Правительство Российской Федерации
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет социальных наук
Департамент политической науки
Программа факультативного курса
Женщины в мировой истории
Для направления 030200.62 – Политология
Авторы программы к.и.н., доцент Короткова С.А.
Москва 2014
Женщины в истории: правительницы, воительницы, созидательницы. Пояснительная записка. Актуальность курса связана с процессами, меняющими картину современного мира и взаимодействие между различными устоявшимися представлениями, институтами и структурами. Сегодня новый социальный стандарт поведения определяет место и общественное назначение женщины. Новая модель женского пола становится более сильной и независимой в социальном и нравственно-этическом обществе. В той мере, в какой личность формируется социальными обстоятельствами, она формирует и само общество. Говоря о постоянном развитии личности, необходимо учитывать изменение и развитие личности женщины, её самосознания: нежелание мириться со своим вторичным положением, осознание своей роли и места в обществе, решительное стремление обратить на себя внимание общественности, чтобы она по достоинству оценила её высокую социальную значимость.
Многие российские историки соглашаются с той мыслью, что в рамках традиционной историографии, изучающей "значимые" социальные события в сфере политики, экономики, официальной культуры, женщинам отводилось место общего фона, "молчаливого большинства". Они не были вписаны в историческое полотно. Все "женское" - женский опыт, женские практики, женский вклад в становление человеческой цивилизации не были включены в "историческую реальность", сконструированную по законам традиционной историографии.
На самом деле актуализация проблемы "женской составляющей" в истории - инновация не сегодняшнего дня, как это может показаться. Это тема впервые зазвучала в середине 19 века. Исследовательская задача была обозначена как "открытие" женщин в культуре, искусстве, политике, внимание к достижениям современниц и возвращение женщин в историю.
Историю всегда писали мужчины, потому так мало женских имен мы находим в исторических источниках. Но те, что дошли к нам сквозь тысячелетия, достойны, чтобы их знали, изучали, делали выводы и учились на их примерах.
Курс призван познакомить студентов с именами выдающихся женщин в самых разных сферах деятельности, с их вкладом в развитие человеческой цивилизации, показать фундамент, на который опираются современные женщины.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 41.03.04.62 Политология по специализациям «Политическое управление» изучающих дисциплину «Женщины в истории».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом ФГАОУ ВПО НИУ «Высшая школа экономики» 2012 г. по направлению подготовки 41.03.04.62 Политология (Уровень подготовки – Бакалавр)
Образовательной программой «Политология» по направлению подготовки 41.03.04.62 Политология
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 41.03.04.62 Политология по специализациям «Политическое управление» и «Политический анализ», утвержденным в 2014 г.
Цели освоения дисциплины Курс призван дать студентам представление о роли и месте женщин в истории через рассказ о наиболее ярких личностях, их достижениях, открытиях, вкладе в «общечеловеческую копилку». Сделать попытку несколько переосмыслить ранее установленные стандарты исторической важности, показать женщин в роли субъектов истории.
Значимость этого курса состоит в его нацеленности на обсуждение гуманитарных вопросов: личность и ее взаимоотношения с миром – права, свободы, границы свободы, различия между людьми на основе равноправия; на развитие рефлексии и социальной ответственности, что в дальнейшем может привести к позитивным изменениям в социальных отношениях.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате изучения курса студент должен:
- знать учебный материал, предусмотренный данной программой;
- иметь представления о гендерных исследованиях, женской истории, роли и месте женщин в истории;
- уметь искать и систематизировать найденный материал по проблеме, а также оперировать полученными знаниями;
- обладать прочными навыками написания эссе, анализа и научной критики источников, теорий и концепций. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи
| ОК-1
| - демонстрирует способность к анализу исторической информации, логически верно и аргументировано строить доказательства
| - лекция;
семинар;
- самостоятельная работа;
- эссе;
- экзамен
| Свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; уметь создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний
| ОК-2
| - свободно владеет письменной и устной речью, навыками публичной и научной речи;
- уметь создавать и редактировать тексты
| - семинар;
- самостоятельная работа;
- эссе;
- экзамен
| Способность понимать закономерности исторического процесса; роль женщин в истории, их вклад в развитие человеческой цивилизации, их достижений
| ОК-5
| - распознает движущие силы и закономерности исторического процесса;
- оценивает место женщин в историческом процессе и в обществе
| - лекция;
- семинар;
- самостоятельная работа;
- эссе
| Способность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и гендерным традициям разных народов, готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений
| ОК-6
| - демонстрирует готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным, гендерным традициям разных народов
| - все формы учебной деятельности
| Понимание основных положений и методов социальных, гуманитарных наук, способность использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать значимые социальные проблемы и процессы
| ОК-11
| - владеет основными методами исторической науки
| - лекция;
- самостоятельная работа;
- эссе;
- реферат
| Знание о положении женщин в разных странах, о нормативной базе и правах женщин, имен выдающихся женщин в самых разных сферах деятельности, их вклада в развитие человеческой цивилизации.
| ПК-4
| - демонстрирует знание о положении женщин в разных странах, о нормативной базе и правах женщин, имен выдающихся женщин в самых разных сферах деятельности, их вклада в развитие человеческой цивилизации;
- распознает особенности исторических гендерных традиций в разных странах;
| - лекция;
- семинар;
- эссе;
- экзамен
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку (Б.1 – Гуманитарный, социальный, экономический цикл/вариативная (профильная часть).
Курс рассчитан на целевую группу студентов факультета социальных наук, для специализаций «Политическое управление». Место курса в образовательном процессе в ВШЭ определяется его тесной связью с читаемыми на факультетах учебными дисциплинами политологического и исторического профиля. Связь с другими курсами обеспечивается общей теоретической базой и широким привлечением конкретного исторического материала, который может быть использован в преподавании этих предметов.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Политическая история России и зарубежных стран
Логика и теория аргументации
Категории политической науки
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность логически верно и аргументировано строить различные виды речи (ОК-1);
свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; уметь создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-2);
способность к участию в научных исследованиях гендерных, социальных процессов и отношений, владение методами анализа и интерпретации представлений об этих явлениях на различных уровнях организации мира (ПК-1);
понимание методов современной исторической и политической науки и возможность их применения в политологических исследованиях (ПК-2);
применение основных теоретико-методологических подходов в компаративистике; способность методологически корректно сравнивать гендерные системы, институты и процессы (ПК-6);
способность рационально организовывать и планировать свою деятельность, применять полученные знания для формирования собственной профессиональной стратегии (ПК-14).
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Сравнительная политика
Современная российская политика
Мировая политика и международные отношения
Политическая конфликтология
Политика и религия
Культура и политика
Тематический план учебной дисциплины
Курс объемом 108 часов читается для студентов департамента политической науки и рассчитан на 2 модуля (3-4). Курс составляет 80 аудиторных часов, включая лекционные (40 часов) и семинарские занятия (40 часов).
№
| Название темы
| Всего часов
по дисциплине
| Аудиторные часы
| Самост.
работа
| лекции
| семинары
| 1.
| Вводная лекция. «Молчаливое большинство» и отдельные голоса в истории.
| 12
| 4
| 4
| 4
| 2.
| Женщины – правительницы: pro et contra
| 12
| 4
| 4
| 4
| 3.
| Женщины в представительных органах: количество или качество?
| 12
| 4
| 4
| 4
| 4.
| Воительницы: от амазонок до министров обороны.
| 12
| 4
| 4
| 4
| 5.
| Женские ордена: организации и награды.
| 10
| 4
| 4
| 2
| 6.
| Женская благотворительная деятельность
| 10
| 4
| 4
| 2
| 7.
| От Сафо до Астрид Линдгрен.
| 10
| 4
| 4
| 2
| 8.
| Астролябия, шампанское, Wi-Fi, et cetera (Вклад женщин в развитие науки и техники).
| 10
| 4
| 4
| 2
| 9.
| Творения женщин – художниц, скульпторов и архитекторов.
| 10
| 4
| 4
| 2
| 10.
| Женщины-композиторы и режиссеры: долгая дорога к признанию.
| 10
| 4
| 4
| 2
|
| Всего
| 108
| 40 часов.
| 40 часов
| 28
|
|