Историческое значение принятия христианства на Руси





Скачать 178.1 Kb.
НазваниеИсторическое значение принятия христианства на Руси
Дата публикации02.05.2015
Размер178.1 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
Федеральное агентство по образованию

Российской Федерации
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ВолгГТУ)

Кафедра «Истории, культуры и социологии»

Реферат на тему

«Историческое значение принятия христианства на Руси»

Выполнил: Коконков Вадим

студент группы ИВТ-262
Проверил: Ефимов Е. Г.




Волгоград, 2010г.
Содержание
1. Введение и цель работы

2. Хронологическая таблица

3. Язычество в Древней Руси

4. Причины принятия Христианства на Руси

5. Христианство на Руси до крещения князя Владимира

6. Принятия Христианства на Руси и его историческое значение

7. Выводы

8. Список использованной литературы


1. Введение и цель работы
Принятие христианства на Руси в Х веке, является одной из самых главных и важных реформ нашей истории. Христианская вера принесла множество новшеств и изменений, как во внутреннюю, так и во внешнюю политику нашей страны. Вся дальнейшая история России зависела от христианской веры. Именно поэтому я выбрал данную тему.

Цель моей работы: раскрыть вопрос об историческом значении принятия христианства на Руси.

Задачи: рассказать о предпосылках, причинах и последствиях принятия христианства, а также о религии, существовавшей до введения христианства на Руси.

2. Хронологическая таблица


Дата

Событие

VIII-IX вв.

Возникновение классового раннефеодального строя

IX в.

Формирование местных княжений и создание на их основе Древнерусского государства с центром в Киеве, основанное на раннефеодальное эксплуатации в форме централизованной ренты

IX – X вв.

Тесные политические взаимоотношения между Русью и Византией

860г.

Одно из первых упоминаний о христианстве

957 г.

Крещение княгини Ольги

944 г.

договор князя Игоря с Византией

(980 – 1015 гг.)

Правление Владимира Святославовича

конец 80-х годов X века

Попытка Владимира предотвратить распространение на Руси христианства путем создания интернационального языческого пантеона во главе с Перуном

987г.

Византия потерпела ряд поражений в войне с Болгарией

988г.

Крещение Руси (крещение Владимира)

990г.

На холме Киеве были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном.(Крещение Киева)


3. Язычество в Древней Руси
Язычество – это сложная система появившихся в разные исторические эпохи мифологических и космологических представлений со своими магическими культами, сопровождавшими древних людей от рождения до смерти. Языческие верования в течение многих веков уживались с победившим христианством и в виде многочисленных пережитков дошли до нашего времени. Как и любая другая религия, славянское язычество являлось фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. У древних славян сформировался культ земли, солнца, дождя, рек, источников, то есть всего того, что было связано с производственной деятельностью земледельца. Славяне поклонялись «упырям» и «берегиниям», которые олицетворяли силы добра и зла. В ряде источников содержатся сообщения о том, что восточные славяне поклонялись и приносили жертвы колодцам, озерам, рекам, рощам. По-видимому, данный культ зародился тогда, когда протославяне жили в основном за счет охоты, рыболовства и собирательства. Леса и водные пространства ими почитались как священные, дающие пищу и воду. Несмотря на уменьшение в дальнейшем роли охоты, рыболовства и собирательства в жизни восточных славян, все же эти занятия продолжали быть важными, а потому и оставалось поклонение духам лесов, рек и озер. Род и Рожаницы представлялись древним людям в виде божеств плодородия. Появление данного культа свидетельствовало о переходе от кочевой жизни к оседлой, от различных промыслов к земледелию, благодаря которому жизнь человеческих коллективов стала более стабильной. Одним из главных богов был Перун. Он считался покровителем дружинников и вообще военного дела. В договоре 944 г. князя Игоря с Византией прямо говорится, что в случае его нарушения русами язычниками они в дальнейшем «не имут помощи... о' Перуна, да не ущитятся щиты своими, и да посечен будуть мечи своими, от стрел и от иного дружи своего, и да будуть раби в весь век будущий».

Из этих слов видно, какое большое значение придавала русская военная знать Перуну в X столетии. Однако Перун стал считаться покровителем воинов уже в эпоху военной демократии, когда происходит выделение из общей массы славян воинов-профессионалов и когда последние постепенно утверждают своё привилегированное положение в обществе. Однако со временем язычество, со своим мифологическим мировоззрением начинает терять свою актуальность в стремительно развивающейся Руси.


4. Причины принятия христианства на Руси
Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VIII-IX вв. классового раннефеодального строя явилось результатом связанных друг с другом процессов. Это было перерастание родовой и племенной знати поздних этапов первобытнообщинного строя в местных князей, союзов племен – в государственные организации, социального неравенства внутри традиционных коллективов (общин, миров), имевшего различное происхождение, как функциональное (должностное), так и имущественное, - в неравенство классовое. Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов, племенных княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью (включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов). В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры племенных княжеств, создавались новые (Владимир-волынский, Смоленск на новом месте, Ростов, новая крепость-детинец в Полоцке, Туров и т.д.), в которых и располагались князья – родственники, киевского правителя. В сфере же идеологической стали непригодные прежние языческие культы, носившие местный характер и могущие служить сепаратистским тенденциям. Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. Древнерусского государства с центром в Киеве, основанное на раннефеодальное эксплуатации в форме централизованной ренты – даней, полюдья, - требовало и изменений в идеологической области, в религии. Можно ли было привести довольно примитивную систему славянских культов в соответствии с новыми требованиями, которые были выдвинуты появлением классового общества и государства? Попытки противопоставить христианству реформированный языческий культ не перевели к успеху. Лучше всего эти требования могла удовлетворить мировая религия, сама созданная в условиях поздней античности, приспособленная к феодальному обществу и отвечающая той стадии развития, в которую вступила Русь. Христианство, как господствующая религия в средневековье, освящало классовое неравенство, отношение господства и подчинения, феодальную структуру общества, обожествляло государственную власть, что вполне соответствовало условиям Руси. В средневековье, несмотря на довольно значительную замкнутость отдельных феодальных миров как политических организмов, международное общение играло значительную роль, выражаясь в торговле между отдельными странами, в политических и матримониальных союзах, в использовании иностранных наемных дружин, в обмене достижениями культуры. В этих условиях правители всех европейских государств были заинтересованы в принятии одной религии – христианства, как части античного наследия. Это делало их формально равными друг другу, принадлежащими к одному культурному миру, противостоящему язычникам – варварам, хотя реальные политические условия и другие факторы не могли не вести к активной борьбе внутри этого мира и подчинению одних стран другим. Русь в IX – X вв. традиционна была связана с Константинополем – «Царьградом» и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившимися в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир константинопольскую кафедру в блистательной столице древнего государства, для уравнения с которым принятие христианства давало достаточно оснований. При заинтересованности обоих христианских центров, Рима и Константинополя, в обращении в свою веру народов Европы киевские князья могли сами выбрать то направление христианства, которое, по их мнению, должно было лучше отвечать политическим и культурным нуждам государства. Принятие христианства как государственной религии связано с сыном Святослава великим князем киевским Владимиром (980 – 1015 гг.), который осознал необходимость реформы религиозного культа. Его попытка предотвратить распространение на Руси христианства путем создания интернационального языческого пантеона во главе с Перуном, олицетворявшим новое социальное отношение раннефеодального общества, оказалась неудачной. За ней последовали разрушение социального пантеона и официальная христианизация. Это событие было ускорено ходом политических взаимоотношений между Русью и Византией в конце 80-х годов X века. Таким образом, можно выделить три основные причины принятия христианства на Руси:

1) Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе.

2) Необходимость оправдания социального неравенства

3) Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям для развития дальнейших отношений с христианскими странами Европы

5. Христианство на Руси до крещения князя Владимира
Христианская вера пришла на русскую землю, задолго до крещения в 988 князем Владимиром. Одно из первых упоминаний о христианстве приходится на 860 год — для распространения христианства на захваченных Хазарией русских землях из Византии были отправлены "просветители": Кирилл и Мефодий. Официально считаемые "Основателями славянской письменности" они изучают в Корсуне (Херсоне) евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами, вернувшись же в Византию, "изобретают" свою письменность, предназначенную для облегчения переводов с греческого на русский, придумав дополнительно 11 букв. Тогда же назначается и глава русской церкви (за 128 лет до крещения Руси). Византийский патриарх Фотий: "Народу возлюбленному и богоизбранному (грекам) не должно надеяться на крепость рук своих, величаться силою мышц своих, опираться на запасные орудия, а надо овладеть и господствовать над русскими с помощью всевышнего." Таким образом с помощью христианской веры Византия хотела установить контроль над Русью. Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славяне легко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и подпадали влиянию финских шаманов — "волхвов" и "кудесников", — то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые сношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь св. Илии, так как, по словам летописца, в Киеве "мнози бо беша варязи христиани". В дружине самого князя Игоря было очень много христиан. Однако новой религии пришлось не легко, ей пришлось противостоять язычеству. Христиане подвергались гонениям со стороны язычников, множество людей не принимали христианства, продолжая следовать принципам язычества. Самой крупной попыткой, до крещения Владимира, принести на Русь Христианство было крещение княгини Ольги в 957 году. Установив порядок внутри Руси, Ольга обратила взгляды на внешнюю политику. Она понимала, что дальнейшие укрепление страны невозможно без принятия христианства. Но она одновременно понимала и силу язычества, приверженность к нему людей. Поэтому она решила креститься сама и подать пример остальным. Вместе с тем ей было на кого опереться. Среди купцов, горожан, части бояр было уже немало людей принявших христианскую веру. После возвращения в Киев Ольга пыталась склонить к христианству своего сына Святослава, однако он рос закоренелым язычником и отказал ей. Попытка Ольги провалилась, но все же крещение Ольги значительно способствовало продвижению христианской религии на Руси.

6. Принятия Христианства на Руси и его историческое значение
Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 988 году в Корсуни (" греческий Херсонес " Крыму). Цепь событий, непосредственно предшествовавших принятию христианства на Руси и сопровождавших его, остается для нас невыясненной. Летописные легенды, записанные значительно позднее, рассказывают нам о том, что князем Владимиром был произведен сравнительный анализ предлагавшихся вариантов. "Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. «Вино, сказал он, есть веселие для русских, не можем быть без него». Послы немецких католиков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответил им: «Идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы». Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? "В Иерусалиме, ответствовали проповедники: но бог во гневе своем расточил нас по землям чужим". «И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других?», - сказал Владимир: «Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества». Наконец безымянный греческий Философ, опровергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание библии и в заключение показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный Владимир вздохнул и сказал: "Благо добродетельным и горе злым!" «Крестись, - ответствовал Философ - и будешь в раю с первыми". Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы те узнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрением отозвались обо всех религиях, кроме греческой. Про католицизм они сказали, что религия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили: ”Мы не помнили, где мы находились на земле или на небе”. В конечном счете Владимир решил крестить Русь по Византийскому обряду, поскольку торговые, политические и религиозные связи Руси с Византией были наиболее прочными и давними, а сама Византийская империя была тогда одной из самых развитых и культурных стран мира. Для обращения Руси в христианство Владимир выбрал самое подходящее время. Византия в 987 году потерпела ряд поражений в войне с Болгарией, внутри империи начались мятежи. Византийцы всегда рассматривали крещение других народов как средство влияния на них. Но теперь империя сама искала спасения, и Владимир пообещал прислать на помощь русское войско. Но за это Византия должна была крестить Русь так, чтобы это не ущемило её престиж и независимость, более того Владимир потребовал, чтобы византийский император отдал ему в жены свою сестру Анну. Византийцы приняли все условия, однако после помощи русского отряда, греки стали отказываться от выполнения своих обязательств. Владимиру пришлось принудить Василия II к выполнению договора. Ему пришлось захватить греческий город Херсон, в котором он женился на Анне и принял обряд крещения. Но это было только начало. Предстояло крестить всю Русь. В 990 году по приказу Владимира на холме Киеве были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. А на следующие утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке и принять крещение. Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде. Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян, возглавленная Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Причиной столь враждебного отношения является приверженность населения традиционным обрядам, именно в этих городах сложились элементы религиозной языческой организации (регулярные и устойчивые ритуалы, обособленная группа жрецов-волхвы, кудесники). В южных, западных городах и сельской местности языческие верования существовали, скорее, как суеверия, чем как оформившаяся религия. Другой причиной сопротивления ростовчан и новгородцев было настороженное отношение к распоряжениям, исходившим из Киева. Христианская религия рассматривалась как угроза политической автономии северных и восточных земель, чье подчинение воле князя основывалось на традиции и было безграничным. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим влияниям, считался в глазах насильно обращенных в христианство горожан Севера и Востока отступником, поправшим исконные вольности. В сельской местности сопротивление христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства. Христианство, если можно так выразиться, было следующим после язычества этапом развития религии. Оно отличалось от язычества не столько своей религиозной сущностью, сколько той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян.

Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей. Владимир столь сильно уверовал, что пытался воплотить христианский идеал: на первых порах отказался от применения уголовных наказаний, прощая разбойников; раздавал питание неимущим. Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Содержание русских книг было преимущественно духовным. С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): «святой Владимир жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь». Важной функцией церкви стала забота о нищих и обездоленных. В этой сфере церковные власти поощряли милостыню, устраивали богадельни, в церковном доме могла найти убежище незамужняя женщина с ребенком. Наступая на традиционные общинные права и обычаи, церковь усиливала контроль над поведением людей в сфере семейного быта. Проповедью и церковною практикой она показывала, как надо жить и действовать в делах личных и общественных. Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять: "воспрещать злым и казнить разбойников". "Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милованье", - говорила духовенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может остаться безучастным к насилию и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. Но так как "всяка власть от Бога" и так как князь "есть Божий слуга", то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они "имели приязнь" к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него, как на избранника Божия. Когда князья сами роняли свое достоинство в грубых ссорах и междоусобиях ("которах" и "коромолах"), духовенство старалось мирить их и учить, чтобы они "чтили старейших" и "не переступали чужого предела". Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка, имея перед собою пример Византии, где царская власть стояла очень высоко. Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, дружинных и городских, церковь образовала собою особый союз - церковное общество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь получала в свое владение села, населенные рабами. И изгои, и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками. Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила по своему закону и по церковным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князю и становились подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански - как на свободного человека. В церкви не существовало рабство: рабы, подаренные церкви, обращались в людей лично свободных; они были только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные. Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и просветительную деятельность церкви. Она была многообразна. Прежде всего, просветительное значение имели те практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины подвижников - монастыри. Затем просветительное влияние оказывала письменность, как переводная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просветительное значение имели те предметы и памятники искусства, которые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.

Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери, получивший название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание "десятину" (то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом в Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах Руси были созданы вслед за Десятинною церковью. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились прочие искусства и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Обращение в христианство в сильной степени повлияло и на самого Владимира. Он становится более мудрым, грамотным и пресвященным правителем. В дальнейшем церковь почитала его как русского апостола – первокрестителя и объявила его святым.


7. Выводы

Совершенно точно можно сказать, что принятие христианства нашей страной в конце Х века, является одной из самых крупных реформ в истории. И как у любой крупной реформы у неё были свои достоинства и недостатки. Основные плюсы принятия христианства:

1) Христианство способствовало объединению русских земель, и являлось надежной опорой монарха на протяжении многих веков.

2) Развитие грамотности, образования, культуры, книжного дела, создания церковных школ и библиотек.

3) Расширение связей с Византией.

4) Церковь содействовала развитию хозяйства страны.

5) Христианское мировоззрение привязывала людей к человеколюбию, терпимости, уважению к родителям и детям, к личности женщины-матери.

Но на ряду с этим были и отрицательные стороны:

1) Не все люди сразу приняли новую веру. Поэтому язычники подвергались гонениям со стороны церкви.

2) Ухудшение связей Руси со странами, которые исповедовали католическую религию, изоляция от западноевропейской культуры.

3) В церковных хозяйствах стал применяться труд подневольных, зависимых людей, бывали случаи, когда монастыри занимались ростовщичеством, а церковные деятели участвовали в церковных интригах. Таким образом, слово у церкви стало расходиться с делом, а это вызвало недовольство людей.

Но, не смотря на это, я считаю, что принятие христианства можно считать положительной реформой, у которой достоинств гораздо больше, чем недостатков. Христианская вера долгие годы помогало нашему государству и народу, и она остается, официальной религией и по сей день, в современной России.

8. Список использованной литературы
1)http://kursovik.me/?cat=%F0%E5%F4%E5%F0%E0%F2%FB%2F%C8%F1%F2%EE%F0%E8%DF+%CE%F2%E5%F7%E5%F1%F2%E2%E0&p=100055_4.htm

2) http://otherreferats.allbest.ru/culture/00006087_0.html

3) http://www.coolreferat.com/Принятие%20христианства%20на%20Руси%205

4) http://www.ref.by/refs/33/6720/1.html





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Историческое значение принятия христианства на Руси iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия...
Историческое значение принятия христианства на Руси iconТемы рефератов Образование Древнерусского государства. Принятие христианства на Руси
Восточнославянская государственность в XI-XII веках (Усобица на Руси и ее причины)
Историческое значение принятия христианства на Руси iconКалендарно-тематическое планирование по комплексному учебному курсу «орксэ»
Евангелие − книга, рассказывающая о жизни Иисуса Христа. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть»....
Историческое значение принятия христианства на Руси iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: познакомить учащихся с основами вероучения – христианство; необходимость принятия новой религии на Руси, как происходило крещение...
Историческое значение принятия христианства на Руси iconКурс лекций по истории для студентов заочного отделения Возникновение...
Киеву. Важнейшим фактором укрепления Киевского государства стало принятие христианства в 988 г при князе Владимире. Принятие христианства...
Историческое значение принятия христианства на Руси iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Во все времена, начиная с Древней Руси, основой духовного единства государства был и остается патриотизм. Великий русский писатель...
Историческое значение принятия христианства на Руси iconУрок "Владимир Святославович. Принятие христианства и его значение"
Уяснить образ Владимира Красно Солнышка, цели проводимых им войн, походов и реформ
Историческое значение принятия христианства на Руси iconУчебно-методический комплекс Курс «Экономика общественного сектора»...
Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия...
Историческое значение принятия христианства на Руси iconОпределить характер, особенности и цели монгольского государства;...
Показать героический характер обороны русских княжеств, значение политической раздробленности как главной причины поражения русских...
Историческое значение принятия христианства на Руси icon1. История пирогов на Руси
Пироги на Руси начали печь очень давно. Пироги приготовляли и употребляли на Руси вначале исключительно по праздникам
Историческое значение принятия христианства на Руси iconМонография: История
Она так и не родилась из-за введения христианства. Гумилев сказал: "Крещение дало нашим предкам высшую свободу свободу выбора между...
Историческое значение принятия христианства на Руси iconТема урока: «Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв»
Образовательная раскрыть отношения Руси и Золотой Орды в XIII-XIV вв. Определить роль Галицко-Волынского князя Даниила в восстановлении...
Историческое значение принятия христианства на Руси iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Владимира; дать ученикам представление о принятии христианства на Руси и развитии церковной иерархии; объяснить особенности новой...
Историческое значение принятия христианства на Руси iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору сд. В1 «Российское...
Цель дисциплины по выбору – познакомить студентов с историей Русской православной церкви в контексте ее взаимоотношений с государственной...
Историческое значение принятия христианства на Руси iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слово март пришло из Византии. Со времени принятия христианства был принят мартовский стиль летоисчисления, т е. Новый год стал начинаться...
Историческое значение принятия христианства на Руси iconУрок в 10 классе. Тема урока: Культура Руси
Оборудование урока: Кабинет информационных технологий, омс диск №56 Культура Киевской Руси и Расцвет культуры домонгольской Руси


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск