Скачать 116.99 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению подготовки бакалавриата 040100.62 Социология Автор: Воронов В.М., к. филос.н., старший преподаватель кафедры социальных наук МГГУ. Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»: - формирование у студентов базовых навыков научно-исследовательской деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся, должен: знать: – историю развития науки; – историю развития системы высшего образования; – виды научно-исследовательской работы студентов; – формы учебной научно-исследовательской работы студентов; – требования и алгоритм подготовки доклада, реферата, курсовой работы, выпускной квалификационной работы; – основные этапы и специфику научного исследования; – основные приёмы методы работы с информационными источниками; – методику создания презентаций научно-исследовательских проектов. уметь: – правильно оформлять справочно-библиографическое описание научной литературы; – правильно оформлять различные виды ссылок; – создавать презентации, представляющие исследовательские проекты; – готовиться к публичным выступлениям по теме научного исследования. владеть: – навыками восприятия научной информации; – навыками работы с научной и справочно-энциклопедической литературой; – навыками планирования научного исследования; – навыками защиты и презентации научного исследования. Разделы дисциплины и примерное распределение учебного времени
Содержание практических занятий Тема 1: Память, внимание, мышление как психические процессы. План:
Литература: Блонский, П. П. Память и мышление. – СПб. : Питер, 2001. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / пер. с англ. – М. :Прогресс, 1987. Выготский, Л.С. Психология : сборник. – М., 2000. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания. – М., 2002. Как развивать внимание. – М., 1997. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2007. Немов, Р.С. Психология : в 3 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 4-е изд. – М., 2001. Немов, Р.С. Психология : учебник. – М., 2008. Немов, Р.С. Психология : учебник. – М., 2011. Розин, В. М. Мышление и творчество. – М. :Per Se, 2006. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996. Хорошевский, Н.И. Современные методы развития памяти и мышления. – М., 2010. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М., 1976. Хэнкок, Дж. Самоучитель по развитию памяти. – М., 2004. Тема 2: Эмпирическое и теоретическое научное исследование: структура и методы. План:
Литература:
Тема 3. Технология работы с информационными ресурсами. План.
Литература.
Тема 4. Оформление, презентация и защита научного исследования (6 часов). План.
Литература.
Примерный перечень вопросов к зачету.
1.История науки. 2.История высшего образования в России и мире. 3.Болонский процесс. 4.Информация: понятие, виды, источники. 5.Научная информация: специфика, основные источники. 6.Восприятие, внимание, память. 7.Приёмы и методики развития внимания и памяти. 8.Приёмы скорочтения. 9.Библиографические источники. 10.Правила и методы работы с источниками научной информации. 11.Электронные источники информации. 12.Структура и методы эмпирических исследований. 13.Структура и методы теоретических исследований. 14.Научный текст как продукт научно-исследовательской деятельности. 15.Защита и презентация научно-исследовательских проектов. 16.Виды и специфика НИРС. 17. Алгоритм подготовки доклада. 18.Специфика, алгоритм подготовки и правила оформления реферата. 19.Специфика, алгоритм подготовки и правила оформления курсовой работы. 20.Специфика, алгоритм подготовки и правила оформления выпускной квалификационной работы. Примерные тестовые задания. 1. Что Вы понимаете под научной работой студента современного университета: а. выполнение курсовых и дипломных работ, других письменных работ, установленных учебным планом. Б. участие в научных мероприятиях (конференции, семинары) в вузе и за его пределами. В. Исследование какой-либо научной проблемы на протяжении ряда лет под руководством ученого из числа преподавателей. 2. Каковы, на Ваш взгляд, функции науки в современном обществе: а. наука разрабатывает новые технологии, внедрение которых дает большой экономический эффект и способствует развитию страны. Б. наука формирует картину мира человека, способствуя его ориентации в меняющихся условиях. В. Наука формирует мышление человека, создавая тем самым условия дальнейшего развития человечества в целом. 3. Каково, на Ваш взгляд, значение той отрасли знания, которой Вы занимаетесь, в современном обществе? 4. Какими видами научно-исследовательской работы Вам приходилось заниматься до поступления в университет: а. подготовка к семинарским занятиям, написание рефератов, эссе, других научных работ. Б. подготовка выступлений на научно-практических конференциях, олимпиадах, других научных форумах. В. Опытные экспериментальные исследования. Г. другое (указать конкретно). Д. никакими. 5. В научных мероприятиях какого уровня Вам приходилось участвовать: а. научные конференции международного/межрегионального/областного/городского уровня. Б. школьные научно-исследовательские, научно-практические мероприятия, проекты, олимпиады. В. Гранты, научно-исследовательские проекты. Г. иное (указать конкретно). Д. ни в каких научных мероприятиях участия не принимал (а). Учебно-методическое обеспечение дисциплины: Основная литература
Электронные ресурсы:
Программное обеспечение:
Материально-техническое обеспечение дисциплины. Необходимые технические средства:
Учебные пособия:
Программное обеспечение:
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской... Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» | Методические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация... Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Общие положения по изучению иностранного языка Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» | Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой... Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания... | ||
Научно-исследовательская работа студента (рекомендации) Приведённые ниже рекомендации по ведению научно-исследовательской работы (нир) адресованы студентам и могут быть полезны на всех... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» | ||
Красоты и благополучия. Сбор этой солнечной ягоды всегда начинался... Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» | Учебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский... Относится к циклу научно-исследовательской работы и практики. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы,... | ||
Технологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация работы... Цель освоения дисциплины «Организация работы с молодежью в трудовых коллективах» | ||
Методические рекомендации по планированию обучения и научно-исследовательской... Методические рекомендации предназначены для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук | Рабочая программа дисциплины «психология» для студентов Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | ||
Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технология и практика... Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью» |