Скачать 229.51 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Исторический факультет Кафедра истории «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе ________________ И.В. Столярова "____"________________2012 г. СПЕЦСЕМИНАР ПО ИСТОРИИ РОССИИ Программа учебной дисциплины цикла специальных дисциплин для специальности 050401.65 История (заочная форма обучения) Составители: Шайпак Л.А., к.и.н., доцент; Маханцова Е.В., ассистент; Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета исторического факультета (протокол от «____» _______________ 20___ г. № ____). Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по спецсеминару по истории России составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История (заочная форма обучения), утверждённого Министерством образования Российской Федерации 31 января 2005 г. (номер государственной регистрации 702 пед/сп (новый) и учебным планом. Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины - формирование у студентов систематизированных знаний в области новейшей истории России и применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач, а также воспитание гражданской позиции в духе патриотизма и уважения к славным страницам отечественной истории. Задачи:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения учебной дисциплины студент должен: знать: - базовые понятия термины дисциплины; - хронологию изучаемого периода; - имена исторических деятелей; - социальные, политические, экономические и культурные процессы, протекавшие в России в изучаемое время; - различные теоретические подходы к рассмотрению научных проблем; уметь: - организовать свой труд; - самостоятельно приобретать новые знания на основе современных технологий, в рамках системного подхода; владеть: - методами решения исследовательских задач; - современными методами сбора, хранения и обработки информации Объем дисциплины и виды учебной работы
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Российская империя: общая характеристика территории и населения. Особенности политического устройства. Особенности периодизации истории России второй половины XIX в., сравнительная характеристика основных периодов. Территория Российской империи во второй половине XIX в.: общая площадь страны, её границы в рассматриваемый период, способы территориальных приобретений. Население Российской империи во второй половине XIX века: динамика, основные источники роста. Особенности размещения населения на территории Российской империи во второй половине XIX века. Внутренняя миграция населения в индустриальные центры страны. Рост городов, возникновение новых промышленных центров и морских портов. Переселение на Дальний Восток и политика правительства по поддержке переселенцев. Национальная и сословная структура населения. Продолжительность жизни среди различных народов России и причины её низкого уровня. Самодержавно-бюрократический строй в России в середине XIX века. Бюрократический аппарат и его роль в системе политического управления страны. Оценка характера государственного строя в России в отечественной историографии. Органы государственного управления в России во второй половине XIX века, их функции, состав, внутренняя организация, роль в общей системе государственного управления: Государственный совет, Комитет министров, Канцелярия Его Императорского Величества, министерство двора и уделов. Органы подчиненного управления: Правительствующий Сенат, Святейший Синод, министерства. 2. Отмена крепостного права в России. Предпосылки отмены: экономические, социальные, политические, влияние личного фактора. Кризис крепостного хозяйства как экономической системы. Роль поражения в Крымской войне на осознание необходимости отмены крепостного права. Передовая российская общественность о необходимости отмены крепостного права. «Партия прогресса» или группа либеральных бюрократов. Подготовка крестьянской реформы. Проекты отмены крепостного права российского дворянства. Образование Секретного комитета по крестьянскому вопросу, открытие губернских комитетов. Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и «Положений» 19 февраля 1861 г. Выкупная операция и временнообязанное состояние крестьян. Личное освобождение крестьян. Вопрос о земле и повинностях крестьян. Значение отмены крепостного права в России. Крестьянское движение как ответ на реформу. Значение отмены крепостного права в России. 3. Либеральные реформы Александра II. Земская реформа: причины и предпосылки, этапы подготовки и проведения. Основные проекты реформы местного самоуправления (А. Н. Унковского, Н.А. Милютина, П.А. Валуева). Принятие «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» 1 января 1864 г. Структура земских учреждений по Положению о земствах. Земские организации в России второй половины XIX в.: функции, принципы комплектования, социальный состав. Роль земств в общественно-политической и экономической жизни страны. Городская реформа: причины, этапы подготовки, основные проекты проведения. Структура городского самоуправления по Городовому положению 16 июня 1870 г., принципы работы системы городского самоуправления. Значение реформы. Судебная реформа и её причины. Проекты проведения судебной реформы Д.Н. Блудова и князя Д.М. Оболенского. Этапы подготовки реформы. Судебные уставы 20 января 1864 г. и новые принципы судопроизводства в России. Структура судебных учреждений по судебным уставам 1864 года. Значение судебной реформы. Военные реформы 1861 – 1874 гг. Необходимость военных преобразований к середине XIX в. Реорганизация системы военного управления по «Положению» 6 августа 1864 г. Введение всеобщей воинской повинности по «Уставу о воинской повинности» 1874 г. Результаты военных реформ 60-70-х гг. XIX века. 4. Внутренняя политика Александра III. Подавление революционного движения в стране. Деятельность «Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия». М.Т. Лорис-Меликов. Реакционный политический курс нового императора в области печати и образования. Контрреформы в области местного самоуправления. Закон о земских начальниках и его роль в ужесточении политического режима в стране. Система выборов в органы местного самоуправления по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях» 12 июня 1890 года и по «Городовому положению» 11 июня 1892 г. Судебная контрреформа. Финансово-экономическая политика Александра III. Финансовые реформы Н.Х. Бунге: прекращение временнообязанного состояния крестьян, снижение размеров выкупных платежей, отмена подушной подати. Налоговая реформа Н.Х. Бунге. Приоритеты финансовой политики И.А. Вышнеградского, мероприятия по сбалансированию бюджета и накоплению золотого запаса. Итоги финансово-экономической политики Александра III. 5. Революция 1905 – 1907 гг. в России: причины, характер, основные этапы. I и II Гос. Думы. Причины и характер первой русской революции. «Кровавое воскресение». Основные этапы революции 1905 – 1907 гг. Подъем революционного движения в мае - августе 1905 г. Рост стачечного движения в стране. Массовые выступления крестьян. Высший подъем революции (октябрь – декабрь 1905 гг.). Всероссийская октябрьская стачка и ее значение в развитии революционного движения в стране. Издание манифеста 17 октября 1905 г. и отношение к нему общественных кругов. Декабрьское вооруженное восстание в Москве. Революционные выступления в армии и на флоте. Мероприятия правительства по стабилизации положения в стране. Спад революции (1906 – 1907 гг.). Третьеиюньский переворот 1907 г. Новый избирательный закон от 3 июня 1907 г. и ограничение деятельности Государственной Думы. Итоги революции 1905 – 1907 гг. Начало русского парламентаризма. Подготовка выборов в Государственную Думу, особенности избирательной системы в России в начале XX в. Работа I Государственной Думы (27 апреля – 8 июля 1906 г.): состав и основные фракции. Проекты I Госдумы по решению аграрного вопроса. Работа II Государственной Думы, особенности её состава. Политические партии в годы первой русской революции. Политическое объединение правых сил, монархические организации в России в начале XX века. 6. Внутренняя политика России в 1907 – 1914 гг. III и IV Думы. Репрессивная политика правительства в 1907 – 1910 гг. и спад революционного движения в стране. Деятельность политических партий в послереволюционный период. Избирательный закон от 3 июня 1907 г. и выборы в III Государственную Думу: состав и основные законопроекты. Национальная политика правительства и еврейский вопрос. Министерские кризисы 1908 г. и III Государственная Дума. Предпосылки нового революционного подъема в стране. Студенческие волнения в России. Рабочее движение после революции 1905 – 1907 гг. Ленские события и их последствия. Вызревание общенационального кризиса в стране. Выборы в IV Государственную Думу. Партия прогрессистов и ее требования. Оппозиционная работа кадетской и октябристской фракций в IV Госдуме. Правительственный кризис в России накануне Первой мировой войны. Экономический подъем 1909 – 1913 гг. в России. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Монополизация отдельных отраслей промышленности. Развитие внутренней и внешней торговли, место России на мировом рынке. Банковская система в России. Крупнейшие банковские монополии. Финансовая олигархия в России в начале XX века: А.И. Путилов, А.И. Вышнеградский, Н.А. Второв, П.П. Рябушинский. Уровень жизни в России в 1909 – 1913 гг. в сравнении с ведущими европейскими государствами и США. 7. Особенности внешней политики России в 1906 – 1914 гг. Россия в годы Первой мировой войны. Россия в системе международных отношений после 1906 г. «Политика соглашений и балансирования», её цели и основные этапы. Англо-русский договор 1907 г., присоединение России к Антанте. Причины вступления в войну Российской империи. Цели России в войне. Планы сторон. Военный потенциал противников. Основные сражения на Северо-Западном и Юго-Западном фронтах на начальном этапе войны, итог военной кампании 1914 г. Война и русское общество. Фронт и тыл в 1915 году. Успех русской армии на Юго-Западном фронте в 1915 г. Мобилизация народного хозяйства, усиление государственного регулирования экономики. Влияние войны на развитие промышленности и сельского хозяйства. Кризис власти летом-осенью 1915 г. Работа IV Государственной Думы в годы войны. Военные операции 1916 года. Брусиловский прорыв и его значение в ходе войны. Военные действия в Закавказье. Внутриполитическая обстановка в стране в 1916 г. Земское движение в годы войны. Консолидация антиправительственных сил, рост общенационального кризиса в стране. 8. Россия: от Февраля к Октябрю 1917 г. Организация власти в центре и на местах: установление двоевластия Временного правительства и Петроградского Совета. Первые шаги Временного правительства по решению рабочего, аграрного и национального вопросов. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Многопартийность и политическая борьба. Апрельские тезисы В.И. Ленина. Первый кризис Временного правительства, формирование первого коалиционного правительства. Г.Львов. Нарастание кризиса летом 1917 года. Рост крестьянского и рабочего движения. Раскол революционно-демократического лагеря. I Всероссийский съезд Советов и его решения. Демонстрация 18 июня 1917 г. и ее значение. Июльский внутриполитический кризис, изменение тактики партий. Выступление Л.Г. Корнилова и его последствия. Формирование второго коалиционного Временного правительства 24 июля 1917 г. А. Керенский. Углубление дестабилизации российского общества в сентябре - октябре 1917 г.: кризисные явления в народном хозяйстве, социальные конфликты в городе, армии и деревне. Кризис власти: Директория, Всероссийское демократическое совещание, Предпарламент. Октябрьские события 1917 г.: изменение большевиками тактики борьбы, подготовка вооруженного восстания. Создание Военно-революционного комитета (ВРК). Вооруженное выступление большевиков в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Примерный перечень вопросов к зачету
Примерный перечень тем рефератов и контрольных работ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации преподавателю По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельная работа, т.е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, деловые игры, мозговой штурм и т.п. Подготовка и проведение лекций, практических занятий должны предусматривать определенный порядок. Для подготовки студентов к практическому занятию на предыдущем занятии преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения. Методы проведения практических занятий: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач, упражнений, тестов, хронологические и понятийные диктанты и другие. В конце каждого практического занятия преподаватель подводит итог, раскрывая теоретическое значение обсуждаемых проблем и оценивает работу, ответы и выступления студентов на занятии. Методические рекомендации студенту В соответствии с учебным планом специальности дисциплина «История России» изучается студентами заочниками на протяжении 1-5курсов Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления и работы с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой. Лекции по дисциплине «История России» имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также способствуют формированию навыков работы с научной литературой. В конце лекции преподаватель оставляет время для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу. Подготовка к практическим занятиям, важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. На практическом занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание базовых понятий, законов, принципов истории. Практические занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными. В ходе изучения курса предполагается проработка студентами избранных тем и защита рефератов в ходе практических занятий по избранным историческим проблемам. При подготовке тем проходят консультации студентов с преподавателем для полного раскрытия изучаемой проблемы. Критерии оценивания знаний студентов по дисциплине 1. Отметка «зачтено» выставляется студенту, который: – прочно усвоил предусмотренный программой материал; – правильно, аргументировано ответил на все вопросы, с приведением примеров; - показал глубокие систематизированные знания, владение приемами рассуждения и сопоставления материала из разных источников: теория связывается с практикой, другими темами данного курса, другими изучаемыми предметами. Обязательным условием выставления оценки «зачтено» является грамотная речь, уместность использования научных терминов и понятий. Дополнительным условием получения оценки «зачтено» могут стать успешное выполнение заданий, вынесенных на самостоятельное изучение, систематическая и активная работа на практических занятиях. 2. Отметка «не зачтено» выставляется студенту, не справившемуся с 50 % заданий, в ответах на вопросы допустившему грубые неточности, существенные ошибки, не сумевшему ответить на дополнительные вопросы, заданные преподавателем на зачете, а также студенту, который не видит связи изучаемого предмета с другими историческими дисциплинами. Преподаватель может снизить отметку на зачете по следующим причинам: - ответ на поставленный вопрос неточный и недостаточно полный; - отсутствуют примеры, подтверждающие умение связать теорию с практикой. Типичные причины таких ошибок: - студент путает конкретные понятия, порой подменяя один термин другим, имеющим совершенно иное значение; - при подготовке к зачету используются устаревшие теории и оценки исторических событий; - отсутствие записей хода обсуждения исторических проблем на практических занятиях; - низкая культура речи, недостаточное владение исторической терминологией. Чтобы не попасть в затруднительную ситуацию на зачете, когда неизбежно возникает необходимость в дополнительных вопросах, студенты не должны повторять подобных ошибок. Ответы студентов должны строиться на принципах диалектики, объективности, сравнительного анализа, обеспечивающих комплексное, непредвзятое изложение исторических процессов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Только такой подход может гарантировать прочное и глубокое усвоение знаний и получение отметки «зачтено». УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ):
2. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ):
Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины «СПЕЦСЕМИНАР ПО ИСТОРИИ РОССИИ» Составители: Шайпак Л.А., Маханцова Е.В. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 12 стр. Программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050401.65 История (заочная форма обучения) Составитель_________________________________________ Шайпак Л.А., Маханцова Е.В (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры истории "___" __________ 20__г., протокол № ____ Заведующий кафедрой _________________________________________________________________Кузнецов В.Н. личная подпись Рабочая программа учебной дисциплины согласована с библиотекой Сотрудник библиотеки __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа утверждена на заседании ученого совета исторического факультета "___" __________ 20__г., протокол № ____ Председатель ученого совета факультета _________________________________________________________________ Чуканов И.А. личная подпись Программа согласована с учебным управлением "___" __________ 20__г., протокол № ____ Начальник учебного управления. __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УРИС __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата |
Рабочая программа по дисциплине «История России» составлена в соответствии... Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050401. 65 История (заочная форма обучения) | Программа по дисциплине «Система государственного и муниципального... Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной... | ||
Эпидемиология Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Рабочая программа учебной дисциплины «Управление стоимостью предприятия в сфере эксплуатации недвижимости» составлена в соответствии... | Рабочая программа по дисциплине «Теория государства и права» составлена... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также с учетом рекомендаций Примерных... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является... Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Викторина по математике Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000.... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Геология России» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Самостоятельная работа 72 час экзамен 2 семестр рабочая программа... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | ||
Рабочая программа по кожным и венерическим болезням Факультет Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа по кожным и венерическим болезням Факультет Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |