Скачать 215.38 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮДекан геолого-географического факультета _____________ Г.М. Татьянин «____»_____________2012 г. ГЕОГРАФИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Рабочая программа дисциплины Направление подготовки 021000 География Профиль подготовки Физическая география и ландшафтоведение Геоморфология Рекреационная география и туризм Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Томск 2012 Одобрено кафедрой географии Протокол № ____ от «____» _________ 2012 г. Зав. кафедрой, доктор геогр. наук _______________ Н.С.Евсеева Рекомендовано методической комиссией геолого-географического факультета председатель комиссии, доцент _______________________ Н.И. Савина «____» _____________2012 г. Рабочая программа по дисциплине «География Томской области» является авторской и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000 «География» (квалификация «бакалавр») (приказ Минобрнауки России N 222 от 29 марта 2010 г.). Общий объём курса – 144 часа: лекции – 30, семинары – 10, практические занятия – 12, самостоятельная работа студентов – 92. Экзамен – в восьмом семестре. Общая трудоёмкость курса – 4 зачётные единицы. Составитель: Евсеева Нина Степановна – профессор, заведующая кафедрой географии. Рецензент: Окишев Петр Андреевич - профессор, заведующий кафедрой краеведения и туризма ТГУ.
Цель дисциплины «География Томской области» - получение студентами знаний, природных условиях и ресурсах региона, хозяйстве и экологических проблем Томской области, а также об истории ее заселения. Курс имеет ярко выраженный страноведческий характер. Характеристика районов, стран имеет комплексный подход в изучении территории, что соответствует и новым задачам хозяйственного, социального и экологического развития территории в условиях экономических реформ. Задачи дисциплины:
Дисциплина «География Томской области» относится к вариативной части профессионального цикла ООП и читается в 8–м семестре бакалавриата. Логически и содержательно данная дисциплина взаимосвязана с модулями географических дисциплин ООП География Томской области рассматривает вопросы изучения природы Томской области и ее заселения, природные условия и ресурсы в свете современных данных. Курс «География Томской области» основывается на знаниях полученных студентами в ходе изучения базовых дисциплин таких как «Общая геология», «Гидрология», «Метеорология», «Основы почвоведения», «Ландшафтоведение», «География населения с основами демографии», «Физическая география России» «Экономическая и социальная география России» и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции: а) общекультурные (ОК) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-5) владеет навыками работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач (ОК-10). б) профессиональные (ПК) владеет базовыми общепрофессиональными теоретическими и профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в области естественных наук и способен использовать эти знания в области географии (ПК-3, ПК-4); знаком с теоретическими основами экономической и социальной географии, в т.ч. и России, географии населения с основами демографии, геоурбанистики и умеет использовать их в географических исследованиях (ПК-5, ПК-8); умеет применять методы географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации (ПК-14). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные закономерности природных и социально-экономических условий развития региона, его демографических, экологических проблем и др., перспективы развития Уметь: практически использовать полученные знания в повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности Владеть: приёмами анализа и оценки природных и социально-экономических систем региона
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа. 4.1. Структура преподавания дисциплины
4.2.Содержание разделов дисциплины 1. Введение. Цели и задачи курса. Территория и географическое положение области. 2. История исследования территории Томской области. Изучение природы в 17 в. (Спафарий Н.М., И. Идес, А. Брант, С.У. ремезов). Русские академические экспедиции 18 в. – Д.Г. Мессершмидт, П.С. Паллас, И.П. Фальк и др. Исследования природы в 19 в. История Обь-Енисейского канала, работы Н.А. Кострова, учёных Томского университета. Изучение природы в 20 в. 3. Природные условия Томской области. Рельеф и рельефообразующие процессы. Геологическое строение. Климат. Мерзлотные условия. Воды. Почвы. Растительность. Животный мир. Природные комплексы. 4. Природные ресурсы: земельные, лесные, рыбные, водные, минерально-сырьевая база. 5. История заселения и хозяйственного освоения Томской области. Из истории заселения и хозяйственного освоения Томской области. Мезолит, неолит и эпоха бронзы. Эпоха железа. Средневековье. Русские люди на Томской земле. Переселенческие волны 18-20 вв. Формирование национального состава населения Томской области. 5. Население. Численность и воспроизводство. Миграции. Расселение. Рынок труда и занятости. Образование. Здравоохранение. Культура. 6. Общая характеристика хозяйства. Промышленность. Химическое производство. Лёгкая, пищевая отрасли и др. 7. Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. Фермерские хозяйства. 8. Транспорт. Речной транспорт, железнодорожный, воздушный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Внутригородской транспорт. Перспектива развития транспорта. 9. Внешнеэкономические связи. Общая характеристика, формы внешнеэкономических связей – внешняя торговля, создание совместных предприятий, инвестиции, научно-техническое сотрудничество, услуги. 10. Экологические проблемы и особо охраняемые природные территории.
Учебные занятия проводятся в виде лекций, практических занятий, контрольных и самостоятельных работ, консультаций. Основная организационная форма обучения – лекция. В зависимости от темы используются традиционные лекции и лекции-визуализации. Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно, логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Последующая работа над текстом лекции воскрешает в памяти ее содержание, позволяет дополнить запись, подчеркнуть, текстуально выделить главное, творчески закрепить материал в памяти, развивать мышление. Для улучшения восприятия лекционного материала в начале курса студентам необходимо изучить основную номенклатуру по Томской области (крупные реки, формы рельефа, административные районы, населенные пункты). Для изучения номенлатуры рекомендуется использовать методическое пособие Евсеевой Н.С. Топонимика и номенклатура по курсу «География Томской области». - Практические занятия предусматривают работу студентов с печатными изданиями и раздаточными материалами, подготовленными преподавателем, на основании которых обучающиеся строят карты, составляют результирующие таблицы графики, схемы, диаграммы. Выполнение практических работ позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач в области анализа состояния и перспектив развития Томской области. Семинарское занятие предполагает выступление студентов с самостоятельно подготовленными краткими информационными сообщениями по заданным вопросами и дальнейшее совместное обсуждение истории изучения территории области. Обязательной является самостоятельная работа студентов, включающая написание 1 реферата по теме предложенной преподавателем или выбранной обучающимся самостоятельно, создание 1 презентации, выполнение 2 карт, составление по 1 схеме и диаграмме. Для самостоятельной работы можно использовать ресурсы Научной библиотеки ТГУ и кафедры географии. Примерный перечень тем семинарских занятий Семинар 1. История исследования Томской области. Вопросы:
Семинар 2. Заселение и хозяйственное освоение территории Томской области. Вопросы:
Семинар 3. Население Томской области. Вопросы:
Семинар 4. Транспортный комплекс Томской области. Вопросы: 1.Развитие и современное состояние речного транспорта в Томской области. 2. Автомобильный транспорт в Томской области. 3. Железнодорожный транспорт в Томской области. 4. Воздушный транспорт. Примерный перечень тем практических занятий
Примерный перечень заданий для самостоятельной работы 1. К разделу дисциплины «История исследования Томской области» - подготовить краткое информационное сообщение об одном из исследователей изучаемого региона 2. К разделу «Начеление Томской области» - создать материал-презентацию с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. 3. По разделу «Общая характеристика хозяйства» - составить схемы, диаграммы «Структура промышленного производства» 4. По разделу «Внешнеэкономические связи» составить таблицы и графики по распределению экспорта и импорта Томской области. 5. Написать реферат (объемом до 15 стр.) по одной из предложенных тем или другой теме, выбранной обучающимся и согласованной с преподавателем 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическому обеспечению самостоятельной работы студентов Текущий контроль: работа на практических занятиях, результаты самостоятельной работы студентов. Оценивание за все виды контроля знаний проводится по 5-балльной системе. Оценки за все контрольные и тестовые работы обязательно учитываются на экзамене. 6.1. Примерный перечень вопросов для подготовки кратких информационных сообщений
6.2. Примерный перечень вопросов для подготовки кратких информационных сообщений
6.3. Примерный перечень рефератов
6.4. Примерный перечень вопросов для проведения контрольных работ Контрольная работа № 1.
Контрольная работа № 2
Контрольная работа № 3
6.5. Примерные вопросы промежуточного контроля освоения дисциплины, учитывающие формируемые знания, умения и владения (экзамен)
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: Евсеева Н.С.География Томской области. – Томск: Изд-во ТГУ, 2001. – 223 с. Евсеева Н.С.География Томской области: Население и хозяйство. – Томск: Изд-во ТГУ, 2005. – 168 с. Евсеева Н.С., Ромашова Т.В., Нехорошев О.Г., Окишева Л.Н., Адам А.М. География Томской области. Население. Экономика. Экология. 9 кл.: учебеное пособие для общеобразовательных учебных заведений. 3-е изд. Томск, 2010. –212 с Природные ресурсы Томской области. Новосибирск, 1991 – 176 с. б) дополнительная литература: Большое Васюганское болото. Современное состояние и процессы развития. – Томск, 2002. – 230 с. Васюганское болото (природные условия, структура и функционирование) / Под ред. Инишевой Л.И. – Томск: ЦНТИ, 2000. – 136 с. Воробьева И. Язык Земли. Новосибирск, 1973. Вылцан Н.Ф. Определитель растений Томской области. Томск, 1994. – 301 с. География Томской области. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. – 138 с. Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2000. – 284 с. Дюкарев А.Г. Ландшафтно-динамические аспекты таёжного почвообразования в Западной Сибири. – Томск: Изд-во НТЛ, 2005. – 284 с. Евсеева Н.С., Земцов А.А. Рельефообразование в лесоболотной зоне Западно-Сибирской равнины. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990. Иоганзен Б.Г. Природа Томской области. Новосибирск, 1971, - 176 с. Инишева Л.И., Архипов В.С., Маслов С.Г. и др. Торфяные ресурсы Томской области и их использование. – Новосибирск, 1995. – 88 с. Захарова Л.А., Нестерова Н.Г., Стариков Г.Н. и др. Лингвистическое краеведение. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. – 168 с. Лапшина Е.Д. Флора болот юго-востока Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. – 296 с. Москвитина Н.С., Сучкова Н.Г. Млекопитающие Томского Приобья и способы их изучения. Томск, 1988. – 185 с. Непряхин Е.М. Почвы Томской области. Томск, 1977. – 421 с. Редкие и исчезающие виды животных и растений Томской области. Томск, 1984. – 135 с. Рутковская Н.В. География Томской области. Сезонно-агроклиматические ресурсы. Томск, 1984. – 158 с. Статистические сборники Томской области разных лет. Томск. История города от основания до наших дней. / Отв. ред. Н.М. Дмитриенко. – Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1999. – 201 с. Томская область: Исторический очерк. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. – 684 с. в) Интернет ресурсы: Официальный Интернет-портал Томской области http://tomsk.gov.ru Стратегия развития Томской области http://www.strategia.tomsk.ru Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области http://green.tsu.ru/ Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Томской области http://tmsk.gks.ru/default.aspx Законодательная дума Томской области http://duma.tomsk.ru Официальные сайты муниципальных образований Томской области - http://www.bakchar.tomsk.ru/, http://www.vkt.tomsk.ru/, http://www.kargasok.ru/, http://www.pmr.tomsk.ru/, http://www.asino.ru/ и др. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 1) раздаточный материал: учебные пособия теоретический материал, фотографии, таблицы (содержания химических элементов в компонентах ландшафта), учебные карты по 25 вариантов к каждой практической работе; 2) мультимедийный проектор, ноутбук для показа материалов-презентаций к лекционной части курса; 3) презентации лекций, выполненные с помощью компьютерной программы PowerPoint. |
Рабочая программа научно-педагогической практики является авторской... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000.... | Пояснительная записка программа составлена в соответствии с требованиями... Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования... | ||
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной... | Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными... Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными... Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного... | Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными... Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии... Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по дисциплине «Теория государства и права» составлена... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также с учетом рекомендаций Примерных... | ||
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной... Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного... | Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной... Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного... | ||
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной... Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного... | Рабочая программа «география» 5-9 классы Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии... Ярославской области в 2013 – 2014 г., на основании авторской программы С. П. Ломова,С. Е. Игнатьева,Н. В. Долгоаршинных и др в соответствии... | Программа «География» 5-11 классы Составлена Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа по технологии 3 класс Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного... |