Методические указания к самостоятельной работе





Скачать 273.29 Kb.
НазваниеМетодические указания к самостоятельной работе
страница1/2
Дата публикации13.07.2013
Размер273.29 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Философия > Методические указания
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Методические указания к самостоятельной работе

Красноярск

СФУ

2011

УДК (узнавать в библиотеке по тел. 2912-761)

ББК (там же)

Ф (авт. знак дает РИО. Буква по первой фамилии или по названию)

Рецензенты: И.О. Фамилия, должность, место работы.

Составитель: М.М. Уткина
Ф… Философские проблемы естествознания: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. М.М.Уткина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 24 с.

ISBN 978-5-7638-????-? (для внешних работ – дает РИО)
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Философские вопросы естествознания». Пособие содержит тематический план вопросов, требующих самостоятельного изучения, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособие даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины, рекомендации для подготовки к промежуточному и итоговому контролю. Методические указания предназначены для студентов-магистров, обучающихся по направлению 011200.68 – «Физика».


УДК (повтор)

ББК (повтор)

© Сибирский

федеральный

университет, 2011

ISBN 978-5-7638-????-? (повтор)
СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

  2. Методика реализации самостоятельной работы

2.1. Цели и задачи самостоятельной работы

2.2. Виды самостоятельной работы и требования к их реализации

  1. Перечень тем теоретического курса для самостоятельного изучения

  2. Формы контроля

  3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ДИСЦИПЛИНЕ


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Курс «Философские вопросы естествознания» выполняет синтетическую функцию в системе подготовки магистранта, соединив конкретные естественнонаучные знания и умения с их философской интерпретацией. Философское знание, будучи всеобщим, обобщая данные естественных и гуманитарных наук, создает системный теоретический взгляд на мир (формирует научную картину мира). Философия осмысляет процесс познания, устанавливает связь между чувственным и логическим, эмпирическим и теоретическим, формируя тем самым культуру профессионального научного мышления магистранта и выступая основой его конкретно-научных изысканий.
Целями изучения дисциплины являются формирование представления о единстве философской и научной картин мира на основе выявления глубинных связей философии и естествознания, а также углубленное изучение основных онтолого-гносеологических и философско-методологических идей и принципов как основы научного исследования.
Задачи изучения дисциплины
Задачами изучения дисциплины «Философские вопросы естествознания являются:


  • сформировать целостное представление о развитии науки и естествознания как историко-культурных явлениях;

  • изучить естествознание во временном развитии актуальных философских проблем, оснований современной науки;

  • определение места науки в культуре и понимание основных моментов философского осмысления науки в социокультурном аспекте;

  • использование системы основных категорий и современных основ онтологии, гносеологии, эпистемологии в анализе проблем естествознания;

  • формирование разностороннего и адекватного современному уровню развития науки представления о науке, ее структуре, динамике и научной методологии, а также о роли философского знания в естественнонаучном поиске;

  • рассмотрение философских аспектов естествознания (проблема жизни, эволюционные идеи, принципы системность и детерминизма, самоорганизация и др.);

  • уметь оценивать последствия естественнонаучных изысканий для будущего человеческой цивилизации;

  • формирование способности применения философских идей и принципов в будущей профессиональной деятельности;

  • развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, а также овладение приемами полемики, дискуссии, диалога.


Выпускник должен обладать следующими компетенциями (ОК и ПК):


  • способностью демонстрировать углубленные знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-2);

  • способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-3);

  • способностью использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-4);

  • способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-6);

  • способностью адаптироваться к изменению научного и научно- производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-7);

  • способностью проводить свою профессиональную деятельность с учетом социальных, этических и природоохранных аспектов (ПК-8).


Курс «Философские вопросы естествознания» включен в цикл базовой части ФГОС ВПО. Курс обучения длится один семестр. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов (3 з.е.), из которых примерно 87% согласно учебному плану отводится на самостоятельную работу студента-магистра. Аудиторные занятия включают 2-х часовые лекции, проводимые раз в две недели. В течение семестра проводится промежуточный контроль в форме устного собеседования по разделам дисциплины и итогового зачета.


Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

семестр

9

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

3 (108)

Аудиторные занятия:

0,39 (14)

0,39 (14)

лекции

0,39 (14)

0,39 (14)

Самостоятельная работа:

2,61 (94)

2,61 (94)

изучение теоретического курса (ТО)

1,89 (68)

1,89 (68)

творческие задания

0,72 (26)

0,72 (26)

Вид промежуточного контроля

зачет

зачет



Методика реализации самостоятельной работы
Цели и задачи самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и аттестации по дисциплине, а также формирование культуры умственного труда и познавательной самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний и навыков, призванных помочь в становлении магистра как молодого научного исследователя.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

  • формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов, различных социально и личностно значимых проблем;

  • развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу оснований и методологии современного естествознания;

  • развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем современной науки в целом и естествознания в частности;

  • выработка навыков восприятия и анализа оригинальных текстов (классических и современных) по философским вопросам наука и естествознания.


Реальная самостоятельная работа является исключительно важным элементом в деле эффективного усвоения материала. В процессе самостоятельной работы у студента наиболее четко возникает необходимость целостного, системного восприятия содержания дисциплины, потребность привлечения дополнительных сведений из рекомендованной учебной и методической литературы, просмотра и изучения записей, сделанных во время аудиторных занятий.
Виды самостоятельной работы и требования к их реализации
На самостоятельную работу по изучению дисциплины «Философские вопросы естествознания» знания» отводится 94 часа, из которых 68 часов направлены на изучение теоретического курса в рамках тем разделов и дополнительных вопросов, 26 часов предполагаются на подготовку творческих заданий (мини-реферата, презентации, эссе и др.) по философским проблемам естествознания. Примерный список тем творческих заданий представлен в методических указаниях к самостоятельной работе студентов. Творческое задание предусмотрено как способ более глубокого проникновения в философское осмысление основных естественнонаучных вопросов и как следствие способ повышения уровня мотивации к изучению основного содержания курса.

Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как во время лекционных занятий с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Виды самостоятельной работы студента:

  • изучение вопросов теоретического курса

  • работа с первоисточниками;

  • работа с учебными и научными изданиями;

  • работа с периодическими изданиями;

  • выполнение творческих заданий;

  • подготовка к промежуточному контролю;

  • подготовка к зачету


Требования к написанию мини-реферата: самостоятельность, логичность, актуальность, емкость содержания, лаконичность формулировок, новизна (объем 10-12 печатных листов Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,15). Список используемых источников помимо фундаментальных работ, должен включать статьи последних лет из периодических изданий, желательно индексируемых или рецензируемых ВАК.
Требования к выполнению презентации:

  1. содержание презентации должно быть представлено в контексте темы занятия

  2. емкость (не значит количество информации)

  3. проблемность изложения

  4. творческий подход

  5. логичность

  6. слайды должны иметь подзаголовки

  7. наличие выводов

  8. возможно собственное видение темы

  9. содержание слайдов и доклада не должны полностью совпадать


Возможен самостоятельный выбор темы презентации. Если магистр формулирует свою тему, то он предварительно должен ее согласовать с преподавателем.

В ходе самостоятельной работы студент занимается самостоятельным поиском материалов по вопросам практических занятий, опираясь на список источников, основной и дополнительной литературы, а так же используя результаты инициативного поиска в библиотеках и сети Интернет. Таким образом, в процессе самостоятельной работы студенты должны продолжать развивать способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии и уже свободно демонстрировать навыки контекстной обработки информации.

Общими критериями оценки успеваемости являются систематичность подготовки (осуществления самостоятельной работы), содержательность и самостоятельность изложения вопросов в устной или письменной форме, творческая инициатива в овладении учебным материалом. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме.

Перечень тем теоретического курса для самостоятельного изучения
Раздел 1. Общие проблемы философии научного знания (20 часов)
Тема 1.1. Философия и наука: точки пересечения (4 часа)
Вопросы для подготовки:


  1. Предмет и функции философского знания.

  2. Роль и место философии в научном познании.

  3. Исторические формы взаимодействия науки и философии.

  4. Пересечение философии и естествознания.


Примерная тематика мини-рефератов или презентаций


  1. Эмпирична ли философия?

  2. Философия для гуманитария или естественника?


Тема 1.2. Познавательные установки ученого и философское знание (6 часа).
Вопросы для подготовки:


  1. Понятие познавательной стратегии научного исследования

  2. Детерминация выбора познавательной стратегии моделью исследуемого объекта

  3. Гносеология как категориальная схема, характеризующая познавательные процедуры и их результат.

  4. Проблема знания в философии. Соотношение знания и информации.

  5. Исторические типы научной рациональности.

  6. Теория истины. Эволюция концепций понимания истины и ее критериев.


Примерная тематика мини-рефератов или презентаций


  1. Различие познавательных стратегий при выборе атомной и атомно-эфирной моделей объекта.

  2. Связь онтологии и гносеологии.

  3. Эволюция понимания знания.

  4. Кибернетика, неравновесная термодинамика, синергетика и формирование постнеклассической рациональности.

  5. Достоинства и недостатки классической концепции истины применительно к изучению естествознания.


Тема 1.3. Специфика научного познания, его структуры и динамики (6 часов).


  1. Представление научного знания как системы

  2. Структурные уровни научного знания:

а) понятие, специфика и структура эмпирического уровня

б) понятие, специфика и структура теоретического уровня

в) понятие, специфика и структура метатеоретического уровня

г) соотношение эмпирического теоретического и метатеоретического уровней

  1. Процедуры обоснования и объяснения теоретических знаний, недопустимость беспредпосылочных, безосновательных суждений.

  2. Историческая изменчивость социально-культурных условий и внутринаучных механизмов порождения знания. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


Примерная тематика мини-рефератов или презентаций


  1. Образы науки: философский, повседневный, науковедческий.

  2. Ученый: мудрец или всезнайка.

  3. Понятие социокультурной детерминации научного познания.

  4. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории.

  5. Генезис образцов решения задач (парадигмальный сдвиг).

  6. Динамика науки как творческий процесс научного поиска.


Раздел 2. Естествознание: философско-методологический подход (48 часов).
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия)
Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Человек: основы антропологии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов содержат...
М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П....
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск
...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Разработчик: А. В. Бухаров
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: В. А. Кратасюк
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания к самостоятельной работе icon«Особенности учета в торговле» Методические указания по проведению...
Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов
Методические указания к самостоятельной работе iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов Специальность...
Денисова Т. Ю. Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью: Методические указания к самостоятельной работе студентов....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск