ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История»





Скачать 467.05 Kb.
НазваниеПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История»
страница1/4
Дата публикации23.09.2013
Размер467.05 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4
ПояСнительная записка

Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История»), а также Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми.

Для достижения поставленных целей и задач предполагается сочетать репродуктивные и креативные подходы в преподавании.

Важно подчеркнуть, что в целом ряде случаев без репродукции не может быть и продуктивности: без полученных и усвоенных памятью знаний невозможно проведение дискуссий, дебатов, создание обоснованных проектов и т.п. Разновидностью первой группы подходов являются репродуктивно-продуктивные, которые основываются на том, что базовая информация воспроизводится обучающимися без каких-либо изменений, но при этом они подбирают собственные примеры из жизненного опыта, социальной действительности, то есть появляется некий новый продукт. Принципиально другим подходом является второй - креативный, в основе которого лежит конструктивизм, подразумевающий стремление к творческой переработке информации, к созданию нового продукта, т.о. знание создается учеником.

В практике преподавания истории учитель должен применять комбинацию стратегий преподавания: пассивную («соревновательное обучение»), активную и интерактивную (основное внимание переносится на ученика, в первом случае роль центра остается за ним, а во втором и центр, и инициатива находятся внутри групп учащихся, взаимодействующих между собой).

Принципиально важным является открытость исторического знания, т.е. включение в курс сюжетов, по которым среди историков идут ожесточенные споры. Учащиеся должны усвоить, что история – это живая, развивающаяся наука; работа с данными сюжетами не только стимулирует познавательный интерес, но и поможет овладеть научным подходом к событиям и явлениям прошлого (на элементарном уровне), а также станет еще одной своеобразной прививкой от параистории.

Другим аспектом открытости исторического знания является тесное взаимодействие с другими предметами. Несмотря на общеизвестную важность межпредметных связей, обучение в основной школе традиционно строится как не-координированное. У школьников практически не происходит переноса средств, освоенных в ходе изучения одного предмета, на работу в другом материале, и, следовательно, не строится единая научная картина мира. Программа предполагает возможность координации истории и других предметных линий (математики, географии, литературы, музыки, ИЗО, обществознания).

Программа поддерживает разные виды деятельности учеников, которые последовательно и многократно сменяют друг друга при освоении ими содержания курса. При изучении курса выделены модули уроков для развития умений.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 - 9 классах в общем объеме      374 часа, в 5 - 8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю и составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Требования к результатам обучения и освоения содержания

курса по истории

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной, когнитивной, информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5 - 9 классов включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 - 9 классов по истории в единстве ее содержательных и деятельностных компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • группировать факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;

  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

  1. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  1. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие   явления;

  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
    6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
    7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Характеристика содержания основного общего образования по истории

Отбор учебного материала для содержания программы по истории для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного    образования, возрастных потребностей и познавательных  возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей данного этапа их социализации, ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета (см. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы).

Структура курса и последовательность предъявления материала.

Программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5 - 9 классах истории России и всеобщей   истории с древности до наших дней. В отдельный курс выделена «История западной России. Калининградская область».

Тематическое планирование

В планировании определены содержание, выстроенное в хронологической последовательности изучения исторического материала и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории). Тем самым реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению. Требования к деятельности школьников изложены в примерном тематическом планировании в виде перечня необходимых действий с историческим материалом. Элементы подготовки школьников, предполагающие знание дат, фактов, имен и т. д., не отражены в специальной графе планирования, но подразумеваются как основа любой деятельности по изучению истории.

В планировании предусмотрено использование проектной деятельности с возможностью для учеников выбирать темы, соответствующие их склонностям и интересам, и презентовать результаты своей деятельности, которая основывается на прочном фундаменте работы с источниками информации и системе понятий.

Появление и распространение Интернета помогает строить проектную деятельность: во Всемирной сети уже размещено огромное количество разнообразных источников исторической информации, с которыми учащиеся могут работать самостоятельно. Также Сеть позволяет учителю дистанционно руководить проектами учеников.

Логика изучения отдельной темы:

1) Ученики знакомятся с историческим содержанием (основными установленными фактами), которое сконструировано таким образом, чтобы породить множество вопросов разного уровня сложности и обобщения. В отличие от традиционного учебного текста здесь нет ответов на вопросы, но есть указания на источники информации, где можно попытаться эти ответы найти (сайты в Интернете, хрестоматии и пр.).

2) Учащиеся самостоятельно ищут ответы и презентуют полученный результат перед своими одноклассниками; при этом в качестве результата признаются тезис или тезисы (различные варианты ответа на вопрос), а также убедительность аргументации и правильная демонстрация (способ логической связи между тезисом и аргументами).

3) Полученные ответы сводятся в систему, причем ответы на частные вопросы («извлеченные» учениками из источников) позволяют сформулировать ответы и на вопросы более общего характера.

Наряду с отдельными тематическими проектами реализуются и более общие курсовые («зонтичные») проекты, в известной мере суммирующие наработки по отдельным темам. В качестве таковых «зонтичных» проектов в программе предусмотрены:

- заполнение «Карты знаний»,

- составление «Классной книги по истории», содержащей наиболее интересные реализованные учащимися проекты, получившие самые высокие оценки (тем самым стимулируется соревновательность между отдельными группами учеников);

- разработка экскурсионных маршрутов для собственного туристического справочника;

- составление сборника биографических очерков (изучение истории через биографии различных исторических персонажей - героев и мерзавцев - в высшей степени органично соотносится с психологическими особенностями данного возраста).

Большое внимание уделяется игровым технологиям («Погружение в историю»).

Реализуемый программой проектно-тематический имеет ряд очевидных преимуществ. При отборе проектов учитываются индивидуальные особенности учащихся. При реализации проекта в рамках изучения курса осуществляется восхождение по следующим линиям:

1) от групповой работы - к выполнению парных или индивидуальных проектов;

2) от решения сравнительно частных вопросов - через первичный анализ историографических представлений по проблеме - к формулированию собственной точки зрения ученика на ту или иную проблему;

3) от работы в тесном контакте с учителем - к более высокому уровню самостоятельности;

4) от преимущественно наглядного представления результата - к письменной учебно-научной работе (докладу) с элементами дебатов.

В заключение данного раздела отметим, что в содержании и примерном тематическом планировании по каждой теме приведен примерный список вопросов, которые могут стать основой для групповых и индивидуальных проектов. Следует особо подчеркнуть, что список является примерным и избыточным (т.е. не обязательно организовывать проекты по всем вопросам, и к тому же учитель может добавить к этому списку свои вопросы). Однако при выборе тем проектов следует учитывать не только индивидуальные особенности учеников и личные предпочтения учителя, но и те виды деятельности, которые предусмотрены по той или иной теме (так, по теме «Древний Восток» проекты должны помочь учащимся на заключительном занятии выявить сходные черты «речных цивилизаций» и различия между ними).

Реализация проектно-тематического подхода связана и с решением другой проблемы, которая носит сугубо предметный характер - формирование и отработка предусмотренных ФГОС умений требует достаточно больших временных затрат.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (5 КЛАСС)

п/п

Тема урока

Тип урока

Основные элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки учащихся

Учебно - методическое обеспечение

1

Введение

Вводный урок

История-наука о прошлом. Как работают историки. Исторический источник. Группы источников. Архивы, музеи библиотеки. Хронология - порядок событий. Дата. Год. Точка отсчета времени. Измерение времени по векам. Историческая хронология. Источники знаний о прошлом. Наука археология. Свидетельства древней истории на территории нашей страны (родного края).

Раскрывать значение терминов история, факт, исторический источник, дата, год, археология, раскопки, вещественные памятники. ГрупС Систематизировать группы источников по видам. Соотносить время, даты, устанавливать длительность и синхронность событий. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Археологи изучают черепки





Часть I. Жизнь первобытных людей




Глава 1.Первобытное собиратели и охотники.

2

Древнейшие люди

Урок сообщения нового исторического материала

Первобытное общество. Предки человека. Расселение древнейших людей. Занятия, орудия труда первобытных людей – охота и собирательство. Овладение огнем. Появление «человека разумного», его отличия от древнейших людей

Показывать на карте места расселения древнейших людей. Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, группировать исторические явления и события по заданному признаку.

Проектная деятельность посетить архив.





3

Родовые общины охотников и собирателей

Урок сообщения нового исторического материала

Родовые общины охотников и собирателей. Старейшина. Великое оледенение. Совершенствование приемов охоты. Охота на мамонта. Изобретение лука и стрел. Изменения в жизни людей после великого оледенения

Объяснять причины появления новых орудий труда и изобретений. Раскрывать смысл изученных исторических понятий и терминов.

Родовые общины охотников и собирателей

4

Возникновение искусства и религиозных верованиях

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок)

Представление первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Пещерная живопись.

Объяснить причины появления искусства и религии в жизни людей, определять их роль, решать познавательные задачи.

Проектная деятельность найти следы прошлого дома («самая старая вещь в доме»- о чем она может рассказать и т.п.).Составить альбом.


Магический обряд




Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок)

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Родовые общины «людей разумных». Род и племя. Приручение животных. Способы обработки земли. Распространение сельскохозяйственных культур в мире. Развитие ремесел – гончарного, ткацкого, оружейного и др Важнейшие изобретения древнейших людей

Сравнивать родовую общину с групповой древнейших людей. Раскрывать значение понятий производящее хозяйство, присваивающее хозяйство, оценивать исторические явления, решать познавательные задачи.

Проектная деятельность провести интервью (анкетирование) с представителями старших поколений, записать и обработать устные сообщения о жизни в прошлом по теме «Наше детство». Обработать полученные результаты, составить групповые отчеты.

Области раннего земледелия

6

Появление неравенства и знати

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок)

Соседская община. Развитие ремесла. Обмен производственными продуктами. Появление денег. Имущественное расслоение в общине. Признаки возникновения государств. Понятие цивилизации

Объяснять причины возникновения первых цивилизаций. Характеризовать родовую и соседскую общину, решать познавательные задачи.


Производство бронзы

Глава 3. Счет лет в истории

7

Счет лет в истории

Урок, содержащий все основные звенья процесса обучения (комбинированный урок)

Единицы измерения времени. Линия времени. Летосчисление в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры.

Раскрывать значение понятий наша эра, Объяснять, как ведется счет лет до н.э., используя линию времени.

Проектная деятельность собрать и отобрать материалы для (реального или виртуального) музея «Наше детство» найти для музея изображения в интернете и их отобрать.

Лента времени

8

Контрольно-обобщающий урок по темам «Первобытные собиратели и охотники».Первобытные земледельцы и скотоводы.

Контроль оценка знаний, коррекция.

Изученные по теме понятия и факты

Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.

Проектная деятельность самостоятельно найти документы по теме исследования в интернете.

Как строился Стоунхендж




Часть II. Древний Восток




Глава 4.Древний Египет

9

Государство на берегах Нила

Урок сообщения нового исторического материала

Местоположение и природные условия, население Древнего Египта. Возникновение государства в Древнем Египте, письменность в Древнем Египте – иероглифы

Показывать на исторической карте территорию расселения египтян, границы города Египта.

Сцена из жизни семьи

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

ПРОЕКТ .Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (практическое занятие

Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Египетские жрецы.

Характеризовать 1)основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной. Описывать иллюстрации «Работа на земле, принадлежавшей храму» на с. 66 учебника. Выделять особенности природных условий, необходимых для земледелия в Египте.

Ремесленники древнего Египта

11

Жизнь египетского вельможи

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок-практикум)

Фараон, жрецы, чиновники. Пирамиды. Письменность Египта и ее дешифровка Ф.Шампольоном. пирамиды Египта – история сооружения и назначение. Структура древнеегипетского общества – фараон, вельможи, чиновники и писцы. Костюм фараона, его культ

Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус. Использовать как источник знаний историческую карту, памятники культуры. Характеризовать деспотическую власть в Египте.

Проектная деятельность посетить археологический раздел историко - художественного музея.

Дом египетского вельможи

12

Военные походы фараонов

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (практическое занятие)

Военные успехи древних египтян. Организация войска, оружие. Судьба воина. Завоевание Тутмоса III, ограбление завоеванных стран. Монументальное строительство в Фивах. Фараон Эхнатон и его преобразования



Объяснять. как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире.


Хеттские воины

13

Религия древних египтян

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок-презентация)

Религия древних египтян. Отсутствие общей религии, разнообразие местных культур. Священные животные, связь верований древних египтян с их занятиями. Миф об Осирисе и Исиде. Храмы и пирамиды..

Объяснять. в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

Проектная деятельность посетить археологические раскопки.

Аллея сфинксов в Карнаке

14

Искусство Древнего Египта

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок-презентация)

Отсутствие общей религии, разнообразие местных культур. Священные животные, связь верований древних египтян с их занятиями. Миф об Осирисе и Исиде. Храмы и пирамиды. Скульптура.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнегреческого искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.

Бог Тот и Песец

15

Письменность и знания древних Египтян

Урок выработки умений и навыков работы с историческим материалом (урок-презентация)

Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте – высокое развитие математики, медицины. Росписи храмов и гробниц. Скульптура

Описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников.

Проектная деятельность реализовать групповые и индивидуальные проекты с использованием внешкольных источников информации . Темы проектов: Почему шумеров называют «загадочными» ? Где и почему появились первые законы? Как и почему возвысился и пал Вавилон?


Обучение детей

16

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Древний Египет».

Контроль оценка знаний, коррекция.

Изученные по теме понятия и факты

Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии.

Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии. Описывать предметы материальной культуры и произведения древнегреческого искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.


Птицы и животные на берегу Нила
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconПримерная программа по истории на ступени основного общего образования...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconУтверждено
Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего...
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconРабочая программа по истории на ступени основного общего образования...
«История» и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по истории...
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconРабочая программа по предмету «История» определяет инвариантную (обязательную)...
Программа составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования, фгос общего образования второго поколения и...
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconПрограмма по истории для учащихся 7 класса построена с опорой на...
Данная программа составлена на основе умк «История России XVI xvii век» для 7 класса под редакцией А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной,умк...
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconПримерная программа по истории составлена с опорой на фундаментальное...
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconКонцепция фундаментального ядра содержания общего образования 3 фундаментальное ядро
Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ,...
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconПояснительная записка основная образовательная программа начального...
Умк «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования, опираясь...
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconРабочая учебная программа по истории составлена на основе нормативных...
Рабочая программа составлена учителем истории и обществознания: Гаджиевой Белой Азизбеговной
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconПояснительная записка Требования к уровню подготовки выпускников...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconПояснительная записка 3 планируемые результаты освоения обучающимися...
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования 159
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса основного...
Примерная программа основного общего образования по истории. Сборник нормативных документов. История. Дрофа, Москва, 2007
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconПояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе...
«История», а также Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004. и авторской программы к учебнику «Данилов...
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории для...
Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ: Н. В. Загладин «Программа курса и тематическое...
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconПрограмма по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального...
Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, Программы...
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования раздел «История» iconПрограмма по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального...
Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, Программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск