Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»





Скачать 116.99 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
Дата публикации10.03.2016
Размер116.99 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Организация научно-исследовательской работы студента»

Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению
подготовки бакалавриата


040100.62 Социология

Автор:

Воронов В.М., к. филос.н., старший преподаватель кафедры социальных наук МГГУ.
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»:

- формирование у студентов базовых навыков научно-исследовательской деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся, должен:

знать:

– историю развития науки;

– историю развития системы высшего образования;

– виды научно-исследовательской работы студентов;

– формы учебной научно-исследовательской работы студентов;

– требования и алгоритм подготовки доклада, реферата, курсовой работы, выпускной квалификационной работы;

– основные этапы и специфику научного исследования;

– основные приёмы методы работы с информационными источниками;

– методику создания презентаций научно-исследовательских проектов.

уметь:

– правильно оформлять справочно-библиографическое описание научной литературы;

– правильно оформлять различные виды ссылок;

– создавать презентации, представляющие исследовательские проекты;

– готовиться к публичным выступлениям по теме научного исследования.

владеть:

– навыками восприятия научной информации;

– навыками работы с научной и справочно-энциклопедической литературой;

– навыками планирования научного исследования;

– навыками защиты и презентации научного исследования.

Разделы дисциплины и примерное распределение

учебного времени



№ п/п

Наименование
раздела, темы

Вариант №1

Вариант №2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС



История, сущность и структура науки.

2

2







12

2

2







14



История, современное состояние, сущность и структура высшего профессионального образования.

2

2







2

2

2







10



Информация: источники и восприятие.

4

2

2







4

2

2




10



Виды и специфика научно-исследовательской работы студента.

4

4










4

4

4




12



Технология научно-исследовательской работы.

6

4

2







6

4

2




12



Технология работы с информационными ресурсами.

6

4

2




18

6

4

2




10



Оформление, презентация и защита научного исследования.

6

2

4




10

6

2

4




10




Итого

30/15

20

10




42

30/12

20

10

-

78



Содержание практических занятий

Тема 1: Память, внимание, мышление как психические процессы.

План:

  1. Внимание как регулятивный процесс психики.

  2. Память как свойство психики и условие мышления.

  3. Тренинги и упражнения, направленные на развитие внимания и памяти.

  4. Мышление как психический процесс.

Литература:

Блонский, П. П. Память и мышление. – СПб. : Питер, 2001.

Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / пер. с англ. – М. :Прогресс, 1987.

Выготский, Л.С. Психология : сборник. – М., 2000.

Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания. – М., 1974.

Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М., 1972.

Дормашев, Ю.Б. Психология внимания. – М., 2002.

Как развивать внимание. – М., 1997.

Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2007.

Немов, Р.С. Психология : в 3 кн. –  Кн. 1: Общие основы психологии. – 4-е изд. – М., 2001.

Немов, Р.С. Психология : учебник. – М., 2008.

Немов, Р.С. Психология : учебник. – М., 2011.

Розин, В. М. Мышление и творчество. – М. :Per Se, 2006.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.

Хорошевский, Н.И. Современные методы развития памяти и мышления. – М., 2010.

Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М., 1976.

Хэнкок, Дж. Самоучитель по развитию памяти. – М., 2004.

Тема 2: Эмпирическое и теоретическое научное исследование: структура и методы.

План:

  1. Основные методы эмпирического исследования (анализ, наблюдение, эксперимент).

  2. Основные методы теоретического исследования (научное объяснение, доказательство, опровержение).

  3. Структура прикладных и фундаментальных исследований.

Литература:

  1. Андреев, Г.И. и др. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. Пособие. – М., 2004.

  2. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. – М., 2002.

  3. Войшвилло, Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии (фундаментальный курс). – Кн. 2. – М., 1994.

  4. Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-н/Д., 2001.

  5. Горский, Д.П. и др. Краткий словарь по логике. – М., 1991. – Статьи: «Метод», «Методология науки».

  6. Ивин, А.А. Логика: Учебник. – М., 2002.

  7. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М., 2004.

  8. Сопко, В.В. Основы научных исследований: Учебное пособие для студентов вузов. – Киев, 1990.

  9. Федотов, В.В. Техника и организация умственного труда. – М., 1990.

  10. Швырев, В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978.


Тема 3. Технология работы с информационными ресурсами.

План.

  1. Виды библиографических ресурсов.

  2. Рациональные приёмы конспектирования.

  3. Классификация Интернет-ресурсов.

  4. Групповая дискуссия: интернет-ресурсы в научно-исследовательской деятельности студента: положительные и отрицательные стороны.

Литература.

  1. Галагузова, Ю.Н., Штинова, Г.Н. Азбука студента. – М., 2000.

  2. Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-н/Д., 2001.

  3. Голодаева, В.С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. – 2-е изд. – М., 2003.


Тема 4. Оформление, презентация и защита научного исследования (6 часов).

План.

  1. Стилистика научного текста.

  2. Оформление формул, табличного и иллюстративного материала.

  3. Оформление библиографического списка.

  4. Приёмы и методика постановки речи и развития красноречия.

  5. Демонстрация и коллективное обсуждение презентаций к докладам по темам курсовых работ.

Литература.

  1. Александров, Д.Н. Самоучитель красноречия. – М., 2002.

  2. Андреев, Г.И. и др. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. Пособие. – М., 2004.

  3. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. – М., 2002.

  4. Басаков, М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста. – Ростов-н/Д., 2001.

  5. Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-н/Д., 2001.

  6. Галагузова, Ю.Н., Штинова, Г.Н. Азбука студента. – М., 2000.

  7. ГОСТ Р7.0.5 2008. – М., 2008.

  8. Дюбуа, Ж. Общая риторика. – М., 1986.

  9. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М., 2004.

  10. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления. – М., 2002.

  11. Родос, В.Б. Спор и полемика. – М., 1989.



Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Сущность и структура науки.

1.История науки.

2.История высшего образования в России и мире.

3.Болонский процесс.

4.Информация: понятие, виды, источники.

5.Научная информация: специфика, основные источники.

6.Восприятие, внимание, память.

7.Приёмы и методики развития внимания и памяти.

8.Приёмы скорочтения.

9.Библиографические источники.

10.Правила и методы работы с источниками научной информации.

11.Электронные источники информации.

12.Структура и методы эмпирических исследований.

13.Структура и методы теоретических исследований.

14.Научный текст как продукт научно-исследовательской деятельности.

15.Защита и презентация научно-исследовательских проектов.

16.Виды и специфика НИРС.

17. Алгоритм подготовки доклада.

18.Специфика, алгоритм подготовки и правила оформления реферата.

19.Специфика, алгоритм подготовки и правила оформления курсовой работы.

20.Специфика, алгоритм подготовки и правила оформления выпускной квалификационной работы.
Примерные тестовые задания.
1. Что Вы понимаете под научной работой студента современного университета:

а. выполнение курсовых и дипломных работ, других письменных работ, установленных учебным планом.

Б. участие в научных мероприятиях (конференции, семинары) в вузе и за его пределами.

В. Исследование какой-либо научной проблемы на протяжении ряда лет под руководством ученого из числа преподавателей.

2. Каковы, на Ваш взгляд, функции науки в современном обществе:

а. наука разрабатывает новые технологии, внедрение которых дает большой экономический эффект и способствует развитию страны.

Б. наука формирует картину мира человека, способствуя его ориентации в меняющихся условиях.

В. Наука формирует мышление человека, создавая тем самым условия дальнейшего развития человечества в целом.

3. Каково, на Ваш взгляд, значение той отрасли знания, которой Вы занимаетесь, в современном обществе?

4. Какими видами научно-исследовательской работы Вам приходилось заниматься до поступления в университет:

а. подготовка к семинарским занятиям, написание рефератов, эссе, других научных работ.

Б. подготовка выступлений на научно-практических конференциях, олимпиадах, других научных форумах.

В. Опытные экспериментальные исследования.

Г. другое (указать конкретно).

Д. никакими.

5. В научных мероприятиях какого уровня Вам приходилось участвовать:

а. научные конференции международного/межрегионального/областного/городского уровня.

Б. школьные научно-исследовательские, научно-практические мероприятия, проекты, олимпиады.

В. Гранты, научно-исследовательские проекты.

Г. иное (указать конкретно).

Д. ни в каких научных мероприятиях участия не принимал (а).

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Основная литература


  1. Александров, Д.Н. Самоучитель красноречия. – М., 2002.

  2. Александров, Д.Н. Самоучитель красноречия. – М., 2002.

  3. Андреев, Г.И. и др. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. Пособие. – М., 2004.

  4. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. – М., 2002.

  5. Басаков, М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста. – Ростов-н/Д., 2001.

  6. Борикова, Л.В., Виноградова, Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – М., 2000.

  7. Бут, У.К. и др. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. – М., 2007.

  8. Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-н/Д., 2001.

  9. Галагузова, Ю.Н., Штинова, Г.Н. Азбука студента. – М., 2000.

  10. Голодаева, В.С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. – 2-е изд. – М., 2003.

  11. ГОСТ Р7.0.5 2008. – М., 2008.

  12. Дюбуа, Ж. Общая риторика. – М., 1986.

  13. Ивин, А.А. Логика: Учебник. – М., 2002.

  14. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М., 2004.

  15. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления. – М., 2002.

  16. Кукушкина, В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров). – М., 2011.

  17. Минько, Э.В., Минько А.В. Ускоренное конспектирование и чтение. – СПб., 2003.

  18. Родос, В.Б. Спор и полемика. – М., 1989

  19. Сабитов, Р.А. Основы научных исследований. – Челябинск, 2002.

  20. Стёпин В.С. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. — М.: Академический проект, 2011

  21. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований. – М., 2009.


Электронные ресурсы:

  1. Наука. Новости науки и техники. – Режим доступа: http://sci-lib.com/

  2. Нормативная база ГСНТИ. – Режим доступа: http://gsnti-norms.ru/norms/default.htm

  3. Сайт журнала «Высшее образование в России». – Режим доступа: http://www.vovr.ru/


Программное обеспечение:

  1. Интернет-браузеры: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Maxthon и др.

  2. Текстовый редактор Microsoft Word.

  3. Microsoft Office PowerPoint


Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Необходимые технические средства:

  1. Проектор.

  2. Ноутбук.

  3. Экран.

Учебные пособия:

  1. Андреев, Г.И. и др. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. Пособие. – М., 2004.

  2. Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. – М., 2002.

  3. Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов-н/Д., 2001.

  4. Голодаева, В.С. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. – 2-е изд. – М., 2003.

  5. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М., 2004.

  6. Кукушкина, В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров). – М., 2011.

  7. Родос, В.Б. Спор и полемика. – М., 1989

  8. Сабитов, Р.А. Основы научных исследований. – Челябинск, 2002.

  9. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований. – М., 2009.


Программное обеспечение:

  1. Интернет-браузеры: Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome, Opera, Maxthon и др.

  2. Текстовый редактор Microsoft Word.

  3. Microsoft Office PowerPoint

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской...
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дв 2 Научная организация...
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconОбщие положения по изучению иностранного языка
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconНаучно-исследовательская работа студента (рекомендации)
Приведённые ниже рекомендации по ведению научно-исследовательской работы (нир) адресованы студентам и могут быть полезны на всех...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconКрасоты и благополучия. Сбор этой солнечной ягоды всегда начинался...
Цель освоения дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconУчебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Относится к циклу научно-исследовательской работы и практики. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconТехнологическая карта дисциплины «Психология» Кафедра
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Организация работы...
Цель освоения дисциплины «Организация работы с молодежью в трудовых коллективах»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconМетодические рекомендации по планированию обучения и научно-исследовательской...
Методические рекомендации предназначены для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconРабочая программа дисциплины «психология» для студентов
Б дв организация научно-исследовательской работы студентов являются формирование системы знаний об организации и проведении различных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconОрганизация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов
Организация научно-исследовательской работы студентов медицинских вузов / Сост. М. Е. Волчанский, А. В. Петров; Волгму. – Волгоград,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Организация научно-исследовательской работы студента» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Технология и практика...
Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск