Скачать 0.69 Mb.
|
МОУ «Шелангерская средняя общеобразовательная школа» Рекомендовано на Утверждаю: метод объединении учителей Директор школы: «Естествознание» Клешнин С.П. « » 2013 г. Рабочая учебная программа «География» 5-11 классы Составлена Васильевой Е.А. Шелангер 2013 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ГЕОГРАФИЯ» 5–А КЛАСС Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов И.В. Душина, Л.И. Елховская, Г.С. Камерилова, В.А. Кошевой, Т.Ю. Притуло, О.А. Родыгина, Т.Л. Смоктунович*. I. Пояснительная записка География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности. Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100»**. А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности. Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип. В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. В соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»* каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь. Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли. . Структура курса географии в 5–ых классах. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому курс подразделяется на две части:
В первой части курса у школьников формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. В 5-м классе в курсе под названием «Мир Земли» школьники знакомятся с основами астрономии, которые значимы для географии, с планами и картами и с компонентами природы нашей планеты. Этот курс призван помочь школьникам понять мир Земли, его уникальность и богатство, связь с возникновением и развитием Вселенной. Основные задачи курса: – расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального); создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использования их населением; усилить гуманизацию, гуманитаризацию и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов; – способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления, понимать людей другой культуры; на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде; продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах; развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории. Отбор изучаемых в курсе стран предполагается провести не только исходя из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, не только с учетом степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и горных стран, их хозяйственной деятельности и региональных особенностей взаимодействия человека и природы. В отличие от существующего курса «География материков и океанов», в курсе «Земля – планета людей» основное внимание направлено на рассмотрение ключевых особенностей территории (природы и населения материков, природы океанов и хозяйственной деятельности человека в их акваториях), а главное – отдельных стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы). II. Описание места учебного предмета «География» в учебном плане В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 ч. (5-й класс – 1 ч.; 6-й класс – 1 ч.; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю). Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: 5–6-й классы Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. 5–6-й классы Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-ю линии развития: – осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития (1-я линия развития); – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся (2-я линия развития); – использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения (3-я линия развития); – использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности (4-я линия развития). Коммуникативные УУД: 5–6-й классы Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Предметными результатами изучения курса «География» 5-х классах являются следующие умения: 5-й класс 1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира: - объяснять роль различных источников географической информации. 2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: - объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; - формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды; - выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. 3-я линия развития – использование географических умений: - находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; -составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации; - применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы. 4-я линия развития – использование карт как моделей: - определять на карте местоположение географических объектов. 5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности: - определять роль результатов выдающихся географических открытий; - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. Тематическое планирование по курсу «География», 5-а класс («Наша Земля») из расчёта 1 час в неделю, 34 часа
|
Рабочая программа по курсу: «География России» 8-9 классы Составлена на основе программы домогацких е. М. «География России». 8-9 классы. (2010 г) | География, страноведение «География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»... | ||
Алексеева А. И., Николина В. В., Липкина Е. П.: География. Программы... Рабочая программа по географии для 6 9 классов моу "Азейская средняя общеобразовательная школа" составлена на основе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... География. 6-11 классы сост. Е. В. Овсянникова, «География России» 8-9 классы под редакцией И. И. Бариновой, В. П. Дронова М.: Дрофа,... | ||
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с федеральным... Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы. 10-11 классы. Авторы: А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина,... | Рабочая программа предмета «география» Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы образовательных учреждений. 6-9 классы. География. Природа и люди.... | ||
Программа по учебному предмету «география» 8 класс Дахиной Кристины Михайловны И. И. Баринова, В. П. Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы.... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по географии «География России»(VIII-IX классы), авторской программы: Ким Э. В.,... | ||
Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы) «География Земли» (VI-VII классы)/ Сборник нормативных документов : География: Федеральный компонент государственного стандарта;... | Данная рабочая программа составлена с использованием Примерной программы... Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. «География мира» (10 – 11 классы). Базовый уровень Автор:... | ||
Рабочая программа учебного курса география для 7 класса на 2013 2014... Программа: примерная программа основного общего образования по географии География Земли (VI-VII классы), авторская программа по... | Пояснительная записка. Статус документа Данная рабочая программа... География. Программы для общеобразовательных учреждений. Классическая линия 6 – 11 классы. Составитель: С. В. Курчина, Москва, Дрофа,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету география для 9 класса базовый уровень (далее – Рабочая программа) составлена на основе Программы «География... | Рабочая программа курса География. Материки и страны Автор, название программы: География. 6-9 классы Н. Н. Петрова. Москва, «Мнемозина», 2009 | ||
Рабочая программа учебного курса «География России: Природа» География. 6-11 классы. Сост. Е. В. Овсянникова. – 3 –е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2010 | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... «Социальная и экономическая география», «Физическая география и ландшафтоведение» |