Конспект урока Педагог Литовская Елена Леонидовна
Предмет история Класс 7 специальный (коррекционный) класс VIII вида
Тема урока «Крещение Руси при князе Владимире» Цель урока:
Образовательная: дать общее представление об учении христианства, о значении князя Владимира в крещении Руси; раскрыть значение принятия христианства.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, гуманистическим правилам жизни.
Развивающая: развивать умения работать одновременно с несколькими источниками (учебник, иллюстрации, дополнительный материал). Задачи урока: дать представление о крещении Руси при князе Владимире в 889 году.
Оборудование урока: картина К.Лебедева «Крещение киевлян», карта «Киевская Русь IX-XII вв», мультимедийная презентация.
Этапы работы
| 1. Организационный момент ( 3 мин.)
Цель: создать условия для успешного повторения и изучения нового материала, положительного эмоционального настроя на работу.
Задачи: активизировать мышление учащихся при помощи использования наглядного материала.
Методы организации работы учащихся: метод развития познавательных процессов, частично поисковый.
|
| Деятельность ученика
| Деятельность учителя
| Оценка эксперта
|
Дети отвечают на вопрос:
- Это значит, что православие сделало Россию великой державой.
| - Здравствуйте, класс!
«Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю» Так когда – то сказал великий русский мыслитель и философ Лев Николаевич Гумилёв. Как вы понимаете эти слова?
Сегодня на уроке мы поговорим о событии, которое изменило всю историю России, сделало нашу страну такой, какая она теперь.
|
| 2. Повторение пройденного материала ( 7 мин.)
Цель: проверить уровень сформированности знаний у учащихся.
Задача: вспомнить изученный материал прошлого урока.
Методы, способствующие решению поставленных целей и задач: объяснительный, репродуктивный.
Критерии достижения целей и задач: выполнение теста.
Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальный, индивидуальный, личностно-ориентированный.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе опроса: объяснительный, личностно-ориентированный, сотрудничество.
Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: промежуточный контроль, поощрение и благодарность ученикам.
|
| Деятельность ученика Деятельность учителя
| Оценка эксперта
| Вспоминают тему и содержание предыдущего - Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
Урока: «Укрепление власти князя в Киевской Руси». - Что вы узнали из предыдущего урока?
Один ученик показывает на карте, остальные следят. Выполняют задания по тестам, потом учащиеся по одному зачитывают ответы, а остальные проверяют.
Ответ на задание 1 – хазары.
Ответ на задание 2 – Святослав.
Ответ на задание 3 – Коня.
Ответ на задание 4 – Меч.
«Р» - русичи, Русь,
«Б» - булава, базар, боярин.
«С» - славяне, Святослав, стрела, секира.
| - Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
- Что вы узнали из предыдущего урока?
Показать территорию Киевской Руси.
Выполнение заданий теста по теме «Укрепление власти князя в Киевской Руси». Время на выполнение теста 3 минуты. Потом мы проверим правильно ли вы ответили.
Задание 1. Отметьте, с каким из названных ниже народов воевала Русь в IX – XII вв.
Немцы
Хазары
Белорусы
Задание 2. Кто из князей предупреждал противника: «Иду на вас!»?
Святослав
Роман
Андрей
Задание 3. Из чьего черепа выползла змея укусившая Святослава?
Коня
Собаки
Варяга
Задание 4. Что из названного входило в доспехи воина?
Меч
Сапоги
Конь Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, а значит хорошо запомнили темы прошлых уроков.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Историческая азбука».
Я вам буду называть букву, а вы придумывать и вспоминать исторические термины, слова, имена на эту букву. Сначала буква «Р», потом «Б» и «С».
|
| 3. Изучение нового учебного материала ( 25 мин.)
Учебная цель: систематизация знаний учащихся о принятии славянами христианской веры.
Цели и задачи: - дать понятие о христианстве, как историческом явлении; - показать живую связь в принятии христианства и изменением жизни славян; - активизировать познавательную активность учеников; - воспитание речевой культуры учащихся, уважения к людям вероисповеданий.
Основные положения нового учебного материала: В 988 г. по приказу князя киевлян загнали в воды Днепра и византийские священники разом их крестили. В Новгороде Добрыня крестил жителей «Огнем и мечом». Но еще несколько веков жители Руси продолжали одновременно поклоняться и языческим богам.
Формы и методы изложения нового учебного материала: объяснение, беседа с использованием картины, работа с учебником, обсуждение темы урока.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: индивидуальная работы, частично поисковый метод, работа с текстом учебника, фронтальная работа.
Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: качественное выполнение заданий, вопросы по излагаемому материала.
Методы мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: слово учителя, работа с учебником, иллюстративными материалами, мультимедийной презентацией, создание ситуации успеха.
|
| Деятельность ученика
| Деятельность учителя
| Оценка эксперта
|
Записывают тему урока.
Слушают учителя.
Находят объяснение слов в учебнике на стр.129.
Крест – символ христианства.
Христиане – люди, которые верят в Бога Иисуса Христа.
Крещение – обряд принятия христианства.
Молитва – слова, обращенные к Богу.
Проповедники - люди, которые проповедовали христианскую веру.
Отвечают на вопросы письменно в тетрадях.
- В 988 году произошло крещение Руси.
- Началось крещение Руси при князе Владимире.
Слушают учителя. Дают разъяснения заповедям:
- не убий – значит, что нельзя убивать людей и животных; - не будь завистлив – это значит, что нельзя завидовать другим людям; - не укради – это значит нельзя воровать у других людей; - не обманывай – это значит, что нельзя говорить неправду.
- Это значит, что все люди должны уважать и любить окружающих, и делиться тем, что у них есть, а нет у других.
Слушают выводы учителя.
Выполняют физминутку.
| Вводное слово учителя.
- После Святослава на Руси стал княжить его сын Владимир. В народе его звали Владимир Красное Солнышко. При нем Русь стала христианской. Сегодня мы с вами будем изучать тему: «Крещение Руси при князе Владимире». Откройте тетради и запишите. Контролирует запись. Рассказ учителя по содержанию учебника с использованием презентации. А сейчас давайте на страницах129 найдем значение следующих слов и объясним их значение и обратим внимание на картину на доске, которая называется «Крещение киевлян». Словарная работа: крест, христиане, крещение, молитва, проповедники.
Работа с текстом учебника на страницах 126-128.
- Давайте найдем ответы на вопросы на страницах учебника и запишем их в тетрадь.
- Когда произошло крещение Руси? - При каком князе началось крещение Руси?
- Сейчас мы с вами вспомним и объясним значение десяти заповедей, которые должны соблюдать люди. Вот некоторые из них: - Не убий.
- Не будь завистлив.
- Не укради.
- Не обманывай.
Следующая заповедь: Люби ближнего своего. Просящему у тебя – дай. Прощайте людям ошибки их и грехи. Поступайте с людьми так, как вы хотите, чтобы поступали с вами.
- Что означают слова этой заповеди? Можете объяснить на примере? - Так что же дало Руси принятие христианства? Рассказ учителя.
Христианская вера принесла с собой много нового и полезного. Стали более добрыми отношения между людьми, потому что священники призывали любить ближних, не делать другим плохого, уважать родителей. Открылись школы при церквах, грамотных людей стало больше. Физминутка. Я вам буду говорить слова, если они относятся к теме нашего урока, то вы поднимаете одну правую руку, если не относится к уроку – то поднимаете две руки.
|
| 4. Закрепление учебного материала ( 8 мин.)
Учебная цель: выяснить, насколько ученики поняли и запомнили тему урока, оценили значение принятия христианства на Руси.
Цели и задачи учителя: развитие умения анализировать и формулировать верные выводы.
Формы и методы достижения поставленных целей: учебно-познавательные, учебно-адаптивные, фронтальная работа.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: устные ответы на вопросы.
Возможные пути и методы реагирования на ситуации: при неусвоении частью учеников нового учебного материала используется пересказ текста учебника, выделение ключевых слов.
|
| Деятельность ученика
| Деятельность учителя
| Оценка эксперта
| Участвуют во фронтальной беседе. - Христианство было принято в 988 году.
- Любить ближнего, помогать людям, добру.
- Крещение произошло при князе Владимире.
- Крещение происходило долго и тяжело.
- Десять заповедей.
- Христианство – это учение о Боге.
- Христианство пришло из Византии.
- Храм
Дают полные ответы.
| Давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке и ответим на следующие вопросы:
- Когда было принято христианство на Руси?
- Чему учит христианство?
- При каком князе произошло крещение Руси?
- Как происходило крещение Руси?
- Какие заповеди вы запомнили?
- Что такое христианство?
- Откуда пришло христианство на Русь?
- Как называется помещение для богослужения?
Рефлексия. – Что сегодня на уроке вы узнали нового? Понравился ли вам урок?
|
| 5. Задание на дом (2 мин.)
Цель самостоятельной работы учащихся: в ходе выполнения домашнего задания ученики должны пересказать текст параграфа учебника, выделяя основные мысли и ответить на вопрос.
Цель учителя: умение выделять главные мысли, обосновывать свое мнение, уметь делать выводы, знать изученный материал.
Критерии успешного выполнения домашнего задания: правильность выполнения домашнего задания, свободное владение материалом в процессе пересказа.
|
| Деятельность ученика
| Деятельность учителя
| Оценка эксперта
| Записывают домашнее задание.
| Сообщает домашнее задание, комментирует его.
- Прочитайте текст учебника с.126 -132. Дайте ответ на вопрос: «Какие существуют православные обычаи?»
|
| |