Скачать 467.05 Kb.
|
ПояСнительная записка Данная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История»), а также Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения истории в основной школе:
Для достижения поставленных целей и задач предполагается сочетать репродуктивные и креативные подходы в преподавании. Важно подчеркнуть, что в целом ряде случаев без репродукции не может быть и продуктивности: без полученных и усвоенных памятью знаний невозможно проведение дискуссий, дебатов, создание обоснованных проектов и т.п. Разновидностью первой группы подходов являются репродуктивно-продуктивные, которые основываются на том, что базовая информация воспроизводится обучающимися без каких-либо изменений, но при этом они подбирают собственные примеры из жизненного опыта, социальной действительности, то есть появляется некий новый продукт. Принципиально другим подходом является второй - креативный, в основе которого лежит конструктивизм, подразумевающий стремление к творческой переработке информации, к созданию нового продукта, т.о. знание создается учеником. В практике преподавания истории учитель должен применять комбинацию стратегий преподавания: пассивную («соревновательное обучение»), активную и интерактивную (основное внимание переносится на ученика, в первом случае роль центра остается за ним, а во втором и центр, и инициатива находятся внутри групп учащихся, взаимодействующих между собой). Принципиально важным является открытость исторического знания, т.е. включение в курс сюжетов, по которым среди историков идут ожесточенные споры. Учащиеся должны усвоить, что история – это живая, развивающаяся наука; работа с данными сюжетами не только стимулирует познавательный интерес, но и поможет овладеть научным подходом к событиям и явлениям прошлого (на элементарном уровне), а также станет еще одной своеобразной прививкой от параистории. Другим аспектом открытости исторического знания является тесное взаимодействие с другими предметами. Несмотря на общеизвестную важность межпредметных связей, обучение в основной школе традиционно строится как не-координированное. У школьников практически не происходит переноса средств, освоенных в ходе изучения одного предмета, на работу в другом материале, и, следовательно, не строится единая научная картина мира. Программа предполагает возможность координации истории и других предметных линий (математики, географии, литературы, музыки, ИЗО, обществознания). Программа поддерживает разные виды деятельности учеников, которые последовательно и многократно сменяют друг друга при освоении ими содержания курса. При изучении курса выделены модули уроков для развития умений. Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 - 9 классах в общем объеме 374 часа, в 5 - 8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю и составляет «вертикаль» гуманитарного знания. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной, когнитивной, информационно-технологической, коммуникативной. К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
Предметные результаты изучения истории учащимися 5 - 9 классов включают:
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5 - 9 классов по истории в единстве ее содержательных и деятельностных компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
3. Работа с историческими источниками:
Характеристика содержания основного общего образования по истории Отбор учебного материала для содержания программы по истории для основной школы осуществляется с учетом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей данного этапа их социализации, ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета (см. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы). Структура курса и последовательность предъявления материала. Программа учебного предмета «История» на ступени основного общего образования предусматривает изучение в 5 - 9 классах истории России и всеобщей истории с древности до наших дней. В отдельный курс выделена «История западной России. Калининградская область». Тематическое планирование В планировании определены содержание, выстроенное в хронологической последовательности изучения исторического материала и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории). Тем самым реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению. Требования к деятельности школьников изложены в примерном тематическом планировании в виде перечня необходимых действий с историческим материалом. Элементы подготовки школьников, предполагающие знание дат, фактов, имен и т. д., не отражены в специальной графе планирования, но подразумеваются как основа любой деятельности по изучению истории. В планировании предусмотрено использование проектной деятельности с возможностью для учеников выбирать темы, соответствующие их склонностям и интересам, и презентовать результаты своей деятельности, которая основывается на прочном фундаменте работы с источниками информации и системе понятий. Появление и распространение Интернета помогает строить проектную деятельность: во Всемирной сети уже размещено огромное количество разнообразных источников исторической информации, с которыми учащиеся могут работать самостоятельно. Также Сеть позволяет учителю дистанционно руководить проектами учеников. Логика изучения отдельной темы: 1) Ученики знакомятся с историческим содержанием (основными установленными фактами), которое сконструировано таким образом, чтобы породить множество вопросов разного уровня сложности и обобщения. В отличие от традиционного учебного текста здесь нет ответов на вопросы, но есть указания на источники информации, где можно попытаться эти ответы найти (сайты в Интернете, хрестоматии и пр.). 2) Учащиеся самостоятельно ищут ответы и презентуют полученный результат перед своими одноклассниками; при этом в качестве результата признаются тезис или тезисы (различные варианты ответа на вопрос), а также убедительность аргументации и правильная демонстрация (способ логической связи между тезисом и аргументами). 3) Полученные ответы сводятся в систему, причем ответы на частные вопросы («извлеченные» учениками из источников) позволяют сформулировать ответы и на вопросы более общего характера. Наряду с отдельными тематическими проектами реализуются и более общие курсовые («зонтичные») проекты, в известной мере суммирующие наработки по отдельным темам. В качестве таковых «зонтичных» проектов в программе предусмотрены: - заполнение «Карты знаний», - составление «Классной книги по истории», содержащей наиболее интересные реализованные учащимися проекты, получившие самые высокие оценки (тем самым стимулируется соревновательность между отдельными группами учеников); - разработка экскурсионных маршрутов для собственного туристического справочника; - составление сборника биографических очерков (изучение истории через биографии различных исторических персонажей - героев и мерзавцев - в высшей степени органично соотносится с психологическими особенностями данного возраста). Большое внимание уделяется игровым технологиям («Погружение в историю»). Реализуемый программой проектно-тематический имеет ряд очевидных преимуществ. При отборе проектов учитываются индивидуальные особенности учащихся. При реализации проекта в рамках изучения курса осуществляется восхождение по следующим линиям: 1) от групповой работы - к выполнению парных или индивидуальных проектов; 2) от решения сравнительно частных вопросов - через первичный анализ историографических представлений по проблеме - к формулированию собственной точки зрения ученика на ту или иную проблему; 3) от работы в тесном контакте с учителем - к более высокому уровню самостоятельности; 4) от преимущественно наглядного представления результата - к письменной учебно-научной работе (докладу) с элементами дебатов. В заключение данного раздела отметим, что в содержании и примерном тематическом планировании по каждой теме приведен примерный список вопросов, которые могут стать основой для групповых и индивидуальных проектов. Следует особо подчеркнуть, что список является примерным и избыточным (т.е. не обязательно организовывать проекты по всем вопросам, и к тому же учитель может добавить к этому списку свои вопросы). Однако при выборе тем проектов следует учитывать не только индивидуальные особенности учеников и личные предпочтения учителя, но и те виды деятельности, которые предусмотрены по той или иной теме (так, по теме «Древний Восток» проекты должны помочь учащимся на заключительном занятии выявить сходные черты «речных цивилизаций» и различия между ними). Реализация проектно-тематического подхода связана и с решением другой проблемы, которая носит сугубо предметный характер - формирование и отработка предусмотренных ФГОС умений требует достаточно больших временных затрат. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (5 КЛАСС)
|
Примерная программа по истории на ступени основного общего образования... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования | Утверждено Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего... | ||
Рабочая программа по истории на ступени основного общего образования... «История» и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по истории... | Рабочая программа по предмету «История» определяет инвариантную (обязательную)... Программа составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования, фгос общего образования второго поколения и... | ||
Программа по истории для учащихся 7 класса построена с опорой на... Данная программа составлена на основе умк «История России XVI xvii век» для 7 класса под редакцией А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной,умк... | Примерная программа по истории составлена с опорой на фундаментальное... Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами | ||
Концепция фундаментального ядра содержания общего образования 3 фундаментальное ядро Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ,... | Пояснительная записка основная образовательная программа начального... Умк «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования, опираясь... | ||
Рабочая учебная программа по истории составлена на основе нормативных... Рабочая программа составлена учителем истории и обществознания: Гаджиевой Белой Азизбеговной | Пояснительная записка Требования к уровню подготовки выпускников... Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования | ||
Пояснительная записка 3 планируемые результаты освоения обучающимися... Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования 159 | Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса основного... Примерная программа основного общего образования по истории. Сборник нормативных документов. История. Дрофа, Москва, 2007 | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа написана на основе... «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ 2004. и авторской программы к учебнику «Данилов... | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по истории для... Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ: Н. В. Загладин «Программа курса и тематическое... | ||
Программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального... Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, Программы... | Программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального... Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012, Программы... |