«Рассмотрено»
Руководитель МО __________/ Загулов А.В. Протокол № 1 от
« 27 » августа 2013 г.
| «Согласовано»
Заместитель
руководителя по УВР
МБОУ «Гимназия № 6 »
__________/ Низамиева В.Б. « 27 » августа 2013 г.
| «Утверждаю»
Руководитель МБОУ
«Гимназия № 6 »
__________/ Баклашова О.Н. Приказ № 178 от
« 27 » августа 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МБОУ «Гимназия № 6» Приволжского района города Казани Гимадеевой Чулпан Нуретдиновны,учителя первой категории
История Древнего мира, 5 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от « 27 » августа 2013 г. 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе по Истории Древнего для 5 класса Планирование составлено на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
-Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения.Основная школа.-М.»Просвещение,2011.(Стандарты второго поколения)
- Примерной программы по учебным предметам. История.5-9 классы: проект.-М:Просвещение,2010.- (Стандарты второго поколения).Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»,реализуемого российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации федерального агенства по образованию.
-Вигасин А.А., Г.И. Годер «История Древнего мира»
5 кл, М., «Просвещение»,2012.
Примерная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.
Цели и задачи изучения истории : Главная цель— образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения истории в 5 классе : · формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; · овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; · воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толе-рантности и мира между людьми и народами, в духе демо- кратических ценностей современного общества; · развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; · формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Общая характеристика примерной программы по истории
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Примерное тематическое планирование
Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5классе в объёме 70 часов, по 2 часа в неделю.
Планирование изучения предмета «История» на ступени основного общего образования составлено с учетом Базисного учебного (образовательного) плана, отводящего на изучение истории в 5 классе по 2 часа в неделю. В планировании определены как содержание и последовательность изучения исторического материала, так и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории). Тем самым реализуются деятельностный и компетентностный подходы к обучению. В качестве основной единицы планирования выступает учебная тема (группа уроков). Это помогает системно представить главные вопросы содержания курсов, преодолеть дробность в отборе учебного материала. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества: · осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах: · способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; · владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; · способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают: · овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; · способность применять понятийный аппарат исторического знания;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; · расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; · готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. В результате изучения истории в 5 классе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: · указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; · соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: · характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; 3. Работа с историческими источниками: · читать историческую карту с опорой на легенду; · проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); · сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 4. Описание (реконструкция): · рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; · характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; · на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 5. Анализ, объяснение: · различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); · соотносить единичные исторические факты и общие явления; · называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; · раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; · сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; · излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 6. Работа с версиями, оценками: · приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; · определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: · применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; · использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; · способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Учебник : А.А., Вигасин , Г.И. Годер ,И.С.Свенцицкая «История Древнего мира» 5 кл, М., «Просвещение», 2012. Учебник соответствует федеральному перечню
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по истории Древнего мира
(5б класс, 2ч в неделю, всего 70 ч, из них 1ч – резервное время)
| №
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания. Виды учебной деятельности учащихся
| Планируемые результаты освоения материала
| Вид контроля.
| Д/З
| предметные
| метапредметные
| личностные
| 1
| Введение в историю
| 1
| Урок изучения нового материала
| Что изучает история.
Историческая хронология.(счёт лет до н.э.).Историческая карта.
Работа с учебником, беседа по прочитанному.
Работать со справочным аппаратом книги.
Работа с историческими источниками школьного музея, определение их вида, характеристика
| Умение работать со справочным аппаратом книги. Усвоить понятие «исторический источник», виды исторических источников.
Уметь определять век по дате; работать с лентой времени
| Уметь строить монологические выссказывания,находить информацию в учебнике и дополнительных источниках.
| Осознавать мотивацию изучения предмета
| Задание на
определение
понятий урока.
Задания с кратким ответом
| с.8
Запись в тетради.
| 2
| Откуда мы знаем как
жили наши предки
| 1
| Урок изуче-
ния нового
материала
| Исторические события. Вспомогательные исторические дисциплины.
Работа по учебнику.
| Уметь называть и кратко характеризовать вспомогательные исторические дисциплины-археологию; нумизматику, этнографию,геральдику,хронологию.
| Уметь выссказывать своё мнение о том.для чего нужно знать историю
| Формировать уважение к многообразию культур и истории народов мира.
| Диктант
| Сообщение по теме « Как считали время в древности»,найти доп. Информацию об археологических раскопках на территории нашей республики.
|
|
|
|
| Первобытность (5 часов)
|
|
|
|
|
| 3
| Древнейшие люди
| 1
| Комбинированный
| Показывать на карте места расселения древнейших людей.
Человек разумный.
Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника, работа с текстом, с новыми терминами
| Пересказывать текст учебника; сравнивать древнейших и современных людей.
| Выделять в учебной информации главные признаки явления. Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами
| Формировать навыки взаимо и самооценки
| Тесты, проблемные вопросы. Устный опрос. Творческое задание на характеристику ист. источника «Шерлок Холмс».
| п.1
| 4
| Первобытные охотники и собиратели
| 1
| Урок изуче-
ния нового
материала
| Условия жизни и занятия первобытных людей.
Рассказывать о
занятиях, орудия труда первобытных людей, родоплеменных отношений, используя текст учебника и изобразительные материалы
| Правильно употреблять и объяснять исторические термины
Называть признаки родовой общины; составлять рассказ по рисунку.
| Развивать умение работать с разными
источниками информации, представлять результаты своей деятельности
| Определять цель,проблему в собственной деятельности.
| Устные развернутые ответы
|
| |