, ответы на вопросы
|
6
| Города-государства Греции и Италии
| Атлас «История древнего мира»
| §9-10, вопросы 1-3
| Античная Греция. Города-государства Греции. Города-государства Италии. Основание Рима. Греко-персидские войны (V в. до н. э.). Пелопонесские войны IV-V вв. до и. э. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского
| Рассказывать о вариантах развития древнегреческого полиса; определять общее в развитии римского и афинского полисов и чем они отличались; представлять пирамиду социальной структуры римского общества; условия установления республики; объяснять, почему в античную эпоху велись войны за господство над Средиземноморьем
| Опрос, заполнение таблицы, анализ документов
|
7
| Возвышение Рима. Итоги античной эпохи в истории человечества
| Атлас «История древнего мира»
| §11-13, составление развернутого плана
| Образование и распад державы Александра Македонского. Господство над Италией. Пунические войны. Кризис Римской империи. Становление Римской империи. Народы Европы в начале новой эры. Кочевые племена Азии и Китая. Начало Великого переселения народов. Возникновение христианства. Рим от золотого века к упадку. Кризис Римской империи. Христианство в Римской империи. Падение Западной Римской империи
| Указывать причины и результаты Грекоперсидских войн; объяснять, почему высокоразвитые греческие полисы оказались покорены небольшой Македонией; рассказывать о подчинении Римом Италии; определять преимущества римского военного строя по сравнению с греческой фалангой; указывать факторы, обусловившие кризис Римской республики; делать сравнительный анализ причин кризиса полисного устройства и отличительные черты в развитии полисов; определять, почему реформы братьев Гракхов не могли предотвратить кризиса римского полиса; давать оценку деятельности Сумы, Цезаря, Октавиана
| Практическая работа
|
8
| Период раннего средневековья (V-X века)
| Атлас «История средних веков»
| §15-17, вопросы 1-3
| Принципы периодизации Средних веков. Мир глазами средневекового европейца. Доколумбовы цивилизации Америки. Древние цивилизации Африки. Социально-экономические отношения в раннее Средневековье. Особенности феодальных отношений. Религиозная и светская власть в Европе. Норманнские завоевания и создание Священной Римской империи
| Рассказывать о доколумбовых цивилизациях Америки; характеризовать положение зависимого населения и характеризовать роль христианской церкви; объяснять, почему норманнские завоевания привели к усилению королевской власти на германских землях
| Отвечать на вопросы
|
9-10
| Восточные славяне в VIII-IX веках. Появление государства Русь. Первые русские князья. Древнерусское государство при Святославе и Владимире
| Атлас «История России с древнейших времен до конца XVIII века»
| §5-8, составление развернутого плана
| Предпосылки складывания Древнерусского государства (социально-экономические, социально-политические, духовные, внешнеполитические). Этапы складывания государства. Возникновение ядра восточнославянского государства. Данные «Повести временных лет». Теории возникновения государства у восточных славян (норманнская, антинорманнская, современные теории) Деятельность первых русских князей(укрепление власти киевского князя, отношения с Византией, отношения с востoчными соседями, итоги правления).
| Характеризовать этапы складывания государства у восточных славян; находить оценочные суждения в учебной и справочной литературе по проблеме теорий происхождения государства у восточных славян; выявлять предпосылки образования древнерусского государства; сопоставлять процесс образования древнерусского государства и европейских государств периода средневековья; используя знания курса «Обществознание», выявлять признаки древнерусского государства
| Характеристика этапов складывания древнерусского государства. Анализ теорий происхождения государства, выявление собственной позиции по данной проблеме
|
11
| Правление Ярослава Мудрого. Развитие феодальных отношений при Ярославичах
| Атлас «История России с древнейших времен до конца XVIII века»
| §9-11, анализ «Русской Правды»
| Междоусобные войны на Руси. Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. «Русская Правда». Неравенство русского общества ХI - первой четверти XII в. Возникновение феодальной земельной собственности. Власть и церковь
| Давать определение понятиям: междоусобные войны, династический брак, «Русская Правда», кормление, вотчина; называть причины междоусобных войн, их основных участников; разъяснять сущность порядка наследования киевского престола (очередного и по старшинству); называть основные категории населения Киевской Руси
| Работа с документом
|
12
| Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
| Атлас «История России с древнейших времен до конца XVIII века»
| §12-13, составление развернутого плана
| Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав», «поучение Владимир Мономаха»
| Называть основные категории населения Киевской Руси
| Анализ документов, беседа
|
13
| Политическая раздробленность Руси
| Атлас «История России с древнейших времен до конца XVIII века»
| §14-16, вопросы 1-3
| Причины распада древнерусского государства. Сущность процесса политической раздробленности
| Называть причины политической раздробленности; понимать и объяснять сущность политической раздробленности; разъяснять значение Любечского съезда князей 1097 г.; характеризовать предпосылки политической раздробленности (формирование местных княжеских династий, укрепление местного боярства, развитие ремесла и торговли, изменение положения и роли Киева, духовные предпосылки); сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и Европейских государств, определять сходства и различия; высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси
| Беседа
|
14
| Культура Руси IX-XIII веков
| Атлас «История России с древнейших времен до конца XVIII века»
| §17-18, вопросы 1-3
| Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности
| Давать определение понятиям: культура, житие, икона, фреска, миниатюра; называть памятники древнерусской культуры (архитектурные, литературные); называть основные литературные жанры, раскрывать их содержание; разъяснять особенности деревянного зодчества, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства; выявлять особенности древнерусской культуры; определить влияние Византии на культуру Древней Руси; подчеркнуть влияние языческой традиции на христианскую культуру Руси; доказать присутствие языческого элемента в современной культуре; разработать проект по теме урока
| Разработка проектов по теме урока
|
15-16
| Монголо-татарское нашествие на Русь. Натиск завоевателей на северо-западной границе России. Первые схватки с литовцами и крестоносцами
| Атлас «История России с древнейших времен до конца XVIII века»
| §19, вопросы 1-3
| Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада
| Проследить по исторической карте завоевание монголами русских княжеств (битва на Калке, разгром Рязанского княжества, разорение Владимирской земли, попытка похода на Новгород); на основе данных учебника определить причины поражения русских земель
| Участие в дискуссии
|