Скачать 282.82 Kb.
|
ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Дальневосточный институт управления Т.Д. Глебова Методические рекомендации ПО ПЛАНИРОВАНИЮ ОБУЧЕНИЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В АСПИРАНТУРЕ Хабаровск 2012 ББК 74.58 М 714 Автор составитель: Глебова Т.Д., канд. социол. наук, начальник отдела аспирантуры Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС. Рецензент: Байков Н.М., д-р социол. наук, профессор, заместитель директора по научной работе Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС. Глебова Т.Д. М 714 Методические рекомендации по планированию обучения и научно-исследовательской работы в аспирантуре : методические указания для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Т.Д. Глебова – Хабаровск : ДВИ-филиал РАНХиГС, 2012. – 27 с. В работе отражены основные сведения по подготовке научно-педагогических и научных кадров в аспирантуре. Определены этапы приобретения знаний и осуществления научно-исследовательской работы. Представлены формы документационного оформления рефератов и кандидатских экзаменов по общенаучным дисциплинам и специальности. Методические рекомендации предназначены для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. ББК 74.58 Печатается по решению редакционно-издательского совета Дальневосточного института управления – филиала РАНХиГС © Т.Д. Глебова, 2012 © ДВИ – филиал РАНХиГС, 2012 Введение Предлагаемые «Методические рекомендации по планированию обучения и научно-исследовательской работы в аспирантуре» позволят аспирантам получить более полное представление о сущности послевузовского профессионального образования. Материалы направлены на оказание помощи в осуществлении планирования всего периода обучения по освоению основной профессиональной образовательной программы и научно-исследовательской составляющей. Эффективное выполнение образовательных технологий, предусмотренных учебными планами подготовки аспирантов, дадут возможность получить фундаментальные знания, сформировать научное мышление, приобрести умение вести научно-исследовательскую деятельность по избранной научной специальности, подготовить и завершить самостоятельную профессионально-квалификационную работу с последующим представлением в диссертационный совет. Аспирантура – основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров при высших учебных заведениях и научных организациях. В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125 в высшем учебном заведении осуществляется послевузовское профессиональное образование. Основной элемент обучения – самостоятельная научная работа, исследование, результаты которого воплощаются в диссертации. Дополнительно аспирант проходит профессиональную подготовку, но и она представляет собой в большей части самообразование.
В первый год обучения идет подготовка к кандидатским экзаменам по общенаучным дисциплинам: история и философия науки, иностранные языки. Итогом обучения должны стать рефераты по этим дисциплинам в форме зачетов. В соответствии с учебными планами, сдача кандидатских экзаменов по указанным дисциплинам предусмотрена на втором курсе. Наряду с подготовкой к кандидатским экзаменам по общенаучным дисциплинам в первый год обучения, осуществляется подготовка по специальным дисциплинам. Сдача кандидатского экзамена по специальностям: 07.00.02 – Отечественная история, 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством, 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы осуществляется так же на втором курсе. Для аспирантов очной формы обучения образовательная подготовка идет 18 недель, по заочной – сессионно. Выполнение индивидуального плана работы аспиранта предусматривает завершение работы над диссертацией, овладение современными информационными технологиями, приобретение умений организовывать и вести исследовательскую деятельность по избранной научной специальности. Подготовка аспирантов, желающих получить дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» осуществляется в первый и второй год обучения по определенной программе. Остальные компоненты профессиональной подготовки аспиранты планируют самостоятельно.
В отдельных случаях по решению Ученого совета к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, как правило, имеющие ученое звание доцента. Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей, разрешается иметь двух научных руководителей, один из которых может быть кандидатом наук. Основная функция научного руководителя – помощь аспиранту при адаптации к научно-исследовательской работе. Помощь выражается в содействии при выработке стиля научного изложения, научных консультациях, рекомендациях по построению графика обучения, участия в мероприятиях учебно-методической нагрузки аспиранта и в завершающей стадии подготовки и оформления его диссертации. Кроме того, научный руководитель выступает в роли посредника между аспирантом и другими представителями научного мира – учеными, администрацией научных учреждений. Важно, чтобы научный руководитель и аспирант общались как коллеги – единомышленники, которых объединяет интерес к избранной области научного исследования. Таким образом, обучение в аспирантуре основано в основном на самостоятельной подготовке. При этом предполагается, что аспирант уже является грамотным и опытным специалистом, которому не требуются дополнительные специальные знания или он будет приобретать их самостоятельно. Цель обучения в аспирантуре – на основе профессиональных навыков сформировать научное мышление.
Аспирант, не выполняющий в установленные сроки индивидуальный план, отчисляется из аспирантуры приказом директора ДВИ – филиала РАНХиГС.
Аспирантам в установленном порядке могут быть назначены государственные и региональные именные стипендии (Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительства Хабаровского края).
К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация – работодатель. Аспиранты, обучающиеся в заочной аспирантуре, имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Порядок подготовки реферата по истории и философии науки Составной частью экзамена по истории и философии науки является подготовка аспирантом реферата по истории соответствующей отрасли науки.
4. Выписка из протокола заседания кафедры с утверждением тем рефератов аспирантов и указанием рецензентов представляется в отдел аспирантуры не позднее 20 марта ежегодно. 5. В соответствии с решением кафедр темы рефератов по истории соответствующей отрасли науки утверждаются приказом директора ДВИ – филиала РАНХиГС. |
Научно-исследовательская работа студента (рекомендации) Приведённые ниже рекомендации по ведению научно-исследовательской работы (нир) адресованы студентам и могут быть полезны на всех... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы аспирантов... Методические рекомендации предназначены для аспирантов, обучающихся по программам высшего образования подготовки научно-педагогических... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской... Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской... Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» | Методика научно-исследовательской работы Методические рекомендации для аспирантов. Прием 2012 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой... | ||
Методические рекомендации по выполнению научно-исследовательской работы 91 Приложения 98 Примерная основная образовательная программА высшего профессионального образования | Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации... М 54 Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся/ Составители: Борщева Н.... | ||
Московский государственный областной университет (мгоу) В целях повышения эффективности работы по созданию научного и научно – педагогического потенциала мгоу, а также установления единых... | 1. Терминология научно-исследовательской работы Они содержат советы и рекомендации по написанию научной работы, описание общей структуры работы, а также рекомендации для правильного... | ||
Методические документы, разработанные для обеспечения образовательного... Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий | Доклад это документ, содержащий изложение результатов исследовательской... Материалы по подготовке научно – исследовательской работы и рекомендации по её оформлению | ||
Методические рекомендации к написанию научно-исследовательской работы Выбор темы «История театров Царицына, Сталинграда, Волгограда», так как в рамках одной работы вряд ли удастся достаточно глубоко осветить весь... | Отчет по научно-исследовательской работе студентов экономического факультета за 2012-2013 г Научно-исследовательская работа студентов является действенным средством повышения качества подготовки специалистов и проводится... | ||
Методические указания к самостоятельной работе Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | Методические рекомендации к 2010-2011 учебному году хабаровск 2010... Новое поколение образовательных стандартов как механизм реализации национальной инициативы «Наша новая школа»: Естественно-математическое... |