Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного





НазваниеРабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
страница1/7
Дата публикации08.03.2016
Размер0.7 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
I. Пояснительная записка

Статус  учебной программы

Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияпо истории и обеспечена УМК для 5 класса.

Рабочая программа по предмету определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопостав­ленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивили­заций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критери­ем явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышле­ние? — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с об­разцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В цели курса входит:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной сре­дой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в исто­рии и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание кото­рых необходимо современному человеку и гражданину (деспоти­ческая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особеннос­ти мировых религий — буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории челове­чества. Последнее дает возможность формировать у учащихся тер­пимость, широту мировоззрения, гуманизм.


Структура документа:

Рабочая программа включает 8 разделов: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса, планируемые результаты изучения учебного предмета.
II. Общая характеристика  программы по истории
Программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В  программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальныйхарактеробразования.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классовк жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этни-  ческой, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других на-родов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демо кратических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


          III. Описание места учебного предмета «История» в Базисном учебном плане

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в общем объеме  68 часов, по 2 часа в неделю, из них 2 часа отводится на проектную деятельность, 6 часов на практикумы.

VI.Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5 класса включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

V. Содержание тем учебного курса (68 часов)

Введение (5 часов)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль архео­логических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние соору­жения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Родословная. Россия –Многонациональное государство.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначе­ния дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столе­тие)», «тысячелетие».

РАЗДЕЛ I. Жизнь первобытных людей

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники(3 ч.)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные пред­ставления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораз­дельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Не­возможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек ра­зумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и чело­века. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч.)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производяще­го хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, пряде­ние, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к про­изводящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религи­озных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о рас­паде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, бога­тые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначе­ния дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столе­тие)», «тысячелетие».

Повторение (1 ч.)

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, госу­дарств, письменности).

РАЗДЕЛ П. Древний Восток(18 часов)

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconПрограмма составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа Учебного курса история древнего мира в 5 классе...
Разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Федеральной примерной программы основного...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена в соответствии...
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по истории составлена на основе Федерального компонента...
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимым на изучение предмета «История» по учебному плану образовательного...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconКосулина Л. Г. Брандт М. Ю. Россия в XX в. Программы общеобразовательных...
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными...
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными...
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconПояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира...
Рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе составлена в соттветствии с требованиями фгос 2004 г, на основе Примерной программы...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по «Новой истории» составлена в соответствии с...
Составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г., примерной Программы основного...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными...
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconДанилов А. А., Косулина Л. Г. Россия в XX в. // Программы общеобразовательных...
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа истории России разработана на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  iconРабочая программа по истории 9 класс. (102 ч.) История России. XX начало XXI века -68 часов
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск