Скачать 2.54 Mb.
|
ВЕСТН. САМАР. ГОС. ТЕХН. УН-ТА. СЕР. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2007. № 1(7) УДК 372.013 Л.В. Абдрахманова ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ Рассматриваются результаты проведенного исследования по применению технологии игрового обучения в процессе формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза на основе информационно-коммуникативного подхода. В XXI веке в связи с переориентацией общества на новые ценности необходимы существенные перемены в системе образования, и особенно в том ее звене, где формируется специалист высшей квалификации. Кроме высокого профессионального уровня, современный специалист с высшим образованием должен обладать достаточно высоким уровнем коммуникативных умений для успешной профессиональной деятельности, включающей профессиональный рост на основе отечественных и зарубежных достижений, обмен опытом с коллегами, научные исследования и т.д. В связи с этим вопросы, связанные с проблемой формирования профессиональных коммуникативных умений, в последнее время широко исследуются как отечественными, так и зарубежными учеными. Практика подготовки специалистов в технических вузах показала, что обучение студентов в большинстве случаев проводится с использованием традиционных методов обучения, технология же игрового обучения в формировании профессиональных коммуникативных умений у студентов используется лишь эпизодически и не носит системного характера. Уровень обученности и уровень сформированности профессиональных коммуникативных умений студентов не удовлетворяет современным требованиям к качеству профессиональной подготовки специалистов. В основу разработки педагогической модели нашего исследования положена идея формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза как необходимого компонента их профессиональной подготовки и ресурса повышения качества их образования для дальнейшего решения проблем профессионального и социального характера и успешного коллективного взаимодействия и сотрудничества. В разработанной нами модели система формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка представляется как целостная система со множеством элементов, образующих устойчивое единство. Компонентами педагогической модели в нашем исследовании являются: цели, задачи, принципы, основные направления деятельности, технология игрового обучения, критерии сформированности профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза. Педагогическая модель формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза представляет собой взаимосвязь цели, структурных компонентов, функций, основных направлений формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов, мониторинга сформированности данных умений, критериев оценки и результатов обучения. Целью педагогической модели является формирование профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза при использовании технологии игрового обучения. Структурными компонентами модели являются задачи и принципы. Задачи
Принципы
Функции модели Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Основными направлениями формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов являются:
Мониторинг уровня сформированности профессиональных коммуникативных умений у студентов производится по следующим критериям:
Результатами применения педагогической модели являются:
При использовании игровой деятельности в обучении игра выступает интегративной моделью, в которой на фоне реализации экстралингвистической цели игры происходит обучение одному из компонентов деятельности, а именно профессиональной речевой коммуникации. Игры, которые направлены на овладение профессиональными коммуникативными умениями, предполагают, в первую очередь, включение в учебную деятельность перспективы овладения речевыми умениями и навыками по решению профессиональных задач. Особенность овладения речью при этом состоит в том, что только на первых стадиях игры происходит произвольное овладение речевым общением и соответствующими единицами языка, но уже на следующей стадии овладения речью переключается в непроизвольный план. Это достигается тем, что в процессе игры происходит психологическое смещение целей участника игровой деятельности: студенты решают содержательные профессиональные микрозадачи, используя профессиональную коммуникацию в качестве средства управления ситуацией. Направленность реализуемого в ходе игры общения и является тем важным психолого-дидактическим фактором, который определяет целесообразность использования учебной игры для повышения эффективности овладения профессиональным общением в процессе обучения студентов технического вуза. Технологизация процесса формирования профессиональных коммуникативных умений предполагает специальное конструирование игр на основе ситуаций профессионального общения, а также форм контроля за развитием индивидуальности обучающихся в ходе овладения знаниями, так как только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении модели формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза. Обучение коммуникативной деятельности предполагало обучение студентов осмысленно употреблять и понимать речевые средства с учетом конкретной ситуации общения и, прежде всего, собственной коммуникативной задачи. Такой подход был внедрен нами в практику обучения и лежал в основе организации технологии игрового обучения, создающей условия моделируемого профессионального общения, в ходе которого центром внимания партнеров являлись получение, передача и переработка информации, что явилось положительным фактором, поскольку эффективность игровой профессиональной коммуникации достигалась тем, что осознавалось содержание актов получения, передачи и переработки информации. Разработанный автором данного исследования комплект игр предусматривает обучение студентов электротехнического факультета 2-го курса общению на профессиональные темы: «Устранение аварии», «Кризисное совещание», «Устройство на работу», «Выбор оборудования», «Устранение неполадок» и другие. Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях учебного процесса в рамках программы обучения специальным предметам и иностранному языку в техническом вузе. В экспериментальных группах использовалась технология игрового обучения, а в контрольных группах проводилась традиционная аудиторная работа по учебникам отечественных и зарубежных авторов, пособиям и разработкам преподавателей кафедры «Теоретические основы электротехники», кафедры «Электроснабжение» и кафедры иностранных языков Самарского государственного технического университета. Для того чтобы педагогическая система работала результативно, было необходимо восприятие студентами целей обучения как лично значимых. Для этого со студентами экспериментальных групп проводились беседы о значении повышения общего культурного уровня, расширения кругозора, формирования общеинтеллектуальных умений и навыков для развития их личности, формирования профессиональных качеств и профессиональных коммуникативных умений. Далее был проведен сравнительный анализ результатов постэкспериментальных срезов по мотивации студентов к обучению, по уровню обученности студентов и по уровню сформированности профессиональных коммуникативных умений в экспериментальных и контрольных группах. Результаты сравнительного анализа по видам мотивации к изучению иностранного языка у студентов экспериментальных и контрольных групп до и после экспериментального обучения представлены на рис. 1. Виды мотивации КГ – контрольные группы, ЭГ – экспериментальные группы Р и с. 1. Диаграмма уровней мотивации к обучению студентов экспериментальных и контрольных групп После реализации экспериментальной работы по формированию у студентов профессиональных коммуникативных умений при использовании технологии игрового обучения было проведено диагностическое тестирование уровня обученности по специальным предметам и четырем видам речевой деятельности в контрольных и экспериментальных группах. Результаты проведенного тестирования представлены на рис. 2, 3. Р и с. 2. Диаграмма уровней обученности студентов по предмету «Теоретические основы электротехники» в экспериментальных и контрольных группах Р и с. 3. Диаграмма уровней обученности студентов по видам речевой деятельности в экспериментальных и контрольных группах Уровень сформированности профессиональных коммуникативных умений должен был явиться показателем эффективности функционирования системы использования технологии игрового обучения в техническом вузе. Важнейшими факторами изменения уровня сформированности профессиональных коммуникативных умений должны были явиться глубина и прочность усвоения материала, высокая степень развития познавательно-интеллектуальных, социально-перцептивных умений, наличие специальных профессиональных знаний и умений, высокий уровень профессионального самоопределения, высокая степень развития организационно-деятельностных умений, успешность коммуникативного опыта и т.д. Оценка уровня сформированности профессиональных коммуникативных умений после проведения экспериментального обучения осуществлялась экспертами в ходе проведения игрового занятия в соответствии с выделенными нами уровнями и критериями в экспериментальных и контрольных группах. Результаты наблюдений за студентами в ходе игрового взаимодействия после экспериментального обучения позволили констатировать наличие у большинства студентов экспериментальных групп мотивации к освоению как профессиональных, так и коммуникативных знаний и умений, а также к разнообразным формам участия в игре. У студентов экспериментальных групп были отмечены: совершенствование процесса коммуникативной деятельности, рост самостоятельности, собственной значимости и необходимости самосовершенствования в развитии эмпатийных установок, толерантности по отношению к партнерам по коммуникации, умения сотрудничать и избегать конфликтов. Студенты из контрольных групп продемонстрировали гораздо более низкий уровень сформированности профессиональных коммуникативных умений в процессе участия в проведенном игровом занятии. Эффективность технологии игрового обучения в процессе формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов разных факультетов с разным уровнем обученности и уровнем развития коммуникативных умений в контрольных и экспериментальных группах показана на рис. 4. Р и с. 4. Диаграмма эффективности применения игрового обучения в процессе формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов Результаты исследования уровней сформированности коммуникативных умений у студентов контрольных и экспериментальных групп показали, что студенты, прошедшие экспериментальное обучение с использованием игровых технологий, обладают более высоким уровнем профессиональных коммуникативных умений, чем студенты контрольных групп, обучавшихся только традиционными методами. Причинами этого, по нашему мнению, явилось следующее: при использовании традиционных методов обучения у студентов нет возможности выразить свое мнение по профессионально значимым проблемам; не учитывается контекст профессиональной деятельности; задания и упражнения студентам недостаточно интересны, в результате чего снижается уровень мотивации; студенты недостаточно активны; на занятиях отсутствует благоприятный психологический климат. Проведя сравнительный анализ результатов предэкспериментального и постэкспериментального срезов, мы сделали вывод о том, что технология игрового обучения в процессе обучения студентов с разным уровнями обученности и развития коммуникативных умений является более эффективной, чем традиционные методы обучения. Тем самым подтверждена правильность гипотезы исследования о том, что использование игрового обучения является эффективным и позволяет активизировать формирование профессиональных коммуникативных умений у будущих инженеров. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Беспалько В.П. Педагогика и профессиональные технологии обучения. М.: Изд-во проф. образования МО России, 1995. 336с. 2. Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Интенсивные технологии обучения предпринимательству и менеджменту. М: МГУП, 1999. 148с. 3. Абдрахманова Л.В. Игровые методы обучения в процессе формирования профессиональных коммуникативных умений у студентов технического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Самара, 2006. С.17-21 УДК 378.662 Т.Н. Андрюхина БАЗОВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Статья посвящена вопросу необходимости научно обоснованного выявления специфичных профессиональных компетенций для специалистов конкретных направлений. Традиционная система подготовки специалистов в высшей профессиональной школе ориентирована на получение обучающимися определенной квалификации, т.е. навыков выполнения ими конкретной деятельности в узкой предметной области. В связи с этим имеет место серьезное противоречие между существующей системой подготовки специалистов и запросами практики и рынка труда к специалисту с высшим профессиональным образованием, который должен обладать компетентностью в широкой предметной области, профессиональной мобильностью, способностью к замещаемости. Профессиональная сфера сегодня предъявляет свои требования к образованию, и задача образования заключается в адекватном отражении требований практики, в передаче знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций. Отечественные и зарубежные ученые выделяют множество компетенций, но каждый исследователь, исходя из своих приоритетов и взаимодействий с профессиональной сферой, выделяет совокупность необходимых в данном месте и в данное время определенных компетенций. Компетенция (лат. competentia) – круг вопросов, в которых кто-либо обладает познанием, опытом, а также круг чьих-либо полномочий (учреждения, лица). Качественная характеристика подготовки специалиста, как считают некоторые педагоги-исследователи, не может быть рассмотрена без определения таких понятий, как квалификация, ключевые квалификации и ключевые и профессиональные компетенции. Профессиональная квалификация — это степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы. Профессиональная квалификация определяет успешную деятельность по специальности. Ключевые квалификации — общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по определенной группе профессий. Ключевые квалификации обусловливают продуктивное осуществление интегративных видов деятельности. Ключевые компетенции — это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах. Ключевые компетенции определяют универсальность, социально-профессиональную мобильность специалистов-профессионалов и позволяют им успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах. Анализ педагогического опыта по формированию понятия профессиональные компетенции показал, что четкого его определения на сегодняшнем этапе развития психолого-педагогических наук не существует. Автор объединил и дополнил многообразие существующих определений таким образом, что профессиональные компетенции специалиста понимаются как его готовность и/или способность целесообразно применять совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественного и продуктивного их использования в профессиональной сфере. При этом деятельность индивида должна быть организованной и самостоятельной в плане решения возникающих профессиональных задач и проблем, причем одним из наиболее значимых факторов должна стать самооценка результатов своей деятельности, предвидение и устранение возможных просчетов и ошибок. Сегодня в российском образовании реализуется традиционная когнитивная парадигма, которая ориентирована на использование мышления и решает задачу формирования знаний, умений и навыков. Однако современные требования общества к высшему профессиональному образованию таковы, что необходимым становится переход от когнитивной к компетентностной парадигме образования. Это обуславливается, прежде всего, повышением требований к будущим специалистам по уровням профессиональной мобильности, конкурентоспособности на рынке труда, а так же необходимостью формирования профессиональных компетенций, соответствующих выбранной ими профессии. Одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в нашей стране является автомобильная отрасль. Сфера высшего профессионального образования, следуя запросам автотранспортных предприятий, автосервисов и других предприятий автомобильной отрасли расширяет круг подготовки специалистов, которые после окончания вузов придут на работу в эту сферу. Для повышения качества работы в автомобильной отрасли и на автотранспортном предприятии могут быть использованы прогрессивные методы и подходы, но они будут результативными лишь в том случае, если их реализацией займутся компетентные, профессионально подготовленные специалисты. Поэтому в любой сфере профессиональной деятельности, в том числе и в сфере автомобильного транспорта, при разработке плана развития предприятия начинают с подбора и обучения персонала или повышения его профессионального уровня. Современная обстановка на рынке труда в сфере автомобильного транспорта такова, что работодатель ищет специалистов, способных начать полноценно работать с первой же минуты их трудоустройства на предприятии. Предприятие старается не принимать на работу инженера, которого придется доучивать или переучивать. «Навязать» же работодателю выпускника вуз не может, поскольку государственного распределения теперь нет. В объявлениях о вакансиях наиболее часто встречается требование к будущим специалистам в области автомобильного транспорта, которое звучит так: «Требуются компетентные специалисты» или «Требуются специалисты с опытом практической работы». Причиной длительной профессиональной адаптации выпускников высших профессиональных учебных заведений на производстве может явиться нехватка профессиональных навыков (профессиональных компетенций). Прогноз потребности в специалистах по техническому обслуживанию и эксплуатации транспортных и технологических машин и оборудования, выполненный МАДИ в 2002 году и представляющий собой долговременную перспективу на 5-10 лет, был сделан на основе анализа динамики темпов изменения валового внутреннего продукта, объема транспортных работ, потребностей в специалистах. По результатам исследований, потребность в специалистах по техническому обслуживанию и эксплуатации транспортных и технологических машин и оборудования возрастет до 32% от общего числа специалистов с высшим профессиональным образованием в автотранспортной отрасли и до 47% от общего числа специалистов со средне-специальным образованием. Другими словами, рынок труда развивается по пути сокращения количества неквалифицированной рабочей силы и роста требований к специалистам автотранспортной отрасли, касающихся уровня образования, квалификации и профессиональной компетентности. Аналитический обзор научных публикаций, педагогического опыта подготовки специалистов в области автомобильного транспорта, анализ учебной и рабочих программ показал, что в существующей образовательной практике пока не накоплен опыт проектирования профессиональных компетенций специалистов этой отрасли. Однако попытки выделения и включения в комплекс обязательных требований к специалисту требования профессиональных компетенций предпринимаются непосредственно на автотранспортных предприятиях и на государственном уровне. Выявлению профессиональных компетенций будущих специалистов по эксплуатации транспортных и технических машин и оборудования (автомобильного транспорта) предшествовала работа по анализу содержания и структуры рабочих программ подготовки специалистов в рамках специальных дисциплин и дисциплин специализации. Основой формирования профессиональных компетенций служат не столько лекционные занятия, сколько лабораторные и практические занятия, курсовые работы, курсовые и дипломные проекты, деятельность по реализации программ учебных, учебно-производственных и производственных практик. Основываясь на принципах построения модели специалиста, предложенных Л.П. Саксоновой, В.Д. Шадриковым и Э.Ф. Зеером, нами спроектирована компетентностная модель специалиста по эксплуатации и обслуживанию транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильного транспорта) (рис. 1). Проведенный анализ Государственного образовательного стандарта, Единого квалификационного справочника, учебного плана и рабочих программ учебных дисциплин специальности 190603 «Эксплуатация и техническое обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» позволил автору определить совокупность базовых профессиональных компетенций специалиста по эксплуатации транспортных и технологических машин и оборудования, которая представлена в таблице. Р и с. 1. Процесс проектирования компетентностной модели специалиста по эксплуатации и обслуживанию транспортных и технологических машин и оборудования
В соответствии с видами базовых профессиональных компетенций специальные, профессионально-ориентированные компетенции специалистов по эксплуатации и обслуживанию транспортных и технологических машин и оборудования можно разделить на две категории (рис. 2). Р и с. 2. Структура профессиональных компетенций специалиста по эксплуатации и обслуживанию транспортных и технологических машин и оборудования Выделение и необходимость формирования базовых профессиональных компетенций была определена с помощью анкетного опроса. Опрос был проведен среди работодателей (руководителей автотранспортных предприятий, работников автосервисов), преподавателей специальных дисциплин и дисциплин специализации в вузе, а также среди будущих выпускников СамГТУ специальности 190603 «Эксплуатация и обслуживание транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)». В опросе приняли участие более 60 человек. Валидность профессиональных компетенций была оценена с помощью метода экспертных оценок. Статистическая обработка результатов анкетирования подтвердила правильность выделенной совокупности профессиональных компетенций у специалистов по эксплуатации и обслуживанию транспортных и технологических машин и оборудования. Ни одна из предложенных компетенций не была отвергнута экспертами. Некоторые эксперты к перечню компетенций привели лишь уточнения. Так, например, работники мелких и средних автосервисов отметили, что наряду с необходимостью формирования у будущих специалистов автомобильного транспорта такой базовой профессиональной компетенции, как готовность выполнять необходимые расчеты по определению стоимости услуг и работ автосервиса, немаловажной оказывается также способность быстрой и точной корректировки расчетов с использованием современной электронно-вычислительной техники. Результатом проведенных исследований должно стать применение базовых профессиональных компетенций для будущих специалистов автомобильного транспорта при организации теоретической базы учебно-производственных практик, проведении практических и лабораторных занятий. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
УДК 37 С.Г. Афанасьева |
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только... | Урок-исследование по теме "Плоды" Продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений, умений работать в коллективе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью данного урока является формирование умений в говорении Задачи: формирование лексических навыков; формирование грамматических... | Методическая разработка для преподавателей и обучающихся по практике Цель: закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-интерна, формирование... | ||
Кошка гуляет сама по себе и возвращается к людям Формирование коммуникативных навыков общения. Совершенствование общеучебных умений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: познакомить учащихся с понятием жёсткости воды и способами её устранения; продолжить формирование практических умений учащихся... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Показать учащимся способы взаимодействия с окружающими, формирование коммуникативных умений | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить явление трения (его причины, закономерности), продолжить формирование умений пользоваться приборами, формирование... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: формирование коммуникативных умений в процессе обучения сочинениям в жанре письма | 1 Цели и задачи изучения дисциплины Целью курса является формирование знаний, умений, навыков, а также общекультурных и профессиональных компетенций | ||
Цель практики: формирование умений и навыков планирования, осуществления... Подготовительный этап: Учащиеся получили опережающее задание: найти материал о современных профессиях (индивидуальные поручения),... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: формирование коммуникативных умений и определение роли общения в жизни человека и общества | ||
Высшего профессионального образования университет российской академии образования Цели и задачи дисциплины: формирование навыков языковой, речевой и межкультурной компетенции в пределах изучаемой тематики, обучение... | Рабочая программа дисциплины Основы материаловедения Целью освоения дисциплины «Основы материаловедения» является формирование у студентов комплекса профессиональных знаний и умений... | ||
Рабочая программа дисциплины Основы материаловедения Целью освоения дисциплины «Основы материаловедения» является формирование у студентов комплекса профессиональных знаний и умений... | Программа Л. В. Занкова. Тема: Повторение по теме «Состав слова» Целью урока является повторение и обобщение знаний учащихся о составе слова, правописании приставок и корней слов, проверка теоретических... |