Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата)





Скачать 309.72 Kb.
НазваниеСоциальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата)
страница1/2
Дата публикации24.01.2015
Размер309.72 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2


На правах рукописи


ХУДЯКОВА Екатерина Сергеевна
СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

СИСТЕМЫ ЖАНРОВ И ЖАНРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

В ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ

(на примере текстов Русской Православной Церкви

и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата)

Специальность 10.02.19 – теория языка
АВТОРЕФЕРАТ

на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Пермь 2009
Работа выполнена на кафедре общего и славянского языкознания
ГОУ ВПО «Пермский государственный университет»



Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор

Мишланов Валерий Александрович

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор

Шмелёва Татьяна Викторовна

кандидат филологических наук, доцент

Лещенко Юлия Ефимовна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького»


Защита состоится 24 декабря 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д212.189.11 в Пермском государственном университете по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, ауд. 70

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Пермского государственного университета по адресу: 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15


Автореферат разослан «____» ноября 2009 г.




Учёный секретарь
диссертационного совета

доктор филологических наук

профессор


С.Л.Мишланова

Общая характеристика работы

Интерес к «человеку говорящему», к изучению отражения в речевой деятельности индивида всей совокупности его социальных и психологических характеристик можно назвать ведущим принципом современного языкознания. Формирование особой дисциплины – речеведения, предметом которой становится речь как один из компонентов деятельности человека, является естественным воплощением антропоцентризма современной лингвистики (Т.В. Шмелёва, М.Н. Кожина, В.А. Мишланов и др.). При этом становится закономерным оперирование понятием текста – единицы, непосредственно соотнесённой с экстралингвистическим контекстом речепорождения. Текст, как известно, изучается во многих направлениях лингвистики: в функциональной стилистике, психолингвистике, социолингвистике, «грамматике текста» и др. Понимание социальной обусловленности текстовых явлений, особенно важное для речеведения, обосновано в трудах Т.М. Дридзе, А.А. Леонтьева, Р.М. Фрумкиной, А.С. Штерн, Л.П. Крысина, Л.П. Сахарного, Т.И. Ерофеевой, Т.А.ван Дийка, Н. Фэйрклафа, Б. Палтриджа и мн.др.

Одна из важнейших характеристик текста с точки зрения функционирования в социальной реальности – его жанр. Жанроведение – относительно молодое, но уже весьма популярное направление – является «ядерной» дисциплиной в рамках речеведения. Теоретической основой жанроведения служат труды многих отечественных и зарубежных лингвистов (М.М. Бахтина, К. Беркенкоттера, А. Вежбицкой, Т. Добржиньской, К.А. Долинина, Ю. Жу, В.-Д. Краузе, К.Ф. Седова, М.Ю. Федосюка, К. Шаффнер, Т.В. Шмелёвой и др.), однако общепринятой трактовки понятия «жанр речи» до сих пор не выработано. Существует множество подходов к определению жанра речи, в том числе психолингвистический, где жанр понимается как фрейм сознания языковой личности, влияющий на развёртывание мысли в слово (Баранов 1997; Гуц 1997; Седов 2007 и др.), функционально-стилистический, в котором жанр есть «относительно устойчивая форма духовной социокультурной деятельности на ступени ее объективации посредством речевых действий в тексте» (Салимовский 2002: 31; см.также Барнет 1985; Матвеева 1997 и др.), социо-прагматический, где жанр речи трактуется в виде «вербально-знакового оформления типических ситуаций социального взаимодействия людей» (Седов 2007: 8; см.также Богин 1997; Гольдин 1997; Дементьев 1997, 1999, 2001 и мн.др.) и др. Понятно, что при разных подходах понятие жанра высвечивается по-разному, но и в рамках отдельных подходов нет ещё единства в трактовке этого понятия речеведения.

Весьма продуктивным во многих отношениях можно считать социолингвистический подход к жанрам, который позволяет учитывать как собственно лингвистические характеристики текстов, так и социальный контекст их порождения и функционирования. Социально ориентированный подход к жанрам речи развивался в работах В.К. Бхатии, Дж.М. Свейлза, К.А. Долинина, В.И. Карасика, М.В. Китайгородской, Н.Н. Розановой, Н. Фэйрклафа и др. Однако ни чёткого определения жанра, ни исчерпывающего анализа социальных факторов, влияющих на производство и функционирование жанров, в рамках этого подхода пока предложено не было.

Недостаточная разработанность базового понятия жанроведения делает актуальной задачу выявления сущностных свойств этого лингвистического объекта как компонента речевого взаимодействия людей. В частности, актуальным в этом аспекте представляется рассмотрение зависимости жанров от социальных характеристик институциональной группы, в которой эти жанры реализуются, а также принципов организации системы жанров определённой социальной коммуникативной сферы. Подчеркнём, что изучение жанров речи в социолингвистическом аспекте, позволяя выявлять социально обусловленное, общее в речевой деятельности индивида, может быть органично совмещено с исследованием индивидуального в каждом текстовом произведении.

Исследование данной проблемы в работе проводится на примере церковно-религиозной коммуникативной сферы, конкретнее – на примере текстов, функционирующих в Русской Православной Церкви (РПЦ) и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП).

Интерес к церковно-религиозной коммуникативной сфере возрастает год от года в связи с увеличением социального влияния религии. Развитие современного общества заставляет обратить внимание на социально-психологические характеристики этой достаточно высокоорганизованной сферы общения. Можно говорить о формировании функционально-стилистической традиции изучения жанров речи, реализующихся в церковно-религиозной сфере общения, представленной в трудах М. Войтак, С.А. Гостеевой, О.С. Захаренковой, Ю.М. Коминко, О.А. Крыловой, Л.М. Майдановой, Л.И. Мацько, В.А. Мишланова, О.А. Прохватиловой, М.Б. Расторгуевой, Со Ын Ен, К.С. Сусловой, И.Ю. Ярмульской и др.

В социологии церковь традиционно рассматривается как институциональная группа. В рамках социолингвистики активно исследуются речевые характеристики социальных групп, в том числе устанавливаются «групповые шаблоны речи» (Крысин 2008). Репертуар речевых жанров (РЖ), которыми пользуются члены социальной группы, по-видимому, должен быть включен в список выполняющих интегрирующую функцию «речевых шаблонов». Для характеристики адаптивных и интегративных функций речевого жанра во внутригрупповом общении удобно использовать понятие жанровой компетенции, понимаемой как следование жанровой норме (эталонной модели жанра) при производстве и восприятии текстов.

Религиозная сфера может рассматриваться как совокупность социально-институциональной, психологической и социокультурной сфер, определяющих специфику текстовой деятельности включенного в конфессиональную группу индивида. Рамки социально-институциональной сферы задаются самой церковью как социальным институтом; психологическая сфера определяется религиозными взглядами индивида, включенного в институциональную группу; социокультурная сфера формируется общими ценностями и совместной деятельностью людей, объединённых институтом церкви. Исследование церковно-религиозных текстов с учётом этих факторов до сих пор не осуществлялось.

Неразработанным в жанроведении остаётся и вопрос о системном характере репертуара жанров, функционирующих в церковной сфере, и о самих признаках системности, релевантных для данной сферы коммуникации.

В настоящей работе исследуется система жанров церковно-религиозной коммуникативной сферы в зависимости от социолингвистических характеристик конфессиональной группы. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка установить зависимость между социальными характеристиками конфессиональной группы и речевыми жанрами, обслуживающими деятельность этой группы, и осуществляется моделирование системы речевых жанров церковно-религиозной коммуникативной сферы на социолингвистических основаниях, наконец, насколько нам известно, впервые проводится экспериментальное исследование жанровой компетенции индивида.

Понимание сферы общения как замкнутой, жёстко очерченной системы, ограниченной одной центральной целью, кажется упрощенным: в каждой сфере общения существуют переходные, диффузные зоны, в которых регулярно реализуются нецентральные цели. Эти диффузные зоны церковно-религиозной сферы также анализируются в настоящей работе.

Таким образом, объектом изучения в настоящей работе являются церковно-религиозные тексты различных жанров, функционирующих в современной религиозной сфере России и Украины; предметом исследования выступают жанровые признаки этих текстов, обусловленные социолингвистическими характеристиками языкового коллектива прихожан и священнослужителей РПЦ и УПЦ МП, определяющие их системную организацию и выступающие компонентами нормативной модели жанра.

Основной гипотезой работы является положение о влиянии макросоциального фактора (институционального статуса конфессиональной группы) на систему речевых жанров, используемых в этой группе. В разных ситуациях признаки, влияющие на использование и распознавание жанра, оказываются различными. Жанровая компетенция (адекватное восприятие и распознавание системообразующих РЖ) определяется микросоциальными факторами (прежде всего воцерковлённостью индивида).

В соответствии с этим цель работы мы видим в том, чтобы описать зависимость системы церковно-религиозных жанров и внутригрупповой жанровой компетенции от социальных признаков, релевантных для РПЦ и УПЦ МП.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

  1. обоснование социолингвистического подхода к анализу церковно-религиозных жанров;

  2. анализ специфики церковно-религиозной коммуникативной сферы РПЦ и УПЦ МП и описание системы жанров, функционирующих в религиозной сфере России и Украины;

  3. создание эвристически полезной модели РЖ, позволяющей учитывать социальное варьирование её конституентов, и выявление ведущих признаков, формирующих жанр в сфере религиозной коммуникации;

  4. комплексное описание церковно-религиозных жанров на основе данной модели;

  5. выявление социальных факторов, определяющих адекватные реализацию и восприятие речевого жанра.

Теоретическую значимость имеет дальнейшая разработка понятий «модель жанра», «жанровая норма» и «жанровая компетенция», необходимая для более строгого описания системы речевых жанров в разных сферах общественной деятельности, надеемся, что результаты исследования вносят определенный вклад в теорию жанров речи. Описываемая жанровая модель позволяет вскрывать сущностные зависимости между социопсихологическими характеристиками человека и его речью. Важное теоретическое значение имеет и разработка понятийного аппарата для описания религиозной коммуникации (институциональная группа, языковой коллектив, институциональные жанры и др.).

Положения, выносимые на защиту.

  1. Система жанров церковно-религиозной коммуникативной сферы организована по полевому принципу, предполагающему стабильность речежанрового ядра и диффузность периферии. Отношения ядра и периферии жанрового поля зависят от макросоциолингвистических характеристик социальной группы, в которой эти жанры используются.

  2. Центральными жанрами церковно-религиозной коммуникативной сферы являются «жанры выражения индивидуальной веры» (молитва, исповедь, проповедь). Эти жанры испытывают наименьшее влияние светских дискурсов.

  3. На периферии жанрового поля находятся институциональные церковно-религиозные жанры (жанры, фиксирующие характеристики церкви как социальной организации): послание, богословская (научная) статья, устав (статут).

  4. Для определения общих черт жанра, свойственных и светскому, и церковно-религиозному дискурсу, вводится понятие «промежуточного» жанра, функционирующего на границах стилей (церковный + официальный = устав; церковный + научный = богословская статья; церковный + публичный (масс-медийный) = послание).

  5. Возрастание социального веса конфессиональной группы приводит к расширению периферийной зоны жанровой системы, заимствованию светских жанровых моделей (что происходит в РПЦ и пока не наблюдается в УПЦ МП, не имеющей официального статуса). Следовательно, изменяется и жанровая норма (инвариантные жанровые модели) институциональной части дискурса.

  6. Жанровая компетенция находится в зависимости от социальных характеристик индивида. Для церковно-религиозных жанров определяющими факторами являются интегрированность индивида в институциональную группу (воцерковлённость) и специальность (филология).

Материалом исследования послужили 453 церковно-религиозных текста, в том числе: 90 текстов посланий иерархов РПЦ и 90 – УПЦ МП, опубликованных на официальных сайтах патриархий и сайтах-сателлитах, в специализированных изданиях («Православная газета», «Новосибирский епархиальный вестник» и др.); 16 текстов церковно-религиозных уставов на русском языке и 11 – на украинском языке; 50 текстов богословских статей на русском языке и 25 – на украинском языке; записи текстов свободных молитв (143) и интервью о ходе исповеди (28 текстов); а также специализированные пособия («Настольная книга священнослужителя», «Чин исповеди», «В помощь кающемуся»). Общий объём исследованного материала составил около 300 тыс. словоупотреблений.

В работе использовались следующие методы сбора материала: анкетирование и интервьюирование, метод сплошной выборки; методы обработки материала: семантический и контекстуальный анализ, структурно-описательный анализ; статистические методы (дисперсионный анализ).

Практическая ценность работы обусловливается возможностью применения её теоретических выводов в университетских курсах по социолингвистике, теории дискурса, функциональной стилистике, лингвистике текста; практические результаты работы могут быть использованы в преподавании русского и украинского языков (в том числе иностранцам) для развития коммуникативной компетенции учащихся, при проведении лингвистических экспертиз текстов соответствующих жанров, а также в работе специалистов по социологии и психологии религии, журналистов, священнослужителей (в том числе для повышения эффективности взаимодействия в религиозной сфере).

Апробация и внедрение работы. Основные положения и результаты исследования были изложены в докладах и сообщениях на VII Международной научной конференции (Пермь, 2003 г.), III Международной научной конференции «Лексико-грамматические инновации в современных восточнославянских языках» (Днепропетровск, 2007 г.), VII Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения») (Великий Новгород, 2007 г.), XXXVII Международной филологической конференции (Санкт-Петербург, 2008 г.), XVII Международной научной конференции «Язык и культура» им.проф. С. Бураго (Киев, 2008 г.), Международной научно-практической конференции «Лингвистические чтения – 2008» (Пермь, 2008 г.), Международной научно-практической конференции «Лингвистические чтения – 2009» (Пермь, 2009 г.), III Международной научно-практической конференции «Общество – Язык – Культура: актуальные проблемы взаимодействия в XXI веке» (Москва, 2008 г.), I Международном коллоквиуме молодых ученых «Науки о культуре в новом тысячелетии» (Ярославль, 2007 г.), Всероссийской научной конференции «Строгановские чтения» (Соликамск, 2008 г.), Ежегодной региональной научной конференции Уральские лингвистические чтения – 2008 (21) «Актуальные проблемы лингвистики» (Екатеринбург, 2008 г.), отчётных конференциях преподавателей, аспирантов, молодых учёных и студентов Пермского государственного университета (Пермь, 2005 г., 2006 г., 2007 г.), заседании Пермской школы социо- и психолингвистики (Пермь, 2009 г.), заседании кафедры общего и славянского языкознания Пермского государственного университета (2009 г.).

Структура работы. Работа состоит из Введения, четырёх глав, Заключения, Списка использованной литературы (262) и Приложения, содержащего список источников (453), тексты свободных молитв, анкету, использованную при проведении эксперимента и результаты анкетирования в табличном виде.
Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность работы, определяется предмет, цель, задачи исследования, раскрывается новизна, теоретическая и практическая значимость работы, характеризуется материал исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава – «Понятие “жанр речи” в современной лингвистике» – содержит обзор основных теорий речевого жанра и включает пять разделов.

В первом разделе представлены основные проблемы изучения речевых жанров, заявленные в трудах основателя жанроведения М.М. Бахтина.

Описанию соотношений понятия «речевой жанр» с важнейшими понятиями лингвистики речи посвящён второй раздел первой главы «Понятие речевого жанра в отношении к базовым понятиям лингвистики текста».

Жанр речи, текст и дискурс. Жанр речи и текст – не однопорядковые явления: текст – конкретный лингвистический объект, рассматриваемый с разных точек зрения. Так, в грамматике (синтаксисе) текста этот объект описывается с точки зрения внутренней структуры, средств связи и др. Теория речевых жанров исследует текст на иной ступени абстракции как типовую модель (Седов 2004; Fairclough 2003; Knapp et al. 2005). Совокупность текстов, рассматриваемая вместе с условиями и целями их производства, образуют дискурс. Понятия РЖ и дискурса акцентируют внимание на социокультурных основаниях речепроизводства. Отличия дискурса и РЖ заключаются в том, что первый есть потенциально бесконечная совокупность явлений действительности, некоторая целостность, второй же – лингвистический конструкт, реализующийся в определённой коммуникативной ситуации, описываемой с помощью небольшого числа компонентов и факторов и являющийся частью целого.

Жанр речи и тип текста находятся в отношениях гипо-гиперонимии: тип текста – это схема, которая может быть обнаружена путём абстракции во всех текстах определённой группы. Типология текста может осуществляться как на внутрилингвистических (см.работы Й. Мистрика, Г. Вайнриха, Р. Харвега), так и на экстралингвистических основаниях (см.работы Г. Бретшнайдера, Й. Мистрика, А.Г. Баранова). В реферируемой работе тип текста понимается как взятая на максимальной ступени абстракции модель текста, фиксирующая минимум дифференциальных признаков (и поэтому стилистически нейтральная), и представляющая собой сетку коммуникативных интенций и соответствующий им набор адресатно-адресантных характеристик текста.

Жанр речи и стиль. Стиль, понимаемый как совокупность взаимосвязанных возможностей (адресат, адресант, цель, языковой материал), реализуемых в зависимости от ситуации общения (Матезиус 2003), как «горизонт ожиданий» от языкового воплощения текста в определённой коммуникативной ситуации (Векшин 2002; Цвиллинг 1986) выступает понятием, смежным речевому жанру, поскольку речевой жанр – это стилистически отмеченная модель текста (Гаузенблас 1986; Долинин 2003).

В третьем разделе первой главы «Внутренняя организация речевого жанра» рассматривается «объём» понятия РЖ. Изучение особенностей функционального (Орлова 1997), исторического (Dobrzyňska 1992), семиотического (Дементьев 2001), диалогического (Баженова 1999; Ионова 2006; Кожина 1999), риторического (Анисимова 2002; Сиротинина 1999), уровневого (Седов 2004) подходов к трактовке первичности / вторичности РЖ, а следовательно, к определению самого предмета жанроведения, показало, что отнесение РЖ к первичным или вторичным основывается на анализе сферы употребления (бытовая / институциональная), структуры (простая / сложная), участия в переакцентуации (материал / результат), отношения к речевым интенциям (одно- / многоинтенциональность). В настоящей работе рассматриваются именно вторичные РЖ (или жанры словесности).

В данном разделе также рассматриваются основные конституенты модели жанра, предложенной разными лингвистами: интенция (Винокур 1993; Шмелёва 1997), сфера общения (Беликов 2001; Стернин 2000), коммуникативная ситуация (Долинин 2007; Китайгородская и др. 2002; Dijk 1981), статусно-ролевые характеристики адресата и адресанта (Долинин 1999), языковые средства (Крысин 2003; Федосюк 1997). С учётом этого в следующем разделе первой главы описывается модель жанра, которая учитывает ситуативное варьирование компонентов. По сути, модель представляет собой ступени анализа.

1. На первой ступени выявляется интенциональная база РЖ. С помощью термина «тип текста» фиксируются базовые интенции и жанр ставится в соответствие с «родовыми структурами» (термин Н. Фэйрклоуфа), или набором сходных речевых жанров. Субинтенции определяются в терминах иллокутивных сил, которые образуют систему коммуникативных блоков. Тем самым от смыслового уровня текста (интенциональной сетки) возможно перейти к специфике композиции текста.

2. Вторая ступень предполагает изучение образов адресанта и адресата текста в терминах статусно-ролевых отношений. На этой ступени РЖ характеризуется как личностно ориентированный / институционально ориентированный, адресованный одному / нескольким / всем представителям социальной группы, рассчитанный на контактное или дистантное общение, использующий монологичный или диалогичный вид текста. Выбор монологичного или диалогичного типа текста зависит от личностного / институционального характера общения и от единственности / множественности адресата.

3. Характеристика деятельностной ситуации, которая может включать несколько аспектов:

- указание на типичное диктумное содержание, канал связи;

- характеристика типичной сферы общения, а тем самым и стиля;

- определение положения РЖ в дискурсе (ретроспективная / проспективная направленность РЖ).

В последнем разделе первой главы («Жанровая норма и жанровая компетенция») жанр рассматривается как устойчивый и нормативно организованный тип текста, являющийся речевым фиксатором стандартной ситуации общения. Нормативность РЖ проявляется в следовании (при порождении текста) текстовому эталону, неосознанно избираемому при установлении основных параметров ситуации. В процессе языкового развития человека он выявляет связи между коммуникативной ситуацией и типом текста, который позволяет оптимизировать общение в рамках этой ситуации. Жанр речи, тем самым, выполняет адаптивную функцию и этим сближается с общими поведенческими образцами. Жанр есть выработанная в ходе общественной практики в определённой сфере инвариантная модель текста, реализующаяся в конкретных вариантах, разновидностях жанра. В разделе используется понятие жанровой нормы как эталонной модели текста (Дементьев 2009; Долинин 1999; Захарова 1999; Шмелёва 1997; Zaško-Zielińska 2002 и др.).

Жанровая норма входит в состав коммуникативных норм (Захарова 1999), а жанровая компетенция, рассматриваемая в продуктивном и рецептивном аспекте (Чернявская 2009), то есть как умение создавать тексты определённого жанра в соответствии с условиями коммуникативной ситуации и понимать их, распознавать их жанровую природу, соотнося воспринимаемый текст с неким хранящимся в памяти образом текста (РЖ), является частью коммуникативной компетенции (Едличка 1988). Инвариантная природа жанра предполагает установление «степеней свободы» варьирования реализаций модели (Федосюк 1997). Подчеркнем, что представляющие значительный теоретический интерес механизмы усвоения жанровой нормы и её социальный характер в достаточной мере пока не исследованы.

Во второй главе работы («Современное православное коммуникативное пространство»), содержащей четыре раздела, рассматривается социальная структура РПЦ и УПЦ МП как институциональных образований, а также раскрываются наиболее важные лингвистические особенности церковного дискурса.

В разделе «Церковь как социальный институт» показано, что церковь представляет собой институциональную группу верующих и священнослужителей, объединённых общими целями и нормами деятельности. Обслуживающие их жанры выполняют функции а) выражения индивидуальной веры (посредством центральных, канонических в большинстве своём, жанров); б) передачи религиозных норм (посредством учительных или гомилетических жанров); в) обоснования и объяснения категорий вероучения (посредством научно-богословских или вероучительных жанров); г) организации и регламентации деятельности внутри института церкви (посредством регламентирующих жанров).

Различия в общественном статусе РПЦ и УПЦ МП анализируются в разделе «Православный дискурс России и Украины». Деятельность первой санкционирована властью, вторая занимает маргинальное положение среди трёх основных православных церквей Украины. Группы верующих РПЦ и УПЦ МП, имеющие общую институциональную структуру, пользующиеся по большей части одним языком, значительно отличаются общественным статусом.

Социолингвистический статус конфессиональных групп анализируется в третьем разделе второй главы («Социолингвистическая характеристика церковной сферы»). Конфессиональная группа в языковом аспекте представляет собой языковой коллектив, или дискурсивное сообщество (Swales 1991), вырабатывающее языковые маркеры групповой интегрированности. Институциональную группу объединяют общие деятельностные нормы. Важно установить, включаются ли речевые, в частности жанровые, нормы в состав образующих институт норм и, следовательно, может ли жанровая компетенция служить маркером групповой интегрированности индивида.

В разделе «Категориальные признаки церковно-религиозной сферы общения» описаны основные лингвистические характеристики церковного дискурса (символичность, сакральность, внутренний диалогизм, догматичность, морально-нравственная оценочность), а также изложены основные подходы к анализу церковно-религиозных жанров: исторический (Верещагин 1996; Жуковская 1976; Колесов 2004; Прохватилова 1999 и др.), функционально-стилистический (Бобырева 2007; Бугаева 2005; Войтак 2001; Гадомский 2008; Крылова 2000, 2001; Крысин 1996; Майданова 1999; Мишланов 2003; Прохватилова 1999; Розанова 2003; Салимовский 2002; Со Ын Ен 2000; Ярмульская 2005, 2006; Čechova aj. 2003; Mistrik 1992 и др.) и дискурсивный (Карасик 2004; Бобырева 2007; Новоженова 2008 и др.). Кроме того, рассмотрены особенности маркированных «религиозных» лексем, выступающих в качестве жанро- и стилеобразующих элементов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Серафиму Вырицкому (далее – Конкурс), проводится Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, Санкт-Петербургской...
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Серафиму Вырицкому, (далее – Конкурс) проводится Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, Санкт-Петербургской...
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconПрограмма учебная дисциплины «история русской православной церкви»
Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г....
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconОсвященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля...
Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная...
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconФтд. 5 «История Русской Православной Церкви»
Обучение в рамках дисциплины «История Русской Православной Церкви» предполагает изучение основных аспектов церковной истории, приобретение...
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» является на данный момент главным вероисповедание...
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconРусская православная Церковь Отдел религиозного образования и катехизации...
Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: сборник материалов и документов — М.:...
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconРелигиозного образования «барнаульская православная духовная семинария...
Применительно к государствообразующей религиозной конфессии России – православие это церковное, или каноническое, право
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;...
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Формирование мотивации к изучению истории христианства, мировых религий и сект; миссионерской деятельности Русской Православной Церкви;...
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconИстории развития восточной православной церкви
Целью данной работы является обзор исторического развития Восточной Православной Церкви, причин выделения и последующего отделения...
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconДоклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском...
Управления федеральной службы исполнения наказания, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2013 г
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconЧеловек-защитник своего Отечества. Отношение православной церкви к войне
«жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу» на основе традиционных для России православных культурных...
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconСвященного Синода Русской Православной Церкви «25» декабря 2012 г. Журнал №125 Стандарт
В настоящее время многие воскресные школы стали центрами духовно-нравственного просвещения, приобщения детей и молодежи к православной...
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании авторской...
Андрицовой М. Ю. Смоленск, издательство сиуу, 2004г в соответствии с договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной...
Социальная обусловленность системы жанров и жанровой компетенции в церковно-религиозной сфере (на примере текстов Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Московского Патриархата) iconПравославная религиозная организация – учреждение высшего профессионального...
Положение о правилах и порядке обучения на секторе заочного обучения донской духовной семинарии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск