Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России»





Скачать 258.58 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России»
Дата публикации26.05.2015
Размер258.58 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Выскатская основная общеобразовательная школа»


«Рассмотрена»

на заседании МО

Протокол № 1 от 29 августа 2014г.


«Утверждена»
Приказом директора

МОУ «Выскатская ООШ»
№100 от 01.09.2014 г.




Рабочая программа

по учебному предмету

«Серебряный пояс России»

Базовый уровень


5 класс

Составитель:

Учитель истории

Т.Ю. Степанова

д. Выскатка.

Ленинградская область.

2014 г.
1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Серебряный пояс России» для 5 класса составлена на основе авторской программы

  • «Серебряный пояс России» и УМК под редакцией С.А. Лисицына «Серебряный пояс России»;

  • «Серебряный пояс России» Л.А. Задои – СПб, ЛОИРО, 2006.

Учебник: «Серебряный пояс России».– Путешествие по земле Ленинградской в рассказах для детей. Н.А.Сырейщикова, Л.А.Задоя. под общей редакцией С.А.Лисицына. СПб.: издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2005.-136 с.

Актуальность обусловлена несколькими факторами: активизацией процесса формирования системы обучения и воспитания.

Цели изучения. В соответствии с федеральным государственным стандартом цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания, адаптации в социуме, самореализации, развитии интеллектуальных и творческих способностей. Эта общая цель определяет задачи регионального предмета «Серебряный пояс России».

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных

задач:

● обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

● обеспечение преемственности начального, основного общего, среднего (полного) образования;

●обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

●установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формирования образовательного базиса, основанного не только на исторических знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

●обеспечение эффективного сочетания урочных и неурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

●взаимодействия МОУ «Выскатская ООШ» при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

●организация интеллектуальных и творческих соревнований;

●включение обучающихся в процесс познания и преобразования внешкольной социальной среды (деревни, города) для приобретения опыта реального управления и действий;

● профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов;

●сохранение и укрепление физического и психологического социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельный подход, который предполагает:

■ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества с культурно-историческими традициями, инновационной экономики, задачам построения российского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

■ формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

■ ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий. Познания и освоения личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

■признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества и достижение целей личностного и социального развития обучающихся;

■ учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; роли, значения видов деятельности форм общения при построении образовательного процесса и определения образовательно-воспитательных целей и путей в их достижения;

■ разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная рабочая программа представляет собой мета предметный интегрированный курс «Серебряный пояс России» (региональный компонент) с учетом требований ФГОС второго поколения.

В рабочей программе учитываются основные идеи и положения ФГОС - программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, что в целом позволяет направить усилия на воспитание нового поколения людей —патриотически воспитанных, культурно развитых, умеющих думать.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Подробное изучение истории родного края в рамках предмета «Серебряный пояс России» предполагает восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей малой родины, своей этнической, религиозной, культурной общности; оно даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Знание истории и культуры Ленинградской области способствует социальной адаптации ученика. Изучение этого регионального предмета основывается на цивилизованном подходе к историческому процессу и осуществляется в тесной связи с историей Родины. Данная рабочая программа учитывает и преемственность с программой начального общего образования.

2. Общая характеристика учебного предмета

В курсе «Серебряный пояс России» раскрываются темы, перечисленные в обязательном минимуме содержания регионального Базисного учебного плана «Ленинградская область: история и культура». Преподавание по предлагаемой программе предусматривает изучение пройденной в начальной школе программы «Окружающий мир» (разделы «Человек» и «Общество») на более высоком познавательном уровне.

Предмет «Серебряный пояс России» для учащихся 5 класса является важной составной частью интегрированного предмета «Природа, история и культура Ленинградской земли». Курс позволяет осуществлять связь региональной истории с историей России, показать роль Ленинградской области, как активного участника и творца всемирной истории, и на этой основе сформировать у обучающихся поставленные задачи.

Целесообразность реализации программы курса обусловлена ее практической значимостью для повседневной жизни ребенка.

Отличительные особенности: курс разработан с учетом возрастных особенностей учащихся. Особых педагогических усилий требует организация активной познавательной деятельности учащихся: экскурсии, конкурсы, викторины. На изучение выделено 17 учебных часов. Отдельный урок составляет введение. 1 час отводится на повторение пройденного материала. Запланирована экскурсия к памятнику воинов ВОВ во внеурочное время, в день освобождения от Блокады.

Изучение предмета представляет хорошо выстроенную систему и направлено на овладение учащимися знаниями и умениями исследовательской деятельности, связанной с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее известным решением (изучение теории, связанной с выбранной темой, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы). Итогом такой деятельности становится написанная в течение 6 месяцев работа на заданную тему, в рамках общей темы («Моя Родина - Россия» в 5 классе). Предъявляемые к работе требования соответствуют возрастным особенностям учащихся. Проблемные, творческие и исследовательские технологии нацеливают учителя на решение ключевой проблемы методики преподавания истории – системно-деятельностного подхода в обучении. Ведущими формами учебных занятий по истории в тематическом блоке являются типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированные уроки, повторительно-обобщающие, контрольные уроки, интегрированные уроки. Работа планируется с использованием разнообразных определенных методов. Это: теоретический метод изучение дополнительной литературы по темам в соответствии с рекомендуемым списком литературы; (анализ медицинской, психолого-педагогической, исторической литературы). Эмпирический - метод наблюдения, общения в работе. Объяснительно-иллюстративный - (рассказ, показ презентаций, иллюстраций учебника, фотографий и картинок, диспуты.). Словесный - (Сравнение представлений); метод наблюдения, метод импровизации. Интегрированный метод - (сочетание восприятия информации с художественным словом, изобразительным искусством, музыкой, кинофильмами, (отрывки), презентации). Метод стимулирования размышления - эмпатии, сопереживании за историческую информацию; метод «забегания вперед, возращения к пройденном материалу».

Формы реализации программы:

- фронтальная;

- парная;

- групповая;

  • индивидуальная.

Способы и средства:

- технические средства;

- дидактические материалы;

  • портреты и таблицы.

-Написание работы «Моя Родина- Россия»

В целом, рабочая программа предусматривает оптимизацию проектно–аналитической и обучающей деятельности учителя на всех ее этапах (от тематического планирования и конструирования уроков до организации и оценки результатов учебного процесса).

Используется УМК по предмету

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:

В этой возрастной группе формируются представления о специфике истории, основных событиях, датах, понятиях. Освоение программы строится с опорой на текстуальное изучение презентаций и учебника, участия в викторинах, составлении кроссордов, подготовке небольших сообщений по заданной теме, показе презентаций, записи текста, интегральных связях с художественной литературой.



Сроки

МОДУЛИ


Кол-во часов

1




Цель и задачи метапредметного курса «Введение в научно-исследовательскую работу». Введение. Ленинградская область на карте России. Природа родного края. Символы Ленинградской области. Исследовательская работа «Моя Родина- Россия».

1 ч

2




Раздел 1 . Ленинградская земля в V-XII веках. Народы нашего края в древности: водь, ижоры, вепсы. Викторина о родном крае.

1 ч.

3




Славяне: занятия, быт, культура.

1 ч.

4




Стольный град –Старая Ладога.

1 ч.

5




Невская битва. Александр Невский

1 ч.

6




Раздел 2.Серебряный пояс Северо-западных рубежей Русской земли в XIII-XVII веках Каменные твердыни Северо-Запада

1 ч.

7




Наш край в XIII- XVII веке

1 ч.

8




Наша земля в XVIII-XIX веках. Петр Великий. Северная война территории нашего края.

1 ч.

9




Начало морскому делу и кораблестроению

1 ч.

10




Отечественная война 1812 года. Народное ополчение

1 ч.

11




Декабристы

1 ч.

12




Повторительно-обобщающий урок. КТР

1 ч.

13




Жизнь крестьян в XIX веке: быт, культура. Лабор.работа

1 ч.

14




Жизнь помещиков в XIX веке: быт, культура. Лабор.работа

1ч.

15




Дворцы и парки на Ленинградской земле.

1 ч.

16




Храмы и монастыри земли Ленинградской

1 ч.

17




Повторительно-обобщающий урок. Контрольно-тестовая работа.

1 ч

18




Зачет исследовательской работы «Моя Родина Россия»

1 ч.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Знания, умения, навыки.

К концу курса, обучающие должны:

Знать

Уметь

Географические особенности родного края Лен. Области;

-об окружающей среде; примеры растительного и животного мира, озера и названия рек своего края

-пути ее сохранения и рационального природоиспользования;

символы Ленинградской области, герб, флаг;

-народы своего края в древности: водь, ижора, вепсы;

ключевые события истории нашего края:

занятия, быт и культуру славян;

-Стольный град - Старую Ладогу.

-Серебряный пояс северо-западных рубежей каменные твердыни: Копорье, Корела, Ям, Орешек, Ивангород;

-основные черты борьбы со шведскими и польскими завоевателями в XÌÌÌ-XVÌÌ веках;

  • нашу землю в XVÌÌÌ-XÌX вв.

-историческую личность Петра Ì

-события северной войны на территории нашего края

  • о начале морского дела и кораблестроении

  • Народном ополчении в Отечественной войне 1812 г

  • Декабристов: А. Барятинский, Николай и Михаил Бестужев, И. Пущин, Ф. Вадковский, И. Горбачевский, М. Кюхельбекера;

  • Жизнь крестьян и помещиков в XÌX веке: быт и культура

  • - дворцы и парки на земле Ленинградской

  • Храмы и монастыри земли Ленинградской.

  • - сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
    - излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
    Работа с версиями, оценками:
    - приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебнике «Серебряный пояс России»;
    - определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям.

Познавать «природу родного края»;

-уметь находить и использовать информацию о природе родного края;

-оценивать последствия деятельности людей и своей деятельности по отношению к природе, истории края , культуре и традициям.

-проводить наблюдения за природными явлениями

-оценивать последствия своей деятельности по отношению к природе, к своему организму и здоровью других людей

-пользоваться своими интеллектуальными и творческими способностями, историческими знаниями в процессе наблюдений, познания и изучения родной природы Лен.обл своего края

иметь ценностное отношение к природным и историческим комплексам

-испытывать патриотические чувства по отношению к своей малой родине;

приобрести ключевые компетенции: - способность слушать и принимать во внимание то, что говорят, понимать ценности и установки по отношению к цели.

- определять последовательность важнейших событий в истории края и истории России; рассказывать о важнейших событиях истории своего края, их участниках; рассказывать об условиях и образе жизни людей в разные периоды региональной истории, используя текст и иллюстрации учебника;

- давать описание исторических памятников, предметов быта, произведений художественной культуры, находящимся на территории нашего края;

- проявлять бережное отношение к культурному достоянию своего и других народов;

- принимать участие в акциях по их охране и восстановлению памятников истории и культуры.


Обучающие должны понимать: Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Серебряный пояс России»:

ЛИЧНОСТНЫЕ УДД: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, локальной и региональной общности;

-освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, проживающих на территории, входящей ныне в Ленинградскую область, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, в том числе, проживавших и проживающих на территории нашего края;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УДД: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
    - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
    - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

ПРЕДМЕТНЫЕ· овладение целостными представлениями об историческом пути народов, проживавших и проживающих ныне на территории, входящей сегодня в Ленинградскую область, как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат краеведческого исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности нашего края;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных краеведческих древних и современных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории нашего края и человечества в целом;
- готовность применять краеведческие исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей малой родины, страны и мира.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА: цель, задачи, методы, академическая работа, символ, Государственные символы, Гимн, Герб, Флаг, виды информационных источников, топонимика, Малая Родина, Флора, фауна, охрана природы, природа, растительный мир, животный мир, полезные ископаемые, водь, ижора, вепсы, корела; Славяне, орудия труда, быт, традиции, декабристы, ополчение, помещики.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:





Ожидаемые результаты

Критерии

Показатели

Методы отслеживания

1

Расширение кругозора

обучающихся

Знание и

понимание

предмета изучения

программы;

навык ведения

беседы, овладение навыком исследовательских методов

Повышение уровня качества знаний
Опрос, анализ
Сообщений,
Презентаций, выступлений.

Анализ ответов на дискуссиях и беседах.

Тестирование.

2

Проявление устойчивого

интереса к предмету

Написание работы

«Моя Родина- Россия»

Повышение качества умений
Контрольно-тестовые работы, зачет исследовательской работы «Моя Родина Россия»



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:




Тема (блока)

Часов

Контр.раб

Практ.раб.

Лабор.р.

1

Цель и задачи метапредметного курса «Введение в научно-исследовательскую работу». Введение.

1



1




2

Ленинградская земля в V-XII веках


4




4

2(викторины)

3

Серебряный пояс Северо-западных рубежей Русской земли в XIII-XVII веках


2




2




4

Наша земля в XVIII-XIX веках


10

2-тестовых

6

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:



дата

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся (будет знать, будет уметь)

Оборудование

Дом. Задание

1

Ленинградская область на карте России. Введение. Природа родного края. Символы Ленинградской области

Изуче

ние нового

материа

ла

  • Работать с историческими источниками:
    - читать историческую карту с опорой на легенду;
    - проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;

Описывать( реконструировать):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
дополнительной литературы, составлять описание исторических объектов, памятников.
–соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

Знать границы Лен. обл., символы, природу.

Карта Лен. обл. на форзаце, на проекторе. Пейзажи Лен. обл. на стенде.

С. 10-19

2

Раздел 1 . Ленинградская земля в V-XII веках. Народы нашего края в древности: водь, ижоры, вепсы. Викторина о родном крае.

Комбинированный

  • - характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
    на основе текста и иллюстраций учебника,

  • Давать анализ, объяснение:
    - различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

  • Знать народы края

Карточки для викторины, карта, тетрадь, ручка

С. 22-26

3

Славяне: занятия, быт, культура.

Комбин.

  • Знать быт и культуру славян

Карточки для викторины по командам, тетрадь, ручки

презентация

С. 26-29

Составить кроссворд о народах края.

4

Стольный град- Старая Ладога

Комбин.

  • Знать историю возникновения, традиции, культуру, значимость

Выставка о Ладоге, учебник, тетрадь, ручка

С. 29-33

5

Невская битва. Александр Невский

Комбин.

  • Знать дату Невской битвы, значение битвы, знать героя земли Русской.

Учебник, тетрадь.

презентация

С. 33-34

6

Каменные твердыни Северо-Запада. Наш край в XIII- XVII веке

Комбин.

  • Знать название крепостей и век их возникновения

Учебник, тетрадь,

презентация

С. 34-39

7

Борьба со шведскими и польскими завоевателями в XVII в.

Комбин.

Интегрирован. урок

  • Знать основные очаги сопротивления против шведов

Учебник, тетрадь, презентация, поэма о народном ополчении 1612 г.

С. 39-41

8

Петр Великий. Северная война на территории нашего края.

Урок-презен-

тация.

знать историческую личность Петра Ì

  • -события северной войны на территории нашего края, дату основания СПб.

Презентация, тетрадь, ручка, учебник, портрет Петра 1.

С. 44-47

Опережающее задание, подготовка сообщений.

9

Начало морскому делу и кораблестроению

Комбин.

  • Уметь учащимся делать сообщения по теме

Доклады учеников, ручки, тетрадь, учебник

С. 48-51.

10

Отечественная война 1812 года. Народное ополчение

Комбин. урок,

  • Народном ополчении в Отечественной войне 1812 г



Презентация

Учебник, тетрадь, ручка. Фонограмма романса Д. Давыдова «Я люблю кровавый бой».

С. 51-53

Опережающее задание- подготовка сообщений.

11

Декабристы

Изучение нового материала

  • Декабристов: А. Барятинский, Николай и Михаил Бестужев, И. Пущин, Ф. Вадковский, И. Горбачевский, М. Кюхельбекера, уметь делать сообщения.

Презентация галереи образов,

Тетрадь, ручка, учебник.

С.53-56, повторить с. 44-53.

12

Повторительно-обобщающий урок. КТР

Контр. –тестовая работа

  • Уметь делать выводы по теме. Уметь правильно определять информацию

Тестовые задания.

Повторять изученный материал

13

Жизнь крестьян в XIX веке: быт, культура. Лабор.работа

Комб. Урок

Лабор. работа

  • Уметь правильно выбирать нужную информацию из текста учебника

Учебник, ручка, тетрадь, презентация.

С. 56-60

14

Жизнь помещиков в XIX веке: быт, культура. Лабор.работа

Комб.

Лабор. работа

  • Уметь работать с учебником, правильно выбирать нужную информацию

Учебник, ручка, тетрадь, презентация

С. 60-64

15

Дворцы и парки на Ленинградской земле.

Комбин. урок

- дворцы и парки на земле Ленинградской

Учебник, ручка, тетрадь


С. 65-69

16

Храмы и монастыри земли Ленинградской

Комбин. урок

  • Храмы и монастыри земли Ленинградской.




Учебник, ручка, тетрадь

С. 69-75

Подготовка исследов.работы

17

Повторительно-обобщающий урок. Контрольно-тестовая работа.

Презентация работ «Моя Родина Россия»


К/ тест.

  • Уметь делать выводы по теме. Уметь правильно определять информацию.

  • Уметь представлять работу на заданную тему.

Листы с тестом, учебник

С.78-81

Подготовить окончательный вариант «Моя Родина Россия»






ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для учителя:

1. Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина. СПб. Питер. 2009.

2. Алексеева Т. А. Константиновский дворцово-парковый ансамбль и его художественные коллекции. СПб. 2009.-342 с.

3. Барбанин. И. П и др. Битва за Ленинград. 1941-1944 М. 1964.

5. Безоголовцев. А. Ф. Невский пятачок. Л. 1978.

6. Васильев Е. И. Выборг. Л. 1978.

7. Виноградова Л. В. Когда сняли купола. Тихвин. 1997.

8. Виноградова Л.В. В тылу врага. Сборник документов о борьбе с партизанами, подпольщиков на оккупированной территории. Лен. обл. Т. 1-4 Л. 1979-1983.

9. Веременко. В. А. Центр и регионы. Проблемы взаимоотношения столицы и провинций в истории России. В.№ 3. СПб. 2012.-285 с.

10. Веременко В.А. Дворянская семья и государственная политика России. СПб. Европейский Дом. 2009.-682 с.

11. Веременко В.А. Женщины в русских университетах. СПб.2004.

12. Данилин. А.А. Косулина. Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. М. Просвещение.2010. уч-к.

13. Ефимов. А.С. Кингисепп. Историко-краеведческий очерк. Л. 1972.

14 Иванов. В.В. Сланцы. Историко-краеведческий очерк. Л.1988.

15. Каргер. М.К. Новгород Великий. Искусство. 1961.- 309 с.

16. Кирпичников А.Н. Ленинградская область. История и современность. СПб: Лики России. 1997.

17. Кирпичников А.Н. Старая Ладога.- СПб.:1996.

18. Кирпичников А.Н. Древний Орешек. Л.1980.

19. Кирпичников А.Н. Сарабьянов. В.Д. Старая Ладога - древняя столица Руси. СПб. 2003.

20. Костомаров Н.И. Русская история. М. ЭКСМО.2009.-358 с.

21. Лисицын. С.А. История и культура Ленинградской земли с древнейших времен и до наших дней. СПб: Специальная литература. 2006.-366 с.

22. Лимонов Ю.А. Белинский А.И. Россия глазами иностранцев. XV-XVIII в. Лениздат.1986.-543 с.

23. Лимонов Ю.А.Белинский А.И. Россия глазами иностранцев. XVIII в. Лениздат.1986.-544 с.

24. Лурье. Ф. Политический сыск в России.2006.СПб. Центролиграф. Дельта. 2008.

25. Орлов. А. С. , Георгиев В. А. История России в схемах. М. Проспект. 2008.-304 с.

26. Орлов. А. С. , Георгиев В. История России. М. Проспект.2008.-526 с.

27.Осетров. Е. Живая Древняя Русь. М. Просвещение. 1985.-304 с.

28. Павленко Н.И. Петр I и его время. М. Просвещение. 1989.-174.

29. Петров Е.Н. Исторические очерки о родном крае. Принаровье. Причудье. Бассейн р. Плюсса. Сланцы. 1991.-84 с.

30. Пронин. С.А. Страницы славной истории. Сланцы.1994.

31. Сидоренкова Т.П. Атлас Мира. ЗАО «Компания «АСТ-ПРЕСС» 2000.-103 с.

32. Скрынников Р. Далекий век. Лениздат.1989.-636 с.

33. Татищев. В., Карамзин Н., Соловьев С., Ключевский В., Иловайский Д. Великие российские историки в Смутном времени. М.: Астрель. АСТ Хранитель. 2007.-733 с.

34. Цендровский. СПб. Занимательные вопросы и ответы. СПб. «Паритет». 2000.-368 с.

35.. Шефов. Н. Битвы России. М. 2006. АСТ. МОСКВА.-700 с.

Для учащихся:

  1. Аксенова. М.Д. Энциклопедия для детей 7 т. М. АВАНТА + 2001.-688 с.

2.Алексеева Т. А. Константиновский дворцово-парковый ансамбль и его художественные коллекции. СПб. 2009.-342 с.

3. Белоусов Б.В. Подпорожье. Историко-краеведческий очерк. Л.1986.

4. Кирпичников А.Н. Ленинградская область. История и современность. СПб: Лики России. 1997.

5. Кирпичников А.Н. Старая Ладога.- СПб.:1996.

6. Кирпичников А.Н. Древний Орешек. Л.1980.

8. Кирпичников А.Н. Сарабьянов. В.Д. Старая Ладога - древняя столица Руси. СПб. 2003

9. Ефимов. А.С. Кингисепп. Историко-краеведческий очерк. Л. 1972.

10. Иванов. В.В. Сланцы. Историко-краеведческий очерк. Л.1988.

11. Каргер. М.К. Новгород Великий. Искусство. 1961.- 309 с.

12.Костомаров Н.И. Русская история. М. ЭКСМО.2009.-358 с.

13. Осетров. Е. Живая Древняя Русь. М. Просвещение. 1985.-304 с.

14.Петров Е.Н. Исторические очерки о родном крае. Принаровье. 23. Причудье. Бассейн р. Плюсса. Сланцы. 1991.-84 с.

15. Пронин. С.А. Страницы славной истории. Сланцы.1994.

16. Сидоренкова Т.П. Атлас Мира. ЗАО «Компания «АСТ-ПРЕСС» 2000.-103 с.

17. Атлас Ленинградской области. М. 1967.

18. Цендровский. СПб. Занимательные вопросы и ответы. СПб. «Паритет». 2000.-368 с.
Перечень материально-технического обеспечения

  1. Ноутбук «Acer»

  2. Колонки – 2 шт. «Microlab»

  3. Проектор

  4. Видеоэкран

  5. Ксерокс scx –420

  6. Презентации по теме

  7. Учебник «Серебряный пояс России».–Н.А.Сырейщикова, Л.А. Задоя. под общей редакцией С.А. Лисицына.

СПб.: издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2005.-136 с.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ














Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа «внир: Серебряный пояс России»
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования второго поколения
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа по учебному предмету «Технология»
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е....
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает в себя следующие разделы
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л....
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Лаосе
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи»
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5, 6, 7, 8 класс комплекта разработана на основании
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»...
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные...
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»...
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные...
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт»
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л. «Информатика...
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 4 класс
«Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, входящей в умк «Школа России»( Школа России. Концепция и программы для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск