Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного





Скачать 215.38 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
Дата публикации27.05.2015
Размер215.38 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ


Декан геолого-географического

факультета

_____________ Г.М. Татьянин

«____»_____________2012 г.

ГЕОГРАФИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа дисциплины

Направление подготовки

021000 География
Профиль подготовки

Физическая география и ландшафтоведение

Геоморфология

Рекреационная география и туризм
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная

Томск 2012

Одобрено кафедрой географии

Протокол № ____ от «____» _________ 2012 г.
Зав. кафедрой,

доктор геогр. наук _______________ Н.С.Евсеева
Рекомендовано методической комиссией

геолого-географического факультета

председатель комиссии,

доцент _______________________ Н.И. Савина

«____» _____________2012 г.

Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000 «География» (квалификация «бакалавр») (приказ Минобрнауки России N 222 от 29 марта 2010 г.).

Общий объём курса – 144 часа: лекции – 30, семинары – 10, практические занятия – 12, самостоятельная работа студентов – 92.

Экзамен – в восьмом семестре. Общая трудоёмкость курса – 4 зачётные единицы.


Составитель: Евсеева Нина Степановна – профессор, заведующая кафедрой географии.

Рецензент: Окишев Петр Андреевич - профессор, заведующий кафедрой краеведения и туризма ТГУ.


  1. Цели и задачи освоения дисциплины


Цель дисциплины «География Томской области» - получение студентами знаний, природных условиях и ресурсах региона, хозяйстве и экологических проблем Томской области, а также об истории ее заселения. Курс имеет ярко выраженный страноведческий характер. Характеристика районов, стран имеет комплексный подход в изучении территории, что соответствует и новым задачам хозяйственного, социального и экологического развития территории в условиях экономических реформ.

Задачи дисциплины:

  • привить навыки работы с картографическими материалами,

  • научить обработке статистических данных по населению и хозяйству региона, в частности, Томской области,

  • научить практическому использованию данных о регионе при решении разного рода проблем.




  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО


Дисциплина «География Томской области» относится к вариативной части профессионального цикла ООП и читается в 8–м семестре бакалавриата. Логически и содержательно данная дисциплина взаимосвязана с модулями географических дисциплин ООП

География Томской области рассматривает вопросы изучения природы Томской области и ее заселения, природные условия и ресурсы в свете современных данных.

Курс «География Томской области» основывается на знаниях полученных студентами в ходе изучения базовых дисциплин таких как «Общая геология», «Гидрология», «Метеорология», «Основы почвоведения», «Ландшафтоведение», «География населения с основами демографии», «Физическая география России» «Экономическая и социальная география России» и др.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

а) общекультурные (ОК)

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-5)

владеет навыками работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач (ОК-10).
б) профессиональные (ПК)

владеет базовыми общепрофессиональными теоретическими и профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в области естественных наук и способен использовать эти знания в области географии (ПК-3, ПК-4);

знаком с теоретическими основами экономической и социальной географии, в т.ч. и России, географии населения с основами демографии, геоурбанистики и умеет использовать их в географических исследованиях (ПК-5, ПК-8);

умеет применять методы географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации (ПК-14).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные закономерности природных и социально-экономических условий развития региона, его демографических, экологических проблем и др., перспективы развития

Уметь: практически использовать полученные знания в повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности

Владеть: приёмами анализа и оценки природных и социально-экономических систем региона


  1. Структура и содержание дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

4.1. Структура преподавания дисциплины


п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы и трудоемкость

Формы текущего

контроля (по неделям), форма промежуточной аттестации

лекции

семинары

практики

СРС с преподавателем

СРС без преподавателя

1

Введение

8

1

2
















2

История исследования Томской области

8

1-2

2

2







10

информационное сообщение

3

Природные условия Томской области

8

2-3

4




2




8

проверка географической номенклатуры

4

Природные ресурсы

8

3-5

4




2

2

6

Проверка карты

Контрольная работа № 1

5

Заселение и хозяйственное освоение Томской области

8

5-6

2

2







6

работа на семинаре

6

Население

8

6-7

2

4

2

2

12

материалы презентации

Контрольная работа № 2

7

Общая характеристика хозяйства

8

7-8

4




2

2

6

Проверка конспекта, схем, диаграмм

8

Сельское хозяйство

8

9

2










4




9

Транспорт

8

9-10

2

2

2

2

6

Проверка карты

10

Внешнеэкономические связи

8

10-11

4










6

опорный конспект

11

Экологические проблемы и особо охраняемые природные территории

8

11-13

2




2

2

16

Реферат

Контрольная работа № 3

12

Итоговая аттестация

8



















Экзамен




Итого: 144 часа




30

10

12

10

82





4.2.Содержание разделов дисциплины
1. Введение. Цели и задачи курса. Территория и географическое положение области.

2. История исследования территории Томской области. Изучение природы в 17 в. (Спафарий Н.М., И. Идес, А. Брант, С.У. ремезов). Русские академические экспедиции 18 в. – Д.Г. Мессершмидт, П.С. Паллас, И.П. Фальк и др. Исследования природы в 19 в. История Обь-Енисейского канала, работы Н.А. Кострова, учёных Томского университета. Изучение природы в 20 в.

3. Природные условия Томской области. Рельеф и рельефообразующие процессы. Геологическое строение. Климат. Мерзлотные условия. Воды. Почвы. Растительность. Животный мир. Природные комплексы.

4. Природные ресурсы: земельные, лесные, рыбные, водные, минерально-сырьевая база.

5. История заселения и хозяйственного освоения Томской области. Из истории заселения и хозяйственного освоения Томской области. Мезолит, неолит и эпоха бронзы. Эпоха железа. Средневековье. Русские люди на Томской земле. Переселенческие волны 18-20 вв. Формирование национального состава населения Томской области.

5. Население. Численность и воспроизводство. Миграции. Расселение. Рынок труда и занятости. Образование. Здравоохранение. Культура.

6. Общая характеристика хозяйства. Промышленность. Химическое производство. Лёгкая, пищевая отрасли и др.

7. Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. Фермерские хозяйства.

8. Транспорт. Речной транспорт, железнодорожный, воздушный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Внутригородской транспорт. Перспектива развития транспорта.

9. Внешнеэкономические связи. Общая характеристика, формы внешнеэкономических связей – внешняя торговля, создание совместных предприятий, инвестиции, научно-техническое сотрудничество, услуги.

10. Экологические проблемы и особо охраняемые природные территории.


  1. Образовательные технологии


Учебные занятия проводятся в виде лекций, практических занятий, контрольных и самостоятельных работ, консультаций. Основная организационная форма обучения – лекция. В зависимости от темы используются традиционные лекции и лекции-визуализации. Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно, логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание, позволяет дополнить запись, подчеркнуть, текстуально выделить главное, творчески закрепить материал в памяти, развивать мышление.

Для улучшения восприятия лекционного материала в начале курса студентам необходимо изучить основную номенклатуру по Томской области (крупные реки, формы рельефа, административные районы, населенные пункты). Для изучения номенлатуры рекомендуется использовать методическое пособие Евсеевой Н.С. Топонимика и номенклатура по курсу «География Томской области». -

Практические занятия предусматривают работу студентов с печатными изданиями и раздаточными материалами, подготовленными преподавателем, на основании которых обучающиеся строят карты, составляют результирующие таблицы графики, схемы, диаграммы.

Выполнение практических работ позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач в области анализа состояния и перспектив развития Томской области.

Семинарское занятие предполагает выступление студентов с самостоятельно подготовленными краткими информационными сообщениями по заданным вопросами и дальнейшее совместное обсуждение истории изучения территории области.

Обязательной является самостоятельная работа студентов, включающая написание 1 реферата по теме предложенной преподавателем или выбранной обучающимся самостоятельно, создание 1 презентации, выполнение 2 карт, составление по 1 схеме и диаграмме. Для самостоятельной работы можно использовать ресурсы Научной библиотеки ТГУ и кафедры географии.

Примерный перечень тем семинарских занятий

Семинар 1. История исследования Томской области.

Вопросы:

  1. Изучение природы Томской области в XVII в.

  2. Изучение территории Томской области в XVIII в.

  3. Изучение территории Томской области в XIX в.

  4. Изучение территории Томской области в XX в.

Семинар 2. Заселение и хозяйственное освоение территории Томской области.

Вопросы:

  1. Заселение Томской области до прихода русских (XVI-XVII вв.).

  2. Русские люди на томской земле.

  3. Переселенческие «волны» XVIII – XX в.

Семинар 3. Население Томской области.

Вопросы:

  1. Численность и воспроизводство населения Томской области

  2. Миграции населения

  3. Городское и сельское расселение. Урбанизации.

  4. Рынок труда и занятость населения.

  5. Социальный и образовательный уровни населения

  6. Культура и здравоохранение в Томской области.

Семинар 4. Транспортный комплекс Томской области.

Вопросы:

1.Развитие и современное состояние речного транспорта в Томской области.

2. Автомобильный транспорт в Томской области.

3. Железнодорожный транспорт в Томской области.

4. Воздушный транспорт.
Примерный перечень тем практических занятий

  1. Построение тектонической карты Томской области. Нанесение на картографическую основу основных тектонических структур, их закрашивание согласно цветовой шкале соответствующей возрасту данных структур. Построение легенды к карте.

  2. Построение карты полезных ископаемых Томской области. Нанесение на картографическую основу месторождений рудных полезных ископаемых (железо, титан, цирконий, алюминий, цинк, сурьма, золото), горючих полезных ископаемых (нефть, газ, угли, торф, сапропели), неметаллических полезных ископаемых (глины, мел, строительные камни и материалы) и др.

  3. Расчет уровня старости населения по методике Гарнье – Россета.

  4. Подготовка схемы структуры экономики. Классификация отраслей экономики Томской области на первичные, вторичные, третичные и четвертичные. Построение схемы структуры экономики

  5. Составление плана развития транспортной сети Томской области. Анализ транспортного комплекса Томской области. Составление плана развития транспортной сети региона.

  6. Построение карты ООПТ Томской области. Анализ состояния окружающей природной среды. Характеристика особо охраняемых территорий Томской области. Построение карты ООПТ.


Примерный перечень заданий для самостоятельной работы

1. К разделу дисциплины «История исследования Томской области» - подготовить краткое информационное сообщение об одном из исследователей изучаемого региона

2. К разделу «Начеление Томской области» - создать материал-презентацию с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint.

3. По разделу «Общая характеристика хозяйства» - составить схемы, диаграммы «Структура промышленного производства»

4. По разделу «Внешнеэкономические связи» составить таблицы и графики по распределению экспорта и импорта Томской области.

5. Написать реферат (объемом до 15 стр.) по одной из предложенных тем или другой теме, выбранной обучающимся и согласованной с преподавателем
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическому обеспечению самостоятельной работы студентов
Текущий контроль: работа на практических занятиях, результаты самостоятельной работы студентов.

Оценивание за все виды контроля знаний проводится по 5-балльной системе. Оценки за все контрольные и тестовые работы обязательно учитываются на экзамене.
6.1. Примерный перечень вопросов для подготовки кратких информационных сообщений

  1. Изучение природы Томской области в VII веке.

  2. Первые картографические работы на территорию Томской области

  3. Д.Г. Мессершмидт в Томской области

  4. Изучение Томской области участниками II Камчатской экспедиции.

  5. С.П. Крашенинников на Томской земле.

  6. Вклад Г.Ф. Миллера в изучение Томской области.

  7. П.С. Паллас и И.П. Фальк на томской земле.

  8. Исследование природы Томской области в XIX в.

  9. Обь–Енисейский канал и его вклад в освоение Томской области.

  10. Краеведческие работы Н.А. Кострова.

  11. Исследования природы Томской области в начале XX в.

  12. Изучение природы области в советский период.

  13. Поиск нефтегазовых месторождений в области.

  14. Вклад сотрудников кафедры географии в изучение Томской области.

  15. А.А. Земцов – выдающийся исследователь Западной Сибири.


6.2. Примерный перечень вопросов для подготовки кратких информационных сообщений

    1. Динамика численности населения Томской области.

    2. Динамика естественного прироста населения Томской области в XX-XXI вв.

    3. Динамика численности населения в г. Томске.

    4. Динамика численности населения в г. Колпашево.

    5. Динамика численности населения в г. Асино.

    6. Динамика численности населения в г. Стрежевой.

    7. Динамика численности населения в г. Кедровый.

    8. Структура смертности населения в Томской области.

    9. Браки и разводы в Томской области.

    10. Соотношение численности мужчин и женщин в Томской области в XX-XXI вв.

    11. Половозрастная структура населения Томской области

    12. Возрастная структура городского и сельского населения в Томской области.

    13. Миграция населения Томской области

    14. Миграция населения в г. Томске

    15. Расселение населения в Томской области.

    16. Уровень урбанизации Томской области

    17. Динамка числа сельских населенных пунктов Томской области.

    18. Социальный состав населения Томской области.

    19. Образовательный уровень населения Томской области.

    20. Структура занятости населения в различных отраслях экономики.


6.3. Примерный перечень рефератов

  1. История лесной промышленности Томской области.

  2. Физико-географическое районирование Томской области.

  3. История развития болот Томской области.

  4. Агроклиматические ресурсы Томской области.

  5. Полезные ископаемые в Томской области.

  6. Нефтегазовый комплекс Томской области.

  7. Лесные ресурсы области.

  8. Томск – исторический населенный пункт Российской Федерации.

  9. Церкви Томска.

  10. Старые части города Томска.

  11. Рефераты по истории создания предприятий и их современной деятельности (по выбору).

  12. Влияние хозяйственной деятельности человека на природные комплексы.

  13. Внутригородской транспорт Томска.

  14. Обычаи и верования коренных народов Севера, проживающих в области.

  15. Экологические проблемы Томской области.


6.4. Примерный перечень вопросов для проведения контрольных работ

Контрольная работа № 1.

  1. Особенности геологического строения территории Томской области.

  2. Ведущие процессы рельефообразования и их изменение под влиянием хозяйственной деятельности человека.

  3. Климат и опасные явления погоды.

  4. Вечная и сезонная мерзлота.

  5. Характеристика поверхностных и подземных вод.

  6. Природные комплексы.

  7. Особенности почвообразования и основные типы почв.


Контрольная работа № 2

  1. Первые люди на Томской земле.

  2. Переселенческие волны 18-20 вв.

  3. Численность населения, её динамика.

  4. Половозрастной состав населения, демографическая ситуация.

  5. Городское и сельское население.

  6. Рынок труда и занятости населения.

  7. Образование и здравоохранение.


Контрольная работа № 3

  1. Промышленность и её структурные изменения.

  2. ТЭК.

  3. Химическая промышленность.

  4. Лесная промышленность.

  5. Лёгкая и пищевая отрасли промышленности.

  6. Растениеводство Томской области.

  7. Животноводство.

  8. Проблемы фермерских хозяйств.

  9. Общая характеристика транспорта.

  10. Внешнеэкономические связи.


6.5. Примерные вопросы промежуточного контроля освоения дисциплины, учитывающие формируемые знания, умения и владения (экзамен)

  1. История исследования Томской области в 17-18 вв.

  2. История исследования Томской области в 19-20 вв.

  3. Особенности географического положения Томской области. Территориально-административное устройство.

  4. Рельеф и процессы рельефообразования

  5. Геологическое строение

  6. Климат

  7. Опасные явления природы

  8. Поверхностные воды (реки, озера)

  9. Подземные воды: особенности химического состава вод левобережья и правобережья Оби

  10. Почвы, причины их гидроформизма

  11. Типы болот на территории Томской области

  12. Природные зоны

  13. Типы растительности

  14. Животный мир

  15. Из истории заселения Томской области и формирование национального состава

  16. Численность населения и её динамика

  17. Демографическая ситуация в регионе

  18. Общая характеристика хозяйства

  19. Общая характеристика промышленности.

  20. Машиностроительный комплекс

  21. Химический комплекс

  22. ТЭК Томской области

  23. Лесная и деревообрабатывающая промышленность

  24. Легкая и пищевая промышленность

  25. Промышленность строительных материалов

  26. Проблемы охраны природы Томской области

  27. Особо охраняемые природные территории

  28. Красная книга Томской области


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:

Евсеева Н.С.География Томской области. – Томск: Изд-во ТГУ, 2001. – 223 с.

Евсеева Н.С.География Томской области: Население и хозяйство. – Томск: Изд-во ТГУ, 2005. – 168 с.

Евсеева Н.С., Ромашова Т.В., Нехорошев О.Г., Окишева Л.Н., Адам А.М. География Томской области. Население. Экономика. Экология. 9 кл.: учебеное пособие для общеобразовательных учебных заведений. 3-е изд. Томск, 2010. –212 с

Природные ресурсы Томской области. Новосибирск, 1991 – 176 с.
б) дополнительная литература:

Большое Васюганское болото. Современное состояние и процессы развития. – Томск, 2002. – 230 с.

Васюганское болото (природные условия, структура и функционирование) / Под ред. Инишевой Л.И. – Томск: ЦНТИ, 2000. – 136 с.

Воробьева И. Язык Земли. Новосибирск, 1973.

Вылцан Н.Ф. Определитель растений Томской области. Томск, 1994. – 301 с.

География Томской области. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. – 138 с.

Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2000. – 284 с.

Дюкарев А.Г. Ландшафтно-динамические аспекты таёжного почвообразования в Западной Сибири. – Томск: Изд-во НТЛ, 2005. – 284 с.

Евсеева Н.С., Земцов А.А. Рельефообразование в лесоболотной зоне Западно-Сибирской равнины. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990.

Иоганзен Б.Г. Природа Томской области. Новосибирск, 1971, - 176 с.

Инишева Л.И., Архипов В.С., Маслов С.Г. и др. Торфяные ресурсы Томской области и их использование. – Новосибирск, 1995. – 88 с.

Захарова Л.А., Нестерова Н.Г., Стариков Г.Н. и др. Лингвистическое краеведение. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – 168 с.

Лапшина Е.Д. Флора болот юго-востока Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. – 296 с.

Москвитина Н.С., Сучкова Н.Г. Млекопитающие Томского Приобья и способы их изучения. Томск, 1988. – 185 с.

Непряхин Е.М. Почвы Томской области. Томск, 1977. – 421 с.

Редкие и исчезающие виды животных и растений Томской области. Томск, 1984. – 135 с.

Рутковская Н.В. География Томской области. Сезонно-агроклиматические ресурсы. Томск, 1984. – 158 с.

Статистические сборники Томской области разных лет.

Томск. История города от основания до наших дней. / Отв. ред. Н.М. Дмитриенко. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1999. – 201 с.

Томская область: Исторический очерк. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. – 684 с.
в) Интернет ресурсы:

Официальный Интернет-портал Томской области http://tomsk.gov.ru

Стратегия развития Томской области http://www.strategia.tomsk.ru

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области http://green.tsu.ru/

Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Томской области http://tmsk.gks.ru/default.aspx

Законодательная дума Томской области http://duma.tomsk.ru

Официальные сайты муниципальных образований Томской области - http://www.bakchar.tomsk.ru/, http://www.vkt.tomsk.ru/, http://www.kargasok.ru/, http://www.pmr.tomsk.ru/, http://www.asino.ru/ и др.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
1) раздаточный материал: учебные пособия теоретический материал, фотографии, таблицы (содержания химических элементов в компонентах ландшафта), учебные карты по 25 вариантов к каждой практической работе;

2) мультимедийный проектор, ноутбук для показа материалов-презентаций к лекционной части курса;

3) презентации лекций, выполненные с помощью компьютерной программы PowerPoint.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа научно-педагогической практики является авторской...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000....
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconПояснительная записка программа составлена в соответствии с требованиями...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной...
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными...
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными...
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными...
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии...
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по дисциплине «Теория государства и права» составлена...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также с учетом рекомендаций Примерных...
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа «география» 5-9 классы
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии...
Ярославской области в 2013 – 2014 г., на основании авторской программы С. П. Ломова,С. Е. Игнатьева,Н. В. Долгоаршинных и др в соответствии...
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconПрограмма «География» 5-11 классы Составлена
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по технологии 3 класс
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск