Скачать 148.38 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» Факультет истории Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской жизни» для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра Автор программы: Вишленкова Е.А. д-р ист. н., проф. evishlenkova@mail.ru Одобрена на заседании кафедры социальной истории «__»____________2010 г. Зав. кафедрой П.Ю.Уваров Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2010 г. Председатель Н.А. Проскурякова Утверждена УС факультета истории «__»____________2010 г. Ученый секретарь О.С.Воскобойников Москва, 2010
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Исследовательский семинар». Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.
Целями освоения дисциплины «Исследовательский семинар» (первый год обучения) являются:
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент получает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку. Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение первичных знаний о специфике исследовательской работы в рамках исторической профессии. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин. 5. Тематический план учебной дисциплины
Реферат – продемонстрировать владение первичными навыками реферирования научной литературы. Экзамен – владение базовыми навыками поиска и обработки библиографической информации, понимание значения исторического источника в изучении прошлого; умение работать с научной литературой, знание предмета и задач университетской истории, ее места в системе исторического знания, ее специфики как научного направления, особенностей истории российских университетов.
Тема 1: Вводная лекция. Тематика и назначение исследовательского семинара. Организация работы в нем. Распределение заданий и консультации по ним. Правила конспектирования и технология ведения записей. Тема 2: Поиски информационных ресурсов по теме «История ГУ - Высшая школа экономики» История университетских реформ. Университеты доклассические, классические и модерные. Государственная иерархия университетов в России: университеты городские, региональные, федеральные, научно-исследовательские. Государственный университет – Высшая школа экономики. Сайт ГУ-ВШЭ. Источники изучения истории университетов. Университетские архивы, музеи, сайты. Задания для практических занятий: История создания ВШЭ. Лондонская школа экономики. Структура и управление ГУ-ВШЭ. География и пространство ВШЭ в Москве. Электронные репрезентации ГУ-ВШЭ. Исторический факультет ГУ-ВШЭ: концепция обучения. К Теме 2: Обязательная информация
Тема 3: Составление библиографии, библиографических аннотаций, историографических обзоров по теме «Университетская корпорация» Понятие «университетская корпорация». Признаки корпоративности. Формы корпоративности. Университетская автономия. Историография темы. Что такое библиография? Российские государственные библиографические стандарты. Международные библиографические стандарты. Международный стандартный номер книги (ISBN). Составление тематических каталогов. Принципы библиографического аннотирования. Составление библиографических обзоров. Правила и методика составления библиографии по теме. Библиографические справочники по историческим наукам. Составить библиографию по теме: Церковь и университет. Университет и город. Студенческие союзы. Профессорские советы. Просопография университетов. Специфика мужской корпоративности. Появление женщин в университетах и борьба с ними. К Теме 3: Вспомогательная литература для составления библиографии темы:
Тема 4: Реферирование по теме «Хранение и передача символического капитала» Понятие «символический капитал». Формы производства, хранения и трансляции знания. Выбор литературы для реферирования. Реферирование научной монографии по истории. Работа с текстом монографии: анализ структуры, авторской концепции, источниковой основы, логики производства выводов. Структурирование текста реферата. Понятие «содержание формы». Аналитический язык исторического письма. Темы для реферирования Трансляция в режиме «лицо к лицу»: эволюция лекций, семинаров, экзаменов. Публичные выступления: дебаты, защиты, конференции и научные съезды Опосредованная передача знаний: конспекты, учебники, научная литература, образовательные форумы, масс медиа. К Теме 4: Исследования, предлагаемые для реферирования:
Тема 5: Реферирование по теме «Университетский этос». Формирование университетской этики. Учебная, научная, корпоративная этика. Требования к рефератам по данной теме. Темы для реферирования «Идеальный студент»: эволюция дидактического идеала. Обучение как принуждение: границы допустимого. Формы учебной мотивации. Политическая культура университетского человека. Профессора и бюрократы. Университетская автономия. Восходящая коммуникация. Специфика университетской риторики. Механизмы включения-исключения в университет. Конфликты и способы их разрешения. Научная этика и профессиональные стандарты. Власть знания. Научные идеологии для власти. К Теме 5: Исследования, предлагаемые для реферирования
Тема 6: Изготовление визуальных репрезентаций по теме «Университетские символы и ритуалы» Назначение символов. История университетских ритуалов: дни основания, годичные акты, посвящения. Виды репрезентаций. Компьютерные программы для их изготовления. Структурирование материала. Оформление. Темы для визуальных презентаций Университетская одежда. Корпоративные праздники: годичные акты, дни основания. Ритуалы инаугурации: от футурусов к студентам, дни первокурсника. «Въезд правителя»: посещения университета «знатными особами». Университетские знаки отличия. К Теме 6: Материал для визуальных презентаций
Тема 7: Интервьюирование по теме «Университетская мифология» Университетские легенды и мифы. Устная история. Методика проведения структурированного и неструктурированного интервью. Их аналитическая обработка. Темы для интервьюирования: Представление о времени Увековечивание учителей Портреты в кабинетах Студенческие легенды Университетский человек как историческая личность Университетские агиографии «Большие» истории университетов К Теме 7: Примеры исследовательской интерпретации интервью
Данная дисциплина преподается в форме семинарских и практических занятий. В начале каждого занятия студенты прослушивают вводный материал и получают методические рекомендации по теме. Отдельные занятия строятся в виде дискуссии со студентами или выступлений учащихся с выполненными самостоятельными занятиями. В процессе занятий студенты учатся искать необходимую информация в различных ресурсах, знакомятся с подобранной дл них литературой, обсуждают ее в аудитории, представляют конспекты и рефераты, выполняют задания по библиографическому описанию и реферированию, готовят визуальные репрезентации и создают интервью.
9.1. Задания для самостоятельной работы
9.2 Перечень вопросов к экзамену по всему курсу: Правила библиографического описания Оформление научно-справочного аппарата исследования Правила реферирования Технология конспектирования Нормы и этика цитирования Логика поиска информации для историка Построение библиотечных каталогов Структура сайтов ГУ-ВШЭ Технология составления визуальной репрезентации Особенности устной истории Правила интервьюирования 9.3 Примерный список тем рефератов и курсовых работ Сущностные признаки университета Характеристика до-классического университета Специфика британских высших школ Российский опыт экспорта университетской идеи Гумбольдтовский университет Формы университетской корпоративности Символика университетской группности Ритуалы университетской повседневности Университетская наука Язык университетского общения Истории университетов Ненаписанная история Высшей школы экономики
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов (изучение Интернет-ресурсов, составление библиографии темы, библиографической аннотации, визуальной репрезентации, структурированного или нарративного интервью, творческих заданий); степень активности и готовность (с учетом знакомства с рекомендуемой литературой) к обсуждению проблем, рассматриваемых в лекциях – Осам Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты написания реферата – Ореф. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле: Оитоговый = k1Oэкзамен + k2Oреф.+k3Oсам
11.1 Базовый учебник Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания. Учебное пособие. СПб., 2008. 11.2 Основная литература Блок М. Апология истории, или Ремесло историка / Пер. Е.М. Лысенко. 2-е изд., доп. М., 1986. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография / Пер. Ю.А. Асеева. М., 1980. Про А. Двенадцать уроков по истории/ Пер. с фр. Ю.В.Ткаченко. М., 2000. Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть ремеслом историка/ Пер. с англ. М., 2000. |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |