Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г





Скачать 264.86 Kb.
НазваниеЛ. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г
страница1/3
Дата публикации18.07.2014
Размер264.86 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10

города Фурманова

Рассмотрено на МО

Руководитель МО

____________/Л.Е. Иванова

Протокол № 1 от 29.08.2013 г.


Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________/Румянцева Е.А.

29.08.2013 г.

Утверждаю

Директор школы

________/Г.А. Тарунова

Приказ № 299 от 30.08.2013 г.

Рабочая программа по литературному краеведению

8б класс

Учитель: Степанова В.Л.

г. Фурманов

2013-2014 учебный год



  1. Пояснительная записка


Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, фольклор, прошлое и современную жизнь. Безвестные народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Академик Д.С.Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель, в первую очередь сохраняются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон его биографии, творчества.

Литературное краеведение за время своего развития накопило богатейший опыт. Это относится и к школьному литературному краеведению, значение которого особенно возрастает. Программа курса подробно изложена в сборнике: Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000. Программу «Литературное краеведение» (для средней школы) предлагает также Л.Н. Таганов, доктор филологических наук совместно с кандидатом филологических наук Н.В. Капустиным (Программа курса «Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995. – 29 с.)

Региональный компонент образования нашел свое отражение в краеведческих учебных курсах. Краеведение - это не просто знания, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания исторического опыта, взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Осознание ценности культурного, природного, исторического наследия способствует формированию чувства гордости, сопереживания, ответственности, гражданственности.

Рабочая программа учебного курса «Литературное краеведение» для учащихся 8-ых классов разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ивановской области, примерной программы «Литературное краеведение», разработанной АУ Институт развития образования Ивановской области и является продолжением курса «Литературное краеведение» в 7 классе.
Цели программы:

Создание условий для формирования у школьников способности к саморазвитию, самосознанию, самовоспитанию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей, способствовать духовно ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве и социальной адаптации; закрепление умения работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета.
Задачи программы:

-социально-педагогические (формирование гражданского мировоззрения, воспитание чувства любви к «малой родине», гордости, сопричастности и ответственности за историю своей страны, воспитание бережного отношения к историческому и литературному наследию);

-обучающие (обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей и литературой края; изучение основ поисковой и журналистской работы как допрофессиональная ориентация);

познавательные (формировать навыки исследовательской деятельности работы с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно-популярной, художественной литературой и периодической печатью);

-развивающие (развитие потребности  к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность);

-воспитательные (воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе; воспитание речевой культуры школьников).

Программа учебного курса «Литературное краеведение» позволит обучающимся познакомиться с произведениями писателей, чье творчество оплодотворено жизнью Ивановского края. Изучение литературы родного края чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими литературными традициями. Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов. Ценность литературного краеведения заключается и в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.

Программа курса «Литературное краеведение» для 8 класса включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе. За основу изучения в курсе литературного краеведения в данной программе взята местная литература. Этот курс призван дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе Ивановского края, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину.

Программа литературного краеведения носит и практический, прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том или ином писателе. В этих условиях особую роль играет культурно-развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, и важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в практику освоения школьниками социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местами. В процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.
Актуальность программы определяется тем, что она способствует решению задач социальной адаптации учащихся. Развитие литературного краеведения стимулирует интерес к изучению своей истории. Возрастает роль регионов, пробуждается интерес молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям.
Новизна программы определяется переходом от информационного к деятельностному подходу, у учащихся формируются предметные, коммуникативные и социальные компетентности.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др. Так как многие занятия носят интегративный характер, важную роль играет использование наглядно-иллюстративного материала.
Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, семинары, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: музейный калейдоскоп, устный журнал, литературная гостиная, конференция, заочная экскурсия, презентация, защита творческого проекта и другие. Данный курс предусматривает разнообразные типы уроков.
Формы контроля в ходе занятий могут быть различными: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, чтение наизусть, возможны различные виды тестовых заданий и заданий поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений.
Отличие от примерной программы. Поскольку «Литареатурное краеведение Ивановского края подробно изучается в 7 классе, то в данной рабочей программе сделан уклон на изучение литературы города Фурманова и Фурмановского района.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Содержание курса
Введение (2 часа)

Литературное краеведение - научная дисциплина.

Предмет курса. Основные понятия и определения. Известные краеведы Ивановской области и Фурманова.
Самостоятельная работа: запись тезисов лекции.

Формы контроля: проверка записей в тетрадях

Практическое занятие. Источники информации.

Самостоятельная групповая работа: работа с информацией, создание памятки или алгоритма работы с различными источниками.

Формы контроля: выступления групп, оформление и представление материала в различной форме.

«Русская провинция» (5 часов) Истоки литературы Ивановского края и Фурманова. Меценаты Фурманова.

Родословная края: Ивановский край и Фурманов. Самобытные культурные и народные традиции края. Музей Д.А. Фурманова. Театр и библиотека, творческие объединения, созданные в последние годы. Значение меценатства для развития «местной культуры»

Самостоятельная работа: слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея и работать выборочно по заданной теме; при необходимости конспектировать содержание экспозиции музея, написание заметки в школьную газету или сочинения-отзыва о посещении музея. Формы контроля: проверка самостоятельных работ.

«Вот Фурманов! Здесь родина моя»

Основные этапы и вехи литературного развития Фурманова и Фурмановского района: проблемы, имена, перспективы. Литературные карты.
Формы работы: заочная экскурсия по литературным местам Фурманова, использование учебной презентации (приложение «Вот Фурманов! Здесь родина моя») Самостоятельная работа: составление карты «По литературным местам Фурманова и Фурмановского района» Формы контроля: выставка ученических работ.

«Преданья старины глубокой…» (5 часов)

Фурмановская земля и русский фольклор.

Фольклор как искусство художественного слова. Особенности УНТ (непосредственная связь с жизнью народа; устная форма бытования; коллективное творчество, своеобразная народная редактура).

Фурманоский край в произведениях фольклора. Лирические песни (календарные, семейно-бытовые, песни социального характера): песни-веснянки, семицко-троицкие песни. Природа родного края в произведениях местного фольклора (патриотическое значение образа родной земли; поэтизация природы; сочувствие природы переживаниям человека; помощь природы человеку в борьбе со злом). Отражение особенностей жизни и быта местного населения в устном народном творчестве (хозяйственная деятельность различных слоев населения, обычаи, обряды, язык, культура). Приметы новой жизни в песнях, частушках, сказках и других произведениях местного фольклора (коммунистическое отношение к труду; раскрепощение женщины; освобождение от религиозных пут; стирание граней между городом и деревней; подъем благосостояния и культуры; дружба и равенство народов; народ и партия едины).

Конструирование обряда.

Лингвистическое краеведение. Местный диалект и наиболее распространенные жанры фольклора.
Практические занятия. Собирание произведений устного народного творчества, созданных или бытующих в местном крае. Знакомство с местами, воспетыми в народном сказках, песнях, поговорках. Составление альбома "Наш край в устном народном творчестве".

Самостоятельная работа: запись и анализ фольклорного материала, составление словаря диалектных слов, пословиц и поговорок.

Формы контроля: выступление на уроке, (внеурочная деятельность: выступление на заседании кружка, на факультативном занятии, на классном часе и т.д.) 
«Известные имена» (6 часов)

«И даже Пушкин» А.С. Пушкин и Фурмановская земля
Пушкин Александр Сергеевич. Ивановские «корни» рода Пушкиных: Александр Юрьевич Пушкин (двоюродный дядя поэта по материнской линии), Михаил Иванович Пушкин (предок поэта), др. родственники поэта. Стихотворение «Моя родословная».

Друзья и близкие знакомые Александра Сергеевича Пушкина: лицейский товарищ Александр Бакунин и его сестра Екатерина Бакунина (в замужестве Полторацкая) - первая юношеская любовь А.С. Пушкина. Поэт И.Д. Козловский, муж трооюродной сестры поэта М.А. Пушкиной. Петр Борисович Козловский.

«Бакунинский» цикл «унылых» элегий А.С.Пушкина (1816 год). Романс на стихи Пушкина из данного цикла стихов «Мне дорого любви моей мученье…»
Формы работы: учебная презентация, материалы исследовательской работы, учебный фильм с использованием программы Windows Movie Maker.

Самостоятельная работа: запись тезисов исследования, записать вопросы

Формы контроля: проверка записей в тетрадях, анализ стихотворения, эйдос-конспект (на выбор учащихся)
Тема Родины и родовых корней

А.Н.Островский

Связь А.Н.Островского с Ивановским краем.

Формы работы: заочная экскурсия с использованием учебной презентации (приложение «А.Н.Островский и Щелыково»)

Самостоятельная работа: учебные доклады.

К. Бальмонт

Раннее творчество Бальмонта. Творческое наследие Бальмонта.
Формы работы: виртуальная экскурсия с использованием программы Windows Movie Maker. Урок в форме устного журнала. (приложение «К. Бальмонт и Шуя») Самостоятельная работа и формы контроля: выпуск рукописного сборника детских стихов

Род Цветаевых и Ивановский край

Родовые корни семьи Цветаевых. Творческая судьба М. Цветаевой.
Формы работы: учебная презентация (приложение «Память о родовых корнях в поэзии и прозе Марины Цветаевой»)

Самостоятельная работа: создание эйдос-конспекта или творческой работы

Формы контроля: выступление на уроке
«Сороковые, роковые..»

Творчество ивановских поэтов - фронтовиков (4 часа)

Писатели-ивановцы в Великой Отечественной войне.

Фронтовые судьбы и творчество М Дудина.

Образ матери, малой родины, родной природы в лирике М. Дудина. «Окопная правда» фронтовых стихов В. Жукова.

«Долгое эхо войны»: е поэты и литераторы вспоминают друзей.
Формы работы: работа с видеоисточниками

Самостоятельная работа: классификация материала, элементы анализа стихотворений, создание презентации о поэте-фронтовике

Формы контроля: выступления на уроках, защита презентаций, чтение наизусть стихотворений.
«МИЛАЯ МОЯ РОДИНА!» (8 часов)

Литературная жизнь Фурманова

Литературные объединения, общества, кружки, клубы. «Литературные страницы» в местной газете; выход в свет художественных произведений местных авторов. Встречи с местными писателями и журналистами.

Самостоятельная работа: составление летописи «Современная литературная жизнь нашего города «, составление альбомов, плакатов, стендов о современных писателях.
Формы контроля: организация выставки в кабинете литературы

Писатели - прозаики Фурманова

Обзор творчества писателей-фурмановцев.

Самостоятельная работа: самостоятельный анализ эпизодов (сочинение-рецензия) Формы контроля: проверка письменных работ учащихся

Поэзия Фурмановского края

Темы родного края, природы,

Формы работы: литературная гостиная с использованием учебной презентации (приложение «Есть город Фурманов, в котором есть люди сказочной судьбы…»)

Самостоятельная работа: Отзывы о понравившемся стихотворении, заучивание наизусть стихотворений

Формы контроля: прослушивание отзывов и чтение наизусть
Литературные встречи

Встречи с членами литературного клуба. Поэтические жанры, их особенность. Народный театр и литературное краеведение.

Самостоятельная работа: интервью с одним из писателей Фурманова. Формы контроля: подготовить и представить материал по одной из тем

«Женские судьбы» (2 часа)

Женский голос в поэзии.
Формы работы: учебная презентация

Самостоятельная работа: анализ стихотворения, участие в исследовательской работе

Формы контроля: чтение наизусть, презентация о творчестве выбранного автора

Новейшая молодая поэзия (2 часа)

Тенденции литературного развития и культурная ситуация в регионе. Систематизация литературного наследия города Фурманова и Фурмановского района: статьи, сборники и публикации последних лет.

Деятельность Ивановского отделения Союза писателей России и литературно-общественная жизнь региона конца XX – начала XXI века.
Самостоятельная работа: анализ изданий последних лет, совместные проекты

Формы контроля: составление библиографического перечня региональных изданий и публикаций последних лет.

2.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны знать:

-основные этапы развития и события истории области, Фурманова и Фурманоского района;

-школьники должны знать содержание изученных произведений писателей;

-личности знаменитых земляков;

-достижения культуры.

уметь:

-освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений, их критическая оценка;

-рассказывать о важнейших событиях и знаменитых земляках; знать биографические данные о писателях, связанных с Ивановским краем;

-давать описание исторических событий и памятников культуры;

-объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории области, культурным достижениям;

-уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и сообщениями; писать отзывы, рецензии, эссе;

-уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом;

-давать оценку изученным произведениям, уметь анализировать содержание и структуру литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы);
К ожидаемым результатам следует отнести:

-факт осознанного продолжения  изучения  истории и литературы Ивановского края и истории и литературы вообще;

-высокий уровень познавательной активности;

-толерантность как приобретенный навык культуры общения и  как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания.

 

Для реализации намеченной цели, необходим комплексный подход к изучению своего края при введении в образовательную программу собственно краеведческого компонента. Его структура должна включать самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент других учебных курсов и краеведческий компонент во внеклассной работе. В рамках регионального компонента других предметных областей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края.

Краеведческое образование в школе - составная часть общего (школьного и внеклассного) краеведческого образования, поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями.

Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы:

-сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

-участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;

-использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);

-вовлечение в процесс краеведческого образования органов администрации (встречи, выступления представителей районной и городской администраций, молодежных движений), средств массовой информации;

-вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей.

3. Учебно тематический план



п/п

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconЛ. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г
Закона Ивановской области «Об образовании», Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном...
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconЛ. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г
Закона Ивановской области «Об образовании», Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном...
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconЛ. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г
Образовался некий вакуум в эмоционально-ценностном отношении к родной стране, заполнить который необходимо ценностями и традициями...
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconЛ. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г
Конституции рф, Федерального закона «Об образовании», Закона Ивановской области «Об образовании»
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Алтайском крае, решением Общелицейского родительского комитета (протокол №13 от 08. 05. 2013) и Совета лицея года протокол №5 от...
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconРуководство учреждения
Протокол от 30. 08. 2013 г.№1 Протокол от 28. 08. 2013 г.№1 от 30 августа№205а/п
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г icon«Детский сад территория здоровья» Вид конкурсной работы и название
Анисимова Г. Г., Бауде Н. Д., Иванова Г. Н., Иванова Е. А., Тютчева О. Г., Ломанова Н. С
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconЛ. Е. Иванова Протокол №1от 29. 08. 2013г
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение,...
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Устава школы, в соответствии с планом учебно-воспитательной работы на 2012-2013 учебный год, Положением о промежуточной аттестации...
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Протокол № от 2013 г. 2013 г. Приказ № от 2013 г
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconКурсаковская средняя общеобразовательная школа
Н. В. Иванова, 2013 с включением уроков по охране безопасности и жизнедеятельности учащихся. Настоящая рабочая программа разработана...
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, протокол...
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconНадежда Викторовна Иванова абсолютный победитель конкурса «Учитель года -2013»
Каждый год в посёлке Чернышевск проводится районный конкурс педагогического мастерства. В этом году торжественное мероприятие Учитель...
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconПрограмма кружка «Мои первые проекты»
Протокол №1 от 30. 08. 2013 г. 30. 08. 2013 года приказ №65-пд от 30 августа 2013 года
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconПрограмма по дпи, разработана на основе базисного учебного плана...
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Л. Е. Иванова Протокол №1 от 29. 08. 2013 г iconНоу впо «Российский новый университет» Иванова Карина Валериевна...
Научный журнал «Студенческий научный вестник России» секция Экономика и управление (Россия, Краснодар 30 марта 2013 г., срок заявок:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск