Скачать 393.2 Kb.
|
На правах рукописи ВАЛИД АЛИ МОХАМЕД МАХМУД ИСЛАМ И ИСЛАМСКИЕ ТРАДИЦИИ В ДУХОВНОЙ И МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ДЕРБЕНТА (сер.VII – сер.XIII вв.) 07.00.02. – «Отечественная история» 07.00.06. – «Археология» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Ростов-на-Дону 2009 Работа выполнена на кафедре археологии, истории древнего мира и средних веков исторического факультета Южного Федерального Университета
Защита состоится «22» января 2010 года в 14 часов, на заседании Диссертационного совета Д.212.208.08 по историческим наукам при Южном Федеральном Университете по адресу: 344006, Ростов-на-Дону, Б.Садовая, 105, ауд. 420. С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южного Федерального Университета» (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148) Автореферат разослан «21» декабря 2009 г.
Общая характеристика работы Дербент вошел в историческую науку как один из крупнейших памятников сасанидского оборонительного строительства на Кавказе и главный оплот наиболее значимых раннесредневековых и средневековых империй Ближнего и Среднего Востока в их борьбе с могущественными объединениями кочевников евразийских степей. Однако широкомасштабные археологические раскопки, проводившиеся здесь более четверти века (1970-1995) под руководством А. А, Кудрявцева, не только открыли совершенно новые неизвестные этапы древней истории города и отодвинули истоки его возникновения более, чем на 3500 лет, к рубежу эпох энеолита и ранней бронзы, но и позволили показать Дербент как важнейший торгово-экономический, идеологический и культурный центр средневекового Кавказа. Актуальность темы исследования. Актуальность избранной темы определяется, прежде всего, сегодняшней ситуацией на Северо-Восточном Кавказе, где представители радикальных исламских течений, избравших террор как одно из главных средств в достижении своих целей, пытаются аппелировать в идеологическом обосновании методов и форм этой борьбы, к основным принципам и догмам раннего ислама, искажая его содержание и вклад в историческое и социо-культурное развитие народов региона. В советской историографии арабское завоевание Северного Кавказа, как и других регионов страны, рассматривалось только с позиций, где абсолютно преобладали негативные оценки. В значительной мере это соответствовало действительности и завоевание Кавказа, как и любое завоевание вообще, принесло народам региона многочисленные разрушения, разграбления и налоговые тяготы. Однако включение этих территорий в состав Арабского халифата, в сферу его торгово-экономических и социо-культурных отношений, оказало большое влияние на развитие народов Восточного и Северо-Восточного Кавказа и других областей региона, особенно на формирование духовной и материальной культуры населения его средневековых городов, крупнейшим из которых являлся Дербент. «Вторжение арабов, принесших с собой новую религию и государственный язык, включение мелких феодальных княжеств в систему единого государства, установление новых культурных и экономических связей привело к существенному изменению всего облика духовной и материальной культуры».1 Ислам в этот период находился в стадии формирования правовых и этических норм, художественно-эстетических представлений и культурных традиций - это оказало огромное влияние на формирование монументального и декоративно-прикладного искусства, художественного ремесла и идеологических представлений населения средневекового Дербента. Для обитателей Северо-Восточного Кавказа, как и многих других регионов, ислам постепенно превращался из религии завоевателей, принятой завоеванными «ради живота своего», в верование по убеждению, в собственную религию,2 хотя исламизация многих районов Горного Дагестана растянулась на столетия. Именно проблеме исламизации населения средневекового Дербента и изучению существенных изменений в облике его духовной и материальной культуры в период VII – XIII вв. посвящено данное диссертационное исследование. Степень научной разработанности темы. Средневековые города Кавказа, особенно Восточного и Северо-Восточного, имеющие много общего в своем развитии с городами мусульманского Востока, изучены по целому ряду аспектов, в том числе социокультурного характера, пока еще недостаточно, что делает весьма актуальной избранную мной тему диссертации. Во второй половине XX века в западной и российской историографии стало уделяться значительно больше внимания средневековому городу, в том числе и восточному, именуемому обычно «мусульманским». Это было связано с расширением археологических раскопок подобных памятников, без обширных материалов которых изучение средневековых городов мало перспективно. Одним из таких объектов, где проводились широкие археологические исследования, стал средневековый Дербент. Хорошая сохранность средневековой планировки и топонимики в некоторых из мусульманских городов и наличие определенного количества сообщений о них в письменных источниках, дополняемых материалами раскопок, позволяют успешно решать целый ряд вопросов формирования исторической топографии подобных городов, их культурного, административного и социально-экономического развития. Значительное внимание западными специалистами уделялось и уделяется, при этом, проблемам изучения исламского монументально-декоративного искусства, в том числе художественного ремесла, гражданской (в основном дворцовой) и культовой архитектуры (мечетей), роли религиозных братств и дервишей в жизни средневековых исламских центров, изучению кварталов и квартальных общин мусульманских городов, являющихся основной ячейкой их социальной структуры. В связи с изучением средневекового мусульманского города российскими специалистами справедливо отмечалось, что «к сожалению, вопрос о городе на Востоке, особенно о городе средневековой эпохи, не разрабатывался в советской историографии с должной полнотой, будучи несправедливо заслоняемым проблематикой аграрных отношений».3 Эти проблемы актуальны и при исследовании закономерностей развития мусульманских городов Восточного и Северо-Восточного Кавказа, в том числе социокультурного развития мусульманского Дербента. Формирование исламских художественных традиций в культуре населения является одним из важных аспектов данного исследования. В соответствии с проблемно-хронологическим принципом можно выделить пять основных периодов истории изучения Дербента мусульманского времени:
В первый период сопровождавшие в персидском походе в Дербент Петра I ученые описывают и делают чертежи оборонительных сооружений города и Горной стены, но наряду с этим Д. К. Кантемир срисовывает 3 арабских и 3 пехлевийских надписи, а также описывает арабские (куфические) надписи на гробницах арабского поселения Пир Дамешки («Пиридимиски»). Описание арабских надписей и их рисунки, а так же упоминание отдельных памятников приводят И. Г. Гербер, И. Я, Лерх, Дж. Ханвей, С. Г. Гмелин и др. Во втором периоде проявляется большой интерес к местной исторической хронике «Тарих и Дербенд-наме», которую переводят на русский и европейские языки. К переводу скопированных за 100 лет арабских надписей Дербента Ю. Клапрот дает первый квалифицированный перевод на французский язык, а М. А. Казем-Бек – на английский. Третий период ознаменовался возросшим интересом к военно-патриотической истории Дербента и к его отдельным памятникам, в том числе мусульманским. Перевод «Дербенд-наме» на русский язык М. Алихановым-Аварским, ряд статей о Дербенте академика В. В. Бартольда, первая монография о городе Е. И. Козубского. Четвертый период ознаменовался рядом историко-археологических экспедиций и архитектурных обследований города (А. С. Башкиров, И. А. Орбели, Е. А. Пахомов, П. Спасский, Б. Н. Засыпкин, н. Б. Бакланов и др.), однако раскопки здесь так и не начались. Пятый период характеризуется интересом дагестанских историков и архитекторов к истории Дербента и его историко-архитектурным объектам в связи с написанием первых обобщающих трудов по истории Дагестана (Очерки истории Дагестана, История Дагестана) и начавшимися здесь первыми в истории города археологическими раскопками в 1970 году (А. А. Кудрявцев). Интерес к мусульманским памятникам Дербента и его многовековой истории возник у исследователей давно, значительно раньше, чем к другим известным городам Кавказа. Изучение древностей города началось со времени персидского похода Петра I в 1722 г., когда по приказу императора, сопровождавшие его ученые сделали описание и чертежи фортификационных сооружений Дербента и первые зарисовки арабских надписей на его памятниках. Среди наиболее ранних работ о Дербенте можно отметить труды Д.К. Кантемира, Ф.З. Байера, И.Г. Гербера, И. Я. Лерха, С.Г. Гмелина, Дж. Каппеля, П.Г. Буткова, Е. Коцебу, Э. Эйхвальда, Э. Эркерта, А.В. Комарова и др. Большой вклад в изучение нарративных источников и эпиграфических памятников города в дореволюционный период внесли известные востоковеды Х.Д. Фрэн, Н.В. Ханыков, К.К. Фезе, П.С. Савельев, И. Бартоломей, Ю. Клапрот, М. Казем-Бек, Н.А. Караулов, И. д'Оссон, а отдельных вопросов его средневековой истории касались такие крупные специалисты, как Б.А. Дорн, И. Маркварт, В. В. Бартольд и др. Первый экземпляр знаменитой исторической хроники «Тарихи Дербенд-наме» был преподнесен еще Петру I во время его пребывания в Дербенте и на многие годы стал предметом изучения крупнейших российских и западных специалистов. Переводы и попытки изучения «Дербенд-наме» предпринимались неоднократно в России и за рубежом начиная с 1789 г., но первый квалифицированный перевод хроники на французский язык сделал известный русский востоковед Ю. Клапрот в 1829 г., а в 1851 г. на английский язык этот труд перевел профессор М.А. Казем-Бек, получивший за эту работу звание члена-корреспондента Российской Академии наук и Демидовскую премию. Сам М.А. Казем-Бек был уроженцем Дербента и принадлежал к знатному роду, занимавшему высокие посты в XVIII веке при правителях города. Первая попытка написать историю Дербента на основании данных ряда письменных источников и местных легенд была предпринята Е.И. Козубским (История города Дербента, 1906),4 но оказалась неудачной и вызвала резкую критику В.В. Бартольда, считавшего, что «задача оказалась не по силам автору». Сам В.В. Бартольд уделял большое внимание средневековой истории Дербента и на базе доступных ему арабоязычных источников написал ряд ценных статей (Дербент, 1908; К истории Дербента, 1910; Новое известие о стенах Дербента, 1913; О месте Прикаспийских областей в истории мусульманского мира),5 посвященных истории города в мусульманский период и его политическому развитию, арабскому завоеванию и этапам исламизации, конструктивным особенностям городских стен и приемам их возведения, культовым памятникам (Джума-мечеть), морской торговле и порту Дербента IX – XI вв. Новый этап в изучении Дербента начался в советское время, когда в обследованиях памятников города приняли участие такие крупные ученые, как А.С. Башкиров, Н.Я. Марр, И.А. Орбели, К.В. Тревер, Е.А. Пахомов, М.И. Артамонов и др. Большой вклад в изучение культовых памятников Дербента, в частности Джума-мечети, в установление времени её возведения и первоначального назначения, внесли работы М.И. Артамонова, уделившего также внимание истории дербентских укреплений и их роли в борьбе с раннесредневековыми кочевниками (Древний Дербент, СА, 1946; История хазар, 1962)6 и К.В. Тревера (Очерки по истории и культуре Кавказской Албании, 1959.).7 Уникальным источником и важным исследованием по истории Дербента и его социокультурному развитию в VIII – XI в. является опубликованная профессором Кембриджского университета В.Ф. Минорским работа «История Ширвана и Дербенда»,8 где даны фрагменты политической истории средневекового города, его социальной структуры и стратификации, описано мусульманское духовенство и его роль в жизни средневекового города, показаны острые противоречия в местном феодальном обществе. Особенно значительный вклад в изучение средневековой эпиграфики города внесли работы Л.И. Лаврова, который систематизировал и издал большую часть арабоязычных надписей Дербента (Эпиграфические памятники Северного Кавказа),9 являющихся важным источником по погребальным мусульманским памятникам Дербента VII–XIII вв. и социальной стратификации исламского общества средневекового города. Ряд важных вопросов социокультурного и военно-политического развития Дербента, роли духовенства в его социальной структуре и интерпретации погребальных мусульманских памятников города затронуты в работах Р.М. Магомедова (История Дагестана и Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1969).10 Большой вклад в изучение арабских надписей, высеченных на стенах сооружений и мусульманских надгробиях средневекового Дербента внес А.Р. Шихсаидов (Ислам в средневековом Дагестане; Дагестан в X- XIV вв.; Эпиграфические памятники Дагестана).11 Определенный интерес представляет библиографическое исследование А.К. Рзаева (Мухаммед Али М. Казем-Бек),12посвященное известному востоковеду М. Казем-Беку, переведшему «Дербенд-наме». Наряду с иностранными историками, археологами, востоковедами, значительный вклад в изучение средневекового Дербента и, в частности, в исследование некоторых памятников исламской архитектуры города внесли архитекторы, в числе которых называют Н. Б. Бакланова (Архитектурные памятники Дагестана),13 Л. С. Бретаницкого (Зодчество Азербайджана XII – XVвв. и его место в архитектуре Переднего Востока.)14 и особенно С. О. Хан-Магомедова, обследовавшего и описавшего ряд сохранившихся средневековых сооружений VI –XVIII вв. Описанию и изучению башен и стен крепости, мечетей и ворот Дербента, сооружений Горной стены, посвящен ряд ценных работ С.О. Хан- Магомедова (Дербент; Ворота Дербента; Джума-мечеть в Дербенте; Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана),15 который провел квалификационное обследование сохранившихся здесь средневековых сооружений, но высказал не совсем верное, по моему мнению, предположение о времени основания и первоначальном назначении Джума-мечети. Ряд ценных сведений о мусульманской архитектуре и роли ислама в повседневной жизни населения позднесредневекового Дербента содержится в диссертационном исследовании и публикациях Е.А. Кудрявцева (Позднесредневековый город Северо-Восточного Кавказа в XV-XVIII вв.; Периодизация развития отраслей ремесленного производства средневекового города; Развитие исторической топографии цитадели Нарын-кала в период Дербентского эмирата). 16 Некоторые аспекты исторического развития Дербента подведены в обобщающих трудах дагестанских исследователей (Очерки истории Дагестана; История Дагестана; История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века).17 Отдельных аспектов средневекового развития города касались в своих работах известные специалисты: Н.В. Пигулевская, Б.Н. Заходер, З.М. Буниятова, С.Б. Ашурбейли, Я.А. Манандян, П.И. Спасский, Л.Н. Гумилев, М.И. Исаков, А.В. Саламзаде, Ш.М. Ахмедов, М.С. Гаджиев, Н.А. Магомедов и др. Работы дореволюционных, советских и современных историков, востоковедов, и архитекторов внесли весомый вклад в изучение ряда вопросов истории средневекового Дербента, но решить узловые проблемы его развития, выявить динамику роста и основные этапы становления, пути и закономерности формирования, причины упадка и расцвета социальных противоречий и культурных достижений крупнейшего феодального города Кавказа, позволили лишь многолетние комплексные исследования Дербентской археологической экспедиции, материалы и выводы которых нашли отражение в монографиях и статьях ее руководителя и участников (М.Г. Гаджиева, Г.Г. Гамзатова, С.В. Гусева, Е.А. Кудрявцева, Г.Д. Дибирова, Н.А. Магомедова, Н.К. Касумова и др.). Наиболее ценными для моего исследования являются монографии: Древний Дербент; Великий город на Каспии; Феодальный Дербент; Пути развития северокавказского города,18 а также статьи А. А. Кудрявцева (Раскопки средневековых ханских дворцов в Дербенте; Художественная поливная керамика Дербента второй пол. VIII –Xвв.; О новой хронологии Дербента; Интерпретация сведений «Тарих Баб ал-абваб» по исторической топографии средневекового Дербента; О месте духовенства в социальной структуре феодального Дербента; Дербентский могильник; Средневековый Дербент как религиозный центр Восточного Кавказа; К изучению архитектуры средневекового Дербента (VIII – XIII вв.); пути развития художественных ремесел Дербента; Derbend; и др.).19 |
Сер. XIII сер. XV вв. Автор Терентьев Р. А. 10класс Руководитель Терентьева Г. Г. 2006г Руси, нельзя полностью оценить течение событий европейской политики в XIII--XV вв | Монография представляет попытку детального обзора эволюции дагестанского... Дагестан и мусульманский Восток: сборник статей в честь профессора Амри Рзаевича Шихсаидова / Сост и отв ред. А. К. Аликберов, В.... | ||
Л. В. Абдрахманова формирование профессиональных коммуникативных умений Вестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. 2007. №1(7) | Рассмотрено на заседании мо педагогов дополнительного образования Протокол №1 Кроме того, это отбор и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, материальной... | ||
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аникин А. В. О типологии финансовых кризисов // Вестн. Моск ун-та. Сер. Экономика. 2001. N с. 43-54 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... К нцерт, пр ставка, к силка, меб ль, сер бро, зл дей, Х р вод, ск мей | Спин) 92 вестн. Самар. Гос. Техн. Ун-та. Сер. Психолого-педагогические науки. 2008. №1(9) А н д р ю Х и н а Т. Н. Проектирование и реализация компетентностной модели профессиональной подготовки специалистов автомобильного... | ||
Перечень вопросов к зачету Структура, назначение и методика поиска изданий по отраслевым библиографическим указателям инион ран «Новая литература по социальным... | Рефератов. Содержание тема: банковский менеджмент 3 ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: Познакомить детей с бытом и культурой, творчеством, обычаями, традициями и историей тувинского народа. Расширить,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Источник: Социальные и гуманитарные науки за рубежом. 2004. Сер. 11. Социология. № С. 115-154; № С. 140-178 | ||
Авторская программа по краеведению для начальной школы (на материалах Бобровского района) Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера... | 1970 Научная студенческая конференция // Вестник Московского университета.... Точный прицел поэзии: Рецензия на сборник Т. Кузовлевой «Волга» // Московский университет. М., 1965. 17 сентября. №49. С. 4 | ||
Рефератов. Содержание тема: государственные реформы россии Лучшие рефераты по истории Отечества: Для студентов вузов /Сост. Э. Л. Зинченко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 316 с. — (Сер.: Банк... | Основные публикации по гидрологии и гидрофизике до 1993 года Астраханцев в. И. Опыт гидрологического районирования южной части Восточной Сибири. – «Тр. Вост. Сиб фил. Ан СССР. Сер геол.», 1958,... |