МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «Сахалинский государственный университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УР _________ Романова М.А.
«_____» _________ 2014 г.
Рабочая программа дисциплины
История
__________________________
Направление подготовки
080100 «Экономика»
Профиль подготовки
«Экономика предприятий и организаций»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
г.Южно-Сахалинск, 2014
1. Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «История» играет важную роль в системе социально-гуманитарных наук, обеспечивающих понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству и стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. в области защиты национальных интересов России.
Цель изучения дисциплины «История» - формирование у студентов исторического мышления, способности освоения мирового и отечественного исторического опыта, осознания особенностей и исторического места России в мировом сообществе цивилизаций.
Основные задачи дисциплины:
1. Сформировать понимание многообразия культур и цивилизаций, взаимообусловленности и развития, поливариантности исторического процесса;
2. Изучить движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе и организации человеческого сообщества;
3. Развить способность самостоятельной работы с разноплановыми источниками, эффективному поиску информации и критике источников;
4. Сформировать способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в россии и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «История» относится к разделу Б1.Б.2– Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть. Студент, начинающий изучение дисциплины «История», должен знать мировую и отечественную историю в пределах программы средней школы.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО дисциплина «Социология» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики:
а) общекультурные
ОК - 1 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК – 3 – способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире.
ОК – 6 – способен логически верно, аргументировано и корректно строить устную и письменную речь.
ОК-7 - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
В результате освоения дисциплины «Макроэкономика» формируется целый комплекс компетенций, знаний, умений, навыков. Студент должен:
Знать:
закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной истории;
основные направления, проблемы, теории и методы истории;
движущие силы и закономерности исторического процесса;
место человека в историческом процессе, политической организации общества;
различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории
социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе;
Уметь:
логически мыслить, вести научные дискуссии;
работать с разноплановыми источниками;
осуществлять критику источников и эффективный поиск информации;
получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной
объективности и историзма;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;
прогнозировать возможное развитие социально-значимых проблем и процессов в будущем;
ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления,
происходящие в обществе;
Владеть:
представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе
историзма;
навыками анализа исторических источников;
приемами ведения дискуссии и полемики по историческим проблемам, используя для аргументации исторические проблемы;
навыками представления результатов изучения исторического материала в формах доклада, реферата, статьи.
4. Структура и содержание дисциплины «История»
№
п/п
| Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Лекции
| Семина ры
| СРС
| Всего
| 1
| Теория и методология исторической науки.
| 1
|
| 2
| 2
| 4
| 8
| Устный опрос
| 2
| Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII - сер. XV вв..
| 1
|
| 2
| 2
| 4
| 8
| Устный опрос
| 3
| Образование и развитие Московского государства.
| 1
|
| 2
| 2
| 4
| 8
| Самостоятельная работа
| 4
| Российская империя в XVIII - I пол. XIX вв.
| 1
|
| 2
| 4
| 6
| 12
| Устный опрос
| 5
| Российская империя в II пол. XIX – начало ХХ вв.
| 1
|
| 2
| 2
| 8
| 10
| Тестирование
| 6
| Россия в условиях войн и революций (1914 - 1922 гг.).
| 1
|
| 4
| 2
| 4
| 10
| Устный опрос
| 7
| СССР в 1922 - 1953 гг.
| 1
|
| 2
| 2
| 4
| 8
| Устный опрос
| 8
| СССР в 1953 - 1991 гг. Становление новой российской государственности.
| 1
|
| 2
| 2
| 2
| 6
| Тестирование
|
| Всего
|
|
| 18
| 18
| 63
| 36
|
|
| Экзамен
|
|
|
|
|
| 45
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
| 144
|
|
Содержание дисциплины по разделам
1. Теория и методология исторической науки.
2. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII - сер. XV вв..
3. Образование и развитие Московского государства.
4. Российская империя в XVIII - I пол. XIX вв.
5. Российская империя в II пол. XIX – начало ХХ вв.
6. Россия в условиях войн и революций (1914 - 1922 гг.).
7. СССР в 1922 - 1953 гг.
8. СССР в 1953 - 1991 гг. Становление новой российской государственности.
Раздел 1. Теория и методология исторической науки
Сущность, формы и функции истории.
Методы и источники изучения истории.
Понятие и классификация исторического источника.
Методология и теория истории.
Историография истории.
Раздел 2. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII - сер. XV вв.
Формирование и развитие Древнерусского государства.
Основные этапы становления государственности.
Проблема этногенеза восточных славян.
Византийско-древнерусские связи.
Особенности социального строя древней Руси.
Древняя Русь и кочевники.
Политическая раздробленность русских земель.
Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама.
Борьба синоземными захватчиками с Запада и с Востока.
Русь и Орда.
Объединительные процессы в русских землях(XIV - сер. XV вв.).
Раздел 3. Образование и развитие Московского государства
Россия и средневековые государства Европы и Азии.
Специфика формирования единого российского государства.
Образование Московского государства (II пол. XV - I треть XVI вв.).
Московское государство в середине - II пол. XVI в. Смута в к. XVI - нач. XVII вв.
Россия в XVII веке.
Раздел 4. Российская империя в XVIII - I пол. XIX вв.
Россия в эпоху петровских преобразований.
Дворцовые перевороты.
Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия.
Правление Екатерины II. Россия в конце XVIII - I четверти XIX вв.
Отечественная война 1812 года.
Россия в правлении Николая I.
Раздел 5. Российская империя в IIпол. XIX – начало ХХ вв.
Реформы Александра II и контрреформы Александра III.
Общественные движения в России II пол. XIX в.
Экономическая модернизация России на рубеже веков.
Революция 1905 - 1907 гг. и начало российского парламентаризма.
Политические партии России: генезис, классификация,. программы, тактика.
Раздел 6. Россия в условиях войн и революций (1914 - 1922 гг.)
Россия в условиях I мировой войны.
Февральская (1917 г.) революция.
Развитие событий от Февраля к Октябрю.
Октябрьская революция 1917 г.
Внутренняя и внешняя политика большевиков (окт. 1917 - 1921 гг.).
Гражданская война в Советской России и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция.
Раздел 7. СССР в 1922 - 1953 гг.
Новая экономическая политика (НЭП).
Образование СССР.
Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция.
Политический режим.
Советская внешняя политика в 1920-е - 1930-е гг.
Усиление режима личной власти
Сталина; сопротивление сталинизму.
СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах.
Внешняя политика в послевоенный период.
Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период.
Раздел 8. СССР в 1953 - 1991 гг. Становление новой российской государственности.
Оттепель.
Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.
Внешняя политика в 1953 - 1985 гг.
Советский Союз в 1985-1991 г.г.. Перестройка.
Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР.
Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.
Становление новой российской государственности.
Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
|