Скачать 208.96 Kb.
|
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Паспорт рабочей программы Тип программы: программа основного общего образования. Статус программы: рабочая программа учебного курса Назначение программы: региональный компонент, для учащихся 8 класса Сроки освоения программы: 1 год. Объем учебного времени: 34 часа. Форма обучения: очная. Режим занятий: 1 час в неделю Формы контроля: текущий контроль (тесты), итоговая контрольная работа
Рабочая программа составлена на основании авторской Программы «История православной культуры земли Смоленской» Андрицовой М.Ю. Смоленск, издательство СИУУ, 2004г. в соответствии с договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви от 15.01.2003 №15. Назначение курса - содействовать получению целостного представления о православной культуре, её основных понятиях и развитии. Курс призван выполнять три основные функции: мировоззренческую, теоретико - познавательную и культурно – историческую. Главная цель курса: ознакомление учащихся с историей православной культуры земли Смоленской. Достижение этих цели обеспечивается решением следующих задач:
Курс призван выполнить три основные функции: мировоззренческую, теоретико-познавательную и культурно-историческую. В основе программы данного курса лежат принципы как классической дидактики, так и современных педагогических технологий, которые позволяют учитывать уровневую дифференциацию учащихся. Основной формой работы с учащимися является факультативное занятие; учитель может также организовать посещение храма, экскурсии в монастыри, музеи, выставочные залы, встречи-диспуты со священнослужителями Русской Православной Церкви, тематические вечера, "круглые столы". Методы и приемы работы с учащимися: интегрированные, лабораторно-практические занятия, диспуты, сюжетно-ролевые игры, конференции, составление проектов; написание мини-сочинений, по ПОПС–формуле. ПОПС–формула - это алгоритм изучения конкретной проблемы. Дается проблема или вопрос и составляется мини-сообщение на 3-4 предложения по следующей формуле: П - позиция "Я считаю, что ..." О - обоснование "Потому что ..." П - пример "Я могу подтвердить это тем ..." С-следствие "В этой связи я делаю вывод ..."), составление туристических маршрутов по православным местам, рисунки, изготовление поделок. В процессе теоретического обучения школьников следует знакомить с истоками возникновения и развития православного искусства (архитектурой, живописью, литературой). Во время занятий целесообразно использовать фрагменты духовной музыки. Изучение учащимися данного курса должно сопровождаться максимальным использованием знаний, умений, навыков, полученных на уроках истории, обществознания, изобразительного искусства, МХК, музыки.
Содержание соответствует авторской программе «История православной культуры земли Смоленской» Андрицовой М.Ю.(Смоленск, издательство СИУУ, 2004г.) Введение Возникновение Православия. Знакомство с понятиями "православие'1 и "христианство". Возникновение христианства и Православной Церкви. Суть учения Христа. Культура и христианство. Религиозный культ. Взаимосвязь культа и искусства. Взгляд русских философов на культуру Соборное устроение мира. Смысл жизни. Основные понятия и сущность явлений: православие, христианство, Евангелие, апостол, учение Христа, сакральный, культ, культура, смысл жизни. Глава 1. Крещение Руси и святость. Первые христиане на Смоленской земле. Крещение жителей Смоленской земли. Языческие верования кривичей. Первые проповедники веры христианской. Крещение жителей. Храмы XI века. Мономахов собор. Первые святые и подвижники христианской веры на Смоленской земле. Святость как феномен духа. Святые Борис и Глеб. Преподобный Исаакий и Прохор-лебедник. Преподобный Аркадий Вяземский. Понятие "смирение" и его смысловая значимость. Основные понятия и сущность явлений: язычество, крещение, святость, святой, святитель, проповедь, храм, икона, страстотерпец, преподобный, постриг, аскет, просфора, пост, смирение. Глава 2. Смоленская епархия в ХП – первой половине XIII вв. Расцвет православной культуры Смоленской земли. Рост влияния Православной Церкви под покровительством князей Ростиславичей. Князь Ростислав-Михаил Смоленский и его сыновья Роман Ростиславич и Давид Ростиславич. Климент Смолятич. Зодчество. Устройство храма. Алтарь. Собственно храм, или четверик. Храмы Смоленского княжества: Борисоглебский монастырь, церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела. Петр Дмитриевич Барановский. Смоленская живопись (фрески, миниатюры) XII-XI1I вв. Техника фрески смоленских художников. Фрески храма на Протоке. Манера письма смоленских художников. Оформление древних книг. Храм и его смыслообраз. Иконопись Смоленской земли. Икона - не портрет. Смысл истонченной телесности. Совершенная неподвижность облика на иконе. Расстояние, которое отделяет нас от иконы. Икона Иисуса. Иконы Божией Матери. Иконостас. Иконостас Смоленского Успенского кафедрального собора. Архитектурность религиозной живописи. Две встречи. Послание иконописцу Авраамий Смоленский. Жизненный путь. Преподобный Ефрем, ученик Авраамия Смоленского. Святитель Игнатий, епископ Смоленский. Основные понятия и сущность явлений: храм (его устройство, смыслообраз), икона, ее смыслообраз, иконопись, типы иконописных композиций: "Оранта", "Панагия". "Одигитрия"', "Умиление", "Панахранта", "Агиосоритисса", иконостас, архитектурность религиозной живописи, благоверный. Глава 3. Православная Церковь и культура Смоленщины в XIII-XV вв. Святые монгольского периода. Меркурий Смоленский. Святой Федор Смоленский и Ярославский. Преподобный Симон. Благоверный князь Андрей. Памятники письменности. Православная церковь на Смоленщине в Литовский период. Великое княжество Литовское и Православие. Борьба за сохранение православной веры. Святые благоверные князь Симеон и княгиня Иулиания. Епископ Мисаил. Смоленщина и Православная Церковь на рубеже XV-XVI вв. Основные понятия и сущность явлений: христианский подвиг. Глава 4. Смоленская епархия в XVI-начале XVII вв. Церковь и героическая оборона Смоленска в 1609-1611 гг. Преподобный Герасим Болдинский. Основание Болдинского монастыря. Жизненный путь преп. Герасима Болдинского. Вяземский Иоанно-Предтечев монастырь. Троицкий монастырь. Федор Конь. Церковь и строительство Крепостной стены. Новый список Одигитрии. Оборона Смоленска в 1609-1611 гг. и церковь. Тяжелые испытания начала XVII в.. Архиепископ Сергий. Митрополит Филарет. Патриарх Гермоген. Церковь на Смоленской земле в Польский период. Политика польских властей в отношении Православной Церкви. Появление Православных братств. Бояре Салтыковы и Бизюков монастырь. Вязьма - центр православия. Преподобный Питирим. Основные понятия и сущность явлений: монастырь, архитектурный тип: шатровая церковь, список Одигитрии. Глава 5. Смоленская епархия во второй половине XVII-XVIII вв. Возвращение Смоленска в состав Российского государства. Возрождение Смоленской епархии. Развитие духовного образования на Смоленщине. Смоленский Кафедральный собор. Царь Алексей Михайлович. Строительство собора. События 1812 г. Плащаница Смоленского Свято-Успенского собора. Храмовое строительство в Смоленске во второй половине XVII в. Колокольня Успенского собора. Каменный собор Троицкого монастыря. Строительство бесстолпных храмов. Собор Вознесенского девичьего монастыря. Строительство деревянных церквей. Смоленская епархия в XVIII в. Секуляризация культуры. Храмовое строительство в XVIII в. Владыка Парфений. Петр I и Смоленская епархия. Рославльскис старцы. Смоленская духовная семинария. Рождественское - Новый Двор. Основные понятия и сущность явлений: секуляризация культуры, плащаница, духовная семинария, духовное образование, историческая беспамятность. Глава 6. Смоленская епархия в Х1Х-начале XX вв. Смоленская епархия в 1812 г. Разорение французскими войсками православных святынь. Участие Православной Церкви в борьбе против французского нашествия. Никифор Мурзакевич. Икона Одигитрии в войне 1812 г. Смоленская епархия после Отечественной войны 1812 г. Создание духовных учебных и благотворительных заведений, становление системы катехизации и миссионерства. Классическая храмовая архитектура: Богоявленский собор, церковь Михаила Архангела в с. Алексино, храм-ротонда в с. Николо-Погорелое, Покровская церковь в с. Черепово, церковь Казанской иконы Божией Матери в с. Рай, Покровская церковь в с. Дуброво. Архиреи и государственные деятели в церковной истории Смоленщины. Преподобные Макарий и Николай. Основные понятия и сущность явлений: пастырский долг, благотворительные заведения, катехизация, миссионерство, храм в виде базилики, ротонды. Глава 7. Православная Церковь на Смоленщине в 1917-1945 гг. Драма общества и культуры нового времени. Православная Церковь на Смоленщине в 1917-1925 гг. Православная Церковь в годы революции и гражданской войны. Трагические события 1922 года. "Обновленческая" церковь. Православная Церковь на Смоленщине в 1925-1941 гг. Закрытие храмов, преследование священнослужителей. Православная Церковь на Смоленщине во время Великой Отечественной войны. Православная Церковь во время оккупации. Освобождение Смоленщины. Политика советского государства по отношению к Церкви. Основные понятия и сущность явлений: драма общества и культуры. Глава 8. Новый период в истории Смоленской епархии: изменение отношений между церковью и государством (1986-200I гг.). Кризис системы - кризис идеологии. Распространение сект и оккультных учений. Православная Церковь: возрождение из руин. Храм Петра и Павла в г. Ярцеве. Храм Новомучеников и Исповедников российских в Смоленске. Создание системы духовного образования. Возрождение монашеской жизни. Церковь и общественная жизнь Смоленщины. Норма веры как норма жизни. Основные понятия и сущность явлений: кризис системы, кризис идеологии, секта, оккультные учения, новомученики и исповедники российские, норма веры. Заключение. Вопрос о смысле жизни. Приложение. О крестном знамении и поклонах. Поведение в Церкви. Заповеди Божие. Семь таинств Церкви. Русские мыслители: биографические очерки (Иосиф Волоцкий, Е. Н. Трубецкой, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Г. П. Федотов, Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл). Сводный список приходов, монастырей, храмов Смоленско-Калининградской епархии.
Главными элементами, раскрывающими содержание курса являются: знания, умения, учебная деятельность, система вопросов и заданий.
Наиболее распространенным средством проверки формализованных знаний являются тесты. 1. Тесты специальных способностей и достижений: -задания с несколькими вариантами выбора; -альтернативные задания, содержащие утверждения как истинные, так и ложные; -задания на восстановление соответствия. 2. Тесты интеллекта:
3. Тесты со свободными ответами:
Для проверки субъективированных знаний и умений используют:
Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. В 9–11 классах целесообразна работа над рефератом, но не чаще 2-х рефератов в течение года. Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как: — не усвоивших элементарные знания, отметка «неудовлетворительно» — «2» (кроме начальной школы); — усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3» (кроме первого и второго классов); — овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»; — овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5». В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся). В первом и втором классах рекомендуется пользоваться только положительными отметками («4» и «5»). Формы контроля: текущий контроль: тесты-10 итоговый контроль: итоговая контрольная работа-1 Учебно-методическая литература для учителя и учащихся 1. Учебник. М.Ю. Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П. Довгий «История православной культуры земли Смоленской.» Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий», Cмоленск, 2004. 2. Основы православной культуры и этики. Методическое пособие. Рекомендовано отделом религиозного образования Смоленско-Калининградской Епархии Русской православной Церкви. – Смоленск, 2004. 3.Учебник. Шевченко Л.Л. «Православная культура». Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Книга 1, 2. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2009. Дополнительная литература
Календарно-тематическое планирование
|
Пояснительная записка рабочая программа по православной культуре... Рабочая программа по православной культуре для11 класса составлена на основе авторской программы по православной культуре для средних... | Пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению составлена... Программы для общеобразовательных учреждений «Литературное чтение» 1-4 классы, автора О. В. Кубасовой, издательство «Ассоциация xxi”,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе Смоленщины... Рабочая программа по литературе Смоленщины составлена на основе авторской программы общеобразовательского учреждения под редакцией... | Пояснительная записка рабочая программа курса «История» для 7 класса... «Новая история» 7 класс под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной (История Программы общеобразовательных учреждений М.: Просвещение,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, В. А. Клоковой «История государства... | Книга в помощь учителю «История святости и главные святыни земли... ... | ||
Пояснительная записка Программа составлена на основе авторской программы Программа составлена на основе авторской программы под редакцией А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой «Обществознание», издательство «Русское... | Пояснительная записка рабочая программа по новой истории и истории... Мо РФ 2004 г и авторской программы под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. М.: Просвещение, 2011 г «Новая история 7-8 кл.»... | ||
6 класс Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования | Пояснительная записка рабочая программа по химии в 8 классе составлена... Рабочая программа по химии в 8 классе составлена на основе авторской программы «Химия. 8» О. С. Габриеляна, издательство «Дрофа»... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира... Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ... | ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного... «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина,... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира... Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Примерной... Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004 г., авторской программы «Новая история. 7-8 классы» под редакцией... | ||
Рабочая учебная программа по истории древнего мира (базовый уровень)... «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина,... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе... А также на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы... |