Скачать 258.58 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Выскатская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа по учебному предмету «Серебряный пояс России» Базовый уровень5 класс Составитель: Учитель истории Т.Ю. Степанова д. Выскатка. Ленинградская область. 2014 г. 1. Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Серебряный пояс России» для 5 класса составлена на основе авторской программы
Учебник: «Серебряный пояс России».– Путешествие по земле Ленинградской в рассказах для детей. Н.А.Сырейщикова, Л.А.Задоя. под общей редакцией С.А.Лисицына. СПб.: издательство «Дрофа» Санкт-Петербург», 2005.-136 с. Актуальность обусловлена несколькими факторами: активизацией процесса формирования системы обучения и воспитания. Цели изучения. В соответствии с федеральным государственным стандартом цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания, адаптации в социуме, самореализации, развитии интеллектуальных и творческих способностей. Эта общая цель определяет задачи регионального предмета «Серебряный пояс России». Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: ● обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС; ● обеспечение преемственности начального, основного общего, среднего (полного) образования; ●обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; ●установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формирования образовательного базиса, основанного не только на исторических знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; ●обеспечение эффективного сочетания урочных и неурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; ●взаимодействия МОУ «Выскатская ООШ» при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; ●организация интеллектуальных и творческих соревнований; ●включение обучающихся в процесс познания и преобразования внешкольной социальной среды (деревни, города) для приобретения опыта реального управления и действий; ● профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов; ●сохранение и укрепление физического и психологического социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности; В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельный подход, который предполагает: ■ воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества с культурно-историческими традициями, инновационной экономики, задачам построения российского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; ■ формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; ■ ориентация на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий. Познания и освоения личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; ■признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества и достижение целей личностного и социального развития обучающихся; ■ учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; роли, значения видов деятельности форм общения при построении образовательного процесса и определения образовательно-воспитательных целей и путей в их достижения; ■ разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная рабочая программа представляет собой мета предметный интегрированный курс «Серебряный пояс России» (региональный компонент) с учетом требований ФГОС второго поколения. В рабочей программе учитываются основные идеи и положения ФГОС - программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, что в целом позволяет направить усилия на воспитание нового поколения людей —патриотически воспитанных, культурно развитых, умеющих думать. Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. Подробное изучение истории родного края в рамках предмета «Серебряный пояс России» предполагает восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей малой родины, своей этнической, религиозной, культурной общности; оно даёт учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Знание истории и культуры Ленинградской области способствует социальной адаптации ученика. Изучение этого регионального предмета основывается на цивилизованном подходе к историческому процессу и осуществляется в тесной связи с историей Родины. Данная рабочая программа учитывает и преемственность с программой начального общего образования. 2. Общая характеристика учебного предмета В курсе «Серебряный пояс России» раскрываются темы, перечисленные в обязательном минимуме содержания регионального Базисного учебного плана «Ленинградская область: история и культура». Преподавание по предлагаемой программе предусматривает изучение пройденной в начальной школе программы «Окружающий мир» (разделы «Человек» и «Общество») на более высоком познавательном уровне. Предмет «Серебряный пояс России» для учащихся 5 класса является важной составной частью интегрированного предмета «Природа, история и культура Ленинградской земли». Курс позволяет осуществлять связь региональной истории с историей России, показать роль Ленинградской области, как активного участника и творца всемирной истории, и на этой основе сформировать у обучающихся поставленные задачи. Целесообразность реализации программы курса обусловлена ее практической значимостью для повседневной жизни ребенка. Отличительные особенности: курс разработан с учетом возрастных особенностей учащихся. Особых педагогических усилий требует организация активной познавательной деятельности учащихся: экскурсии, конкурсы, викторины. На изучение выделено 17 учебных часов. Отдельный урок составляет введение. 1 час отводится на повторение пройденного материала. Запланирована экскурсия к памятнику воинов ВОВ во внеурочное время, в день освобождения от Блокады. Изучение предмета представляет хорошо выстроенную систему и направлено на овладение учащимися знаниями и умениями исследовательской деятельности, связанной с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее известным решением (изучение теории, связанной с выбранной темой, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы). Итогом такой деятельности становится написанная в течение 6 месяцев работа на заданную тему, в рамках общей темы («Моя Родина - Россия» в 5 классе). Предъявляемые к работе требования соответствуют возрастным особенностям учащихся. Проблемные, творческие и исследовательские технологии нацеливают учителя на решение ключевой проблемы методики преподавания истории – системно-деятельностного подхода в обучении. Ведущими формами учебных занятий по истории в тематическом блоке являются типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированные уроки, повторительно-обобщающие, контрольные уроки, интегрированные уроки. Работа планируется с использованием разнообразных определенных методов. Это: теоретический метод – изучение дополнительной литературы по темам в соответствии с рекомендуемым списком литературы; (анализ медицинской, психолого-педагогической, исторической литературы). Эмпирический - метод наблюдения, общения в работе. Объяснительно-иллюстративный - (рассказ, показ презентаций, иллюстраций учебника, фотографий и картинок, диспуты.). Словесный - (Сравнение представлений); метод наблюдения, метод импровизации. Интегрированный метод - (сочетание восприятия информации с художественным словом, изобразительным искусством, музыкой, кинофильмами, (отрывки), презентации). Метод стимулирования размышления - эмпатии, сопереживании за историческую информацию; метод «забегания вперед, возращения к пройденном материалу». Формы реализации программы: - фронтальная; - парная; - групповая;
Способы и средства: - технические средства; - дидактические материалы;
-Написание работы «Моя Родина- Россия» В целом, рабочая программа предусматривает оптимизацию проектно–аналитической и обучающей деятельности учителя на всех ее этапах (от тематического планирования и конструирования уроков до организации и оценки результатов учебного процесса). Используется УМК по предмету СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:В этой возрастной группе формируются представления о специфике истории, основных событиях, датах, понятиях. Освоение программы строится с опорой на текстуальное изучение презентаций и учебника, участия в викторинах, составлении кроссордов, подготовке небольших сообщений по заданной теме, показе презентаций, записи текста, интегральных связях с художественной литературой.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: Знания, умения, навыки. К концу курса, обучающие должны:
Обучающие должны понимать: Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Серебряный пояс России»: ●ЛИЧНОСТНЫЕ УДД: - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, локальной и региональной общности; -освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека; - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, проживающих на территории, входящей ныне в Ленинградскую область, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; -понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, в том числе, проживавших и проживающих на территории нашего края; ●МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УДД: - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
●ПРЕДМЕТНЫЕ· овладение целостными представлениями об историческом пути народов, проживавших и проживающих ныне на территории, входящей сегодня в Ленинградскую область, как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; - способность применять понятийный аппарат краеведческого исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности нашего края; - умения изучать и систематизировать информацию из различных краеведческих древних и современных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; - расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории нашего края и человечества в целом; - готовность применять краеведческие исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей малой родины, страны и мира. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА: цель, задачи, методы, академическая работа, символ, Государственные символы, Гимн, Герб, Флаг, виды информационных источников, топонимика, Малая Родина, Флора, фауна, охрана природы, природа, растительный мир, животный мир, полезные ископаемые, водь, ижора, вепсы, корела; Славяне, орудия труда, быт, традиции, декабристы, ополчение, помещики. Ожидаемые результаты и способы их проверки:
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
|
Рабочая программа «внир: Серебряный пояс России» Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования второго поколения | Рабочая программа по учебному предмету «Технология» Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е.... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых... | Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе | ||
Рабочая программа по учебному предмету "литература" Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | Пояснительная записка рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы | Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» включает в себя следующие разделы | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л.... | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Лаосе | Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5, 6, 7, 8 класс комплекта разработана на основании | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»... Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные... | Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура»... Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» являются следующие нормативные... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт» для 7 класса составлена на основе авторской программы Босовой Л. Л. «Информатика... | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 4 класс «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, входящей в умк «Школа России»( Школа России. Концепция и программы для... |