Скачать 193.72 Kb.
|
ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ-УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ Г.КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) «Утверждаю» Проректор по учебной работе иеромонах Филарет (Кузьмин) «____» _____________ 20__г. ПРОГРАММА УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»
(код по ГОС (ОКСО)/ (название дисциплины (модуля) по ГОС/ ФГОС / учебному плану) ФГОС /учебному плану)
(код) (название направления по ГОС/ ФГОС ВПО)
(код) (название специальности по ГОС/ ФГОС ВПО)
(код) (название специализации по ГОС/ ФГОС ВПО) очная форма обучения __________________________________________________________ Казань 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главной целью курса«История Русской Православной Церкви»является ознакомление студентов с жизнью Русской Православной Церкви в её историческом и экклезиологическом развитии в контексте истории Отечества, а также общехристианской церковной истории. Изучение данного курса предполагает знание и использование методов исторического исследования, владение методикой работы с источниками и научной литературой. Задачи освоения дисциплины: Познавательная Формировать у студентов представления об истории РПЦ как исторической и церковной науке, основах методологии, познакомить учащихся с ключевыми событиями и явлениями в жизни Русской Церкви, дать представление о ключевых памятниках русской христианской письменности в области богословия, агиографии, канонического права и пр., как об исторических источниках. Воспитательная Показать положительные примеры созидательной деятельности отдельных личностей в церковной и общественной истории, указать возможности самореализации в церковной жизни. Развивающая Развивать профессиональные умения и навыки, стимулировать самостоятельное критическое мышление в работе с предлагаемыми источниками и научной литературой.
Б.3.4.1. Модуль «История конфессии» Изучение предмета «История Русской Православной Церкви» предусматривается базовой (общепрофессиональной) частью профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС-03) по направлению 033400 «Теология» (бакалавриат). Дисциплина тесно связана с историческими (история Отечества, источниковедение), гуманитарными, а также с профессиональными дисциплинами (каноническое право, историческая литургика, агиография и др.), что способствует комплексному восприятию предмета в системе семинарского образования и профессиональной ориентированности обучения. Изучение курса «История Русской Православной Церкви» необходимо для студентов семинарии, поскольку будущий священнослужитель должен быть знаком с жизнью Церкви в её историческом развитии, иметь представление об исторических прецедентах решения проблем, возникающих в церковной среде, в студентах должно утвердиться осознание собственной причастности к жизни Русской Церкви; современная церковная жизнь должна видеться частью развивающегося исторического и эсхатологического процесса.
Курс направлен на формирование следующих компетенций:
В рамках достижения обозначенных цели и задач курса студент должен
Русская Церковь в досинодальный период 1. Введение История Русской Православной Церкви (РПЦ) как наука. Предмет, цели и задачи курса. Связь с другими науками. Периодизация истории РПЦ. Источники по истории РПЦ. Историография истории РПЦ. 2. Начало христианства на Руси Сведения о христианах на Руси до 988 г. Крещение кн. Ольги. Князь Владимир, его исторический выбор. Обстоятельства крещения Руси. «Болгарская» гипотеза русского крещения. Деятельность латинских миссионеров на Руси в X в. 3. Христианизация Руси Распространение христианства после кн. Владимира. Канонический статус и структура Русской Церкви, отношения с Константинополем. Позиция Церкви в междоусобной борьбе князей. Первые памятники русской христианской письменности: канонические, гомилетические, агиографические. Прп. Феодосий Печерский и начало монашества на Руси. Духовное просвещение в домонгольский период. Деятельность прп. Авраамия Смоленского. Особенности христианского зодчества и живописи в домонгольский период. 4. Русская Церковь в монгольский период Участие духовенства в борьбе против монголо-татарских захватчиков. Взаимоотношения церковной иерархии с Ордой. Православная проповедь в Орде и её последствия. Исламизация татар. Христианские мученики в Орде. Деятельность кн. Александра Невского – православная оценка. 5. Становление Московской митрополии Роль Церкви в возвышении Москвы. Митр. Пётр и перенесение центра митрополии в Москву. Взаимоотношения русских митрополитов и московских князей. Митр. Алексий и кн. Дмитрий Донской. Участие Церкви в борьбе с татарами. Митр. Киприан и спор о замещении митрополичьей кафедры после смерти митр. Алексия. 6. Духовный подъём XV в. Связь расцвета духовной жизни на Балканах в XIV в. с русским религиозным подъемом XV в. Прп. Сергий Радонежский, значение его подвига. Ученики прп. Сергия, распространение монашества. Деятельность крупнейших монастырей. Миссия свт. Стефана у пермяков. Русское зодчество и иконопись XIV-XV вв. Феофан Грек и Андрей Рублев. Богослужебные изменения. 7. Начало автокефалии Русской Церкви Реакция Русской Церкви на Флорентийскую Унию. Митрополиты Исидор и Иона. Фактическое установление автокефалии Московской митрополии в 1448 г. Возрастание роли государства в жизни Церкви. Теория «Москва – третий Рим». Церковная деятельность Василия III. Богословские споры рубежа XV-XVI вв. Ересь жидовствующих, её роль в церковно-государственных отношениях. Просветительская деятельность свт. Геннадия Новгородского и прп. Иосифа Волоцкого. Спор иосифлян и нестяжателей о монастырских владениях. 8. Развитие церковной жизни в землях западной Руси Возникновение Великого княжества Литовского, объединение русских земель под властью литовских князей. Религиозная ситуация в Великом княжестве до принятия католичества. Усиление польского влияния в Литве, принятие католичества, изменение в положении Православной Церкви. Разделение Русской митрополии на Московскую и Киевскую в сер. XV в. 9. Причины и последствия Брестской унии Упадок православия в землях западной Руси в XVI в. Феномен православных братств. Взаимоотношения православных с католиками и протестантами в Речи Посполитой. Брестские соборы 1596 г., введение унии. Проблемы канонического положения православной Церкви после 1596 г., их решение. Народное противодействие введению унии. 10. Русская Церковь в правление Ивана Грозного Прп. Максим Грек, его деятельность и судьба. Окончательная победа иосифлянства на высшем уровне. Созидательная деятельность митр. Макария. Стоглавый собор. Царь Иван Грозный. Опричнина и отношение Церкви к ней. Судьба митр. Филиппа. Вопрос о возможности канонизации Ивана Грозного. 11. Установление патриаршества в Русской Церкви Начало визитов восточных патриархов в Московское царство в XVI в. Объективные и субъективные причины введения патриаршества в 1589 г. Изменение епархиальной структуры Русской Церкви. Последствия установления патриаршества в ближайшей исторической перспективе. 12. Церковь в период Смутного времени Религиозный аспект Смуты. Роль Лжедмитрия I в организации католической экспансии в России. Патриарх Иов и противодействие самозванцу. Патриарх Игнатий. Преследование православия при Лжедмитрии II. Осада Троице-Сергиева монастыря. Православные мученики Смуты. Последний этап Смуты. Подвиг патриарха Гермогена по защите православия в Москве. Победа народного ополчения. Воцарение Михаила Романова. 13. Русская Церковь при патриархах Филарете, Иоасафе и Иосифе Новая парадигма церковно-государственных отношений в правление царя Михаила и патриарха Филарета. Жизнь и деятельность патриархов Иоасафа и Иосифа. 14. Деятельность патриарха Никона Жизненный путь патриарха Никона. Специфика его патриаршества. Причины и предыстория книжной справы при патриархе Никоне. Богослужебные исправления и реакция на них. Алексей Михайлович и Никон: перипетии взаимоотношений. Теократическая идея Никона. Секуляризационная политика царя. Монастырский приказ и отношение патриарха к нему. Конфликт царя и патриарха. Уход и осуждение Никона. Роль восточных иерархов в осуждении патриарха. 15. Возникновение и укоренение старообрядческого раскола Кружок «ревнителей благочестия». Конфликт «ревнителей» и Никона. Иван Неронов и Аввакум. Начало раскола. Соборные осуждения раскольников. Развитие раскола после падения Никона. Политическая сторона борьбы со старообрядчеством. Соловецкий бунт. Роль раскольников в восстаниях стрельцов. Обзор дальнейшей истории старообрядчества. Расколы внутри старообрядческого движения. 16. Западнорусская Церковь в XVII в. Киево-Могилянская академия Православие в Речи Посполитой в XVII в. Роль Церкви в освободительной борьбе русского народа. Митр. Пётр Могила. Учреждение и просветительская миссия Киево-Могилянской академии. Киевская митрополия после присоединения Левобережной Украины к России. 17. Проблемы церковной жизни в России накануне петровских реформ Феодор Ртищев и начало школьного образования в Москве. Первые русские школы. Братья Лихуды и Славяно-греко-латинская академия. Влияние малороссийской «латинской» школы на русское богословие. Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий. Церковно-государственные отношения при последних патриархах. Участие Церкви в политической борьбе. Митр. Симеон (Милюков) и возрождение Смоленской епархии. Секуляризация церковной и общественной жизни в конце XVII в., её отражение в церковном искусстве. Предпосылки петровских реформ. Тематическое планирование по курсу «История Русской Православной Церкви» (Русская Церковь в досинодальный период)
Программа курса рассчитана на 144 часов – 4 з.ед. (72 аудиторных и 72 самостоятельной подготовки) и предполагает промежуточный контроль и зачетную форму отчетности по завершении курса. Курс структурирован по хронологическому принципу, что позволяет, с одной стороны, систематизировать учебный материал, с другой – подчёркивает связь с другими историческими дисциплинами, в частности, историей России. В процессе изучения материалов учебного курса предлагаются разнообразные формы работ: чтение лекций, семинарские занятия, просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, контрольные работы. Лекционные занятия ориентированы на освещение вводных тем в каждый раздел курса и призваны ориентировать студентов в предлагаемом материале, заложить научные и методологические основы для дальнейшей самостоятельной работы студентов. Семинарские занятия акцентированы на наиболее принципиальных и проблемных вопросах церковной истории, призваны стимулировать выработку собственной позиции по данным темам. В работе со студентами используются разнообразные средства, формы и методы обучения (информационно-развивающие, проблемно-поисковые, интерактивные). Мультимедийное обеспечение курсавключает:
Особо значимой для профессиональной подготовки студентов является самостоятельная работа по курсу, которой отводится 50 % учебного времени. В ходе этой работы студенты отбирают необходимый материал по изучаемому вопросу и анализируют его. Самостоятельная работа с литературой включает в себя такие приемы как составление плана, тезисов, конспектов, аннотирование источников, написание рефератов. В программе представлена и такая форма внеаудиторной самостоятельной работы студентов как написание курсовой и квалификационной работы. Данные виды работы являются не только средством обобщения полученных теоретических знаний, но и отработки необходимых профессиональных умений: диагностики проблемы, анализа результативности экспериментальной работы.
Эффективность самостоятельной работы студентов во многом зависит от системы контрольных мероприятий. В связи с этим в курсе «История Русской Православной Церкви» предполагаются промежуточные экспресс-опросы, письменные контрольные работы и итоговый зачёт. Промежуточный контроль осуществляется с помощью устных опросов, письменных работ(сочинения), защиты реферата, проверки остаточных знаний и пр. Итоговая оценка знаний и умений студента подводится во время зачета с учетом промежуточного контроля и предусматривает рейтинговую систему. Рейтинговая система оценки достижений студента представляет сумму баллов по следующим видам работы студентов: работа на семинарских занятиях, активность на лекционных занятиях, инициативная самостоятельная работа, промежуточный контроль.
Основная литература
Дополнительная литература
Источники
Интернет-источники
Дидактические материалы Для обеспечения учебной дисциплины используются:
Компьютерный класс; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях). Автор: _______________ Иером. Пимен (Ивентьев) Рецензент (ы) _________________________ Программа одобрена на заседании ____________________________________________ (Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет) от _______________________________ года, протокол № ________. |
Фтд. 5 «История Русской Православной Церкви» Обучение в рамках дисциплины «История Русской Православной Церкви» предполагает изучение основных аспектов церковной истории, приобретение... | Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля... Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Русская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации... Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: сборник материалов и документов — М.:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» является на данный момент главным вероисповедание... | ||
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции... Защита состоится 24 декабря 2009 г в 14. 00 часов на заседании диссертационного совета Д212. 189. 11 в Пермском государственном университете... | Среднего профессионального образования вятское духовное училище «История Русской Православной Церкви» является дисциплиной базовой части профессионального цикла (модуль: «История конфессии») | ||
Календарно-тематическое планирование уроков православной культуры... «Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» | Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана... Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании авторской... Андрицовой М. Ю. Смоленск, издательство сиуу, 2004г в соответствии с договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной... | ||
Священного Синода Русской Православной Церкви «25» декабря 2012 г. Журнал №125 Стандарт В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной... | Русской православной церкви I. Основные стандарты оформления и редакционной подготовки печатных изданий | ||
Русской православной церкви I. Основные стандарты оформления и редакционной подготовки печатных изданий | Учебно-методический комплекс дисциплины «литургика» Православная религиозная организация учреждение высшего профессионального религиозного образования «Оренбургская Духовная Семинария... | ||
Программа учебной дисциплины «информатика» Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г.... | Программа учебной дисциплины «концепции современного естествознания» Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г.... |