Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций»





Скачать 91.57 Kb.
НазваниеОдним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций»
Дата публикации29.05.2015
Размер91.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Я хочу начать свое выступление со слов нашего великого писателя Льва Николаевича Толстого

«Знания только тогда становятся знаниями, когда они приобретены усилиями мысли, а не памяти».

Совершенно очевидно, что в любых условиях школа должна формировать людей мыслящих, деятельных, целеустремленных, обладающих высокой общей культурой (элементом которой, конечно же, является культура исторического мышления).

Исходя из этой давно известной истины, я пытаюсь, как можно шире использовать активные формы обучения, способствующие повышению интереса к предмету, творческому восприятию исторического материала и становлению самостоятельных взглядов на мир.

История - очень везучая наука. Интерес ребенка к ней пробуждается, как правило, гораздо раньше, чем увлечение математикой или физикой. Но, увы, немногим подросткам удается сохранить этот настрой до конца школьных лет. Мне же хочется добиться этого.

Моя задача, научить школьников самостоятельно выстраивать доказательные рассуждения, при этом оценивается не механическая память учащегося, а его умения логически мыслить, быть оригинальным, самобытным, смелым.

Я считаю, что урок - это совместное творчество учителя и ученика, помогающее постичь сущность исторических событий; их причины и последствия.

Я стремлюсь к такому построению урока, которое стимулировало бы самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, формулировало у них потребность в знаниях.

Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций».

В обобщенном виде логика работы с «альтернативной ситуацией» на уроке такова: создание ситуации выбора - уяснение ее сущности учащимися - определение критериальной основы для рассмотрения предложенных альтернатив - их анализ и оценка в соответствии с избранными критериями - аргументированное изложение учащимися своей позиции по рассматриваемой проблеме - анализ результата работы школьников учителем.

Примером использования «альтернативных ситуаций» может служить тема: «Выбор пути развития России в 1917 году». Работая над дополнительной литературой, учащиеся в процессе коллективного обсуждения раскрывают тему.

Анализ альтернативных оценок прошлого подводит школьников к пониманию сложности исторического поиска, воспитывает уважение к различным точкам зрения, ориентирует на критический анализ источников информации, стимулирует формирование собственного подхода к истории.

Историческое мышление на творческом уровне предполагает умение решать проблемные познавательные задачи. Решение познавательных задач способствует становлению различных мыслительных умений. Все зависит от того, какого рода деятельность необходима для решения конкретной задачи. Не все ученики активно участвуют в решении задач, но все-таки следят за процессом ее решения. Это уже хорошо.

Я, например, применяю такую задачу для учащихся 5 класса: «В наследство оставлена дверь».

«В Вавилонии в глубокой древности и даже позже, во времена царя Хаммурапи, богатые люди указывали в завещании среди прочего имущества деревянную кровать, табуретку и дверь. Подумайте, почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой странный, на наш взгляд, предмет, как дверь»,

Эта задача будет решена в том случае, если учащиеся помнят, что в Южном Двуречье, как и в Египте, нет лесов, поэтому ремесленники использовали дорогую привозную древесину.

Решение познавательных задач на уроке воспринимается детьми как, непрерывная творческая дискуссия. Занятие становится более разнообразным и интересным.

В качестве одного из средств оживить общение ребят с историей, увлечь и заинтересовать весь класс в целом и каждого ученика в отдельности выступает использование системы познавательно-развивающих вопросов.

Познавательно-развивающие вопросы позволяют ученикам, облачившись в одеяния исследователей, первопроходцев, следопытов, совершать краткие, но чрезвычайно увлекательные путешествия в прошлое. Во время обсуждения вопросов и ответов на них учащиеся развивают умения думать, сравнивать, соотносить, анализировать, отстаивать свою собственную точку зрения, находить свои и чужие ошибки, делать выводы. И во многом это происходит потому, что у них отсутствует опасение ответить неправильно, быть непонятым, не услышанным, получив в результате плохую оценку. Главным и обязательным условием этой формы работы становится совместная радость творчества и взаимное удовлетворение от общения с историей.

Лишь подлинно исследовательская историческая деятельность позволяет развивать на уроке истории творческое мышление. А такую деятельность помогает организовать настоящий исторический документ, воссоздающий дух эпохи и особенности миропонимания людей, живших много лет назад.

Работа с документом предполагает добывание фактов, которые обычно не лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции.

Моделируя исторический процесс на основе источников, ученики непрерывно творят. Познание превращается в увлекательный бесконечный процесс. При этом дети не столько запоминают, сколько размышляют, они вновь и вновь оказываются в ситуации выбора, принятия решений. Это создает условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой ребенок самостоятельно (в сотрудничестве с учителем) не только открывает нечто новое для себя, но и создает это новое, творит его.

Данный метод получил название лабораторного. Этот метод можно рассмотреть и применить при работе с темой «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

Главное внимание я уделяю знакомству с древнейшим из дошедших до нас сводом законов - с законами царя Хаммурапи. К сожалению, в учебном пособии тексты законов представлены неполно и используются только для того, чтобы проиллюстрировать тезис о социальном неравенстве. Я знакомлю учеников с понятием «закон». Ученики делают записи в тетрадях: «Закон - это письменный документ, в котором закреплены правила, определенные государством». Затем я подчеркиваю, что роль закона заключается в регулировании отношений в обществе.

Данный вид работы проводится в группах. Каждая группа получает свои тексты законов (фрагменты свода Хаммурапи) и вопросы для работы. Общее задание для всех: на основе сообщений представителей групп составить рассказ о жизни, обычаях и занятиях населения в Древнем Вавилонском царстве.

Дети, используя памятку для работы с историческими источниками, отвечают на поставленные вопросы.

1. Дайте характеристику историческому источнику:

а) автор;

б) время создания;

в) жанр;

г) первичный или вторичный.

2.      Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.

3.      Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты, определите художественные особенности текста.

4.      Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание событий.

5. Обоснуйте, можно ли доверять приведенному фрагменту источника.
 После окончания самостоятельной работы с текстами документов я предлагаю учащимся ответить на вопросы, поочередно давая слово представителям каждой из групп. Затем обобщаю ответы учащихся.

Значительный интерес представляют такие формы организации занятий, как «круглый стол», «пресс-конференция». Их педагогический потенциал состоит в том, что старшеклассники самостоятельно работают с обширным материалом. Важен также характер деятельности, общения на таких занятиях. Именно в совместных обсуждениях серьезных проблем старшеклассники проходят определенную школу социального общения. Они учатся формулировать и обосновывать свою точку зрения, аргументировано вести спор, следуя при этом этике дискуссии, уважать право собеседника на иную позицию. Примером такой работы может служить тема: «Итоги и значение Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.»

Цели урока: 1. раскрыть величие подвига, совершенного народами нашей страны в годы войны;

2. показать, что происходившее на нашей земле в те трудные годы - не просто история, а история, требующая осмысления на личном уровне, предполагающая эмоциональное, небезучастное восприятие нашей общей трагедии и нашей общей Победы;

3. способствовать формированию у школьников собственных взглядов на спорные проблемы истории войны, умения отстаивать свою позицию.

Предварительная подготовка следующая: Учащиеся класса подразделяются на пять групп. Они становятся - экономистами, военными специалистами, политиками, искусствоведами, социологами. Каждая их групп работает специфично, т. е. рассматривает итоги и значение войны с точки зрения своей профессии.

В конце урока подводятся итоги. Учащиеся дают самооценку своим выступлениям.

Письменный вид познавательной деятельности учащихся.

Параллельно с культурой устной дискуссии на уроке и культурой домашнего чтения у школьников должна формироваться культура письменных домашних сочинений по истории. В сочинениях от учеников требуется выразить личное отношение выбранного ими героя к событиям и людям, с которыми тот сталкивался. Примером такого задания может служить сочинение писем от имени реального или вымышленного персонажа - участника войны 1812 года (солдата, офицера русской или французской армии, партизана) или современника событий (жителя Москвы, крестьянина и т. п.). Ребятам предлагается стилизовать свои работы, подражая языку той эпохи. Рекомендую им самим иллюстрировать работы рисунками. Естественно, что чем старше класс, тем более серьезные требования предъявляются учащимся.

Еще одним видом самостоятельной работы школьников является - написание рефератов. Подготовка ученических рефератов рассматривается как способ формирования у ребят устойчивого интереса к предмету и вовлечение школьников в творческую деятельность. Реферирование позволяет ученику в какой-то степени проявить собственную индивидуальность, а заодно и приложить к конкретному материалу умения анализировать текст, выделять главные мысли автора, оценивать его аргументацию и т. п.

Метод проектной технологии.

Одной из методик обучения истории и обществознания, является работа над учебными проектами. Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы - воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию

Цели работы над проектом:

-          научить самостоятельному достижению намеченной цели;

-          научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;

-          сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;

-          сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

- сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

В своей педагогической практике при обучении истории мы чаще всего используем такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию проекты в значительной мере межпредметны, так как интегрируют знания по истории, литературе, географии..

Опыт работы над проектами позволяет сделать некоторые выводы.

Темы проектов должны быть значительными, интересными и усложнятся в зависимости от возраста учащихся. При изучении истории древнего мира создавались проекты «Семь чудес света», «Занятия древних славян», на уроках истории средних веков - «Средневековый город и его обитатели», при изучении истории России - «Загадки истории».

Результативность работы над проектом определяем по формированию практических учебных умений, а также личностных качеств умению работать в группе, считаться с чужим мнением, уметь переживать не только успехи, но и неудачи, отстаивать свои взгляды.

Рассмотренные мною формы организации обучения истории, бесспорно, способствуют развитию продуктивности мышления школьников, высокой интеллектуальной активности.

Знание способов и приемов развития умственных действий - главная предпосылка продуктивного мышления, ведущего к развитию творческих способностей, к самостоятельному получению знаний, творческому мышлению, поисковой творческой работе.

Очень важно помнить следующее: необходимо выстраивать уроки так, чтобы они стимулировали активность ребенка, самостоятельную исследовательскую деятельность, позволяли каждому ученику пережить радость открытий. Для меня очень важно соблюдать меру в рассказывании. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. Я считаю, что умение дать ребенку подумать – это одно из самых тонких качеств педагога.

Работа по развитию мышления позволяет обеспечивать эффективное усвоение больших объемов знаний и формировать творчески развитую личность.

И я полностью согласен с мнением педагога В. Ф. Шаталова, который считает, что «пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с нами учителями, пусть только они никогда не будут равнодушными».

Доклад на тему:

«Активизация мыслительной деятельности на уроках истории»

Подготовил учитель истории

филиала МБОУ СОШ им. Л.Н. Толстого

ООШ с.Домачи

Попов Д.Н.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconРабочая программа Внеурочной деятельности Театральная студия «Фантазеры»...
Театральное искусство одно, из звеньев в системе воздействий, определяющих процесс формирования личности школьника. Осуществление...
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconИнформационные технологии на уроках географии
Одним из важных направлений концепции модернизации российского школьного образования является компьютеризация учебного процесса....
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconПоложение о проведении срезов знаний в Центре образования №1927 г. Воуо города Москвы
Одним из ведущих направлений совершенствования системы образования на современном этапе является формирование системы управления...
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одним из способов модернизации образования является внедрение в учебный процесс компьютерных технологий. Применение современных компьютерных...
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconИспользование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной...
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При...
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Специальная техника...
Одним из важнейших направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является эффективное использование современных...
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Специальная техника...
Одним из важнейших направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является эффективное использование современных...
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Специальная техника...
Одним из важнейших направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является эффективное использование современных...
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconДифференцированное обучение на уроках информатики
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconИнтерактивных форм
Фгос впо) одним из требований к организации учебного процесса в вузе является широкое использование в учебном процессе активных и...
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconИспользование интерактивной доски на уроках иностранного языка (английского)...
Одним из актуальных нововведений стало применение электронной интерактивной доски как средства повышения интенсификации процесса...
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconРешение проблемы и является целью работы. Объект исследования образовательный...
Актуальность данной работы определена одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения...
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одним из важнейших направлений модернизации школьного образования на современном этапе его развития является использование средств...
Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск